Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет


Особенности речи четырёхлетних детей

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.

В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.

Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня, — эти примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К.И. Чуковский. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

  • нарушается структура предложений;
  • встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
  • неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

  • употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);
  • звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);
  • неотчётливо произносит малознакомые слова.

Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и грассированном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.

Обучаем в игре

Проанализировав вышеизложенные нормы, родители могут понять, какие сферы речи их малыша нужно развивать в первую очередь: те, с которыми есть проблемы. Для коррекции каждой отдельной сферы можно подобрать соответствующие игры на развитие речи. Перво-наперво – на расширение словарного запаса. Вот несколько примеров таких игр.

  • Взрослый называет предмет, а малыш должен поставить это слово во множественное число (стена – стены). По ходу такой игры можно касаться и многозначности (например, спинка может быть и у ребенка, и у стула или сидения, а кружка во множественном числе, только с другим ударением – это и геометрические фигуры, и секции для творческих занятий). При этом своевременно акцентируют внимание ребенка на том, что не все слова «множатся» одинаково (лев – львы, рот – рты). Так развивается навык употребления множественного числа и расширяется словарный запас.
  • Познакомить малыша с антонимами можно, предлагая подбирать противоположные значения к словам (мягкий – твердый, чистый – грязный). Пусть при этом подбирает слова к новым значениям (белый снег – черная ночь), а затем заменяет их местоимениями (он белый, она черная). Так дошкольник потренируется в согласовании слов, употреблении местоимений.
  • Прочитав рассказ или стихотворение, можно предложить малышу придумать собственный финал. Это также развивает мышление, воображение и связную речь.
  • Игра с мячом позволяет развить различные навыки: обогатить лексику, освоить синонимы, антонимы, узнавать предметы по описанию, образовывать новые формы слов. Например, малышу бросают мяч, назвав предмет, а он возвращает мяч, называя предмет ласкательно. Или в ответ на слово подбирает противоположное по значению. Или называет предмет, услышав его признаки, называет цвет указанного предмета. Фантазия родителей может подсказать и другие варианты таких игр.
  • Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие о них можно легко закрепить при помощи игры с карточками: в одну группу ребенок должен откладывать одушевленные предметы, в другую – неодушевленные, помогая себе вопросами: «Это груша. Она живая? Нет. Это корова. Она живая? Да».
  • С помощью похожего упражнения можно познакомить малыша с относительными прилагательными. В одной группе карточек будут предметы, в другой – материалы, из которых они сделаны. Задача ребенка – соотнести две картинки, проговаривая: мяч сделан из резины. Он – резиновый. Карандаш сделан из дерева. Он – деревянный.

Для того чтобы речь дошкольника стала более выразительной, предложите ему такую игру (играть должно несколько детей или семья). Ребенок по заданию взрослого должен продемонстрировать остальным игрокам разные оттенки настроения человека (веселье, удивление, огорчение, злость, усталость, уныние). При этом малыш может использовать соответствующую интонацию, мимику, междометия (ох-ох, ого, ух ты, эх, ах, ай-ай). Остальные играющие отгадывают, что именно было показано.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

  • ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
  • кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
  • дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
  • большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
  • он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
  • темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
  • при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Задержка развития речи

В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов. Возможными причинами такого отставания могут быть:

  • проблемы в области неврологии;
  • нарушения интеллекта, умственная отсталость;
  • перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;
  • проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);
  • социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детей с неразборчивой речью характерны такие нарушения:

  • неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор), в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;
  • не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;
  • он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;
  • словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;
  • с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;
  • в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Упражнения и задания

Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:

Артикуляционная гимнастика

  • Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы.

  • Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.

  • Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.

  • Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.

Данные упражнения лучше всего делать не больше 5-7минут и повторять по 2 раза на день.

Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.

Пальчиковые игры

  • Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.

  • Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.

  • Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.

  • Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.

Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.

Логоритмика

Логоритмика – это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.

Оптимальным временем для выполнения данного задания является вторая половина дня, регулярность занятий – через 1-2 дня.

Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.

Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.

Диагностика речевых нарушений

Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.

Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова, предлагают такие задания:

  • образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья),
  • предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т.д.);
  • сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).

Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение, начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.

Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу), слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до), из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]