Просодическая сторона речи — это… Описание, формирование, развитие


«Prosodia» — в переводе с греческого…

Современные ученые по-разному трактуют значение этого греческого слова.

Формирование интонационной выразительности

Интонация − важная составляющая просодического компонента речи. Начинать работу нужно со знакомства с понятием интонации: ребенку объясняют, что с ее помощью можно передавать настроение персонажей, чтение становится интереснее. Чтобы ребенку было легче усвоить это понятие и проводить дифференциацию, используют картинки с изображением эмоций.

Каждую интонацию отрабатывают отдельно. Начинают работу с повествовательной, далее идут вопросительная и восклицательная. Ребенку объясняют, когда следует использовать определенную интонацию. Взрослый сначала сам читает фразу, затем проговаривает ее вместе с ребенком, который потом произносит ее самостоятельно.

Кроме работы с интонацией, логопед занимается постановкой логического ударения и расстановкой пауз. Для этого можно использовать схемы, чтобы было проще ориентироваться. Хорошо, если взрослый сможет на примере показать значение расстановки пауз и постановки логического ударения. Для отработки этих компонентов просодики подходят стихотворения. Постепенно упражнения можно усложнить, используя простой нерифмованный текст.

Слагаемые речевой выразительности

Вам будет интересно:Виды территориального маркетинга. Субъекты и объекты территориального маркетинга

У людей с плохо развитой просодикой нарушается установление социальных контактов, ограничен выбор области трудовой деятельности.

Она, как мозаика, складывается из различных компонентов, основной из которых — интонация. В свою очередь, это также сумма выразительных языковых средств, правильное сочетание которых делает просодическую сторону речи важным способом общения:

  • мелодика — изменение высоты и силы произношения гласных звуков, что, по желанию говорящего, позволяет выразить чувства с их мельчайшими оттенками (нежность, гордость, разочарование, радость и др.);
  • ритм — результат тонирования голоса по высоте и чередования ударных и безударных слогов, а также отличающихся долготой;
  • темп — определяется по количеству произнесенных звуков, слогов, слов, например, за секунду;
  • логическое, фразовое ударение — увеличение напряжения или высоты голоса, с выделением слов, фраз паузами для придания высказыванию особого смысла;
  • тембр речи — ее индивидуальная звуковая окраска;
  • паузы — завершают высказывание отдельных предложений, мыслей; психологические паузы — способ воздействия на эмоции собеседника, аудитории;
  • сила голоса — изменение громкости произношения отдельных слов, фраз. Зависит от степени напряжения голосовых связок и давления выдыхаемого воздуха;
  • дикция — результат энергичной работы речевого аппарата: хорошая дикция — это четкое, чистое произношение.
  • Вам будет интересно:Что такое метрология? Задачи метрологии, определение, цели и история

    При умелом использовании этих интонационных средств мысли говорящим выражаются точнее, разнообразнее, а также все оттенки его чувств и переживаний.

    Особенности диагностики

    Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:

    • звукопроизношение;
    • слоговую структуру;
    • силу и длительность выдоха;
    • темп речи;
    • интонационное оформление.

    Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных.

    Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.

    Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

    Закономерности развития

    Интересный научный факт: по сравнению со словесной, звуковая сторона речи начинает развиваться у малышей еще в самом раннем возрасте и без затруднений. Первый крик при рождении уже выражает психическое состояние нового человека. Причем у младенцев он акустически неодинаков, обертонально индивидуален.

    В 2-3 месяца появляются новые интонации, голосовые модуляции.

    Гуление и спонтанное гуканье в 3-4 месяца призваны привлекать внимание окружающих, ребенок постепенно усваивает интонации взрослых.

