Роль фонематического слуха в развитии речи ребенка

Здравствуйте, дорогие посетители нашего сайта!

В данной статье я хотела бы рассмотреть такую важную тему, как фонематический слух. Данная тема очень важна, поскольку фонематический слух является одним из оснований, участвующих в формировании и развитии речи у наших детей.

Для начала определим, что такое фонематический слух, когда и как формируется фонематический слух, затем выясним, как фонематический слух влияет на формирование речи ребенка, а также рассмотрим способы развития фонематического слуха.

Что такое фонематический слух

В современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха используются разные термины: речевой слух, речевое восприятие, фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонема (с греч. — звук) — минимальная звуковая единица устной речи (иными словами — речевой или слышимый звук (например: а, о, у, в, п, л, р, ш и т. д.). Это именно слышимый звук (хотя звуки мы не только слышим, но и произносим, а также представляем в уме и графически изображаем в виде буквы). Фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений (иными словами, соединяясь в звуковой ряд, звуки или фонемы, превращаются в слоги, слова и предложения, и за счет определенного набора звуков человек отличает одну морфему, слово, предложение от других морфем, слов и предложений (например: муха, мука, рука …). Таким образом, при изменении набора фонем меняется и смысл сказанного и услышанного.

Фонематический слух — способность вычленять (воспринимать и различать) в речевом потоке отдельные звуки речи. Эта способность обеспечивает понимание значений слов, т. к. благодаря фонематическому анализу и синтезу в устном порядке устанавливается состав и последовательность фонем (при этом звуковой состав часто записывается буквами). (Сравните: Маша машет. Миша мажет. Паша пашет.).

Фонематическое восприятие (схожее понятие с фонематических слухом) — способность на основании слуховых впечатлений создавать целостные слуховые представления о звуках речи и различать звуки между собой. Ребенок имеет нормальный физиологический слух, но при этом у него может быть нарушен фонематический слух, из-за чего нарушается восприятие данного языка (понимание того, что слышит и того, что читает). Речевой слух представляет собой составной элемент звукового чутья.

Без речевого слуха речевое общение невозможно.

Почему нужно его развивать?

Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – кук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. В таких случаях говорят, что у детей словно каша во рту.

Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое. У школьников начинается серьезное отставание по школьной программе.

Когда и как формируется фонематический слух

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. В норме он формируется спонтанно — до поступления ребенка в школу (в простой своей форме), а затем в процессе обучения грамоте формируется более сложная форма.

Фонематический слух формируется у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Овладение звуковой стороной речи и непосредственно звукоразличением происходит постепенно и имеет последовательную закономерность.

Ниже приведу таблицу, в которой отражается последовательность формирования речевого слуха и восприятия. Хотела подчеркнуть, что

указание возрастного периода приблизительное, ведь так или иначе необходимо учитывать особенности индивидуального развития ребенка.

Таблица. Формирование фонематического слуха

Возраст ребенка Возможности, навыки, умения ребенка
на 2 неделе Ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить.
к концу 1 месяца Младенец успокаивается под звук колыбельной песни.
к концу 3 месяца Малыш поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
4 -6 месяцев Ребенок усваивает интонационную составляющую сторону речи. Адекватно реагирует на интонацию. Узнает знакомые голоса.
с 6 месяцев Это период лепета. Ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка — артикулирования. Ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы (речевые звуки), слоги, перенимает тон, мелодику и интонацию речи. Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Дай ручку. Нельзя.

)

6 — 12 месяцев Ребенок усваивает ритмическую сторону речи, а также темп речи.
с 10 — 18 месяцев Развивается способность воспринимать звуковой состав слова (это и есть фонематический слух). Понимает названия отдельных предметов. Затем начинает узнавать их на картинках. Позже находит их на сюжетных картинках.
20 — 24 месяцев Понимает обозначенные на картинках действия, выполняет инструкции (Покажи, кто спит. Покажи кто кушает),

выполняет двухступенчатую инструкцию (
Возьми полотенце и отнеси в ванну
). Понимает значение предлогов в привычной ситуации.

