Программа индивидуальной диагностики детей 4-5 лет


52704_Karta razvitiya rebenka chetvertogo goda zhizni.docx

Критерии развития ребенка четвертого года жизни. Ф. И. ребенка Воспитатели: Сабитова Г. Ф. , Красикова Е. А. , Параметры оценки Достижения ребенка Начало года Середина года Конец года Итого Социально- коммуникативное развитие Начинает регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; проявляет волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен»( выполняет действия самообслуживания, несложные поручения взрослого) Может сдерживать себя, свои непосредственные ситуативные желания, например: прекратить играть, когда все собираются на прогулку Выражает свои чувства в приемлемой форме( «Мне обидно», «Я рассердился, когда ты взял у меня конструктор») Чувствует, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется, грустит и адекватно реагирует на эти состояния: сочувствует, откликается на просьбу, если взрослый или сверстник чем- то огорчены( дети сели за стол с грязными руками, разговаривают слишком громко- воспитатель расстроена, ребенок выполняет ее требование; у кого- то из детей потерялись варежка, шапка- отзывается на просьбу, помогает найти; сверстник волнуется, если вечером мама долго не приходит за ним в детский сад, — ребенок утешает его, предлагает вместе поиграть) Ярко проявляет потребность в общении со сверстниками: проводит с детьми своей группы значительную часть времени, предоставленного для самостоятельных игр и других видов деятельности; охотно участвует в совместной деятельности( игре, рисовании, конструировании и др. ) Владеет коммуникативными умениями и навыками: приветливо здоровается, прощается; называет сверстника по имени; может привлечь его внимание к себе с помощью обращений типа: «Посмотри сюда. . . », «Послушай, пожалуйста. . . »; выражает отказ, не обижая сверстника; благодарит за помощь, угощение, игрушку; просит извинить, если нечаянно обидел; знает слова «примирения»( «Давай мириться! », « Не будем ссориться! », «Давай дружить! » и др. ) Положительно оценивает себя и свои возможности- говорит о себе: «Я хороший! », «Я могу! » Проявляет чувство собственного достоинства: обижается, когда не учитываются его интересы, желания Чувствует доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе сверстников. Переживает, если его не принимают в игру, задает вопрос «Почему меня не принимают в игру? » Соблюдает правила культурного поведения в быту: замечает неполадки в одежде, обуви и находит сам или с помощью взрослого способ их устранения; моет руки перед едой, после туалета, аккуратен во время еды, умеет пользоваться носовым платком; протирает обувь, причесывается, вытирает ноги перед входом в детский сад В совместной самодеятельной игре изменяет ролевое поведение в зависимости от особенностей ролей партнеров; умеет найти подходящую по смыслу роль в игре со сверстником Организует игры на бытовые и сказочные сюжеты, проигрывает сценки из наблюдаемых событий Активно принимает игровые проблемные ситуации( сюжетные ходы, предлагаемые сверстниками) , развивает их дальше, выстраивая в целостный сюжет Имеет представления о некоторых правилах поведения и стремятся их выполнять: в природе( не рвать растения, не ломать ветки, не бросать мусор и т. п. ) ; в быту( закрывать кран, когда вода не нужна. в ыключать свет) Имеет представления о том, как нужно вести себя в транспорте( нельзя бегать, шуметь, следует предупреждать сигналом о выходе, осторожно входить и выходить, не отвлекать водителя, держаться за поручни и пр. ) Понимает значение светофора и его цветов, имеет представление о правил ах перехода проезжей части, но при этом знает, что переходить следует вместе со взрослым Познавательное развитие Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы( круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и объемные фигуры( куб, шар, половина шара, кирпичик, пластина, призма, конус, цилиндр, полуцилиндр) Различает и называет девять цветов( красный, оранжевый. ж елтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый) и их светлые и темные оттенки( темно- красный, светло- желтый, серый и т. д. ) Различает и называет параметры величины( длина, ширина. Высота) и несколько градаций величин данных параметров( например; самый длинный- короче- еще короче- самый короткий) Может провести целостно- расчлененный анализ объектов: выделить целое, затем его части, затем- детали, соответствующие усвоенным эталонным представлениям; их пространственное расположение и опять- объект в целом( например: рассматривая нарисованный домик или собирая образ из набора геометрических фигур. р ебенок: сказать, что домик состоит из треугольника( крыша) , квадрат( сам домик) , прямоугольника( дверь) и т. п. ; подобным образом можно анализировать другие несложные изображения: светофор, грузовик и т. д. ) В практических действиях с новыми для него предметами пытается узнавать и использовать в своей деятельности их свойства( соединяет детали для создания постройки из незнакомого конструктора. в ыбирает для поделки подходящий по свойствам материал, демонстрирует окружающим обнаруженный эффект и пр. ) Путем проб и ошибок находит решение новых практических задач( смешивает краски для получения нужного цвета, преобразовывает лист бумаги квадратной формы в треугольник и т. д. ) Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт