Когда ребенок говорит первое слово, и как ему помочь развивать речь


Этапы развития речи у детей

В процессе роста и развития ребенок активно осваивает речь, при этом его навыки существенно усложняются и совершенствуются на первом году жизни. Далеко не всегда родители замечают переходные фазы, поскольку у каждого ребенка этот процесс индивидуален. В таблице представлены основные этапы речевого развития согласно клиническим рекомендациям Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины, которые одобрены Союзом педиатров России.

ПериодФормирование речевых навыков
0-3 мес.Грудничок издает гласные звуки, которые воспроизвести проще всего – «а», «о», «у». Впоследствии звуки усложняются, и к ним присоединяются согласные: «бу», «гу». Особенно активно гулит малыш, если взрослые поддерживают его и агукают в ответ.
4-5 мес.Малыш совершенствует свое произношение и проводит эксперименты. Он слышит сам себя, учится менять интонацию, длину произносимого звука. Примечательно, что ребенок может присоединять несколько гласных и согласных – «агу», «абу».
6 мес.Ребенок отлично различает голоса близких ему людей, может отличать родителей и родственников от незнакомых. Обычно к этому времени он пытается говорить слоги «ма» и «па». Появляются первые эмоциональные окрасы слов.
7-8 мес.Время активного сопряжения звуков и действий. Ребенок слышит призывы и преобразовывает их в действия. В ответ на просьбу он может протянуть руку и сделать другие движения. Ребенок заинтересован в звуках животных и даже повторяет их.
9-11 мес.Ребенок может сложить звуки и продублировать их, получая легкие слова. В течение 9-11 месяца в словаре малыша насчитывается около десяти таких слов, как «мама», «ляля», «баба». Понимает отрицание, отзывается на свое имя.
12-18 мес.Малыш говорит простые слова, идентифицирует людей и предметы, умеет различать и называть животных, знает и показывает части тела. За взрослыми может повторять окончания детских стихов. Слова употребляются в единственном числе и в именительном падеже. Произносит четко все гласные и почти все согласные.
2-3 годаОтвечает на легкие вопросы, рассказывает сказки, истории, стихи. Употребляет повелительное наклонение, умеет формулировать просьбы. Осваивает множественное число. Выполняет действия, описывает картинки и ситуации нехитрыми предложениями. Словарный запас составляет около трехсот слов. Может активно придумывать свои слова, которых не существует в речи.
3-4 годаРебенок активно общается со взрослыми и другими детьми, произносит более сложные предложения, его разговор четкий, фразы разборчивы, в нужных местах есть интонация, разговор часто эмоционально окрашен. В большинстве случаев все звуки малыш уже четко выговаривает, но с некоторыми шипящими и звуком «р» могут быть сложности. Словарь малыша состоит из полутора тысяч слов.

Приведенные в таблице показатели – усредненные, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать характер, индивидуальность ребенка.

Далеко не все отклонения свидетельствуют о нарушении здоровья, но все же, при задержке развития речи нужно обратиться к педиатру, чтобы получить направление на обследование и коррекцию речи. По рекомендациям ВОЗ, при разнице с усредненными показателями в несколько месяцев уже стоит обращаться к специалисту.

Задержка речи у ребенка старше трех лет может быть проявлением серьезного нарушения, а также воздействовать не только на речевой аппарат, но и на коммуникативные особенности, умение читать и писать. Не стоит затягивать с визитом к специалисту, если есть подобные нарушения – чем раньше начать коррекцию патологии, тем более быстрым будет результат.

Совет первый: сделайте речь фоном повседневности

Только что забрав прекрасное чадушко из роддома, вряд ли вы задаетесь вопросом «как научить ребенка говорить». И зря! Формирование будущей речи малыша уже началось.

Начинать разговаривать с младенцем нужно непосредственно с момента рождения. Сопровождайте любое действие пояснениями: «Сейчас мы будем кушать», «Теперь поменяем памперс», «Мой зайчик купается –малышу весело». Укачивая ребенка на руках, не просто мурлыкайте, но пойте песенки, читайте ритмичные детские стишки.

