Дифференциация А-Я – конспект логопедического занятия


Конспект занятия по коррекции дисграфии у учащихся 3 классов «Дифференциация А – Я»

Диагноз: Смешанная форма дисграфии.
Логопедическая: «Дифференциация А – Я».

Грамматическая: «Безударные гласные в корне слова».

Лексическая: «Инопланетяне с планеты Дифференциация».

  1. Развивать высшие психические функции (образное мышление, зрительное внимание и память, зрительно-пространственные ориентировки).
  2. Закрепить артикуляторно – акустический образ звуков [А], [Я].
  3. Учить детей дифференцировать звуки и буквы А, Я.
  4. Развивать фонематическое восприятие, анализ (простой и количественный сложный) и синтез.
  5. Отработать навык проверки безударных гласных в корне слова.
  6. Обогатить лексический запас учащегося по теме: «Инопланетяне с планеты Дифференциация».

Компьютер, проектор, интерактивная доска, цветные ручки.

План и ход занятия:

Здравствуйте ребята! – Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать. Сейчас мы с вами напишем диктант по клеточкам. – Откройте тетради в клетку. Отступите от левого края листка 10 клеточек, от верхнего – 10 клеточек, поставьте точку.

Здравствуйте! Ставят точку.

Развитие зрительно-пространственных ориентиров, зрительной памяти и зрительного внимания.

(На доске появляется рисунок робота) -2 слайд

В тетради рисуют робота под диктовку учителя.

Сообщение лексической темы занятия.

Кто у нас получился? Правильно, сегодня мы поговорим о инопланетянах с планеты Дифференциация. Кто это такие?

Работа над связью буквы и звука.

1. Сравнение по артикуляции. – 3, 4 слайд Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный.

– Что это? – Какой звук первый в этом слове? – Звук «а» гласный или согласный? – Какой буквой на письме обозначается звук «а»? Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, Любят меня детки

– Что это? – Какой звук первый в этом слове? – Буква «Я» обозначает гласный или согласный звук? – Из скольки звуков состоит буква «Я»? – Какой буквой на письме обозначаются звуки «Й,А»? Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «А» и «Я».

2. Написание букв а, я в воздухе.

– Напишем эти буквы в воздухе. Взяли карандаш и как бы обводим буквы «а, я» написанные на доске.

3. Сравнение букв по начертанию, сходству, различию.

Чем похожи буквы а и я? Чем отличаются?

4. Связь с небуквенным изображением.

Буква «а» похожа на зверька с хвостиком; «я» – на человечка с выдвинутой ножкой вперед. На что еще?

5. Сравнение букв а, я на слух. -5, 6 слайд

Откройте тетради и запишите число, тему: «А – Я». На доске написано задание. Назовите картинки, которые начинаются на звук [А], [Я]. Внимательно послушайте инопланетянина и перетащите его на соответствующую планету: в соответствии с тем есть в слове звук [А] или [Я]. Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» – мягко.

Арбуз. Первый звук [А]. Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости, рот раскрыт, губы свободно раскрыты. Произносят звук [А]. Обозначаем буквой А, красным цветом.

Яблоко.Звуки [Й,А]. Гласный. Буквой Я. Обозначаем красным цветом. Произносят звуки [Й,А]. Состоит из двух звуков: [Й] – согл., мягк., [А] – гласн. Сравнивают схемы. Обводят карандашом в воздухе буквы «а, я». Буква «а» похожа на букву «я» тем, что есть одинаковый элемент – палочка с закруглением внизу. Отличие – «а» состоит из овала и палочки с закруглением внизу, а «я» – из дугообразного, начинающегося завитком элемента и заканчивающегося овалом, и палочки с закруглением внизу. Называют слова, начинающиеся на «а», «я». Рассаживают инопланетян.

V. Безударные гласные в корне слова – 7 слайд

1. Исправляем слово и набираем его на интерактивной доске без ошибок, проверяем желтой кнопкой. Появляется рисунок животного. 2. Выбирите слова, которые пишутся с буквой А, появляется буква А; с буквой Я, появляется буква я. Читаем правило – 8 слайд

Выполняют задания на интерактивной доске.

