Правила определения и таблицы со звонкими и глухими согласными звуками

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 471.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 471.

Все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. В данной статье, предназначенной для учащихся 1 класса, рассмотрим звонкие и глухие согласные звуки: парные по звонкости/глухости, непарные звонкие и непарные глухие.

Парные по звонкости/глухости

В алфавите насчитывается 21 согласных букв, которые обозначают 37 согласных звуков.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. Такие согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах.

Все звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, все глухие согласные звуки – только из шума.

Перечислим парные согласные звуки по звонкости/глухости с помощью таблицы «Глухой/звонкий согласный звук»:

Звонкие согласные звуки Глухие согласные звуки
[б] [п]
[в] [ф]
[г] [к]
[д] [т]
[з] [с]
[ж] [ш]

Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – орфограмма, требующая проверочное слово.

Приведем примеры: слово «зуб» произносится с глухим согласным звуком [п] как [зуп]; слово «зубы» произносится со звонким согласным звуком [б] как [зубы].

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их произнесении язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.
Согласные образуют 15 пар по мягкости/твердости:

Парныенепарные (всегда зв./ глух.)
Твердыебвгдзклмнпрстфхжшц
Мягкиеб’в’г’д’з’к’л’м’н’п’р’с’т’ф’х’ч’щ’й’

Сильные позиции по твердости/мягкости:

  • перед гласными: нос -нёс, мол [мол] – мел [м’эл];
  • на конце слова: мел [м’эл] – мел [м’эл’], удар – ударь, угол – уголь;
  • у звуков [л], [л’] независимо от положення: полка [полка] – полька [пол’ка];
  • у звуков [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р],[р’] перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] : банка [банка] – банька [бан’ка], пурга [пурга] – серьга [сер’га], изба – резьба.

Слабая позиция по твердости/мягкости:

  • Изменения согласных звуков по твердости/мягкости могут быть вызваны влиянием звуков друг на друга.
  • твердый звук изменяется на парный мягкий перед мягкими согласными (чаще з, с, н, р перед любым мягким согласным): н –> н’, р –> р’ перед ч’, щ’ : барабанщик [барабан’щ’ик], фонарщик [фанар’щ’ик];
  • с –> с’ перед н’, т’: песня [п’эс’н’а], кость [кос’т’];
  • з –> з’ перед н’, д’: жизнь [жыз’н’], гвозди [гвоз’д’и];
  • в некоторых других сочетаниях : дверь [д’в’эр’], съел[с’й’эл];
  • мягкий согласный перед твердым становится твердым: конь – конский
  • Если глухие и звонкие звуки обозначаются с помощью букв, то твердые и мягкие обозначаются другими средствами.

    Обозначение мягкости парных согласных:

    • буквами Я, Е, Ё, Ю : вял – ср. вал, сер – сэр, вёз – воз, люк -лук;
    • перед буквой И согласные всегда мягкие (кроме Ж, Ш, Ц): пир, мир, сито; после Ж, Ш, Ц (они всегда твердые) произносится [ы], а не [и]: жир [жыр], жито [жыта], шишка[шышка].
    • мягким знаком Ь: в конце слова: пень, стань – ср. стан, сталь – стал, жарь – жар, быль – был, весь – вес, мель – мел;
    • мягкость согласного [л’] перед любым другим согласным: сельдь, июльский, полька;
    • мягкость согласного, стоящего перед твёрдым согласным: раньше, только (ср. толк), горько (ср. горка), банька (ср. банка), редька- редко, зорька -зорко, галька – галка, угольки- уголки, пеньки – пенки;
    • Мягкость согласного, который стоит перед другими мягкими ([г’], [к’], [б’], [м’]), обозначается мягким знаком Ь только в случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: серьги (мягкий [р’] перед мягким [г’]) – серьга (мягкий [р’] перед твердым[г]), восьми – восьмой, огоньки – огоньков. Но, мостик [мос’т’ик] – без Ь, т.к. моста [моста] – [c] твердый перед твердым [т], хвостик -хвоста, ростик – роста.
  • Мягкость согласных Ч, Щ перед другими согласными не обозначается, т.к. Ч, Щ всегда мягкие: печник, почка, мощность, помощник.
  • Твердость обозначается

    • отсутствием мягкого знака в сильных позициях,
    • написанием после согласного гласных букв А,О, У,Ы, Э
    • в некоторых заимствованных словах твердый согласный перед Е: фонетика [фанЭт’ика].