Конструирует по образцу; преобразует конструкции по заданию взрослого, используя различные материалы( строительные наборы, конструкторы, бумага, природный материал) Пользуется простыми способами конструирования( надстраивание, пристраивание; разрывание, надрывание и скручивание бумаги; « опредмечивание » природного материала) с целью реализации собственных замыслов Владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности( приступая к деятельности говорит: «Сначала я сделаю это, а потом это. . . ») Определяет положение предметов в пространстве относительно себя( вверху- внизу, сзади- спереди и др. ) Имеет элементарные представления о частях суток и ориентируется в последовательности названий ближайших дней( сегодня, завтра, вчера) , вспоминая, что было вчера, что происходит сегодня и что будет завтра Может сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать объекты по разным признакам( цвету, величине, форме, фактуре материала и назначению) Может пересчитывать предметы и определять их количество в пределах 5- 10 шт. Сравнивает предметы по параметрам величины( длине, ширине, высоте) ; выстраивает их в ряды; раскладывает предметы( 5- 7) с небольшой( в 1 см) разницей в размере, в возрастающем или убывающем порядке Знает, в каком городе( поселке) он живет Способен общаться со взрослым, опираясь на опосредованный опыт, т. е. по поводу ситуаций, в которых лично не участвовал( по поводу прочитанного, увиденного, услышанного) Задает вопросы о новых вещах; в зависимости от ответа может формулировать новые вопросы- уточнения, рассуждать на данную тему. Классифицирует объекты природы, производя обобщения предметов по определенным признакам( деревья, фрукты, овощи, дикие и домашние животные и т. п. ) , правильно использует обобщающие наименования Устанавливает элементарные причинно- следственные зависимости( между явлениями природы: с первым теплом появляются растения, птицы улетают в теплые страны, потому что осенью исчезает корм; между состоянием объектов природы и окружающей среды: растениям нужны вода, свет, почва; животным- вода, пища) В игре и беседе демонстрирует знания о разных профессиях( повар, парикмахер, водитель, капитан и пр. ) Речевое развитие Использует речь для инициирования общения, регулирования собственно поведения( «Я подожду», «Я посмотрю» и т. д. ) , оценки своих действий( «Получилось красиво») , выражения своих желаний( «Нарисую дракона», «Хочу кататься на велосипеде») ; для высказываний на темы из личного опыта В игровом взаимодействии со сверстниками использует ролевые высказывания и высказывания по поводу организации игры Может построить рассказ из нескольких простых предложений самостоятельно или с помощью воспитателя, описывая игрушку или сочиняя небылицы, загадки, потешки. Проявляет интерес к играм со словами, звуками, рифмой, смыслами. Звукопроизношение в основном сложилось, однако встречаются отдельные недостатки( замена звуков[ р] на[ л] и др. ) В диалоге, в общении со взрослым и сверстниками строит развернутые высказывания в соответствии с грамматическими нормами родного языка, возможно с проявлениями словотворчества Читает стихи, совместно с воспитателем пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации, самостоятельно разыгрывает диалоги персонажей Художественно- эстетическое развитие В рисовании создает образы знакомых предметов, передает их характерные признаки( цвет, форму, величину) ; стремится к выразительности образов, проявляя собственное их видение Создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного характера. В лепке создает образы персонажей, передает их настроение Расписывает вылепленные из глины игрушки В аппликации самостоятельно составляет предметные, сюжетные и декоративные композиции из вырезанных форм Сочетает различные техники изобразительной деятельности( живопись, графика, пластика) при создании индивидуального замысла. Воспроизводит в движениях характер музыки, творчески решает музыкально- двигательные задачи в сюжетных этюдах и танцах; выразительно и музыкально исполняет несложные песни; легко справляется с простыми ролевыми задачами и следит за развитием сюжета в музыкальной игре- драматизации Может определить общее настроение и жанр музыкального произведения( марш, песня, танец) , слышит отдельные средства музыкальной выразительности( темп, динамику, тембр) Эмоционально воспринимает поэтический и прозаический художественный текст( радуется, огорчается, сопереживает, сочувствует персонажам сказки, рассказа) ; может импровизировать на основе литературных произведений Знаком с литературными произведениями различной тематики, испытывает симпатию к положительным героям и их действиям, Выражает негативное отношение к отрицательным героям. Называет некоторые качества персонажей( добрый, смелый, злой, трусливый) Физическое развитие Прыгает в длину с места не менее 70 см Пробегает 30 м со старта за 8, 5 с и быстрее Может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200- 240 м Бросает набивной мяч( 0, 5 кг) , стоя из- за головы на 1 м Ходит свободно, держась прямо, не опуская головы Уверенно ходит по бревну( гимнастической скамейке) , удерживая равновесие Умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами Бросает мяч вдаль удобной рукой на 5 м и дальше Активен, с интересом участвует в подвижных играх

