Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох.
При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха: — выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»; — выдох происходит плавно, а не толчками; — во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; — во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); — выдыхать следует, пока не закончится воздух; — во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдохаЛети, бабочка!Цель:
развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры:
Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. — Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. — Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
ВетерокЦель:
развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры:
Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик». Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. — Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Осенние листьяЦель:
обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование:
осенние кленовые листья, ваза
Ход игры:
Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. — Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
ЛистопадЦель:
обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование:
вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры:
Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. — Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер — разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер — подуем на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. — Все листики на земле… Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Снег идёт!Цель:
формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
кусочки ваты.
Ход игры:
Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. — Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
ОдуванчикЦель:
развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры:
Игру проводят на воздухе — на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики. — Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно — чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики. Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки. Также можно организовать игру «Дед или баба?»: — Давайте поиграем в игру «Дед или баба?»! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок — это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались — это волосы на голове — то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!
ВертушкаЦель:
развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
игрушка-вертушка.
Ход игры:
Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно : — Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Песня ветраЦель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
китайский колокольчик «песня ветра».
Ход игры:
Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Летите, птички!Цель:
развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры:
Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз). — Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка! В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
Катись, карандаш!Цель:
развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры:
Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
Весёлые шарикиЦель:
развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
легкий пластмассовый шарик.
Ход игры:
С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. — Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали! Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола
Воздушный шарикЦель:
развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры:
Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. — Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее! Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед. Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).
Плыви, кораблик!Цель:
развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры:
На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. — Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец! Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.
УточкиЦель:
развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры:
На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть. — Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка. Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется. — Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке! В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.
БулькиЦель:
развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование:
стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры:
В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. — Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем — ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки — прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
Расти, пена!Цель:
развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.
Ход игры:
Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. — Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть. После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать — дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.
День рожденияЦель:
развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.
Ход игры:
Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей — зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой. -У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт — помоги мишке задуть свечи. Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла — снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз. Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха — она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха. Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует. Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.
Перышко, лети!
Цель:
развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
птичье перышко.
Ход игры:
Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
Мыльные пузыриЦель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра — коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Ход игры:
Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.
СвистулькиЦель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Ход игры:
Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них. — Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши — птичка, а у Вани — олень. Давайте устроим лесной концерт — каждый из зверей и птиц поёт свою песенку! Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
МилиционерЦель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
свисток
Ход игры:
Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров. — Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки — давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя — свистим в свисток! Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Подуй в дудочку!Цель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.
Ход игры:
Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах — одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть. Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе. — Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки — начинаем играть! Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос. Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.
Музыкальный пузырёкЦель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).
Ход игры:
Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру. — Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк — гудит как труба. Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.
Надуй игрушку!Цель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.
Ход игры:
Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. — Посмотрите, наши игрушки совсем больные — худенькие, без животиков… Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые! Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней. Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован. На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.
Бумажный флажокЦель:
развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:
полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15×2,5 см).
Ход игры:
Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами). — Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер — вот так! Флажки полощутся на ветру! Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания — это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания: — пропевание гласных звуков — А, О, У, И, Э; — длительное произнесение некоторых согласных звуков — С, З, Ш, Ж, Ф, Х; — произнесение слогов на одном выдохе; — произнесение слов на одном выдохе; — произнесение фраз различной длины на одном выдохе; — чтение стихотворений; — пение песенок; — выразительный рассказ, пересказ текстов. Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы. Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания — произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи — не рассматривается в данном статье. Такая работа проводится на следующих этапах логопедической работы с детьми. Игры для развития речевого дыхания
Пой со мной!
Цель: развитие правильного речевого дыхания — пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть «песенки». — Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха — вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать. — Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!» Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе. — Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
Звуки вокруг нас
Цель: развитие правильного речевого дыхания — пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру. — В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной. Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
Девочки поют
Цель: развитие правильного речевого дыхания — пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных — АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д. Оборудование: картинки с изображением поющих девочек — четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И. Ход игры: подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие — артикуляция должна быть четко прорисована. В игре могут участвовать 2-4 ребенка. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук. После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый. — Теперь будем петъ общую песенку. Петъ будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными. Следующий этап игры — пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки: — Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А-У-У-У!» Наберите побольше воздуха — песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: «У-У-У-А-А-А!» Постепенно количество и варианты «песенок» можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки — ИА — и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.
