Возрастные особенности развития речи детей.консультация

Дети овладевают родной речью постепенно. Для каждого возраста есть своя норма. Мамам и папам полезно знать уровни развития речи детей по возрастам, чтобы не пропустить возможное отставание их чада. Но не забывайте об индивидуальном темпе развития. Возрастные нормы — понятие весьма относительное.

В статье мы поговорим о развитии речи по возрастам, правильном вербальном общении с крохой.

Этапы развития речи по возрастам

Развитие речи отражено в таблице — оно происходит в несколько этапов:

Доречевой — от рождения до 12 месяцев — к 2 мес. младенец начинает гулить, лепетать

— к 7 мес. появляются псевдослова

— к 8 мес.— первые лепетные слова, к году до 30 таких слов

Ближе к году младенец постепенно усваивает интонацию, мелодику, ритм разговора. Выполняет просьбы

Дограмматический — этап первичного развития речи (от года до 2 лет) — словарь пополняется новыми словами

— к 2 годам знает 250 — 300 слов

— появляется обиходная речь

Этап усвоения грамматики (третий год жизни) — говорят, но пока еще не могут оформить фразы грамматически

— выражают свои мысли, желания

— предложениями из одного слова, а позже из 3-х — 4-х слов

— появляются служебные слова

— понимают рассказы взрослых о явлениях, событиях, в которых не участвовали лично

— речь постепенно становится более связной

С 3 до 4 лет — у детей активно расширяется словарный запас (до 2 тысяч слов)

— формируется чувство языка

— развернутая речь

— может составлять рифмы, выучить стихи

С 4 до 5 лет — нормальном развитии речи пятилетки уже говорят связно, грамотно

— знают до 4000 слов

— могут составить рассказ по картинке

— знают классификацию предметов

С 5 до 6 лет — знают до 5000 слов

— используют все части речи

— может составить сложный рассказ по картинке, менять сюжет

Уровни развития речи детей по возрастам

В каждый период малыш должен овладеть определенными навыками.

От рождения до 12 месяцев

В период от рождения до окончания периода младенчества развитие речи по возрастам (месяцам) происходит таким образом.

Сразу после рождения новорожденный издает первый звук — крик. Первый месяц жизни он учится реагировать на обращение к нему — в зависимости от интонации, он плачет или улыбается.

Примерно с 2 мес. младенец начинает гулить. Одновременно он прислушивается к собственным звукам. Причем во всем мире дети гулят одинаково!

С 3 месяцев младенцы начинают лепетать. Это начало усвоения фонетики родного языка.

В 5 месяцев крохи присматриваются к артикуляции взрослых, пытаются ее скопировать. Шестимесячный малыш может впервые сказать отдельные слоги (например, «ма-ма») и начинает связывать предметы со звуками («мяу» — «кошка»). Именно тогда нужно начать много говорить с ним.

В 7 – 8 мес. младенцы постоянно лепечут, причем понимают смысл отдельных слов. Появляются смысловые паузы: младенец что-то «скажет» и замолкает — ждет ответа взрослого. Это первые его попытки общения с людьми — отвечайте чаду!

В 9 – 10 месяцев при нормальном развитии речи могут появиться первые слова. Теперь уже «мама» — это не просто слог, а осмысленное слово. Лепет усложняется. Дети вслушиваются, что говорят взрослые. Расширяется пассивный словарь. Нужно создать грудничку благоприятные условия для формирования словарного запаса.

К 12 месяцам кроха говорит от 2 до 10 слов, может произносить «а», «у», «и», «м», «б», «п».

Этап развития активной речи — от 1 до 2 лет

Малышу нравится повторять за родителями слова, слоги. Делает он это пока неправильно: одним словом обозначает сразу несколько. К примеру, «биби» — это и любой вид транспорта и движение. Он активно пользуется жестами, мимикой.