Постепенно поводов разговаривать будет становиться больше: «Мы надеваем красную кофточку, какая красивая кофточка», «Мячик круглый, яркий, веселый, лови мячик», «Идем гулять, на улице холодно (тепло, солнечно, хорошо, светло, темно)». Используйте вопросительные интонации, взгляды, даже, если понимаете, что ребенок пока не в состоянии ответить: «Тебе нравится?», «Ты хочешь молока?», «Пойдем в кроватку?». Ребенок понимает – вы нуждаетесь в ответной коммуникации, следовательно, мотивируется на освоение речи.

Постепенно подобное речевое поведение становится привычным, перестает требовать видимых усилий с вашей стороны. Но при этом оказывает чрезвычайно важное влияние на развитие малыша. Если ребенок практически здоров, речь станет развиваться гармонично, согласно возрастным нормам, и помощь логопеда понадобится минимальная – для постановки одного-двух трудных звуков.

Девочки и мальчики: гендерные особенности речи

Не секрет, что девочки в развитии несколько опережают мальчиков, в том числе и в вопросе устной речи. Известный педагог И. Подласый в своем учебнике «Педагогика» объясняет это так:

  • с рождения у девочек повышен интерес к людям и к лицам больше, нежели у мальчиков;
  • родители уделяют девочкам больше внимания, в том числе дольше разговаривают с ними, агукают;
  • девочки раньше приобретают двигательные навыки, осваивают мелкую моторику;
  • девочки запоминают больше слов и легче строят ассоциативные ряды;
  • мальчики хуже сосредоточиваются.

Первые осознанные слова девочки говорят примерно в десять месяцев, мальчики же произносят их в возрасте 11-12 месяцев.

Врачи же рассматривают не только психическую зрелость малыша, но и указывают на соматические факторы. В частности, на уровень развития, по мнению медиков, влияет и гормональный статус.

Проблемы с речью

Говорить о проблемах с речью принято у детей старше трех лет, если до этого возраста не выявлены патологии, препятствующие развитию речи: глухота, врожденные аномалии речевого аппарата, последствия травм.

Заключение о задержке речевого развития дают три специалиста, которые диагностируют патологию:

  • психиатр;
  • невропатолог;
  • логопед.

На основании полученных данных педиатр ставит такого ребенка на учет, и в дальнейшем им будет заниматься узкий специалист.

С какими проблемами с речью чаще всего сталкиваются родители, и как на это реагировать? В первую очередь, это непроизношение первых звуков в словах, «заглатывание» окончаний, замена одного звука другим, намеренное искажение звуков, неправильная постановка слогов в словах, непонимание смысла слов, бедный словарный запас, недостаточная выразительность, проблемы с высказыванием своих мыслей, нарушение темпа речи.

Подобные нарушения могут быть связаны с такими заболеваниями, как алалия, дизартрия, дислалия, заикание, аутизм или мутизм – каждое нарушение имеет свои характеристики, и здесь диагноз поможет определить специалист.

Совет пятый: игрушки – замечательные помощники!

Точнее, не сами по себе, а возможность манипуляций с игрушками. Как научить ребенка говорить, используя игрушки? Описывая всевозможные манипуляции с игрушками, мы в игровой форме знакомим ребенка с частями речи. Рассмотрим совет на примере машинок.

Существительные

Это машинка. У машины колеса и кузов. У второй машины колеса другого размера и цвета, кузов непохожий, но это тоже МАШИНКА. За окном едет настоящая машина. У нее колеса. Она большая, поэтому это уже МАШИНА, а не МАШИНКА. У ребенка происходит расширение понятия, он учится обобщать предметы по названию, лучше понимает речь окружающих.

Глаголы

Машинка ЕДЕТ, СТОИТ, КАТИТСЯ. Ее можно ДОСТАТЬ и УБРАТЬ. С машинкой весело ИГРАТЬ, но нельзя ЛОМАТЬ. Любая манипуляция с игрушкой – это новый глагол, который ребенок исподволь осваивает – сначала, как понятие, потом, как самостоятельно произнесенное слово.