    В 4-6 месяцев формируется лепет, то есть гуление распадается на локализованные слоги, характерные для родной речи, что свидетельствует о начале формирования слогообразования. Ребенок вначале многократно повторяет одинаковые слоги, а потом комбинирует разные, изменяя громкость, высоту голоса. К концу этого периода интенсивно осваиваются интонации, ритм, звуки, которые к 8 месяцам становятся похожими на фонемы языка, появляются их сочетания — предвестники первых слов. Они появляются примерно в 12 месяцев. В общении со взрослыми благодаря подражанию ребенок начинает осознанно использовать такие просодические элементы, как мелодика, сила голоса, варьирует интонации.

    Ускорение темпа и совершенствование ритмической стороны речи происходят по мере того, как отрабатывается произношение звуков и слогов и их сочетаний. В речи двухлетнего малыша имеются простые фразы, ударения, но для нее характерны прерывистость, повторы. Он еще не владеет речевым дыханием и не умеет регулировать темп произношения.

    Мелодика и фраза усложняются на 5 году жизни, улучшается выразительность, совершенствуется умение различать звуки, что необходимо для узнавания похожих слов. Часто ошибается в ударениях.

    К концу 6 года ребенок говорит быстро, но нечетко, тихо. У него недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти, дыхание в процессе речи сбивается, от чего страдает звукопроизношение.

    Вам будет интересно:Апофема правильной треугольной пирамиды: формула и пример задачи

    Постепенно, с накапливанием речевых навыков, речь дошкольника становится правильнее, содержательнее, интонационно выразительнее.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает у детей дошкольного возраста при наличии нарушений в восприятии звука. Если ребенок имеет такое недоразвитие, то его особенностями будут следующими:

    • картавость, шепелявость;
    • нечеткое и невыразительное произношение;
    • нарушенный синтез и анализ фонем;
    • слияние фонем;
    • неспособность произнести некоторые фонемы;
    • затруднение в общении со сверстниками;
    • проблемы с письмом и чтением.

    Ребенок при таком нарушении не может ясно и правильно выразить свои мысли. Он хорошо понимает и знает слова, может быть намного умнее своего возраста и сверстников.

    Нарушения речи бывают из-за врожденных и приобретенных заболеваний

    Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

    Нарушения речи бывают при врожденных и приобретенных заболеваниях:

    • повреждениях речевой зоны тела во время родов;
    • врожденные дефекты в строении органов в речевой зоне (зубы, небо, губы, челюсть);
    • ДЦП;
    • психических заболеваниях;
    • наследственности.

    Важно! Чтобы исключить врожденное заболевание у малыша, необходимо тщательное обследование во время родов.

    Логопедические упражнения детям 4-5 лет для развития речи дома

    Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. И. Чуковского «Цыпленок»

    Ролевые диалоги направлены на коррекцию недоразвитых просодических компонентов и повышения эмоционального фона. Презентация стихотворения Чуковского «Цыпленок», как ролевого диалога — хороший способ развить нарушенные элементы просодии. Действующие лица произведения — животные, которые, помимо текстового разговора, имеют свои звукоподражания:

    • Цыпленок пищит:

    «Пи-пи-пи, пи-пи-пи Ой, какой огромный мир…»

    • Курица кудахчет:

    «Куд-куда, куд-куда, Вот это да!» «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Ухожу я далеко»

    • Петух кукарекает:

    «Посмотрите, как могу Я кричать — ку-ка-ре-ку!»

    • Лягушка квакает:

    «Ква-ква-ква, ква-ква-ква Далеко тебе до петуха»

    Условия формирования

    Важнейшие условия правильного развития просодической стороны речи это, во-первых, нормальное функционирование центральной нервной системы, во-вторых, нормальный слух, во-третьих, правильный образец произношения взрослых.

    В отсутствии или снижении физического слуха часто кроются причины серьезных речевых нарушений у ребенка, в том числе и ее выразительности, так как он не имеет слухового образца для подражания речевым действиям.

    Дефекты фонематического слуха, благодаря которому ребенок имеет возможность различать звуки и слоги, выражаются в их неправильном восприятии и произношении, непонимании похожих слов. Поэтому при поступлении в школу он с трудом осваивает чтение и письмо.