    Что мы узнали?

    Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]. Эти согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах. В русском языке есть непарные звонкие согласные звуки ([л], [м], [н], [р], [й]) и непарные глухие согласные звуки ([х], [ц], [ч], [щ]). Такие согласные звуки не имеют пар по глухости (непарные звонкие согласные звуки) или по звонкости (непарные глухие согласные звуки), их звучание не зависит от положения в словах.

    Для чего это нужно?

    Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Также бывают случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются звонко. Правильное соотнесение буквы и звука существенно поможет в изучении правил написания слов.

    Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

    • К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
    • Однако в фонетике из данного ряда звуков выделяют еще так называемые сонорные, которые максимально приближены по своим характеристикам к гласным звукам: их можно пропеть, продлить в речи. К таким звукам относятся й, р, л, н, м.

    Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, только при помощи шума, голосовые связки при этом расслаблены.

    • Данные буквы и звуки включают в себя следующие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, необходимо выучить фразу: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!». Все согласные звуки в ней являются глухими.

    Внеклассные мероприятия по русскому языку

    Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.

    Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.

    Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:

    — составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;

    — придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;

    — написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.

    Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

    Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

    На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

    Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

    Например, слова «пруд» – «прут», «кот» – «код», «рог» – «рок» как раз входят в этот список.

    Твёрдое и мягкое звучание

    Тона могут произноситься уверенно или легко. Писаться они будут идентично, но говориться по-разному. Интонацию определяет следующая гласная буква. Пример: ток — тёк, нос — нёс.

    Если звук твёрдый — конец языка дотрагивается до нёба, мягкий — язык достаёт до нёба серединкой. Твёрдые произносятся:

    • перед гласными буквами А, О, У, Э, Ы;
    • когда после стоит согласная;
    • если буква находится в конце слова;
    • перед Е в словах иностранного происхождения (например, кашне, безе);
    • буквы Ж, Ч, Ц никогда не смягчаются, они непарные.

    Звуки всегда будут мягкие перед «ь». Но объяснить ребёнку это можно, если он видит написанное слово. На слух определить сложно. Также они будут смягчаться, если стоят перед Я, Ю, Е, Ё, И, например, мяч, мюсли, мел, лёд, рис. Буквы Й, Ч, Щ произносятся исключительно мягко: йод, чаща. Они не образуют пар. Таблица образования твёрдости и мягкости показана с учётом последующих гласных букв.

    ТвёрдыеДоМаРэЗуБыТо
    МягкиеДёМяРеЗюБиТе

    Помочь запомнить мягкость звуков Й, Щ, Ч может следующий способ: при написании с ними слов эти буквы нужно подчеркнуть. Это будет символизировать подушечку, на которой сидит буква и будто её смягчает.

    Звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] называются шипящими, так как они звучат как шипение. Ж и Ш относят к непарным твёрдым, Ч и Щ — к мягким, не образовывающим пары. Не имеет значения, какие гласные стоят после них, первая пара всё равно будет читаться твёрдо, а вторая — мягко, например, шёл, щука. Даже если после Ж или Ш поставить мягкий знак, они останутся твёрдыми. Хотя до XIV века [ж] и [ш] были мягкими, в современной речи это изменилось. Ж — звонкая, Ч, Ш и Щ — глухие.

    Выговаривают эти буквы мимически одинаково, губы вытягивают немного вперёд и напрягают. Язык прижимается к нёбу не до конца. В результате должна образоваться щель, через которую выходит воздух, подающий шипящий звук. Он говорится только на выдохе. Если губы сомкнуть, такие звуки произнести не удастся.

    Шипящие сложны как для взрослой речи, так и для детской. Чтобы ребёнок выговаривал их верно, учат скороговорки:

    1. В камышах шуршат шесть мышат.
    2. Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке.

    Эти предложения проговариваются сначала медленно, а затем их темп постепенно ускоряют.

    После шипящих всегда надо писать И, А, У. Не пишутся Ы, Я, Ю.

    Сочетания букв зч, жч, здч, сч иногда произносятся как [щ]: мужчина — [мущ’ина].

    Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»

    Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.

    Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.

    Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик. Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.

    Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут.

    Позорный проигрыш

    Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.

    А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.

    Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.

    Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]