Методы диагностики произвольной двигательной активности у детей 1118

В настоящее время обращает на себя внимание возросшее количество детей с парциальной несформированностью высших психических функций (ВПФ). Эта же картина отмечается и другими специалистами [7]. Современная диагностическая и коррекционная работа мало внимания уделяет двигательной активности, несмотря на всю ее важность для последующего развития ребенка в онтогенезе. С первых дней жизни ребенка двигательная активность ребенка должна усилено развиваться. Условием нормального становления моторной функции является ее формирование по определенным законам развития движений, обусловленных здоровым функционированием центральной нервной системы в онтогенезе. Основные двигательные навыки формируются последовательно и поэтапно. Чтобы какая-либо двигательная функция полноценно функционировала, ребенку необходимо пройти несколько этапов ее развития. В процессе овладения каждым последующим этапом становления любой психической функции происходит закладка фундамента последующих этапов. Таким образом, пропущенный или не пройденный в полном объеме этап выбивает определенное звено из базиса будущих функций, что в дальнейшем проявляется функциональной недостаточностью двигательной сферы

В процессе развития двигательных функций ребенка очередность стадий не следует четко одна за другой. Может происходить частичное наслоение стадий. Продолжая развивать определенный двигательный навык, ребенок, начинает осваивать последующий. Становление моторики ребенка на начальных этапах развития характеризуется общими недифференцированными движениями, впоследствии происходит их разграничение и изоляция. Координация двигательных актов в процессе развития ребенка совершенствуется сверху вниз, начиная с головы, затем от головы к рукам, от рук – к туловищу и ногам. Поэтому контроль над движениями и положением головы формируется раньше, чем управление движениями ног (например, удержание головы младенцем). Развитие двигательных функций при нормальном развитии ребенка идет от центра к периферии – от проксимальных к дистальным участкам тела. Например, управление движениями плеч становится возможным раньше, чем контроль над движениями пальцев рук. Так, недостаточному развитию крупной моторики, как правило, сопутствует нарушение развития мелкой моторики. Всевозможные мышечные нарушения и зажимы более крупных мышц или мышечных групп будут препятствовать успешному развитию мелкой моторики рук и освоению ребенком навыка письма, рисования и пр.

Мозговое обеспечение развития двигательной сферы характеризует уровневое строение. Согласно работам Н.А. Бернштейна [1] существует пять церебральных уровней построения движений. Каждый уровень имеет определенную морфологическую локализацию, афферентацию и эфферентацию, нарушения функционирования каждого уровня проявляются определенными патологическими проявлениями. К моменту рождения мозг ребенка представляет собой субстрат с определенной функциональной готовностью. Для его нормального развития необходим непрерывный поток информации извне. С развитием двигательной активности ребенка тесно связаны и другие высшие психические функции, такие как пространственное восприятие и представления, речь, предметная деятельность, и пр. У детей в результате двигательных расстройств может утрачиваться мотивация к играм и любой другой деятельности. Тем не менее, множество перинатальных нарушений обуславливают последующую дисфункцию базовых двигательных навыков, которая часто остается вне зоны внимания, но ведет к парциальной незрелости ВПФ [6].

