Развитие понимания речи.консультация по логопедии на тему
Развитие понимания речи.
Важным направлением педагогической работы с детьми раннего возраста является создание условий для развития речи. В этой сфере выделяется несколько конкретных задач: развитие активной речи, понимания речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением (то есть планирующей и регулятивной функций речи).
Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с предметом и действием. В этом процессе важную роль играет побуждение детей к выполнению речевых инструкций взрослого разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста («дай», «покажи», «возьми», «принеси» и т. п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух- и трехшаговых инструкций.
Выделяется несколько уровней становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием:
- Нулевой: ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения;
- Ситуативный: ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо ему знакомых.
- Номинативный: ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображённых на сюжетных картинках. Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому? С кем?…)
- Предикативный: ребёнок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображённых на сюжетных картинках, различает значения нескольких простых предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.
- Расчленённый: ребёнок различает изменение значений, вносимых отдельными частями слова (морфемами) – флексиями (окончаниями), приставками, суффиксами.
Когда же начинается развитие понимания речи у ребёнка? С 5-6 месяцев дети становятся более подвижными. Именно в этом возрастном периоде главной задачей является развитие у детей понимания речи и умения повторять слоги за взрослыми. Мама должна называть окружающие ребенка предметы и производимые ребенком или самой мамой действия. Таким образом, она сочетает предметы и действия с их словесным обозначением. Можно поиграть в такие игры:
«Где Ляля?» Цель. Развивать умение по слову находить названный предмет (после 7 месяцев). Для занятия используются крупные сюжетные игрушки (кукла, кошка, собака, петух, заяц и т.п.), которые должны постоянно находиться на одном и том же месте, чтобы малыш их все время видел.
«Потешки» Цель. Развивать понимание названия простых движений и подражание движениям, например “Ладушки”, “До свидания”, “Дай ручку” (с 7 месяцев) .
«Перекличка» Цель. Развитие артикуляционного аппарата и умения подражать (с 7-8 месяцев).
«Прятки « Цель. Познакомить ребенка с его именем и именами других детей и взрослых (с 8-9 месяцев). «Где Маша? Нет Маши».
От 9-10 месяцев до 1 года увеличивается количество понимаемых ребёнком слов и предложений. Следует учить ребенка по слову выполнять определенные движения (сядь, встань) и производить ряд различных действий с предметами (ставить один кубик на другой, снимать и надевать кольцо на палочку — “поставь”, “сними”, “надень”).
Необходимо создание речевой среды. Под этим подразумевается следующее: с ребенком нужно постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну), и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек.
При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз, делает паузы, использует различные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается.
Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам.
В процессе коррекционных занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление пассивного словарного запаса детей: слова – предметы, слова – действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния.
Группы слов, предлагаемые для запоминания.
1. Предметный словарь.
Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб. Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платочек и др.Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.Растения: дерево, кустик, трава, цветы, ягоды и др.Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолет, качели, горка, парк и др.Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.
2. Глагольный словарь.
Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолёт летит; листья падают и др.
3. Прилагательные, наречия.
Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, мокрый; холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.
Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.
Последовательность работы над пониманием речи.
Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает должно быть максимально очевидным для ребёнка.
Начинаются занятия с того, что ребёнка учат понимать слово в определённой ситуации. Обычно это слова – существительные, затем глаголы, затем простые признаки. Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту. Самая удобная и интересная игра – это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта, например, игрушки с одновременным называнием.
Последовательность накопления словаря:
Существительные.
- Предмет предъявляется и называется.
- Ребёнка знакомят с назначением предмета.
- Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно (например, прятки: «Вот мячик! Спрятали мячик! Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик!»).
- Ребёнок по слову находит предмет при выборе из двух.
- Ребёнок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.
- Для формирования понятия, ребёнку предлагаются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.
- Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь ребёнка.
Примечание: к каждому последующему пункту приступаем только после того, как ребёнок справляется с предыдущим.
Глаголы.
- Знакомство ребёнка с действием или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».
- Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется («мишка ест, зайка ест, кукла ест»).
- Ребёнок выбирает одно из двух действий (кукла ест – кукла спит).
- Выбор из большего количества вариантов.
- Включение слова в быт и игры.
- Включение слова в активный словарь.
Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.
Работа над предложением:
Виды простых предложений:
- Инструкции: Дай мне машинку.
- Описания: Дай мне большую машинку.
- Вопросы: Ты хочешь машинку?
- Отрицания: Это машинка? (показывать кубик).
Усложнение происходит после отработки простого предложения. Сложность будет зависеть от количества слов, влияющих на понимание, так называемых ключевых слов.
Работая над пониманием речи необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например,
- Принадлежность: «Помой Машину тарелку».
- Перемещение объекта: «Положи машинку в стол».
- Передача предмета: «Дай мне мяч».
- Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Погладь собачку».
- Вопросы: « Где лежит мишка?»
- Отрицания: « Покажи мишку, который не лежит».
Итак, для развития понимания речи необходимо:
- помогать ребенку устанавливать связи между предметами и действиями с одной стороны, и словами, их обозначающими, — с другой;
- расширять ориентировку ребенка в окружающей обстановке;
- научить ребенка узнавать знакомые предметы даже в незнакомой обстановке;
- научить ребенка узнавать в натуре и на картинке сходные, но различные по цвету, величине или форме предметы;
- побуждать ребенка выполнять по просьбе взрослого различные поручения (принести, показать);
- научить ребенка пониманию содержания простых предложений;
- научить ребенка пониманию показов несложных сюжетов, сопровождаемых словами взрослого.
Диагностика
Пациентам с нарушениями импрессивной речи требуется проведение комплексной неврологической, аудиологической, логопедической, психолого-психиатрической диагностики, консультации соответствующих специалистов:
- Неврологические обследование.
На приеме невролога выясняют перинатальные факторы риска, особенности раннего развития детей; у всех пациентов определяют текущий неврологический статус. Для понимания этиологии речевого нарушения назначают инструментальную диагностику: церебральное МРТ-сканирование, МР-артериографию мозга, ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи. - Исследование слуховой функции.
Чтобы исключить снижение слуха, как главенствующий фактор непонимания речи, исследуют акустические ВП, аудиограмму, выполняют акустическую импедансометрию, КТ височных костей. Наряду с осмотром отоларинголога проводится консультация сурдолога. - Нейропсихологическое тестирование.
Предполагает изучение высших психических функций (памяти, восприятия, мышления), слухоречевой памяти. В ходе диагностики уделяют внимание состоянию различных видов гнозиса и праксиса. Делают заключение о когнитивных способностях пациента. - Логопедическое обследование.
При анализе речевой функции логопед проводит углубленное исследование импрессивной речи. Оценивает понимание пациентом ситуативных и внеситуативных вопросов, вербальных инструкций, сложных предложных оборотов. Исследует фонематическое восприятие, способность к осмысленному чтению, а также экспрессивную речь. - Консультация психиатра.
Необходима для оценки психического статуса пациента, исключения врожденных форм УО, приобретенной деменции, РАС. Применяемые методы – беседа, наблюдение, патопсихологическое исследование, нейротесты.
Логотерапия