Прилагательные

Машинки бывают БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ, ДЕРЕВЯННЫЕ, ЖЕЛЕЗНЫЕ, СИНИЕ, КРАСНЫЕ, КРАСИВЫЕ, ГРУЗОВЫЕ, ЛЕГКОВЫЕ, БЫСТРЫЕ… Список знакомых ребенку прилагательных расширяется в каждой игре.

Наречия

Машинка едет БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ПРАВИЛЬНО. Мотор работает ГРОМКО или ТИХО. Если машинки разбросаны по полу, в доме ГРЯЗНО, а когда уберешь игрушки, становится ЧИСТО

Нет более естественного способа, как научить ребенка говорить, чем используя игрушки, постоянно озвучивая игру.

Почему малыш молчит?

Есть несколько обстоятельств, по которым ребенок может молчать. Отдельно выделим такую причину, как врожденная глухота. Обычно об этом родители узнают на раннем этапе, когда малыш не реагирует на звуки. Если ребенок не слышит звуки, то и воспроизводить их трудно. С такими детьми работают отоларингологи. Появиться может глухота и вскоре после рождения, даже если малыш здоров. Патология возникает как следствие перенесенных инфекционных заболеваний, травм.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 60% случаев глухоту у детей можно предотвратить.

Но есть еще и другие группы проблем, при которых наблюдается задержка речевого развития. Ребенок слышит звуки, реагирует на них, но воспроизводить сам не спешит. Медики выделяют такие отклонения:

  1. Психологические нарушения – недостаток внимания, слабая эмоциональная связь с родителями, отсутствие потребности в разговоре. В таком случае нужна коррекция психолога, причем не только для ребенка, но и для взрослых – именно они должны уделять крохе больше внимания.
  2. Неврологические патологии – могут быть заложены внутриутробно или приобретены уже после рождения. Специалист-невропатолог сделает диагностику и назначит средства для лечения ребенка – ноотропы, активизирующие мозговое кровообращение.
  3. Логопедические проблемы – неумение пользоваться речевым аппаратом из-за особенностей строения или других патологий: короткая уздечка, неправильный прикус, особенности неба. Частично вопрос решается хирургическим путем, но для коррекции малышу помогут занятия с логопедом.

Совет четвертый: превращайте жесты в слова

Бывают дети, которые не торопятся перейти к вербальному общению, но взамен виртуозно изъясняются на языке жестов. Как научить ребенка говорить, если упрямец предпочитает получать желаемое, показав на предмет пальцем или используя еще какой-нибудь жест?

  • Первое, что следует сделать – проанализировать собственное поведение. Возможно, вы бросаетесь выполнять желание ребенка раньше, чем оно оформилось и может быть словесно выражено – от чрезмерного желания опекать, оберегать или из страха перед слезами и истериками. В любом случае, придется научиться контролировать действия.

Если ребенок всегда получает желаемое «по мановению пальца», то очень долго может прекрасно обходиться без слов. Не идите у него на поводу, хотя, возможно, для этого вам понадобится призвать все мужество и терпение.

  • Предыдущая рекомендация не означает, что следует игнорировать жестовые просьбы ребенка. Для начала просто комментируйте их словами, оречевляйте. «Что ты хочешь?» — пауза – «Ты хочешь пить?» — пауза – «Да! Сейчас я дам тебе пить».

Построенная таким образом фраза дает ребенку уверенность в том, что мама его понимает, и готова оказать помощь. Со временем малыш начнет делать попытки высказаться самостоятельно.

  • Провоцируйте ребенка продемонстрировать согласие или отказ в словесной форме. Повторяйте жест малыша, сопровождайте жест словом. Фразу стройте так же, как в предыдущем совете «Хочешь катать машинку? – пауза – Да (кивок головой). На». «Будешь пить молоко? – пауза – Нет (покачивание головой). Не будешь».

Озвучивайте жесты ребенка, пока он не начнет делать попытки заговорить. Обязательно хвалите его за каждую попытку, даже если она неудачная.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]