До сих пор в основе существующих отечественных и зарубежных методик диагностики произвольной двигательной активности лежит методика Н.Н. Озерецкого [4]. Часть этих тестов вошли в классическое нейропсихологическое обследование А.Р. Лурии. Переработанная методика используется в шкале Линкольна – Озерецкого [10], методике Озерецкого – Гельница (Германия). Существует методика Н.П. Вайзмана [2] с учетом уровневой теории построения движений. Ее модификация предложена И.Ф.Марковской [5] для исследования детей с задержкой психического развития. Показатели крупной моторики используются в тесте Bruininks Oseretsky [4]. Существуют тесты M-ABC [9]. В результате встает вопрос о дополнительной диагностике произвольной двигательной активности ребенка, которая может дополнить классические, ставшие широко известными, методики обследования, и не будет знакома ребенку.

Оценка произвольной двигательной активности в предлагаемом нами варианте не предполагает использования специальных тестовых материалов, т.е. его можно провести практически в любых условиях, что, несомненно, является немаловажным фактом. К особенностям проб относится использование разного набора заданий для правой и левой руки и дает возможность убрать влияние научения в процессе диагностики.

Описание проб.

Обследование начинается с ведущей руки ребенка. Положение экспериментатора и ребенка при обследовании строго друг напротив друга. После каждого выполнения проб руки экспериментатора и ребенка возвращаются в исходное положение – руки на столе перед собой, кисти рук расправлены, тыльной стороной вверх.

1. Кинестетический праксис.

1.1. Повтор положения пальцев рук по зрительному образцу. Ребенку предлагается три пробы на каждую руку: для левой руки положения пальцев рук – кольцо из пальцев 1-2, 2-3 вытянуты, кольцо из пальцев 1-4; для правой руки положения пальцев рук – латинская буква V из пальцев 2-3, пальцы 2-4 вытянуты, кольцо из пальцев 1-3.

Трудности выполнения проб связаны с возможными функциональными нарушениями или незрелости теменных и префронтальных отделов коры. К ошибкам выполнения относятся нечеткое воспроизведение позы, замена пальцев рук, трудности моторного воспроизведения и удерживания позы. Пробу можно предлагать детям с 3-х лет. В полном объеме проба доступна с 5 лет.

1.2. Повтор положения пальцев рук по тактильному образцу. Ребенок закрывает глаза, после чего пальцам его руки придается определенное положение. Далее происходит «снятие» позы. Ребенок должен воспроизвести положение пальцев руки на этой же руке. Для каждой руки предлагаются две пробы. Для левой руки положения пальцев рук — вытянут палец 2, при удовлетворительном выполнении пальцы складывались крестиком 2 на 3. Для правой руки положения пальцев рук – вытянут палец 5, при удовлетворительном выполнении пальцы складывались крестиком 3 на 2.

Трудности выполнения связаны с нарушением схемы тела и выражают заинтересованность теменных долей коры. Первая проба доступна у детей с 4-х лет. Проба в полном объеме доступна детям с 7 лет.

1.3. Проба с переносом положения пальцев руки с одной кисти руки на другую. Перенос с левой кисти руки на правую. Положение пальцев левой руки — вытянуты пальцы 2-5. Перенос с правой руки на левую. Положение пальцев правой руки — вытянуты пальцы 1-5.

Данная проба чувствительна к незрелой совместной работе полушарий мозга. Возможные ошибки — замена пальцев рук, повтор знакомых движений. В полном объеме проба доступна у детей с 5,5 лет. В более раннем возрасте процент полного успешного выполнения достигает 50% у детей 4 – 4,5 лет, 10% у детей возраста 3-4 года. В пробе 1.3. 35% и 5 % соответственно.

Таблица 1.

№ пробы Возраст ребенка 0 баллов, % 1 балл, % 2 балла, % 3 балла,%
1.1 5,5 – 7 лет 70 20 8 2
Старше 7, 5 лет. 80 15 4 1
1.2 4-7 лет 60 18 12 10
Старше 7, 5 лет 85 10 4 1
1.3 5,5-7 лет 70 20 8 2
Старше 7. 5 лет 80 15 4 1

2. Исследование пространственной организации движения.

2.1. По образцу. Ребенок должен повторить позы предложенные экспериментатором, причем правая рука ребенка должна воспроизвести положение правой руки психолога. А) Правая рука согнута в локте и направлена вертикально вверх. Б) Левая рука согнута в локте, направлена вертикально вверх, правая рука согнута в локте, направлена влево и кончиками пальцев касается левой руки в середине предплечья. В) Левая рука выпрямленной кистью направлена в сторону ребенка, поднятым вверх большим пальцем касается подбородка. Г) Правая рука согнута в локте, кисть руки развернута к экспериментатору и кончиками пальцев касается его подбородка. Д) Левая рука касается правого уха.

