«Что? Что вы там говорите? Не понимаю»: как живут люди с заиканием


Причины заикания

Заикание – нарушение, провоцируемое психологическими и физическими факторами. Медицинское название данной проблемы речи – логоневроз, его изучают как медицинские работники, так и психологи, объединяя по группам.

Биологические предпосылки (наследственность)

Отмечается, если заиканием страдали мать или отец, то шанс развития логоневроза с раннего детства у ребенка возрастает. Также это нарушение речи может передаваться через поколение, если у прародителей были легкие или осложненные стадии патологии.

Физиология

В большинстве случаев оказывает влияние соматика:

  • функционально поражается головной мозг;
  • были травмы головы в процессе нахождения в утробе матери;
  • перенесенное инфекционное заболевание;
  • расстройство вегетативной нервной системы и т. д.

Помимо этого, заикание провоцируется общим физическим или нервным истощением, ослаблением иммунной системы, дефектами при формировании аппарата речи, недостаточным развитием моторики и т. д.

Влияние социума

Социальный фактор, влияющий на человека, беспокоит и меняет общее внутреннее и внешнее состояние. Дети страдают от нарушений в функционировании речевого аппарата по причине проблем с общением:

  • ссоры и непонимание в семье;
  • не додаются какие-либо аспекты в воспитании;
  • не находят общий язык со сверстниками.

Психология

Дети и взрослые поддаются психологическим факторам, которые в будущем влияют на общение с окружающими. Логоневроз может развиться по причине:

  • психологических травм;
  • острых эмоциональных переживаний (они могут быть как положительными, так и отрицательными);
  • сильного испуга;
  • психологического переутомления;
  • информационной истощенности;
  • стрессовых ситуаций и т.д.

Эти факторы зависят от человека, не все жизненные обстоятельства способны привести к нарушениям и проблемам. Если правильно расставить приоритеты, справиться с психологическими барьерами, то речевых нарушений наверняка удастся избежать.

Те, кто подвержен заиканию, чаще всего замкнуты, что мешает им корректировать и восстанаваливать правильные речевые навыки. Логоневроз, возникший по психологическим предпосылкам, лечится быстрее и легче.

Сперва рассматриваются предпосылки начала проблемы, а затем уже назначается комплексная методика лечения. Логоневроз должен быть не только устранен физиологически, следует искоренить психологические причины заикания, чтобы в будущем они вновь не способствовали развитию патологии.

Если заикается ребенок — рекомендации

Если у вас в семье стал заикаться ребенок, помогите ему, следуя следующим советам:

  1. Разговаривайте с ним медленно, почти по слогам, спокойно выговаривая слова.
  2. Не одергивайте, не перебивайте ребенка, если он взахлеб пытается что-то вам сказать. Возьмите его за руки, так вы поможете ему успокоиться и продолжить говорить в нормальном темпе.
  3. Читайте добрые сказки, пересказывайте их, обсуждайте сюжеты, задавайте и отвечайте на вопросы. В домашней обстановке с близкими любящими людьми малышу психологически легче будет справиться с проблемой.
  4. Относитесь бережно к его чувствам. Если ему некомфортно разговаривать в какой-то ситуации, не заставляйте его.
  5. Создайте дома спокойную, доброжелательную атмосферу. Недопустимо дразнить, подражать заиканию, пренебрежительно относиться.
  6. Приучайте ребенка добросовестно трудиться и не пропускать занятия по коррекции речи, чтобы перестать заикаться.

Статистика

Логоневроз считается проблемой, зарождающейся чаще в детском возрасте, чем в зрелом. По статистике, во всем мире около одного-трех процентов детей страдают заиканием. Эта статистика меняется в зависимости от местности, возрастных показателей и темперамента национальности.

При этом у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, так как патология может проявляться в облегченной форме.

Доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают именно с детства, встречается намного чаще у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат, влияет на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.