VI. Развитие словарного запаса. -9, 10 слайд

Перед вами определение 3 словарных слов, отгадайте, какие слова задуманы. При отгадывании появляется изображение и словарное слово. Запишите их, подчеркните красной ручкой гласные, синей твердые согласные, зеленой – мягкие согласные, поставьте ударение, разделите слова на слоги. Проверьте.

Отгадывают словарное слово, записывают и разбирают его.

VII. Проверка домашнего задания.

Проверяют домашнее задание.

«Яблоко» Руку протяни, яблоко сорви. Стал ветер яблоню качать, Трудно яблоко сорвать. Подпрыгну, руку протяну – Быстро яблоко сорву.

Повторяют движение за учителем.

IX. Продолжение работы на доске – 11, 12 слайд.

Перетащите слово в соответствующий «вихрь» с гласной «а» – в правый вихрь, с «я» – в левый. При правильном выполнении задания слова улетают внутрь «вихря».

Выполняют задания на интерактивной доске.

X. Продолжение письменной работы – 13, 14 слайд.

– Выполните задание в тетради, проверьте. Подчеркните «а»– одной чертой, «я» – двумя. – Я загадала слово, перед вами алфавит, попробуйте отгадать мое слово. Если буква подходит, то она автоматически встанет на свое место в слове. Запишите это слово, подчеркните «А»– одной чертой, «Я» – двумя.

Ученики называют букву а или я, учитель на нее нажимает. Отгадывают слова, называя по букве или все слово сразу.

XI. Тренировка зрительного внимания – 15 слайд

Звучит музыка, по одному подойдите к доске и найдите среди букв «а», затем «я». Буквы исчезают.

Подходят к доске, ищут буквы, дотрагиваются до буквы «А», потом до «Я».

XII. Продолжение работы на интерактивной доске – 16, 17, 18, 19, 20 слайд. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Работа с предложением.Выполните задание на доске. – С помощью кубика выберите номер строчки и составьте из данных слов предложение. На каком месте по счету находится звук [А] в словах? [Я]? – Отгадайте получившуюся загадку. Проверьте. Есть в этом слове звуки [А], [Я]? На каком месте по счету они стоят? – Впишите пропущенное слово в предложениях. Между какими звуками стоит звук [А], [Я]?

Выполняют задания на интерактивной доске. Выбирают номер строчки и составляют из данных слов предложение. Отвечают на вопросы.

XIII. Итог урока.

Мы сегодня учились различать какие звуки? Чем различаются буквы а и я? – Что у них общего? – Чем буквы «а» и «я» отличаются? – Как проверить безударную гласную в корне слова? -Что нового вы узнали об инопланетянах? Кто это такие? Что такое дифференциация?

Мы учились различать звуки [А] и [Я]. Это гласные.Согласные перед гласной «А» звучат твердо, а перед гласной «Я» – мягко. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать однокоренное слово в котором ударение падает на данную гласную.

XIV. Организация окончания занятия.

Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «А» и «Я». До свидания, ребята!

Песня “Ах, если бы мечта сбылась”

Логопедическое занятие в 3 классе (конспект)

Т. В. НАЗАРОВА,

учитель-логопед ГБОУ «Академическя Гимназия № 56» Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Тема

: Корень слова, однокоренные слова.

Цель

: Закрепить умение выделять корень слова, подбирать родственные слова.

Задачи

:

  1. Совершенствовать умение выделять корень в слове;
  2. формировать навык подбора родственных слов;
  3. расширять словарный запас за счёт уточнения значения слов;
  4. развивать навыки словообразования;
  5. развивать звукобуквенный анализ;
  6. развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы;
  7. формировать личностные УУД: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
  8. формировать регулятивные УУД: контроль и самостоятельная коррекция, способность помнить правило и действовать в соответствии с ним;
  9. формировать познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
  10. формировать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий.

Оборудование

: индивидуальные карточки с заданиями, индивидуальные доски с маркерами, интерактивная доска, 2 игры с магнитными удочками «рыбалка», цветные объемные буквы, жетоны.

Ход занятия

:

1. Организация детей к началу занятия:

У каждого учащегося на парте лежит цветная буква.

— Сядет тот, кто правильно назовет свою букву и соответствующий ей звук, который она обозначает (Дети называют букву и звук и садятся за парты).

2. Введение в тему:

— Давайте вместе составим слово из ваших букв, расположив их в порядке следования цветов радуги.

(Учащиеся составляют слово «корень»

).