к 2 годам Дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (кашка — каска

)

2 — 3 года Понимание коротких прочитанных рассказов и сказок (сначала с опорой на картинку, а затем без опоры). Закрепляются в произношении гласные и простые по артикуляции согласные звуки: А, О, У, Э, И, Ы, К-Г-Х, КЬ-ГЬ-ХЬ, М-П-Б, МЬ-ПЬ-БЬ, Т-Д-Н,ТЬ-ДЬ-НЬ, ЛЬ,СЬ (звуки раннего онтогенеза).
к 3 — 4 годам Фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать (различать) сначала гласные и согласные, затем мягкие и твердые согласные, сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ, Н, НЬ, М, МЬ, Й), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч) и свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). По мере речевого опыта ребенок учится различать звуки, более близкие акустически и артикуляторно (С — Ц, СЬ — Щ, ТЬ — Ч, Ш — Щ, Ц — Ч, С — Ч — Ш и т. д.). У ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. Понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации. Понимает сложноподчиненные предложения. Слушает длинные рассказы и сказки. Понимает и выполняет двухступенчатую инструкцию.
к 4 годам К этому возрасту уже сформирован фонематический слух. В норме он дифференцирует (различает) все звуки.
4-5 лет По мере развития речевого опыта, артикуляционных навыков и развития фонематического слуха ребенок начинает произносить более сложные звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, РЬ (звуки позднего онтогенеза).
5-6 лет У ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Речевой опыт ребенка растет. Речевые возможности ребенка совершенствуются. Навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях становится еще более тонким. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. За счет чего правильно понимает и правильно согласовывает притяжательное местоимение и существительное (Моя кукла. Мой зонт. Мои лыжи),

существительное с прилагательным в числе, роде, падеже
(Кислые лимоны. Пью холодную воду)
и существительное с глаголом в числе, роде
(Собака бежала. Слон пил).
Понимает и выполняет три последовательные команды
.
Понимает грамматическую форму предложения
(Картина была нарисована Светой),
понимает условные предложения со словом
если.

с 6 лет В процессе обучения грамоте формируется более сложная форма фонематического анализа и синтеза. Ребенок может вычленить звук в составе слова, определить количество и последовательность звуков в слове, дать характеристику каждому звуку согласно принятым правилам родного языка.

Процесс овладения звукопроизношением носит индивидуальный характер (как по времени, так и по применению стратегий и последовательности усвоения звуков).

Но все же можно отметить, что смычные согласные обычно усваиваются раньше щелевых, глухие раньше звонких, мягкие раньше твердых, а свистящие раньше шипящих. Причем, вначале дети усваивают не те звуки, которые они четко воспринимают на слух, а те, которые им легче произнести. Раньше дети начинают произносить звуки, артикуляция которых соответствует рефлекторным реакциям: дыханию, сосанию, глотанию, крику. Затем дети овладевают звуками, отличающимися от рефлекторных реакций. Они сложнее и требуют дополнительных усилий. Они усваиваются постепенно и поначалу заменяются другими. Что является нормой до 4-5 лет (физиологическое или функциональное нарушение звукопроизношения).

Вероятные причины

На развитие фонематического слуха влияет среда воспитания, пример речи в семье, состояние периферической нервной системы и др.

Среди наиболее вероятных причин нарушения можно выделить следующие:

  • педагогическая запущенность;
  • тугоухость;
  • травмы головы, патологии органов слуха, речи;
  • гиперактивность;
  • ослабление организма, серьезные или частые болезни, особенно в раннем возрасте;
  • заболевания щитовидной железы и органов пищеварения;
  • неврологические нарушения.

Чтобы выявить точную причину, необходимо проконсультироваться у ЛОРа, невролога и логопеда как можно раньше. Иногда помимо развития фонематического слуха требуется медикаментозное или хирургическое лечение: подрезание подъязычной связки, прием стимуляторов ЦНС.

Фонематический слух очень важен для развития правильной речи. Нужно не упустить момент и уделить ему должное внимание в 4–6 лет, чтобы в школе ребенок легко учился и не сталкивался с насмешками сверстников. Лучше, если методика развития слуха будет разработана индивидуально, с учетом всех особенностей малыша.

Фонематический слух влияет на формирование речи ребенка

Наряду с лексическими и грамматическими навыками, фонематический слух и правильное звукопроизношение является базой для формирования умений, обеспечивающих успешность протекания речевой деятельности, т. е. полноценной коммуникации.

В свою очередь фонематический слух влияет на формирование речи ребенка как устной, так и затем письменной.

Рассмотрим влияние фонематического слуха на развитие устной речи (верное восприятие обращенной речи, понимание речевой информации, воспринимаемой на слух (например: сказки, рассказы), также формирование правильного звукопроизношения и точного воспроизведения собственной речевой информации).

Причин неправильного произношения звуков множество.

