Три трактата об ораторском искусстве: тезисы Цицерона и идеальный портрет оратора


Искусство красноречия: 10 правил Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) не был аристократом. Он происходил из сословия всадников, не наделённых властью от рождения. Чтобы оказаться в сенате, Цицерон использовал единственное своё оружие, в античном мире превосходившее подчас богатство и личные связи — ораторское мастерство. Он учился в Греции и риторических школах Малой Азии, изучал Демосфена, Платона, почитал Перикла и Аристотеля — лучших риторов античности. В Риме же он наблюдал за работой актёров театра и понял, как возбуждать чувства слушателей.

К 35-летнему возрасту мастер политического и судебного красноречия, Цицерон стал первым оратором Рима. Его искусство открыло ему путь в политику. Он занял пост квестора, затем эдила и претора. После этого Цицерон поднялся на вершину формальной республиканской иерархии — народ избрал его консулом. В этом качестве велеречивый Цицерон совершил в 63 г. до н. э. главное политическое дело своей жизни. Когда был раскрыт заговор Катилины (аристократы вооружённым путём хотели взять власть), Цицерон предотвратил переворот словом — он прочёл в сенате четыре речи против заговорщика и убедил собрание не только свергнуть Катилину, но и казнить его без должных судебных процедур.


Цицерон произносит в сенате речь против Катилины. (Pinterest)

«О времена! О нравы! Всё понимает сенат, всё видит консул, а этот человек ещё живёт и здравствует! Живёт? Да если бы только это! Нет, он является в сенат, становится участником государственных советов и при этом глазами своими намечает, назначает каждого из нас к закланию. А что же мы? Что делаем мы, опора государства? Неужели свой долг перед республикой мы видим в том, чтобы вовремя уклониться от его бешеных выпадов? Нет, Катилина, на смерть уже давно следует отправить тебя консульским приказом, против тебя одного обратить ту пагубу, что до сих пор ты готовил всем нам…»

Из первой речи Цицерона против Катилины, произнесённой в сенате

Однако политическая звезда Цицерона очень быстро померкла. Ему не только не удалось удержаться в сенате и вообще в Риме (из-за Цезаря), но и в принципе пришлось надолго покинуть политическую арену. Республика, которую он защищал, пала. Его политическая программа — единение сословий — полностью провалилась. Когда голос Цицерона вновь зазвучал громко, на сей раз против деспота Марка Антония (против него оратор прочёл около 20 сильных речей), тот устранил его самым грубым образом: послал убийц. Пожилому республиканцу и философу отрубили голову.


Фульвия с головой Цицерона, фрагмент картины П. Сведомского. (Painting Valley)

По легенде, жена Антония Фульвия втыкала булавки в язык отрубленной голове Цицерона, а после голову повесили на ростре на форуме. Правда, политические убийства не спасли Антония от печальной развязки — политического и военного поражения, а затем суицида. И если он остался в истории лишь как любовник Клеопатры, малоприятный политик и оппонент Октавиана, то Цицерон занял в ней куда большее место. Оратор составляет важную часть наследия древнеримской культуры. Его речи — лучшие образцы латыни 1 века до н. э., его трактаты — отражение древнеримской политической и правовой философии.

Некоторые сочинения Цицерона — своеобразные пособия по ораторскому искусству. Главные из них, «De oratore» («Об ораторе») и «Orator» («Оратор»), он написал на склоне лет, и в них включил все познания. Основные наставления и рассуждения Цицерона можно свести к 10 пунктам.


Цицерон. (Brewminate)

1. «Оратор должен обладать философским образованием»

Чтобы воздействовать на душу человека словом, надо её познать, а для этого нужна философия: «Вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать или возбуждать души слушателей».

2. «Оратор должен обладать научным образованием»

Науки же нужны, ибо без знаний «беглость в словах бессмысленна и смешна». Оратору следует знать историю, дабы «черпать из неё примеры», а также знать законы, ибо «незнание права — бесстыдство» (здесь в Цицероне говорит римское чувство гражданского долга). Если же предмет речи связан с другими науками, оратору следует консультироваться с лучшими в этом деле и изучить вопрос так, чтобы казалось, будто говорящий разбирается в нём лучше специалистов.