К ошибкам выполнения относятся поиск позы, зеркальное воспроизведение позы, неверное пространственное расположение рук, нечеткость воспроизведения позы, нарушение пересечения средней линии тела. В этих случаях ошибки характерны для нарушения функционирования или незрелости теменно-затылочных отделов, лобных отделов и незрелости межполушарных взаимодействий. Проба выполняется детьми с 5 лет.

2.2. Воспроизведение позы рук по словесной инструкции.

А) Дотронуться правой рукой до левого уха. Б) Вытянуть вперед руки и повернуть их ладонями вверх.

Возможные ошибки – нарушение восприятия право-лево, непонимание пространственной организации движения по речевой инструкции. Трудности касаются незрелости лобных и теменно-затылочных зон коры. Проба выполняется детьми с 5, 5 лет. Ранее этого возраста процент правильного выполнения этих проб 25-40 % для детей 4-4,5 лет и 5-10% для детей 3-4 лет.

Таблица 2.

№ пробы Возраст ребенка 0 баллов, % 1 балл, % 2 балла, % 3 балла, %
2.1 5,5 – 7 лет 65 15 12 8
Старше 7, 5 лет. 75 15 8 2
2.2 5,5 – 7 лет 70 14 11 5
Старше 7, 5 лет. 80 13 5 2

3. Проба серийной организации движения. Исходное положение — руки ребенка лежат на столе. Одна рука повернута ладонью вверх и сжата в кулак. Другая рука лежит ладонью вниз с распрямленной кистью руки. Далее одновременно идет смена положения рук. Первоначально пробу показывает специалист 3-5 полных циклов. Ребенок воспроизводит по памяти показанную последовательность движений.

Данная проба позволяет выявить нарушения реципрокной координации, пространственной и серийной организации движения. Сбой программы движения в пробе (персеверации, лишние движения), смазанность выполнения при запоминании и по показу свидетельствует о незрелости лобных и теменных отделов левого полушария. При неверной пространственной организации движения могут быть нарушения функционирования теменно-затылочных отделов коры. Трудности в одновременном изменении положения рук могут быть связаны с функциональными нарушениями мозолистого тела, с незрелостью межполушарных взаимодействий. Четкое временное, звуковое, пространственное разделение характерно при стволовых дисфункциях и нарушении корково-подкорковых взаимодействий. Пробу выполняют дети с 5,5 лет. В полном объеме проба доступна с 6, 5 лет. До этого возраста процент правильного выполнения для детей 3-4 года 20%, 4-4,5 лет – 45%.

Таблица 3.

№ пробы Возраст ребенка 0 баллов, % 1 балл, % 2 балла, % 3 балла, %
3 5,5 – 7 лет 65 20 10 5
Старше 7, 5 лет. 75 15 8 2

4. Проба противопоставления большого пальца руки другим пальцам по очереди. Отдельно обследуются левая рука, правая рука, две руки одновременно. Для детей с 8 лет вводится нумерация пальцев рук. Усложненный второй этап данной пробы предполагает выполнение задания на слух с закрытыми глазами, при этом ребенок ориентируется на номер пальца называемого специалистом.

Возможные нарушения могут быть связаны с функциональными нарушениями мозжечка, а также премоторной зоны коры. При усложненном варианте пробы трудности выполнения могут быть связаны с функциональной незрелостью лобных, височных, теменных зон коры больших полушарий головного мозга, нарушениями памяти. Первая часть пробы полностью устойчиво доступна у детей с 5 лет. Вторая часть пробы доступна детям с 7, 5 лет.

Таблица 4.

№ пробы Возраст ребенка 0 баллов, % 1 балл, % 2 балла, % 3 балла, %
4 4-5,5 лет 60 15 15 10
5,5 – 7,5 лет 81 10 7 2
Старше 8 лет (усложненный вариант) 75 15 10 5

5. Одновременное соединение кончиков противоположных пальцев рук с сильным нажатием. Проба направлена на исследование пространственной организации, точности и планирования движения, оценки тонуса и мышечной силы пальцев, выявление синкинезий. Возможные ошибки при выполнении пробы — трудности одновременного соединения пальцев рук, неточности касания, нарушение симметрии позы, напряжение мимической мускулатуры лица.