    Формирование просодической стороны речи протекает тем более успешно, чем более правильные ее образцы малыш получает от взрослых уже с первых дней жизни. Все ее недостатки — крикливая, невнятная, интонационно бедная, слишком быстрая или слишком медленная — обязательно будут копироваться и в дальнейшем станут недостатками его собственной манеры говорить.

    Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе

    Лыхенко Юлия Владимировна,Студент, ОмГПУ,г.Омск[email protected] Научный руководитель–Викжанович Светлана Николаевна,к.п.н., доцент

    Особенности и этапы формирования просодической стороны речи

    в онтогенезе

    Аннотация.В статье выделены и раскрыты этапы формирования просодической стороны речиот рождения ребёнка и до младшего школьного возраста.На основе работы исследователей автором рассматриваются особенности формирования просодики в онтогенезе. Данный материал будет полезен специалистам в области дефектологии, педагогики и психологии.Ключевые слова:онтогенез, просодическая сторона речи, голос, интонация.

    Интерес к проблеме формированияпросодической стороны речи обусловлен тем, что эта сторона речи имеет большое значение в жизни ребенка. Она определяет эмоциональное выражение произносимой речи. Вторая причина заключается в том, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющихразличные варианты нарушений просодии.

    Начальный этап жизни ребёнка считается значимым для формирования речи и всех ее компонентов, в том числе и просодической её стороны, которая отвечает за выразительность речи, разборчивость, эмоциональное оформление высказывания в процессе общения. Ребёнок ориентируется на эмоции в речи, поэтому стоит говорить о важности просодии в процессе общения. Развитие просодии, по мнению Н.А.Власовой [3], Ю.А.Флоренской [9] , оказывает влияние на эстетическое, физическое, интеллектуальное и моральное воспитание ребенка. Важна просодия и для речевого развития ребёнка, потому что кроме смысловой, коммуникативной и эмоциональной функции она несёт и компенсаторную функцию, считает Е.Э. Артемова [1].Многие исследователи изучали становление просодической стороны речи в онтогенезе. Рассмотрим вопрос подробнее.Развитие просодии происходит с рождения, начинаясь с младенческого крика.Крик –самая первая реакция ребёнка, окрашенная интонационно. Речь предполагает присутствие голоса, поэтому в зависимости от того, какое состояние у ребёнка, крик приобретает обертональную окраску, тон его крика может быть различным, в зависимости от его состояния.У здорового ребёнка в спокойном состоянии крик обычно средний по силе и громкости, не напряжён. В этот момент у него происходит тренировка органов голосового аппарата. Крики младенцев вариативны по акустическим свойствам: у каждого ребёнка крик индивидуален по окраске, то есть, нет двух совершенно одинаковых младенческих криков. Их невозможно воспроизвести или запомнить, четко классифицировать по какомулибо фонетическому признаку [2]. Крикпервое коммуникативное взаимодействие с взрослым, с помощью него ребёнок может общаться и выражать своё эмоциональное состояние. По характерным особенностямкрика мать может узнать состояние своего ребёнка, обычно это происходит, начиная с 3его месяца его жизни. В последующие месяцы жизни крик становится более разнообразным интонационно, следовательно, у ребёнка начинает сформировываться коммуникативная функция.Следующим этапом в процессе развития речи у ребёнка появляется гуление протяжное, певучее произношение отдельных звуков или слогов [4].По мнению А.Н. Гвоздева, оно появляется в 2 –3 месяца [4]. С этого времени ребёнок может выражать состояние радости и удовольствия, окрашенные интонационно. Видя эмоциональное состояние взрослого при общении с ним, малыш неосознанно считывает и копирует мимику лица и подражает интонации голоса взрослого. Эти процессы соответственно называются эхопраксией и эхолалией.Обычно, расцвет процесса гуления происходит на 4—6 месяце жизни, потому, что именно в этот момент ребёнок овладевает спецификой вокализма родного языка.Следующим уровнем развития речи в онтогенезе является лепет, который начинает появляться в возрасте 56 месяцев. Он представляет собой повтор отдельных слогов. В этот период лепет становится оформленным ритмически, начинают появляться интонации, и закладывается ритмическая основа речи, копируемая у взрослого. Ребёнок начинает реагировать на интонации, а вскоре и на ритм услышанной речи. Воспринимая на слух речь на родном языке, ребёнок начинает воспроизводить в общении особенности ритма родного языка, не выходя при этом за рамки эхолалии. Этот период обычно длится до 9 месяцев. Ко второму году жизни ребёнок начинает понимать мимику, жесты, интонацию голоса, движения и действия взрослого. На основе понимания этих характеристик речи и строится общение.