3. Память

Оратор должен совершенствовать «сокровищницу всех познаний»

4. «Оратор должен владеть всеми тремя стилями речи»

Античное красноречие знало три стиля — простой (служит только для убеждения), средний (ещё и для услады слушателя) и высокий (с его помощью оратор волнует и увлекает публику).

5. «План»

По мнению Цицерона, «нельзя замыкаться в одном стиле». Настоящий оратор действует гибко и всегда составляет план — он знает, «что сказать, где сказать и как сказать»; он умеет для каждой ситуации выбрать стиль, подобрать красивые слова и правильно расположить их в речи (например, поставить в её начало и в заключение самые сильные свои доводы, чтобы их лучше запомнили).

6. Риторическая техника

Произнести хорошую речь может лишь тот, кто умеет просчитать реакцию публики на слова и их порядок. Даже молчание — композиционный приём. Оратор должен быстро привлечь слушателя во вступлении речи, изложить всё ясно и лаконично, аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противную, а затем завершить всё эмоциональным заключением.

7. Актёрское мастерство

Не зря Цицерон восхищался Росцием и другими актёрами. Подлинное красноречие также требует актёрского мастерства, так как чувства убеждают людей даже лучше рациональных доводов. Цицерон отлично умел вызвать сострадание и гнев, страсть и восторг, отвращение и страх… Он помнил о жестах, звуке и тоне голоса, выражении своего лица.

8. Ритм

Речь — произведение искусства. Новаторство Цицерона в том, что он привнес в речь поэтическую художественность. «Приятность ритмов», — считал он, — важная так же, как приятность слов. Например, можно в какой-то части речи повторять одно слово или синтаксическую конструкцию, или держать определенный темп, или перечислять предметы резко, без союзов. Точно так же можно придать ри — намёкам, переходам, иллюстрациям, противопоставлениям…

9. Смех

Очевидное правило. Шутка любую речь, кроме торжественной, делает интереснее и убедительнее. Цицерон умел смешить до слёз. Но он же предостерегал — оратору надо использовать юмор умеренно и «всячески избегать шутовского острословия».

10. Дарование

Без природного таланта оратором не стать. Цицерон считал, что не способным к красноречию нужно прямо говорить об этом. Остальным же нельзя мешать, а особенные дарования изо всех сил надо поддерживать.

[править] Список сочинений

Примечание. Знаком (r) отмечены труды, переведённые на русский язык; знаком (rf) — фрагментарные русские переводы

[править] Философские и политические трактаты

  • Academica (Академика [Учение академиков]; сохранилась фрагментарно; 45 г.) (r) Academica priora (первая редакция «Академики»): 1-я утраченная часть Catulus (Катул), 2-я сохранившаяся Lucullus (Лукулл)
  • Academica posteriora (вторая редакция «Академики»)
  • Cato Maior de senectute (Катон Старший, или О старости; 44 г.) (r)
  • De divinatione (О дивинации [О ведовстве]; 44 г.) (r)
  • De fato (О судьбе; сохранился частично) (r)
  • De finibus bonorum et malorum (О пределах добра и зла [О пределах блага и зла]) (r)
  • De legibus (О законах; около 52 г.) (r)
  • De natura deorum (О природе богов; 44 г.) (r)
  • De officiis (Об обязанностях, 44 г.) (r)
  • De re publica (Диалог «О государстве»; между 55 и 51 гг.; сохранился фрагментарно) (r)
  • Laelius de amicitia (Лелий, или О дружбе) (r)
  • Paradoxa Stoicorum (Парадоксы стоиков) (r)
  • Tusculanae disputationes (Тускуланские беседы; 45 г.) (r)
  • [править] Риторические трактаты

    Примечание. В скобках указана дата создания

    • De inventione (О нахождении <�материала>; между 85 и 80) (rf)
    • De oratore (Об ораторе; 55) (r)
    • De partitione oratoria (Построение речи; 54)
    • De optimo genere oratorum (О наилучшем роде ораторов; 50 или 46) (r)
    • Brutus (Брут; 46) (r)
    • Orator (Оратор; 46) (r)
    • Topica (Топика; 44) (r)