Проба чувствительна к незрелости межполушарного взаимодействия (нарушение содружественного движения рук), дефицитарности стволовых структур (тонические нарушения), нарушениям теменно-затылочных зон (непопадание пальцев), лобных отделов коры (неудерживание заданной позы). Проба доступна детям с 4 лет.

Таблица 5.

№ пробы Возраст ребенка 0 баллов, % 1 балл, % 2 балла, % 3 балла, %
5 3-4 года 50 20 15 15
4-5,5 лет 67 15 10 8
5,5 – 7 лет 75 13 7 5
Старше 7, 5 лет. 80 13 5 2

6. Исследование праксиса позы и удерживания позы. В пробе ребенок должен воспроизвести заданную экспериментатором позу. Исходное положение — ребенок стоит с закрытыми глазами. Экспериментатор придает рукам ребенка следующее положение: левая рука вытянута в сторону, согнута вверх под прямым углом, кисть руки согнута и направлена кончиками пальцев на угол глаза ребенка (Уровень 1), не касаясь его; правая рука вытянута в сторону, согнута, кисть руки согнута и направлена кончиками пальцев на мочку уха ребенка не касаясь ее (Уровень 2). Через 10 секунд по команде ребенок опускает руки и открывает глаза. Далее ребенок должен воспроизвести указанную позу. После этого следует инструкция: «Постой так, пожалуйста, не двигайся. Мне нужно сделать запись». Через некоторое время следует команда отмены удержания позы.

Проба направлена на выявление осознания схемы тела, пространственной организации движения, возможности удержания заданной позы, возможности удержания заданной программы, возможности работать по словесной инструкции. Возможные ошибки выполнения при воспроизведении позы: ребенок не может воспроизвести позу, отказ от выполнения, руки ребенка находятся на одной линии над головой, при воспроизведении позы кисти рук выпрямлены, руки ребенка находятся на одной линии между уровнем 1 и 2, направления кистей рук выдержаны не четко. При исследовании удержания позы время четкого сохранения позы детьми без учебных трудностей более 30 сек. Возможные ошибки при удерживании позы – повороты корпуса, расслабление кистей рук, потеря точности позы, «съезжание» позы вниз, потеря позы.

В этой пробе выявляются нейродинамические нарушения (стволовые и корко-подкорковые связи), незрелость теменных, лобно-теменных отделов коры. Проба в полном объеме доступна детям с 5 лет. Время удержания позы у детей 3-5 лет до 5 с.; 5-6 лет до 10 с.; 7-8 лет – до 15 с.; с 8 лет свыше 30 с.

Таблица 6.

№ пробы Возраст

ребенка

0 баллов, % 1 балл, % 2 балла, % 3 балла, %
6 5-6 лет 69 13 10 8
7-8 лет 75 12 8 5
Старше 8,5 лет. 80 10 8 2

7. Ходьба по команде — а) на носках; б) на пятках; в) вперед приставляя пятку к носку и выдерживая направление движения.

Проба направлена на выявление трудностей крупной моторики, «незрелости» движения, импульсивности, трудностей выполнения инструкции, выявление неравномерности распределения тонуса мышц, нарушения равновесия. Возможные причины – дефицитарность стволовых структур, мозжечковые нарушения. Возможные ошибки – напряженные движения рук, отсутствие согласованности движений рук при ходьбе, невозможность идти по прямой, невозможность сохранять равновесие, бег вместо ходьбы, трудности начать движение по команде. В полном объеме проба доступна с 5,5 лет. До этого возраста процент правильного выполнения для детей 3-4 года 35%.

Таблица 7.

№ пробы Возраст

ребенка

0 баллов, % 1 балл, % 2 балла, % 3 балла, %
7 4-5,5 лет 57 20 15 8
5,5 – 7 лет 71 12 10 7
Старше 7,5 лет. 80 15 4 1

8. Проба следования за пальцем руки. Указательный палец ведущей руки ребенка подносится к указательному пальцу специалиста, расстояние между пальцами 2-3 см. Ребенок ведет свою руку, повторяя направление движения экспериментатора и сохраняя заданное расстояние. Голова удерживается по средней линии тела.