-Что такое корень? (Учащиеся предлагают ответы: часть растения, часть слова).

-Как вы думаете, о каком корне мы будем говорить сегодня? (О корне слова).

Учащиеся формулируют тему занятия.

— Правильно, тема нашего занятия: «Корень слова и однокоренные слова».

Логопед предлагает ученикам повторить материал предыдущих занятий, ответив на вопросы: Что такое корень слова? Почему он самая главная морфема в слове? Какие слова являются однокоренными? Учащимся предлагается назвать синоним к слову «однокоренные» слова (родственные).

У учащихся на партах карточка с наложенными изображениями. На доске слайд:

— Назовите, какие картинки наслоились друг на друга. (Дети называют картинки: рак, краб, лягушка, черепаха, рыба).

— Подберите названия картинок к данным схемам, учитывая состав слов. (Подбирают к схемам названия картинок, называют корни слов).

— А теперь отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем сегодня ловить.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

Обведите изображение рыбы на вашей карточке. (Учащиеся обводят рыбу цветным карандашом).

3. Подбор родственных слов к слову «рыба»:

Учащиеся получают карточку, на которой будут писать однокоренные слова.

— Закончите стихотворную строчку словом с корнем «рыб» и впишите его в одну из рыб на вашей карточке:

Логопед читает стихотворение, учащиеся договаривают последнее слово и вписывают его в свою карточку.

Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как _______(рыбы).

Я б хвостом махала гибким и резвилась словно ________(рыбка).

Вот с крючка срывает крошки очень мелкая ________(рыбешка).

Выплывает, корм ища, пребольшая _______(рыбища).

Рыба не клюет никак, видно я плохой _______(рыбак).

Если наживки вам не жалко, будет отличная _________(рыбалка).

Ловить рыбу – не судачить, очень я люблю _______(рыбачить).

Вот такой у нас улов, мама славный ______(рыболов).

Про рыб все знает рыбовод, только зайди на _______ (рыбозавод).

4. Выделение корня в словах, работа на индивидуальных досках:

— Нам нужно собраться на рыбалку и взять с собой необходимые вещи. Я назову предмет, который нам пригодится на рыбалке, а вы запишите на своей доске только корень из этого слова.

Логопед называет слова: удочка, ведро, лодка, весла, приманка, поплавок.

Дети записывают только корень слова и показывают запись логопеду, поднимая доску вверх. (Осуществляется проверка записанных корней:
уд, ведр, лодк, весл, ман, плав
).

За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде рыбки.

— Молодцы, теперь мы готовы отправиться на рыбалку.

5. Классификация родственных слов, работа по командам:

Учащиеся делятся на 2 команды, у каждой команды есть удочки с магнитами и игра «Рыбалка». На рыбках написаны слова.

На доске слайды:

— Первая команда будет ловить рыбу в реке. Она должна вытянуть все родственные слова к слову «река».

Помогайте друг другу, ловите только однокоренные слова!

(

На рыбках слова:
речка, речь, реченька, речной, заречный, речевой, поречье, изрекать).

Вторая команда будет ловить рыбу в море. Она должна найти все родственные слова к слову «
море».
(На рыбках слова:
морской, заморский, морщинка, приморский, взморье, заморить, моряк, уморительный
).

Дети вытягивают удочками рыбок с родственными словами. Выигрывает та команда, которая правильно подобрала родственные слова (она получает жетоны). Группу подобранных родственных слов учащиеся записывают в тетради. Уточняются значения слов: изрекать, речевой, поречье, заморить, взморье, уморительный.

По ходу проверки выполненного задания представители команд передвигают на доске выбранные ими родственные слова.

6. Работа со стихотворением, правописание безударных гласных в корне слова:

На доске слайд с зашифрованным четверостишием:

— Расшифруйте слова, вписывая корень слова, вставьте пропущенную безударную гласную.

Дети по очереди выходят к доске и вписывают корни; вставляют безударные гласные, подбирая проверочное слово.

— Спишите стихотворение в тетрадь, выделите корни слов.

7. Подведение итогов занятия:

— Ребята, наша рыбалка окончена! Давайте подсчитаем наш улов. (Дети складывают заработанные жетоны в ведерко и считают). Вот сколько интересных и точных ответов прозвучало у нас на занятии!