Также люди, проживающие в селах и поселках, менее подвержены речевым дефектам, чем живущие в мегаполисе. Это связано со спокойной средой. Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1% от населения, что говорит об успешном лечении этой патологии.

Родные братья и сестры перенимают это нарушение в 18% случаев. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%.

Фазы развития патологии

I фаза

Заикание с небольшими эпизодами, сокращением периода плавной речевой размеренности. Характеризуется такой симптоматикой:

  1. Трудность в произношении на начале слова и при построении предложения.
  2. Спотыкание в речи происходит в произношении кратких частей речи, союзов и частиц.
  3. Заикание возникает в результате «Коммуникативного давления» (волнение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
  4. Фобии речи не наблюдается.

II фаза

  1. Проявляется хроническая форма патологии.
  2. Произношение затруднено при быстрой речи и в сложных словесных сочетаниях.
  3. Осознание речевого дефекта, но это еще не мешает нормальной коммуникации.

III фаза

  1. Явный судорожный синдром. Но человек еще не воспринимает это как проблемы.
  2. Не могут быть произнесены некоторые звуки, слоги.
  3. Заторможенность речи, так как начинаются попытки замены одних слов на другие, менее проблемные.

IV фаза

  1. Заикание перерастает в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения и избегает контактов, сложных ситуаций, где потребуется общение. Если на более ранних стадиях иногда менялись слова и выражения, то сейчас это происходит постоянно.
  2. Антиципация – человек ждет своих речевых ошибок.
  3. Хроническая проблема в произношении слов. Развитие страха общения.

Виды заикания

Разделение касается судорожных форм, клинического проявления и течения патологии.

Судорожный формы заикания у взрослых и детей имеет такие разделения:

  • Клоническая форма — кратковременная судорога, сменяющаяся второй такой же, что приводит к непроизвольным повторам фраз и букв.
  • Тоническая форма — длительное или кратковременное мышечное сокращение. Как результат, человек долго не выговаривает одно слово.
  • Смешанное заикание в виде параллельной клонической и тонической формы.

Помимо этого, кроме функционала речевого аппарата страдает мимика: может сопровождаться судорогами лицевых мышц и частей конечностей.

Течение заикания

  1. Долговременное — когда дефект проявляется на постоянной основе во всех словах и в любой ситуации.
  2. Прерывистое — некоторые психологические ситуации провоцируют заикание (волнение, радость).
  3. Рецидив — после лечения проблема через некоторое время появляется. Неважно — вылечивается человек полностью или частично.

Клиническая форма заикания

Логоневроз проявляется в двух клинических формах: невротической и неврозоподобной. Каждая из них имеет свою причину с развивающимся механизмом.

Невротическое заикание

Заикание у взрослых и детей не было спровоцировано родовыми или послеродовыми травмами. Это не физические нарушения в коре головного мозга. К данной форме нарушения относят психологические и социальные факторы описанные выше. При данном виде патологии больного легче вылечить, чем при неврозоподобной форме. Занимается проблемой в основном психолог. Чаще подвержены хронической форме этой патологии взрослые.

Характеристика человека, имеющего невротическое заикание:

  • Человека с заиканием видно сразу: он молчалив, пуглив и взволнован, надумывает тревоги, часто обижается, раздражается, он замкнутый, его надуманные страхи мешают жить. Это меланхолики.
  • Физических отклонений в развитии у такого больного нет.

Неврозоподобная форма

Проявляется неожиданно, чаще всего в истории болезни имеют место родовые проблемы. К примеру, матерью была перенесена тяжелая беременность: осложнения, родовые травмы. В результате нарушение работы мозга и ЦНС, лечение занимает больше времени, и не всегда дается 100% гарантия на выздоровление.

Часто каждый из отделов аппарата речи подвержен тяжелым формам судорог. При разговоре люди могут сопровождать свою речь резкими кивками головы, подергиванием рук, сокращением лицевых мышц. Все это происходит непроизвольно.