Одной из причин является низкий уровень развития фонематического слуха (может иметь первичный уровень и вторичный).

Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков (способность определить наличие звуков, количество звуков, их последовательность в фонематическом отрезке, в возможности характеристики каждого звука), т. е. от уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом.

Так, например, искаженное произношение звука, а в особенности замена на другие звуки сопровождается недостаточным различением сходных по артикуляции или акустическим признакам звуков: звонкие заменяются глухими (Ж-Ш, З-С), твердые — мягкими (Л-ЛЬ, С-СЬ …), свистящие — шипящими (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ, СЬ-Ч) (саро — сало, сапка — шапка, wампа — лампа), вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук (Ш, С на Щ) и т.д. Отсутствие звука в слове или нарушение звуконаполняемости слова может быть следствием того, что ребенок не может определить наличие звука в слове (кот — крот, ваенки — валенки, цетоик — цветочек).Также в устной речи может наблюдаться нарушение слоговой структуры (даже в случае, если все звуки, входящие в слово произносятся правильно), когда ребенок переставляет звуки и слоги местами или добавляет другие, заменяет другими (катиль — скатерть, сипед — велосипед, псипцы — чипсы, кафенька — конфетка). Причем ребенок может одно и тоже слово произносить по разному в разном контексте или при повторном произнесении. Это происходит по причине того, что ребенок не улавливает звуконаполняемость слова и последовательность звуков в слове.

У детей наблюдается общая смазанность речи, нечеткая дикция. Некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя. На этом фоне отмечается трудности восприятия и различения окончаний слов, недоговаривание окончаний, недостаточный уровень грамматических категорий, т. е. нет согласованной связи между словами в падежных окончаниях, числительных и прилагательных с существительными (Два лопата. Бела облака. Картина висят стена), трудности восприятия и различения приставок в однокоренных словах, суффиксов, предлогов.

Дети испытывают трудность в том, чтобы внимательно слушать и поднять руку в момент произнесения определенного звука, слога. Им трудно повторить за логопедом слог с парным звуком, подобрать слова или картинки, начинающиеся на заданный звук, определить какой звук стоит в начале слова и т. д.

Наблюдается нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи.

Таким образом, страдает как восприятие, а значит точность понимания речевой информации (сравните: На крыш©е крыс(ш)а. Миш©ка ест из мис(ш)ки), так и правильность, четкость произнесения звуков, слов, предложений и всего речевого высказывания, а значит нарушается понимание собеседником передаваемую информацию.

Таким образом, страдает полноценность речи. И, как следствие, мы наблюдаем трудности коммуникации ребенка и затруднения в его социализации.

Рассмотрим влияние фонематического слуха на развитие письменной речи (развитие умения и навыка грамотного чтения и письма).

Письменная речь еще более сложный процесс, чем устная речь.

Формирование письменной речи происходит на базе устной, а значит на базе сформированного фонематического слуха, правильного звукопроизношения, сформированных лексико-грамматических умений и навыков.

Ребенку нужно научится привязывать букву к ее звуку. При чтении буква переводится в артикулему (звук, который произносится про себя или вслух) — читается, а при письме наоборот, артикулема переводится в букву — записывается.

Несформированность фонематического восприятия приводит к трудностям в проведении элементарных форм звукового анализа и синтеза (в умении определять характеристики звуков: ударность-безударность гласного, твердость-мягкость, глухость-звонкость согласного, последовательность звуков), сравнения и обобщения языкового материала. А это необходимое условие для овладения письменной речью.

Ошибки могут быть следующие:

  • пропуски букв в словах и вставки гласных букв в словах (нарушен звуковой анализ, ребенку трудно определить звуковой состав слова — последовательность и количество звуков);
  • замены и смешения букв в словах (ученик не может соотнести фонему с графемой, т. к. нет прочной связи между значением и зрительным образом буквы, ребенок нечетко различает звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство по признаку: мягкий-твердый согласный, глухой-звонкий и свистящий-шипящий согласный, ударный-безударный гласный, лабиализованные гласные (о-у, ю-ё), сонорные (р-л, ль-й), аффрикаты (ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, ц-с);
  • перестановки слогов и букв в словах, искажение слоговой структуры слова и звуконаполняемости слова (ребенку трудно определить последовательность звуков в слове);
  • неумение делить слово на слоги для переноса, даже в случае, когда не пропущены буквы, не искажена слоговая структура (слабое языковое чутье, нет чувства ритма).
  • слитное написание слов или раздельное написание частей слова (ребенок не умеет уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы);
  • морфемный аграмматизм (словообразование) ( является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов, при попытке подбора проверочного слова для прояснения конечного согласного звука создаются несвойственные языку образования);
  • несоблюдение границ предложения — заглавная буква, точка или иной знак, аграмматизмы (нарушение связи слов в предложении), слитное написание, пропуски или задвоение предлогов (связано недоразвитием языкового чутья, отсутствием ритма, темпа и интонации, формирование которых происходит на начальном этапе формирования фонематического слуха. Ребенок не умеет уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы, воспринять интонационное оформление фразы и соотнести с правилами пунктуации);