Ученики отвечают на вопросы: Что они делали на занятии? Где каждый из них может применить приобретенные сегодня знания? Какие новые слова они узнали на занятии?

Т. В. Назарова — в сообществе
  • написать автору
  • подписаться
  • добавить в друзья

друзей

0

подписчиков

0

Дифференциация гласных А-Я

Конспект логопедического подгруппового и индивидуального занятия для детей 1-3 классов по теме: “Дифференциация гласных А-Я”, имеющих нарушения ФФНР,ФНР,ОНР.

В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у учащихся и плохого разлечения твердых и мягких согласных. Дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой такие как рад-ряд, мишка-мышка и т д. В их восприятии эти слова звучат одинаково.Это грубое нарушение фонематического слуха, фонематического восприятия требует целенаправленной коррекции.

Просмотр содержимого документа «Дифференциация гласных А-Я»

Тема : « Дифференциация гласных А-Я»

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я

. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

— губы в спокойном положении;

— зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

— широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

— мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

— голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й , а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Конспект занятия на тему «Дифференциация А — Я»

Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях, в тексте

Конспект группового занятия для учащихся 2 класса с ОНР, ФФНР.

Цель:

Научить дифференцировать гласные А и Я в словах, предложениях, в тексте.
Задачи:Обучающие:

  • совершенствовать знания о гласных А-Я;
  • формировать умение различать гласные А-Я в словах, предложениях, в тексте.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать умение сравнивать слова по смыслу и написанию;
  • развивать умение составления словосочетаний;
  • развивать умение находить грамматическую основу предложения;
  • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание и память;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • расширять словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности;
  • формировать положительную мотивацию на участие в занятии.

Здоровьесберегающие:

  • содействовать сохранению и укреплению здоровья.

Планируемые результаты:

  • закрепление способов дифференциации гласных А-Я в словах, предложениях, в тексте;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • совершенствование умения составления словосочетаний, нахождения грамматической основы предложения;
  • развитие и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование коммуникативных умений.

Оборудование:

индивидуальные зеркала, цветные карандаши, индивидуальные тетради, доски с клейкой ленточкой для развития мелкой моторики рук, баночки с фасолью, карточки с заданиями, мультимедийная презентация «Гимнастика для глаз», карточка с домашним заданием.
Длительность занятия:
35-40 мин