    [править] Речи

    Примечание. В скобках указана дата создания

    • De domo sua ad pontifices (О своем доме, к понтификам; 57) (r)
    • De haruspicum responso (Об ответах гаруспиков; 56) (r)
    • De imperio Cn. Pompei (Pro lege Manilia) (О главнокомандовании Гнея Помпея, или В защиту Манилиева закона; 66) (r)
    • De lege agraria (Contra Rullum) (О земельном законе, или Против Публия Сервилия Рулла; 63) (rf)
    • De provinciis consularibus (О консульских провинциях; 56) (r)
    • De Sullae bonis (66; речь утрачена)
    • Divinatio in Caecilium (In Q. Caecilium) (Против Квинта Цецилия Нигера; 70) (r)
    • In L. Calpurnium Pisonem (Против Л. Кальпурния Пизона; 55)
    • In Catilinam I—IV (Четыре речи против Катилины; 63) (r)
    • In P. Vatinium (Против Публия Ватиния; 56)
    • In Verrem actio prima (Против Гая Верреса. Первая сессия; 70) (r)
    • In Verrem actio secunda I—V (Против Гая Верреса. Вторая сессия; 70) (rf)
    • Oratio cum populo gratias egit (Речь к народу по возвращении из изгнания, 57) (r)
    • Oratio cum senatui gratias egit (Речь в сенате по возвращении из изгнания, 57) (r)
    • Philippicae orationes I—XIV (Филиппики; 14 речей против Марка Антония; 44-43) (rf)
    • Pro Aemilio Scauro (В защиту Эмилия Скавра; 54)
    • Pro T. Annio Milone (В защиту Тита Анния Милона; 52) (r)
    • Pro Archia (В защиту Архия; 62) (r)
    • Pro A. Caecina (В защиту Авла Цецины; между 71 и 69)
    • Pro M. Caelio (В защиту Марка Целия Руфа; 56) (r)
    • Pro A. Cluentio Habito (В защиту Авла Клуенция Габита; 66) (r)
    • Pro L. Cornelio Balbo (В защиту Луция Корнелия Бальба; 56) (r)
    • Pro P. Cornelio Sulla (В защиту Корнелия Суллы, 62) (r)
    • Pro M. Fonteio (В защиту Марка Фонтея; 69)
    • Pro Q. Ligario (В защиту Квинта Лигария; 46) (r)
    • Pro M. Marcello (По поводу возвращения Марка Клавдия Марцелла, 46) (r)
    • Pro Murena (В защиту Мурены; 63) (r)
    • Pro Cn. Plancio (В защиту Гнея Планция; 54)
    • Pro P. Quinctio (В защиту Публия Квинкция; 81) (r)
    • Pro C. Rabirio perduellionis reo (В защиту Гая Рабирия; 63) (r)
    • Pro Rabirio Postumo (В защиту Гая Рабирия Постума; между 54 и 52)
    • Pro rege Deiotaro (В защиту царя Дейотара; 45)
    • Pro Sex. Roscio Amerino (В защиту Росция Америйца; 80) (r)
    • Pro Q. Roscio Comoedo (В защиту актёра Росция; 77 или 66; сохранилась фрагментарно) (r)
    • Pro P. Sestio (В защиту Публия Сестия; 56) (r)
    • Pro M. Tullio (В защиту Марка Туллия; 72-71)
    • Pro L. Valerio Flacco (В защиту Валерия Флакка, 59) (r)

    [править] Письма

    • Epistulae ad familiares (Письма к близким; 16 «книг») (r)
    • Epistulae ad Quintum fratrem (Письма к брату Квинту; 3 кн.) (r)
    • Epistulae ad M. Brutum (Письма к Марку Бруту; 2 кн.) (r)
    • Epistulae ad Atticum (Письма к Аттику, 16 кн.) (r)