Может казаться, что эти ошибки связаны с невнимательностью ученика, торопливостью или с тем, что он не знает или не применяет правила родного языка. Но часто причина в другом. Это недоразвитие фонематического слуха.

Причем эти ошибки, как правило, будут наблюдаться как при чтении, так и на письме, ведь речь идет об одном процессе — письменная речь (процесс чтения и письма).

Способы развития фонематического слуха

Приемы формирования фонематического слуха различны: практика восприятия на слух (умение опознать и различать фонемы на слух) и говорения; фонетический анализ и синтез (определять характеристики звуков: ударность-безударность гласного, твердость-мягкость, глухость-звонкость согласного, последовательность звуков) и прочее.

Работа ведется с учетом формирования фонематического слуха в онтогенезе, т. е. исходя из закономерной последовательности того, как фонематический слух формируется естественным путем. Также необходимо учитывать возраст и возможности ребенка. Работу необходимо начинать с менее сложных видов работы и затем стремиться к более сложным (приблизительно так и отражена последовательность работы в примерных заданиях для развития фонематического слуха).

Варианты заданий

  1. Хлопни, если услышишь звук А (и другие гласные звуки, потом и согласные) среди других звуков, слогов, слов (А — ОУЫЭИАОИЫААЫУО; АМ, ОП, ЫП, ЭС, АВ…; ПО,ТА, СЫ, МА, ВЭ…; АВТОБУС, УШИ, ОБРУЧ…; МАК, НОС, ПУХ…; РУКА, ПИЛЫ, ОВОЩИ…).
  2. Вспомни слова, которые начинаются на А (О, У, И) (АИСТ, АЗБУКА, АРКА; ОБРУЧ, ОБЛАКО, ОВОЩ), первый гласный обязательно ударный.
  3. Вспомни слова, которые заканчиваются на М (и др.) или найди среди картинок.

  4. Обведи (или найди) картинки, названия которых начинаются с гласных красным цветом, а с согласных — синим (ИГОЛКА, МЯЧ, УТКА, ЗОНТ).
  5. Раскрась (или найди) гласные буквы красным цветом, а согласные — синим.

  6. Обведи (или найди) картинки, названия которых заканчиваются на гласный звук красным цветом, а на согласный — синим (ТОПОР, РУЧКА, ОКНО, ШАРФ, ЛУК).
  7. Найди картинку, которая начинается на заданный звук (звук произносит взрослый) (на гласный — ударный, затем на согласный) (О — ОБЛОКО, У — УХО; С — СЛОН, М — МУХА).
  8. Соедини между собой картинки, названия которых начинаются на один и тот же звук.

  9. Найди картинку, которая заканчивается на заданный звук (звук произносит взрослый) (сначала согласный, затем на гласный) (Н — ДИВАН; О — ПЕРО).
  10. Соедини между собой картинки, названия которых заканчиваются на один и тот же звук.

  11. Какая картинка лишняя? Обрати внимание на первый звук.

  12. Какая картинка лишняя? Обрати внимание на последний звук.

  13. Напиши рядом с картинкой букву (или найди и поставь букву), на которую начинается слово (сначала гласная — ударная, затем согласная).

  14. Напиши рядом с картинкой букву (или найди и поставь букву), на которую заканчивается слово (сначала согласная, затем гласная).

  15. Раскрась (или найди) только те картинки, в названии которых есть звук С (КУБИК, БУСЫ, СНЕЖИНКА, ГРИБ, ЛИСТ); У (ЦВЕТОК, УТКА, КАПУСТА, ЧАШКА, ПАУТИНА) и другие гласные и согласные звуки.
  16. Где находится звук Р: в начале, в середине или в конце названий картинок? (соедини с нужной схемой или раскрась нужный квадрат в схеме) и другие и согласные звуки.
  17. Названия каких картинок начинаются на звук М (твердый), а каких на звук МЬ (мягкий)?
  18. Найди предметы, названия которых заканчиваются одинаково.