Ход занятия

I. Организационный момент 1. Психологический настрой. — Добрый день! Урок начнём сегодня с улыбки на лице, успехов пожелаем друг другу и себе! Артикуляционная гимнастика. — Для того чтобы наш язычок был послушным и правильно произносил звуки сделаем зарядку: «Покусаем язычок», «Лопатка», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка», «Лошадка». Игра «Угадай звук». Логопед называет слова: ананас, яблоко, ящерица, арбуз, автобус, ящик, ягода, апрель, аист. — Назовите первую букву в словах. Ребята, какие первые буквы в словах вы выделили? (Буквы А и Я.) Догадались, какие звуки, и буквы вы сегодня будете учиться различать? (Буквы А и Я.) 2.Сообщение темы занятия. — Сегодня мы будем работать с гласными А и Я, учиться их различать в словах, предложениях, в тексте. II.Основная часть 1. Анализ и характеристика звуков [а] и [йа]. 1.1.Работа с индивидуальными зеркалами. Ребята, возьмите каждый своё зеркало и произнесите четко и ясно звук [а]. Дадим характеристику звуку [а]. (Рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведён вниз, к нижнему нёбу, назад.) А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой Я, [йа]. Что отметили? (Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко ушёл вниз.) — Какой вывод можно сделать? (Артикуляция звуков [а] и [йа] похожа.) — В чем различие? (Буква А- гласная 1 ряда, указывает на твёрдость впереди стоящего согласного), (Буква Я- гласная 2 ряда, указывает на мягкость впереди стоящего согласного). 2.Дифференциация гласных А-Я в словах. 2.1.Работа с карточками. Логопед раздаёт учащимся карточки и предлагает выполнить упражнение: «Собери слова из букв». — Разложите буквы в правильной последовательности чтобы получилось слово. Карточки: з, р, б, а, у з, м, л, е, я г, я, о, а, д к, р, т, о, а, н я, ь, е, с, н к, р, а, я, о, г с, т, р, а, а д, б, г, о, я, р, а т, к, п, а, е, а — Какие слова у вас получились? Прочитайте их. (Арбуз, ягода, ясень, астра, аптека, земля, картон, коряга, бродяга.) 2.2.Работа с паронимами. — Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их хором. Слова: Мал – мял, рад – ряд, завал – завял, сад – сядь. — Сравните слова по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова? Ребята, что происходит с согласным, когда после него идёт гласная буква Я? (Гласная Я — делает его мягким.) 3.Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Выложи ягоду». — Дети, перед вами доска с липкой лентой и баночки с фасолью. Давайте выложим красивую ягоду. — Какие звуки встретились в слове «Ягода»? Где находятся звуки [йа] и [а]? ([йа] в начале слова, [а] в конце.) 4.Дифференциация гласных А-Я в словосочетаниях. Тренировка в составлении словосочетаний. (Логопед раздаёт детям карточки с заданием.) — Вставьте в слова пропущенные буквы и подберите к каждому из левого столбика подходящее слово из правого. Карточки: Пасмурна.. б..бочка рыж..я зме.. ..ркая ..года ..довитая лис.. сочна.. погод.. холодна.. щек.. ловка.. обезь..на — Прочитайте получившиеся словосочетания. Запишите в тетрадь. Подчеркните буквы А-одной красной чёрточкой, Я- двумя красными черточками. 5. Физминутка. — Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Я буду называть слова. Если в слове есть буква А, то присядьте, если буква Я-поднимите руки вверх. Будьте внимательны! Плащ, мяч, аист, ваза, змея, яблоко, вишня, пожар, ястреб. 6. Гимнастика для глаз. Мультимедийное упражнение /снятие усталости с глаз/. 7. Дифференциация гласных А-Я в предложениях. Работа над предложением. (Логопед предлагает учащимся поработать с карточками.) — Ребята, прочитайте предложения. Найдите и выпишите грамматическую основу каждого предложения. — Выделите гласные буквы А, Я и согласные перед ними. Карточки: На улице была слякоть. Ребятишки играли в прятки. Рая спряталась за дерево. Оля быстро вязала на спицах. У бабушке в чулане стояла старая прялка. На землю падали перезревшие ягоды малины. 8. Дифференциация гласных А-Я в тексте. Работа с текстом /задание у доски/. Восстановите текст. Расставьте слова в нужном порядке. Исправьте ошибки. Учащиеся по очереди выходят к доске, восстанавливают правильную последовательность предложений, исправляют ошибки. Подчёркивают гласные буквы А и Я. Предложения: гулать, Яна, пошла поланку, она, увидела росли там ягоды собряла, их, она III. Итог занятия. — С какими гласными звуками и буквами мы сегодня работали? (Гласные А и Я.) — Что у них общего? (Гласные.) — Чем различаются эти звуки? (Согласные перед гласной А звучат – твёрдо, а перед гласной Я – мягко.) — Какое задание было самым сложным; интересным? Оценка деятельности детей. — Оцените сами свою работу на занятии. Кто хорошо работал, много отвечал? А кто в следующий раз постарается работать активнее? Домашнее задание. Выполните упражнение. Расставьте слова по своим местам. К «яблоку» отнесите слова с пропущенной буквой Я, к «арбузу» -с буквой А. Яблоко: Арбуз: Слова: Сл..коть, к..ток, т..нучка, кр..сить, гл..деть, ..стреб, шл..пка, ..рбуз, клубник.. .

Ход занятия

Организационный момент.

Психоэтюд «Улыбнись»

Собрались все дети в круг, (логопед и дети встают в круг) Я-твой друг, и ты-мой друг! (логопед показывает рукой на себя, потом на детей) Крепко за руки возьмемся (беремся за руки) И друг другу улыбнемся! (улыбаемся друг другу)

– Первым займет свое место, кто узнает звук по моим губам: (А, О, У, А)

– Какие звуки вы назвали?

– Какие гласные вы еще знаете?

– Соберите разрезные картинки, и вы узнаете, с какими гласными звуками мы будем работать на занятии.

Картинки: (слон, коза, баран, лось)

Основная часть занятия

1) Объявление темы занятия.

– Назвать картинку, выделить гласные звуки.