К 1,5 годам пассивный словарь дополняется 100 словами, они начинают говорить простыми предложениями из двух слов (например, «дядя биби» (это может означать и мужчину в машине и действие — мужчина управляет автомобилем). Это признаки появления фраз.

Двухлетки могут выговаривать больше звуков: «ф», «х», «в», «д», «к», «о», «н», «т», а трехлетние — «л»,»с», «э», «й».

Дошкольный период — от 3 до 6 лет

Включает младший (3 – 4 года), средний (4 – 5), старший (6 – 7) дошкольный возраст. Рассмотрим возрастные нормы развития речи у дошкольников.

В словаре трехлетних деток около 3000 слов, он постоянно растет. Почти все младшие дошкольники неправильно выговаривают звуки, что может быть поводом для обращения к логопеду. Их разговор интересный: они сочиняют новые слова.

В 3 – 4 года развитие речи, согласно таблице, характеризуется отличными произношением «ц», «ы», «з», в 5 лет — «ж», «щ», «р», «ч», «ш». Но многие заменяют шипящие свистящими («щенок» — «сенок»).

Четырехлетние детки — это «почемучки». Они постоянно задают вопросы, задача взрослых — отвечать на них. Именно тогда формируется чувство языка. Малыши могут заменять или опускать слоги, неправильно употребляют окончания, приставки, суффиксы, не согласуют слова в предложениях, неправильно ставят ударения — это все нормально, ведь грамматический строй у них только формируется. А вот фразы совершенствуются: появляются прилагательные.

При нормальном развитии речи пятилетний дошкольник может пересказать сказку или придумать рассказ по картинке. Рассказ становится более разнообразным и правильным. Хорошо даются шипящие, а некоторым ребятам — «р», но чаще изолированный. Чувствуют интонацию, могут изменить силу, высоту своего голоса вплоть до шепота. Словарь стремительно пополняется новыми словами, которые легко запоминаются.

Как видно из таблицы развития речи, у старших дошкольников находится на ещё более высоком уровне. Шести- семилетние ребята четко выговаривают звуки, могут выявить их в словах. Это важно при подготовке к школе. А вот словарный запас у всех шестилеток разный: у кого-то он богатейший, а у кого-то ограничен бытовой тематикой. Грамматический строй речи сформирован, хотя могут неправильно спрягать глаголы (сказать «ехают» вместо «ехать»). Но они допускают ошибки там, где и многие взрослые их допускают.

У ребят связная, логичная речь, они отвечают развернутыми сложными фразами, по картинке составляют рассказы, пересказывают истории, делятся впечатлениями о фильмах, фантазируют.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

  • наружное ухо;
  • среднее ухо;
  • внутреннее ухо.

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.

К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.

Наружный слуховой проход — извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Барабанная перепонка — это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

  • молоточек;
  • наковаленка;
  • стремечко.

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

  • преддверия (вестибулюма);
  • улитки;
  • полукружных каналов.

В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана). Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч. На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток — Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

  • ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
  • передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
  • защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
  • трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

Воспринимать двумя ушами – лучше определять локализацию звука. Бинауральный слух дает:

  • ощущение объемного звучания;
  • представление о расположении источника.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

Подробнее о характеристиках слуха в этой статье.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.

Чем опасны речевые нарушения у детей?

Речевая деятельность у детей непосредственно связана со становлением психики и оказывает влияние на интеллектуальную, сенсорную, эмоционально-волевую сферу жизни. При невозможности нормально общаться со сверстниками у ребенка могут выработаться серьезные психологические комплексы, вплоть до фобии общения. Для таких детей характерна подавленность, депрессивность, низкая мотивация, частая смена интересов, неуверенность, раздражительность, обидчивость, агрессия, проблемы с самоконтролем.

Дети с речевыми нарушениями отмечаются также нарушением и физического развития: раскоординацией движений, заторможенностью в действиях, общей ослабленностью состояния организма.

Игнорирование нарушений речевой деятельности у детей чревато их полной социальной изоляцией.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]