  19. В середине каких слов есть звук Ч (и другие). Придумай свое слово.
  20. Раскрась квадраты в схеме (или составь из фишек) соответствующие гласным звукам — красным, твердым согласным — синим, мягким согласным — зеленым (ЛЕС, КОТ, ОСА — восприятие на слух).
  21. Прочитай слова, раскрась квадраты в схемах в нужный цвет (или используй фишки).
  22. Прочитай слова (или на слух, находя нужную букву, или используя картинки) по первым звукам названий картинок. Запиши их (или используй буквы из кассы букв) (ЗАМОК, ОСЛИК, НОЖНИЦЫ, ТРУБОЧКА — ЗОНТ).

  23. Назови картинки. Сколько слогов в каждом слове (определи с помощью хлопков)? Напиши (скажи или найди цифру).

  24. Прочитай слова (напечатанные или выложенные из букв кассы), раздели на слоги — вертикальной чертой, хлопками (или отделяя слоги).

  25. Подбери схемы к словам (или к картинкам) в соответствии с количеством слогов.

  26. Соедини картинки, в названиях которых одинаковое количество слогов.

  27. Назови предметы, назови все звуки в слове по порядку (БУСЫ, МЫЛО, СЫР, ЛУНА, МАК).
  28. Определи какой звук в слове 2-ой, 4-ый, 1-ый… (ЧАСЫ, ЖУК, ЧАШКА, НОС, СТУЛ, ПИЛКА, БОЧКА).
  29. Помоги подобрать рифму (БИЛЕТ — омлет, жилет, вельвет; МОШКА — ложка, крошка, брошка, кошка).
  30. Определи, чем похожи слова (БЫЛ-БИЛ, ВЫЛ-ВИЛ, РАД-РЯД, МЫЛО-МИЛО, ДАРЫ-ДАРИ, САДЫ-САДИ, НОСЫ-НОСИ).
  31. Измени в названии картинок (слова) последний звук (СТОП — стол, СУК — суп, СОН — сок, СЫР — сын).
  32. Измени в названии картинок (слова) первый звук (МАК-рак, СУК-лук, СОН-тон, РОТ-кот).
  33. Отгадай какое слово хочу сказать (ПРИ…, КУ…, ЗО…, ЧЕ…, ЛО…).
  34. Подбери нужное слово (на слух или с картинками) (МИШКА — МИСКА, кот ест из…, в берлоге спит…; КАСКА-КАШКА, НАС-НАШ, МАШЕТ-МАЖЕТ, КРЫША-КРЫСА, КОЗА-КОСА).

На этом я завершаю статью, посвященную роли фонематического слуха в развитии речи ребенка. Надеюсь что статья была вам интересна и полезна.

С уважением, логопед Центра Семейной Помощи «Энергия Семьи»

Альхименко Ольга Викторовна.

Примеры упражнений

Игры на развитие фонематического слуха многочисленны и разнообразны, поэтому им посвящена отдельная статья. Несколько примеров упражнений:

  1. «Путаница». Задача: хлопнуть в ладоши при правильном произнесении слова. Ребенку показывается картинка, к примеру, с изображением кастрюли. Сначала взрослый громко и четко произносит правильное название (знакомит с ним малыша). Затем начинает намеренно искажать: тастрюля, састрюля, бастрюля, дастрюля. Примерно в середине «кастрюля» произносится правильно, и этот момент обозначается хлопком. Потом картинка и слово меняются.
  2. «Лишний звук». Задача: исключить лишний слог (слово). Взрослый отчетливо произносит: та-та-та-да-та, са-за-са-са-са, кот-кот-тот-кот.
  3. «Звук заблудился». Задача: Понять, что не так в предложении и исправить. Пример: по весне распустились светы (цветы), во рту выросли дубы (зубы), щенок живет в булке (будке), мама заплела почке (дочке) косу.
  4. «Где звук?». Игра для школьников. Задача: на карточке со словом правильно разместить фишку. К примеру, взрослый называет звук «У», а перед ребенком кладет карточку со словом «Ужин». Правильное местоположение фишки – первая буква.

Чтобы развить фонематическое восприятие и слух, детям полезно читать книги по возрасту, грамотно и четко разговаривать в их присутствии, использовать различные интонации и громкость речи. Отдельное внимание следует уделять активному познанию окружающего мира, тренировать зрительный, слуховой, осязательный и другие анализаторы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]