– Какие гласные повторяются? (А-О)

– Где можно встретить всех этих животных вместе? ( В зоопарке)

– Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

– Сегодня мы будем различать гласные звуки О-А в слогах и словах, предложениях. И совершим небольшую прогулку в зоопарк. Слайд №2

2) Анализ артикуляции гласных звуков А-О

Слайд №3

Работа с зеркалами

– Давайте сравним артикуляцию звука А и О, чем они отличаются и чем похожи?

А – Рот широко открыт, язык лежит у нижних зубов. Схема – кружок.

О – Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Схема – овал.

3) Дыхательная гимнастика.

– Вы узнали, что идете в зоопарк и очень обрадовались, давайте покажем это через упражнение.

Вдох через нос на выдохе длительно произносим звук АААААА – радостно

Вдох через нос на выдохе длительно произносим звук ОООООО – испуганно

4) Развитие фонематического восприятия.

– До того как зайдем в зоопарк давайте проверим вашу внимательность.

Игра «Топ-Хлоп» на звук А– топ ножкой, на звук О –хлоп в ладоши.

А-О-АА-О-АМ-МО-ТО-ОП-АС ЛОСЬ, КАБАН, СЛОН, ЕНОТ, БАРСУК

5) Развитие фонематического анализа и синтеза.

– Итак, вы доказали, что очень внимательные. Животные приготовили вам задание: распределите их в две группы Слайд №4

Упражнение: распределить картинки животных в две группы (ЖИРАФ, ЛИСА, КАБАН, ВОЛК, СЛОН, НОСОРОГ, БАРАН, ЛОСЬ)

– Назовите животных со звуком А – барсук, лиса, кабан.

– Назовите животных со звуком О – волк, слон.

– В названии какого животного слышим звуки О-А? ( носорог).

6) Работа над буками О-А. Уточнение элементов строчных букв а и о. Дифференциация этих букв.

– Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете?

– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

– Из каких элементов состоит строчная буква О? А? Слайд №5

Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.

(Буква О состоит из одного элемента – овала. Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу вправо).

– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).

– Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).

7) Пальчиковая гимнастика

Это звери

У зверей четыре лапы (поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках). Когти могут поцарапать (пальцы двигаются как коготки). Не лицо у них, а морда (соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз). Хвост, усы и носик мокрый (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа). И, конечно, ушки (растираем ладонями уши) Только на макушке (массажируем две точки на темени).

8) Корректурная проба. Работа на индивидуальных карточках.

Обвести букву А – в квадратик, О – в треугольник

– Посчитайте сколько букв а в 1строчке?

– Посчитайте сколько букв о во второй строчке?

9) Слоговой анализ.

Игра: «Определи место животного» Слайд №6

Животные предлагают вам узнать кто, за кем стоит, для этого вам нужно разделить названия животных на слоги и определить место звуков О-А (КАБАН, ВОЛК, ЛИСА, СЛОН, ЖИРАФ)

Первым стоит животное в названии, которого 2 слога и две гласные а. (кабан)

После кабана стоит животное в названии которого 1 слог, звук О находится после звука В. (волк)

Третьим стоит животное в названии которого 2 слога, звук А находится после звука С (лиса)

После лисы стоит животное в названии которого 1 слог, звук О стоит между звуками Л, Н (слон).

Ну и последним стоит животное в названии которого 2 слога, звук а во втором слоге (жираф).

– Молодцы, ребята. Вы большинство животных заняли свои места, но не все. Носорог приготовила вам следующее задание.

Физминутка. Игра с мячом «Назови детенышей животных»

У льва – львята У тигра – У лисы – У козы – У волка – У слона – и т.д.

10) Закрепление изученного материала.

Игра «Волшебный мешок» нащупать букву, назвать ее и достать из мешочка.

Буквы: (Н, О, С, О, Р, О, Г)

– Соберите из данных букв слово. Слайд №7

– Прочитайте слово и найдите слова, которые прячутся в этом слове.

– Из каких двух слов состоит слово носорог?

– Это слово состоит из двух слов: нос, рог, о – соединительная гласная. Такие слова называются сложными.

Конспект логопедического занятия на тему: “Дифференциация гласных О А”

Конспект логопедического занятия на тему “Дифференциация гласных звуков О А”

Содержимое разработки

Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навы­ка пальцев рук.

Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предло­жений по словам.

Формировать навыки звукобуквенного анализа.

Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.