Начальный этап усвоения родного языка проходит в период от 9 месяцев до 1,5 года [4]. В этот период развивается слуховое восприятие, восприятие ритма речи. Значительную роль играют жесты, мимика, интонация, так же в этот период начинает формироваться интонация просьбы. В этих компонентах речи начинает появляться семантическая смысловая нагрузка. Ребёнок охватывает интонацию, ритм и звуковой рисунок, т.к. они являются более простыми элементами слова.В 1112 месяцев ребёнок произносит свои первые слова, усваивает просодемы (ударение, мелодику, интенсивность голоса). По мере общения с взрослым, ребёнок осознанно начинает использовать средства выразительности речи, в частности интонации. Этот период характеризуется тем, что ребёнок с трудом может менять высоту и громкость собственного голоса. При этом характерные черты голоса ребёнка отличаются от взрослого. Голосовые складки короче и колеблются с меньшей амплитудой, поэтому голос ребёнка более тихий и высокий, чем у взрослого. Тембр голоса тихий т.к. резонаторная система у детей менее развита. Эти параметры голоса зависят от функционирования желез внутренней секреции [8]. На формирование голоса влияет также состояние дыхательной системы, она обеспечивает в частности силу голоса. Дети этого возраста имеют медленный темп речи, потому что с трудом справляются с проговариванием слов и звуковых сочетаний. По мере взросления темп ускоряется, в особенности при эмоциональном возбуждении ребёнка, он овладевает беглой речью. Постепенно ребёнок начинает овладевать ритмической структурой слова. О ритмической структуре первых речевых высказываний нет данных в научной литературе,однако данные из родительских дневников детей позволили учёному Н.Х.Швачкину сделать вывод о том, что первые ритмические высказывания имеют структуру хорея [10]. Это предположение основывается на том факте, что хорей преобладает в высказываниях взрослых при обращении к детям, их слова также имеют двусложную структуру с ударением на первый слог. Даже колыбельные песни хореичны по своей структуре. Стоит отметить, что большинство собственных имён в уменьшительном значении имеют форму хорея (Ваня, Катя, Таня). Очевидно, что на первом году жизни ребёнок окружён словами с хореическим ритмом. Однако с развитием речи ребёнка, интонация и ритм приобретают служебную роль, то есть становятся подчинены слову, поэтому количество слов с хореической структурой в речи снижается.В связи с вышесказанным, просодическая активность ребёнка развивается и корректируется в стихотворном творчестве. Элементы просодии отрабатываются в речи с помощью потешек, сказок. Таким образом, стихотворное творчество так же, как и речь переживает период ритмического перелома, когда интонация и ритм уступают главенствующее место слову. Прогрессом является то, что слово начинает обозначать смысл, а просодия окрашивает речь эмоциями [5].На следующем этапе в 23летнем возрасте у детей появляетсянеплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации. В это же время в речи детей появляется выделительное словесное ударение. Наряду с этим происходит овладение лексикограмматическим строем и фонетикой языка, развитиемеханизмов взаимодействия между фонацией, дыханием и артикуляцией,обеспечивающее формирование нормального речевого дыхания. Эти процессы являются фазой начального становления речевого дыхания. Обычно без овладения этими процессами, ребёнок произносит фразы в любую фазу дыхания. Внешне это выражается в «захлёбывании», речью на выдохе и вдохе [7].На этапе 4х летнего возраста начинает формироваться тип мелодического оформления речи, сходный с взрослым типом. В это же время у ребёнка появляется шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов, происходит овладение интонацией повествования по подражанию. Однако для полного овладения интонацией необходима тренировка по изменению её тона и высоты голоса.В 56 лет ребёнок овладевает «порождением» текста (контекстной речью). В этот период могут наблюдаться «сбои» дыхания в момент речи при произнесении сложных и длинных фраз паузы, связанные с затруднением оформления высказывания лексически и грамматически [2]. Дети усваивают образец, переносят его на предложение. Далее, в шестилетнем возрасте можно переходить к овладению интонацией вопросительного предложения. Развитию интонации способствует развитость речевого слуха. Его развитие идёт неравномерно. Однако дети начинают понимать определённые изменения в голосе (различают звук по высоте, эмоциональной окраске, тембру, ритму, темпу). В последующем ребёнок начинает различать разные звуки, чему способствует развитость фонематического слуха. При нарушениях в его развитии может возникать интонационная невыразительность речи [6].К младшему школьному возрасту дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их пока не могут [5]. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации.Важно сделать вывод о том, что голос формируется на протяжении всего детства. Именно в этот период формируется основа будущей речи ребёнка. В дальнейшем голос может изменяться на протяжении всей жизни.

