Методическая разработка: Экспресс-диагностика детей 4 — 5-летнего возраста с проблемами речевого развития


I. Осмотр артикуляционного аппарата.

Логопедическое обследование при ринолалии начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины.

Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции.

При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.

Описывается небо до операции:

  • вид расщелины,
  • размер дефекта,
  • подвижность сегментов мягкого неба.

Небо после операции описывается следующим образом: форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески.

Небо в норме — в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм.

Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении [А], при широко открытом рте.

Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.

При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба.

Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх.

Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный.

Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор.

Обследование языка

Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности.

Ребенок выполняет упражнения:

  • иголочка,
  • змейка,
  • лопаточка,
  • лошадка,
  • часики,
  • качели,
  • вкусное варение.

Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него.

Обследование зубного ряда

Состояние прикуса, зубных рядов.

Фиксируют наличие ортодонтического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации.

В конце осмотра проверяется направленность верхней губы.

Упражнения:

  • фокус,
  • плюнь,
  • задувание легкого предмета в цель.

Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.

III. Выявление особенностей звукопроизношения.

Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии.

Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты.

Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы.

Обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы.

При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии.

Обязательно подбирается материал с паронимами (люк-лук).

У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]