игра «Паутинка» («Слова»);

слоговой текст (для каждого ребенка);

схема для составления рассказа об овощах и фруктах;

наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).

I. Организационный момент.

П. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.

Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового анализа и синтеза.

Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по словам.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

Классификация названий овощей, фруктов.

Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

Логопед выставляет на доске карточку для игры «Буквенные цепочки» (рис. 5).

— Перед вами карточка, на которой написаны буквы. Назовите их (о, а, ф, д, б).

Объясните, как из одной буквы сделать другую. Что для этого нужно сде­лать?
(можно убрать какой-либо элемент или добавить)
Далее следуют объяснения детей (при затруднении логопед помогает дать пра­вильный ответ).

III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции звуков (о), (а), написания букв о, а

Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду гласных)

Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены, а при произношении звука [а] рот широко открыт)

Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»)

Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 эле­мент


«овал», а в состав буквы «а» 2 элемента

«овал» и «палочка с закруг­лением внизу»),
Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе),

а теперь бук­ву
а.
2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового анализа и синтеза

На стенде находится карточка из игры «Паутинка» (рис. 6).

Прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориентируясь на линии. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

Какие слова у вас получились? (оса, собака, кошка, гора, забор, роза, кора, альбом)

— Всегда ли звук [о] слышится четко в слове? (нет)

Назовите слова, в которых звук [о] слышится как [а]
(оса,собака, гора, кора).
— Написание буквы о нужно проверять путем подбора проверочного слова. Но иногда проверочное слово подобрать невозможно, написание слова следует запомнить.

Запишите эти слова. Выделите шифровкой буквы о, а

— букву
а
подчеркните одной чертой, букву
«о»
возьмите в овал.

3. Развитие слогового анализа, анализа предложений на слова

Логопед раздает карточки со слоговым текстом.

О сень как ху дож ник по ра бо та ла на сла ву. Рас кра си ла о на листья на де ревь ях. Рас ста ра лась о сень и по да ри ла лю дям бо га тый у ро жай.

— Следующее задание очень сложное. На карточках, которые лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в каждом предложении, в тексте.

Запишите предложения в виде схем. Сколько в тексте предложений? (3)

Вставьте буквы о, а

в слова в схеме предложений.
Например:
IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Классификация названий овощей и фруктов Логопед раздает карточки с игрой «Читалочка».

ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС

Следующее задание «Читалочка» попроще. Разделите тетрадный лист по­полам. Прочитайте слова, написанные на карточках. Выпишите названия фрук­тов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.

Обратите внимание, что слова в «Читалочке» написаны слитно, их нужно отделить друг от друга.

помидор, капуста, апельсин, морковь, чеснок, хурма, лимон, картофель, огурец, свёкла, яблоко, груша, лук, слива, репа, баклажан, редис, перец, кабачок, ананас.

В названиях каких предложенных овощей или фруктов нет букв о, а

?
(лук, редис, перец)
Выполните шифровку букв о, а

(
о
возьмите в овал, букву
а
подчеркните одной чертой)

2. Составление рассказа об овощах или фруктах

— А теперь мы с вами попробуем составить рассказ об овоще или фрукте. Представьте, что кто-то никогда не видел, не пробовал яблока. С помощью на­шего рассказа может быть кто-то захочет попробовать яблоко. Каждому из вас предлагается схема, с помощью которой можно составить рассказ об овоще или фрукте.

Схема рассказа (описания предмета)

. — это овощ или фрукт?

Овощ растет в огороде на грядке (фрукт растет в саду на дереве).

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Разработала учитель — логопед

Васильева Эльвира Геннадьевна

Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №3 «Надежда» Чувашской Республики

слайд 1

Цель: формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности

Задачи:

Образовательные:

1) формирование умений определять количество и последовательность слов в предложении;

2) закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении;

3) дифференциация предлогов и приставок,

Коррекционные:

4) развитие логического мышления, памяти, внимания;

5) коррекция мелкой и общей моторики

Воспитательные:

  1. формирование чувства ответственности, уверенности в себе;
  2. формирование личностных качеств;
  3. воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе

Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями, тетради

Ход занятия

  1. Организационный момент.

1. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса.

Логопед: Ребята, какие предметы изображены на слайде? (лягушка, камыши, стрекоза – наложенные изображения) Из чего состоят слова? (из слогов)

Сколько слогов в каждом из этих слов? (3)

слайд 2

  1. Составление предложений по отгаданным картинкам.