    Ссылки на источники1.Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография/ Е.Э.Артёмова.–М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. –123 с.2.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. М.: Просвещение, 1987. 165 с.3.Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя/ Т.М. Власова. М.: Гуманит. Изд. , 1996. 240 с.4.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. –М.: Детство Пресс, 2007. 36 с.5.Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить/ М.М. Кольцова. —Екатеринбург: У Фактория, 2004. —224 с.6.Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А. И. Максаков. М.: МозаикаСинтез, 2005. —64 с.7.Мещерякова, Н.П. Коррекцияречевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / Н.П. Мещерякова, Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. –Волгоград : Учитель, 2009. 141 с.8.Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс/ Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. М.: АРКТИ, 2003. —104 с.9.Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. М.: Астрель, 2006. 223 с.10.Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм младших дошкольников /Сборник статей под ред. А.Н. Леонтьева, Запорожца А.В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 92101 с.

    Виды нарушений

    Нарушения просодической стороны речи характерны для людей разных возрастов:

  • Недостатки темпоритмического ее оформления — чрезмерно высокая или недостаточная скорость, нечеткость, нарушение звуковой и слоговой структуры слов, спазмы.
  • Нарушения голосообразования — искажения тембра, высоты, недостаточная сила.
  • Звукопроизношения — смешение звуков, их отсутствие или искажение, замена.
  • Нарушения интонационной выразительности — речь невыразительна, монотонна, ребенок не различает интонации.
  • Очень часто при хорошем понимании обращенной к нему речи ребенок не может самостоятельно высказаться или повторить за взрослым фразу с заданными особенностями.

    Этап автоматизации

    Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

    Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

    Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

    Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

    Травмирование мозга и инфекции до рождения или в постнатальный период могут отрицательно повлиять на речь в целом и ее просодику в частности. Например:

    • дизартрия характеризуется недостаточностью иннервирования органов речи;
    • алалия — при хороших интеллектуальных задатках и нормальном слухе речь дефектная или вовсе отсутствует;
    • заикание;
    • дисфония — недостатки дикции, высоты, силы голоса при дефектах голосового аппарата;
    • брадилалия — монотонность, невыразительность речи, ее недостаточный темп при нечеткой артикуляции;
    • тахилалия — чрезмерно быстрый темп, неправильный ритм речи, искажения, отсутствие слогов, звуков;
    • дислалия — нарушения произношения одного или нескольких звуков, отклонений в психофизическом развитии не наблюдается;
    • ринолалия — гнусавость и искажение звукопроизношения.

    Просодическая сторона речи — это объект пристального внимания и заботы взрослых. Внешние проявления ее недостатков могут быть следствием скрытых серьезных и далеко идущих нарушений развития нервной системы ребенка.