    [править] Частично сохранившиеся и утраченные

    • «Тимей» Платона (первый латинский перевод, сохранился фрагментарно)
    • De consiliis suis («О моих <�политических> замыслах», не сохранился)
    • Carmina Aratea (поэтические переводы Арата из Сол; фрагменты) Phaenomenon (из «Явлений»)
    • Prognosticorum (из «Признаков погоды»)
  • De consulatu suo («О моем консулате», фрагменты)
  • Hortensius (Гортензий; фрагменты)
  • Consolatio (Утешение; утрачен)
  • Pro muliere Arretina (Речь в защиту женщины из Арретия; 80; утрачена)
  • Pro Titinia (Речь в защиту Тицинии; 79; утрачена)
  • Pro G. Cornelio (2 речи в защиту Гая Корнелия; 65; фрагменты)
  • Сохранились фрагменты поэтических сочинений, речей, переводов греческих литературных и философских сочинений, наброски собственных книг.

    [править] Приписываемые

    • Rhetorica ad Herennium (Риторика к Гереннию, 80-е гг. до н.э.; древнейший латинский учебник риторики; признан анонимным, но традиционно печатается в корпусе сочинений Цицерона)
    • In Sallustium (Речь против Саллюстия Криспа)

    Цицерон против Марка Антония

    Против убившего Цезаря Марка Антония Цицерон создал целых четырнадцать речей. Эти речи назывались «Филиппиками», т.к. были очень схожи с речами Демосфена, выступавшего против македонского тирана – царя Филиппа.

    В речах «Против Марка Антония» Цицерон призывал сенат к тому, чтобы отстаивать свободу республики против наследника Цезаря. Но позже Марк Антоний и его сторонники создали второй триумвират, а сенат стал просто неспособен сопротивляться, по причине чего Цицерон был включён список людей, находящихся вне закона, а позже – убит. Но слава о Цицероне не только не канула в Лету, но и смогла преодолеть века.

    Цицерон против Катилины

    Однако отдельного внимания заслуживает период, когда Цицерон был консулом – именно в это время он сумел разоблачить заговор Катилины, а также выступал против него с многочисленными речами.

    Для справки отметим, что Катилина являлся членом сената, и брал своё происхождение из знатной патрицианской семьи. Свой заговор он задумал в процессе предвыборной борьбы за консульскую власть, причём борьба эта была между ним и Цицероном. Катилина смог привлечь в свои сторонники немалое количество людей из самых разных социальных слоёв, а основным его лозунгом было требование отменить старые долги.

    Вся политическая кампания Катилины была неопределённой, но ставила своей главной целью захват власти. Цицерон же, являясь консулом, организовал экстренное заседание сената, куда, конечно же, входил и Катилина. На этом заседании и была им произнесена первая речь «Против Катилины».

    Эта речь была крайне эффектной и успешной и соответствовала всем ораторским правилам. В довольно мрачных красках Цицерон описывал действия злоумышленников и личность Катилины. Он назвал его «врагом отечества» и добавил к этому множество нелицеприятных эпитетов. Главным требованием к Катилине было оставить Рим, с чем он и не стал медлить по окончании заседания.

    В течение нескольких дальнейших дней Цицерон произнёс против врага ещё три речи перед сенатом и народом, а после все четыре речи издал. Однако успех речей, которые помогли разоблачить заговор, не позволил консулу остаться в Риме. Так, после истечения консульских полномочий, Цицерону не оставалось ничего больше, чем стать изгнанником, ведь недовольство сторонников Катилины возрастало, что грозило Цицерону казнью без суда.

    Цицерон против Верреса

    Изначально в выступлениях и сочинениях Цицерона превалировали интересы всаднического сословия, к которому, собственно, он сам и принадлежал от рождения, а выступал он против римской знати. Судить об этом можно по его речам, направленным против Верреса, который был бывшим наместником Сицилии и разграблял страну. Сами жители этой провинции просили Цицерона выступать против жаждущего наживы человека. К судебному процессу Цицерон готовился самым тщательным образом, собирал огромное количество фактического материала, искал свидетелей, а затем выступал разоблачителем преступных деяний бывшего наместника.