Сдуй шарик
Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны — получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой — шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи — шарик сдулся. — Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны — вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик! Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
Змейка
Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре. — Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
Насос
Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. Ход игры: предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. — Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса — вот так! «С-С-С» — работают насосы! Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
Весёлая песенка
Цель: развитие правильного речевого дыхания — произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов — ЛЯ-ЛЯ. Оборудование: кукла или матрешка. Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку. — Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей! Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки — подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись
Весёлое путешествие
Цель: развитие правильного речевого дыхания — произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов — БИ-БИ, ТУ-ТУ. Ход игры: предложите малышам подвижную игру. — Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки — машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики — «ТУ-ТУ!» Покажите, как едет машинка, — походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад. Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Птицы разговаривают
Цель: развитие правильного речевого дыхания — произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов — КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК. Ход игры: предложите малышам поиграть в птичек. — Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» — говорит курочка. «КУ-КУ! КУ-КУ!» — кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» — крякает утка. «КУ-КА-РЕ-КУ!»- заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», — чирикает воробышек. Побуждайте детей повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей.
От 250 руб
- Контрольная работа
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей.
От 250 руб
- Курсовая работа
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Пособия по формированию воздушной струи для детского сада своими руками
Методическая разработка с пособиями по формированию воздушной струи «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука»
Автор: Савосина Татьяна Александровна, учитель-логопед Место работы: МДОУ «Детский сад № 14 «Ёжик», г. Саратов Описание материала: методическая разработка с 3 пособиями на тему «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука». Пособия пригодятся в работе учителям-логопедам при формировании воздушной струи. В методической разработке рассказывается о роли воздушной струи в постановке и усвоении звуков, основных направлениях воздушной струи и даются методические рекомендации для коррекционной работы над воздушной струёй; далее идет описание 3-х пособий по формированию и развитию воздушной струи с фотографиями пособий. Пособия можно использовать в работе с любой возрастной группой, но больше они применимы в работе с детьми дошкольного возраста старшей и подготовительной групп. Цель: построение работы над воздушной струёй, влияющей на эффективное и быстрое усвоение чистого звукопроизношения, достижение результатов в сфере коррекции речи. Задачи: 1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме речевых нарушений у детей. 2. Развивать силу, направленность, плавность воздушной струи для быстрой и эффективной постановки звуков. 3. Вызывать положительный и радостный эмоциональный настрой на занятии с помощью пособий, стимулировать стремление и интерес к дальнейшей коррекционной работе. Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка. Хорошая речь – один из основных показателей готовности малыша к успешному усвоению материала в школе. Недостатки звукопроизношения и другие нарушения речи могут способствовать проблематичному обучению, привести к неуверенности маленького школьника в своих силах, что в свою очередь будет сигнализировать о далеко идущих негативных последствиях. Поэтому стоит позаботиться о развитии речи ребёнка заранее, чем раньше – тем лучше. В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин. Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка. Выделяют основные направления для воздушной струи: 1) воздушная струя проходит по центру языка прямо. Это направление соответствует произнесению большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’, заднеязычных (К, К’. Г, Г’. Х, Х’), переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’), свистящих (С, С’, З, З’, Ц). 2) струя проходит по центру языка вверх. Это направление характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’). 3) струя проходит по боковым краям языка. Это направление характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков. Формирование воздушной струи для разных групп звуков: • Широкая струя (для произнесения шипящих звуков); узкая струя (для произнесения свистящих звуков) • Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков); холодная струя (для произнесения свистящих звуков) • Рассеянная или направленная воздушная струя • Слабая или сильная воздушная струя В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций: • Упражнения проводить в проветренном помещении. • Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена. • Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный. • Следить за направлением воздушной струи. • Упражнения не длятся дольше 3 минут. • Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз. • Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки. • Выдыхаемый воздух нельзя задерживать. • Упражнения легче выполняться под счет. • Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала. • Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться. Работа над развитием воздушной струи начинается еще на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. Пособия красочные, привлекают внимание и вызывают у детей интерес к занятию. С такими пособиями можно провести занятие в игровой форме. 1. Чашка горячего чая.
Пособие на выработку длительности и плавности воздушной струи, на выработку направленной воздушной струи. Инструкция: Нужно остудить горячий чай. Для этого нужно подуть на пар.
2. Бабочка
Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи. Инструкция: Подуй сильно на бабочку, и она сможет улететь с цветочка.
3. Ёжик собирает грибы
Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи. Инструкция: Давай поможем ёжику собрать грибы. Но сначала их нужно найти под листочками. Подуй на листики и помоги ёжику найти все грибы. Работаем над формированием воздушной струи с самых первых занятий, и коррекция звукопроизношения будет быстрой и своевременной.
Рекомендуем посмотреть:
Разрезные картинки для дошкольников своими руками Методическая разработка тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры на уроках изобразительного искусства Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства
Похожие статьи:
Авторам
Развивающее панно для детского сада своими руками