    Выявление дефектов и их причин

    При малейшем подозрении на наличие у ребенка неблагополучного хода формирования речи не следует надеяться на то, что он «перерастет, поумнеет и научится говорить». Нарушения просодической стороны речи — это обязательный повод обратиться к следующим специалистам за консультациями:

  • Проверить остроту слуха у отоларинголога.
  • Невропатолог поможет убедиться в отсутствии или наличии повреждений речевых центров мозга и других его отделов.
  • Уровень умственного развития проверят детский психиатр, психолог или дефектолог.
  • Учитель-логопед проведет диагностику на выявление речевых дефектов с учетом возраста ребенка, в том числе и состояние просодической стороны речи.
  • В беседе с матерью специалисты узнают, не было ли каких-то отклонений в вынашивании ребенка, травмирующих ситуаций во время и после родов, наследственных причин выявленных нарушений, здоровый ли образ жизни поддерживается в семье (употребление алкоголя, химических веществ, табакокурение, сбалансированное питание, психологический климат). Обобщив результаты обследования, специалисты предложат наиболее рациональный ход общего и речевого развития и воспитания ребенка.

    Здоровьесберегающие технологии в логопедии

    Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС. Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:

    • дыхательной гимнастики;
    • упражнений для глаз;
    • артикуляционной гимнастики;
    • главного компонента — логоритмики.

    Литотерапия в логопедии

    Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины. Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:

    • массаж пальцев, при сжимании и перекатывании камней в руках;
    • раскладывание из камней и песка узоров;
    • закапывание камней в песке;
    • логопедические упражнения с применением камней.

    Коррекцию речевой недоразвитости проводит логопед

    Приемы коррекции недостатков выразительности речи

    Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И. Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности. Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи. По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:

    • различение интонации отдельно экспрессивной и импрессивной речи;
    • занятия для речевого дыхания;
    • упражнения для ритма и темпа голоса;
    • различения тона при утверждении, вопросе и восклицании;
    • работа над силой и диапазоном голоса;
    • упражнения с логическим ударением.

    Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.

    Внимание: у ребенка дизартрия

    Причин, следствием которых являются нарушения иннервации речевых органов, очень много. Они могут затронуть различные участки мозга, иметь разную выраженность. Легкая степень — стертая дизартрия — может обнаружиться во время логопедической проверки, а при тяжелой (анартрия) паралич речевых мышц полностью лишает больного возможности говорить.

    Все или почти все компоненты просодической стороны речи при дизартрии нарушены. Внешние ее признаки, на которые родителям и воспитателям следует обратить внимание: ребенок с трудом глотает и жует, неточно выполняет мелкие движения и плохо артикулирует звуки.

    Дети со значительной степенью этого заболевания направляются в специализированные школы. С учетом их возраста, формы дизартрии им назначается медикаментозное лечение, занятия с психологом, логопедом.

    Механическая дислалия

    Механическая или органическая дислалия обусловлена особенностями строения речевого аппарата, такими так:

    • укороченная уздечка языка;
    • толстый и большой язык;
    • маленький и узкий язык;
    • высокое узкое (готическое) или же наоборот слишком низкое нёбо;
    • неправильный прикус, при котором звукообразование отдельных фонем становится сложным либо, в некоторых случаях даже невозможным;
    • слишком выдвинутая вперед верхняя или нижняя челюсть, щель между зубами или между челюстями;
    • иногда также на невозможность произнесения звуков влияет слабость воздушной струи, необходимой для образования особенно сложных для детей звуков — р и л.

    Чаще всего при механической дислалии логопед рекомендует по возможности исправить прикус у стоматолога-ортодонта. Лучше всего это делать в возрасте 5-6 лет, когда суставы наиболее гибкие.