Проба направлена на выявление импульсивности, трудностей пространственной организации движения, умения работать по инструкции, удержание инструкции, особенностей зрительно-моторных координаций рука-глаз, оценки широты зрительного поля, точности движения, дополнительное определение ведущей руки. Возможные ошибки – неравномерность расстояния между пальцами, не выдерживание заданного расстояния, поворот головы вслед за пальцем, соскальзывание взгляда, трудности удержания руки, нарушение инструкции. Возможные нарушения относятся к особенностям функционирования затылочно-теменных отделов коры при наличии зрительно-моторных ошибок и к незрелости функций лобных отделов при нарушении инструкции и импульсивности. Проба в полном объеме доступна детям с 8 лет. До этого возраста процент правильного выполнения для детей 3-4 года 10%, 4-4,5 лет – 40%.

Таблица 8.

№ пробы Возраст ребенка 0 баллов, % 1 балл, % 2 балла, % 3 балла, %
8 5,5 – 7,5 лет 55 18 15 12
Старше 8 лет. 80 10 6 4

Все пробы могут оцениваться качественно и количественно. Количественная оценка выполнения в баллах происходит согласно стандартным критериям: «0» — выполнение правильное без дополнительных разъяснений; «1» —мелкие погрешности исправляются практически без участия экспериментатора; «2» — задание выполняется после нескольких попыток и подсказок; «3» — задание недоступно даже после разъяснения.

Таким образом, в нашей работе используются диагностические пробы, составленные из наиболее показательных неврологических и нейропсихологических тестов, дополненные оригинальными пробами, отобранными при практической работе с детьми.

Все пробы не требуют специального оборудования, быстры в выполнении, легко и с интересом воспринимаются детьми. Они дают достаточно точные возможности для оценки состояния праксиса ребенка, заинтересованных мозговых зон, для прицельного выделения зон для более детального последующего обследования. Они могут использоваться для прогнозирования возможных трудностей ребенка при обучении, их использование позволяет наметить направление последующей коррекционной работы. Пробы не используются в широкой практике и не знакомы ребенку. Они не предполагают использование специальных тестовых материалов, их проведение доступно в любых условиях.

Диагностика для детей 3-4 года

Составила:

педагог дополнительного образования

Одинокова Божена Олеговна

Диагностика уровня развития речи 3-4 года

(обучение грамоте)

Цель:

выявление уровня речи детей дошкольного возраста.

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

понимание речи;

сформированность фонематического слуха;

предметный и глагольный словарь;

слоговая структура слов;

уровень развития активной речи;

состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

Рассмотрим методики обследования речи детей (5 серий заданий).

СЕРИЯ 1

Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ.

Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование:

игрушки — машинка, матрешка, мишка, зайчик.

Методика обследования:

перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».

Фиксируются:

выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции
(1 балл)
.

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование:

картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Методика обследования:

перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется:

выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией
(1 балл).
3. НАЙДИ КАРТИНКУ.

Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Оборудование:

картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Методика обследования:

перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

Фиксируется:

показ картинок в соответствии с инструкцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков (1 балл).

Диагностика мышления 3-4 года

Цель:

выявить уровень развития элементарных математических представлений.

Зачеркни лишний предмет (за каждую группу по 1 баллу, максимальное количество баллов – 3).

За каждую группу по 1 баллу, максимальное количество баллов – 3.

По 1 баллу за задание, максимально – 2 балла.

Общие требования

Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.

Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.

К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.


Качественная диагностика позволяет внести коррективы в развитие детей

У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.

Опираясь на эти возрастные особенности детей, проводится диагностика. Для младшего возраста обязательно подбираются игры и задания, старших дошкольников нужно настроить на рабочий лад.

Разрабатываются критерии оценки, они могут быть такими:

  1. Низкий уровень — ребенок не понимает или не выполняет задания даже при помощи взрослого.
  2. Средний уровень — ребенок хорошо понимает, что требуется, выполняет правильно задания и отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. Пытается самостоятельно объяснить свой выбор.
  3. Высокий уровень — ребенок с удовольствием, правильно самостоятельно выполняет предложенные задания, грамотно отвечает на вопросы. Делает простейший анализ своих действий, поясняет свой ответ.


Задания для диагностики и результаты оценивания
Разговаривать с ребенком необходимо спокойным, доверительным тоном, хвалить за успехи, подбадривать, если что-то не получается. Итоги диагностики покажут уровень познавательного развития детей, взрослый увидит, какие вопросы вызывают затруднения и требуют дополнительного внимания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]