    Уже во время первой судебной сессии Цицерон произнёс две речи, которые вынудили Верреса признать себя виновным, а до второй сессии дело даже не дошло. Но обличитель не остановился, и были изданы все семь речей «Против Верреса», во всех подробностях обрисовывающие всё хищническое поведение злодея, а также произвол наместников, управлявших провинциями, и круговую поруку внутри римского нобилитета, т.е. знати.

    Со временем Цицерон стал выступать на стороне сенатской партии, направляя все свои усилия на примирение враждующих сословий.

    Литературное наследие и значение Цицерона

    Цицерон, как мы только что упомянули, считается основоположником римской классической прозы. Язык его речей, писем и трактатов является нормой классического латинского языка. Стилистику его прозаических трудов по достоинству оценили критики Античности, а сами работы стали образцовыми.

    Письма, написанные Цицероном, явились основой европейской эпистолярной культуры, а речи, главным образом, катилинарии (речи «Против Катилины») относятся к числу наиболее выдающихся примеров жанра.

    Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.

    Трактаты Цицерона по философии можно назвать уникальным по охвату изложением всей философии его эпохи, и сегодня из них черпаются данные о многих сторонах жизни Рима в I столетии до нашей эры.

    После себя Цицерон смог оставить объёмное литературное наследие, большую часть которого можно найти и в наши дни. Сюда относятся его литературные сочинения: более восьмисот писем, несколько трактатов и 58 речей.

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Риторическая концепция Аристотеля
    • Уроки мудрости от Цицерона
    • Комплекс Аристотеля
    • Как Демосфен стал оратором: необычная история великого мастера слова
    • За и против списков «за и против»
    • Подготовка к публичному выступлению
    • Мнемотехника: как запоминать людей и все, что с ними связано?
    • Марк Фабий Квинтилиан: о воспитании оратора
    • Развитие культуры речи
    • Подготовка и произнесение речи

    Ключевые слова:1Сторителлинг

    Личная жизнь

    Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.


    Бюсты Цицерона

    В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.

    Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор — старший ребенок в семье. Брат — Квинт.

    Смерть

    После смерти Цезаря за постоянные нападки на Антония Цицерона помещают в проскрипционные списки. Таким образом, философ становится врагом государства. Имущество конфисковали. Кроме того, за убийство или выдачу правительству Цицерона объявили награду.


    Марк Антоний

    Оратору о случившемся удалось узнать в момент общения с Квинтом. Сначала Цицерон вместе с братом отправился в Астуру, а потом хотел остановиться в Македонии. Братья не успели запастись вещами для такого путешествия. В итоге Квинт решил задержаться и собрать чемоданы, а Цицерон должен был ехать дальше.

    Догнать политического деятеля Квинт не сумел, так как был убит. Цицерон поспешил скрыться на судне. Позже Марк Туллий сошел на землю и стал метаться, ища спасения. В итоге возвращается в Формию, на личную виллу. Неожиданно в окнах появились вороны, которые стащили с лица философа плащ. Рабы попытались помочь мужчине и донесли на носилках до моря.


    Смерть Цицерона

    Подоспели убийцы – центурион Геренний и военный трибун Попиллий. Работник рассказал, куда понесли Цицерона. Увидев это, оратор приказал рабам остановиться. Марк Туллий смотрел на убийц в излюбленной позе, а потом позволил умертвить себя. Философа зарезали, отрубили голову и руки за написание речей против Антония.

    Политические взгляды

    Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные труды он назвал «О республике» (De re publica; чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов.

    Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.

    Главными достоинствами определения понятия «государство» являются:

    1. Народ — это особая общность людей;
    2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;
    3. Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.

    Биография

    Политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон жил в Древнем Риме. Римлянин не происходил из знатного рода, но ораторским талантом сумел достичь небывалых высот в политической карьере. Марк Туллий до последнего оставался сторонником республиканского строя, за что поплатился жизнью. До нашего времени дошли некоторые литературные, философские и ораторские труды деятеля. Современники Цицерона считали, что у философа эталонный стиль повествования.


    Портрет Цицерона

    Творчество Марка Туллия оказало влияние на формирование древнеримской культуры. Трактаты, речи Цицерона восхищали историков разных времен. Исследователи делают важные выводы, основываясь на произведениях философа.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]