    Приемы коррекции недостатков выразительности речи

    В работе с детьми-логопатами специалисты используют как готовые пособия, так и собственные разработки занятий, игр, упражнений. Учитывая, что особенности просодической стороны речи таковы, что требуют постоянного контроля и упражнений, малышам предлагают домашние задания для развития и закрепления полученных на занятиях в детском саду знаний и речевых навыков. На индивидуальных и групповых консультациях для родителей специалисты рассказывают, как проводить специальные упражнения дома. Например: распевание гласных под музыку, меняющуюся по громкости и тону; раскладывание и называние картинок, игрушек с заданным звуком; чтение заученных стихов, скороговорок громко и тихо, радостно и сердито, медленно и быстро.

    Дети очень любят театрализованные игры, поэтому привлечение их к исполнению посильных ролей — один из распространенных приемов развития просодической стороны речи.

    Это обязательно сопровождается примером интонирования речи героя и ее воспроизведением, анализом допущенных ошибок, неоднократным исполнением, соотнесением скорости и ритма речи с движениями, тональностью, чувствами При этом взрослый показывает, как надо пользоваться жестами, мимикой, телодвижениями для усиления эмоционального эффекта.

    Подготовка

    Работа над просодическим компонентом речи состоит из нескольких этапов. На подготовительном специалист формирует основу для формирования просодики. Обязательно в занятия включают упражнения для речевого дыхания, являющегося основой темпо-ритмической стороны речи.

    Логопед проводит работу по формированию диафрагмального дыхания. Эффективно следующее упражнение: стоя/сидя с прямой спиной, одна рука на животе, другая на груди. Вдох делают через нос, а выдох через рот. При этом внимание акцентируется на том, что при диафрагмальном дыхании живот округляется, а грудь остается неподвижной. Если имеется назальный оттенок, проводится работа по дифференциации ротового и носового дыхания.

    Следующее направление работы на этом этапе − работа над голосом. Логопед предлагает задания на расширение диапазона. Это различные пропевки, состоящие не только из гласных. Также дают задания на прочтение фраз с различной высотой голоса (громко, тихо, в обычном тембре). Логопед спрашивает у детей, когда нужно говорить громко и тихо − это формирует предпосылку для интонационного оформления высказывания. Ведь ребенок должен еще и уметь пользоваться просодическими средствами.

    Еще одно направление − работа над темпо-ритмической стороной.

    Это отстукивание определенного ритма; проговаривание фраз и предложений в ускоренном и замедленном темпе. Можно совмещать работу над темпом и ритмом с развитием общей моторики. Также можно добавить проговаривание движений с определенной интонацией.

    На подготовительном этапе формируется основа для дальнейшей коррекции просодической стороны речи. Перечисленные направления работы используют и на занятиях по развитию интонационного оформления высказывания.

    Подведем итоги…

    Если обследование просодической стороны речи выявило у ребенка ее нарушения, то специалист, логопед, даст конкретные советы родителям по их коррекции. Основная цель — организация такой работы, результатом которой будет формирование сознательного отношения самого ребенка к акту говорения, умения анализировать, сравнивать, подражать правильным образцам. Он должен преодолеть чувство стыда, научиться общаться с окружающими без страха.

    В большинстве случае развитие просодической стороны речи — это вполне решаемая задача, хотя и не сиюминутная. При тяжелых формах ее нарушения следует уделить особое внимание социализации ребенка, учить его пользоваться неречевыми средствами общения.

    Источник

    Особенности работы со взрослыми

    В работе со взрослыми нужно использовать как можно больше практических заданий. Им не нужно, как детям, подробно объяснять значение понятий, когда их можно использовать. Поэтому специалист старается как можно скорее закрепить полученные навыки на практике. Приемы работы такие же, как и с детьми.

    Просодическую сторону речи дополняют также и невербальными средствами общения − мимикой и жестами. С помощью них человеку удается лучше донести смысл своего высказывания и сделать выступление эффектнее. Работа над просодической стороной речи может проводиться как отдельно, так и быть одним из направлений по коррекции более сложных речевых нарушений. Выразительную речь окружающим воспринимать проще, что также хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков. Просодика в современной логопедии − одна из важных составляющих речевого развития.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]