Логопед: Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу)

Составьте предложение со словами – названиями картинок. (Лягушка сидела в камышах и смотрела на стрекозу.)

Логопед: Сколько слов получилось в вашем предложении?

  1. Формулирование темы занятия.

Логопед: Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (работать с предложениями)

  1. Основная часть

1. Знакомство с героем.

Логопед: К нам пришло загадочное письмо. Рассмотрите запись. Попробуйте расшифровать это письмо и прочесть его, тогда вы узнаете, кто его написал.(на карточках запись, слова в скобках заменены картинками)

Текст письма: У меня есть (бочка) мёда. Ещё есть (банка) варенья. Я скоро (приду) к вам в гости и принесу угощение. (Винни-Пух)

слайд 3

  1. Восстановление деформированных предложений.

Логопед: Винни-Пух очень любит мед, но пчелы не дают ему полакомиться вдоволь. Давайте поможем Винни-Пуху.

слайд 4

Логопед: Составьте предложения из слов, которые принесли пчелки. Запишите получившиеся предложения.

Слова: — стояло, лето, знойное (Стояло знойное лето.)

— галка, на, забор, села (На забор села галка.)

— Коля, загадку, загадал (Коля загадал загадку.)

— кот, чердак, на, залез (Кот залез на чердак.)

— во, залили, дворе, каток, большой, залили (Во дворе дети залили большой каток.)

Физминутка для глаз (офтальмотренажер Масько)

слайд 5

  1. Установление логических связей между словами внутри предложений.

Логопед: А вы знаете друзей у Винни-Пуха? (Пятачок, Тигра, ослик Иа и др.)

слайд 6

Тигра расшалился и переставил слова в предложениях. Давайте вместе мы исправим логические ошибки и запишем предложения верно.

слайд 7

— Весной луга затопили речку.

— Коза напоила девочку водой.

— После лета пришла долгожданная весна.

Логопед: Тигра доволен вашей помощью. Он обязательно расскажет Пятачку об этом.

слайд 8

Но вот на Пятачка вдруг налетели наглые и голодные вороны.

Логопед: Как их прогнать? (поставить пугало, стрелять из рогатки). Да. Но есть еще один метод – птицы не любят делать зарядку. Давайте все вместе начнем делать упражнения с Пятачком, Тигрой и Винни-Пухом – вороны сразу улетят.

слайд 9

Физминутка (с движениями)

  1. Дифференциация предлогов и приставок в предложениях. Закрепление навыка согласования слов в предложении.

Логопед: Друзья так веселились, что не заметили ослика Иа. Он расстроен: вороны забрали с собой отдельные слова. Иа никак не может справиться.

Логопед: Поможем ослику Иа: допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Подумайте, как правильно писать маленькие слова в скобках – слитно или раздельно? Чем отличается предлог от приставки? (между предлогом и словом можно вставить еще слово). Орфограмму подчеркнем.

слайд 10

(По)дорожке сада (по)бежал ________.(мальчик)

_________(от)плыла (от)берега. (Лодка)

Женя _________(на)писал (на)конверт адрес. (Петров)

5. Тренировка в определении границ предложений.

Логопед: Пока мы подбирали слова, на поляне появилась мудрая сова. Она принесла письмо от Кристофера Робина.

слайд 11

Логопед: Сова записала все, что хотел передать мальчик своим друзьям. Посмотрите, почему сложно читать письмо? Что забыла сова? (поставить знаки препинания). А когда в конце предложения надо ставить точку? (когда мысль закончилась)

Логопед: Исправим ошибки, допущенные совой. Прочитаем и запишем текст верно.

Текст письма:

Подул свежий ветерок взошло солнышко птицы громко запели кто это заливается в кустах малины как блестят капельки росы как красив на рассвете лес.

слайд 12

Логопед: Какие встречаются предложения в тексте по цели высказывания? Какие знаки препинания вы использовали? (?, !, .)

Логопед: Прочитайте с осликом Иа пятое предложение, с Винни-Пухом – первое, а с Тигрой – последнее предложение из письма Кристофера Робина.

  1. Подведение итогов. слайд 13

Логопед: Что такое предложение? Текст?

Что было сложным на занятии, а что далось легко?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]