Человек после длительного общения устает, поэтому такие люди более молчаливые. Помимо истощения больной жалуется на плохую память, ориентацию в пространстве и времени.

Заниматься со специалистом нужно комплексно, принимая специальные препараты. Длительная процедура восстановления может занять несколько лет.

Как происходит развитие заикания

Данный процесс окончательно не был изучен, на настоящий момент существует версия. В зависимости от предпосылок к нарушениям функции речевого аппарата затрагивается центр Брока (голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи). В результате перевозбуждения центра Брока скорость его работы возрастает. Нарушается функционирование так называемого речевого круга (центр Брока, область Вернике и ассоциативного центра).

Это вызывает судорожный эффект (язык, губы, мягкое небо и другие). У человека развивается заикание из-за нарушенных согласованных функций речевого аппарата при воспроизведении слов, слогов и фраз, которые вызывает судорога. Судорога начинается в одном из отделов речевого аппарата.

Если центр Брока сильно перевозбужден, то это отражается и на участках мозга, находящихся рядом. В результате чего — непроизвольные движения и судороги конечностей и т. д.

Интересно, что нервные импульсы при возбужденной нервной системе и согласные звуки (в особенности глухие) схожи по своей частотности. Поэтому заикание в основном возникает на согласных и крайне редко встречается на гласных звуках.

Занятия с заикающимися, работа с заикающимися детьми

Ребенок стал заикаться. Часто вместо адекватного эффективного лечения родители определяют ребенка в логопедический детский сад или ждут, когда само пройдет. Они наивно думают, что занятия с логопедом, логопедия, логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, школьниками, логопедические занятия для заикающихся могут помочь, если ребенок заикается. Но логопед может поставить звуки, а не лечить заикание. Занятия с заикающимися детьми направлены на ликвидацию очагов возбуждения в центральной нервной системе. Это тяжелая системная работа с заикающимися детьми дает небольшие положительные результаты, которые при воздействии провоцирующих факторов моментально улетучиваются.

Специалисты

Лечение заикания у детей и взрослых схожи. В зависимости от определения причины проявления речевого дефекта назначается лечащий врач. Их несколько, иногда одним больным занимаются два и более специалиста.

  • Невропатолог и психиатр – назначают медикаментозное лечение для решения проблемы заикания.
  • Психотерапевт назначает психотерапию в зависимости от особенностей человека: гипнотизирование, тренинги.
  • Психологом изучается психосоматика и человеческая личность. Сначала больной выводится из психологического барьера. Его обучают находиться в социуме и принимать решение в стрессовых ситуациях.

Логопед является тем специалистом, который исправляет речь параллельно с оказанием помощи другим специалистом. Он помогает усовершенствовать речь, использовать дыхательные упражнения, выговаривать буквы и звуки.

Целью его терапии является не исправление неправильного произношения, а помощь в осознании того, что слова могут строиться в предложении легко в независимости от патологии. Больной уменьшает свой страх перед заиканием.

Иглорефлексотерапевт работает с улучшением кровообращения. Применяемые сеансы отвечают за определенный орган, в целом методика помогает при легких стадиях заикания. Заикания достаточно редкое явление, может корректироваться долгое время. Если вовремя начать бороться с патологией и диагностировать верный фактор развития проблемы, то шансы на избавления от этого нарушения речи резко увеличиваются.

Статья:

ПРИЧИНЫ Ученые считают, что логоневроз возникает в результате нескольких факторов. Важную роль при этом играют особенности развития ребенка и генетическая предрасположенность. Установлено, что у заикающихся детей речевые зоны мозга имеют свои структурные особенности.
Нарушение развития речи Формирование речевых навыков представляет собой сложный процесс. Он включает в себя развитие связей между определенными областями мозга, центральной нервной системой и мышцами, отвечающими за дыхание и речь.

Если каждая часть этой многоуровневой системы работает нормально, слова произносятся правильно и в нужном порядке — речь имеет определенный ритм с паузами и акцентами. Ребенок, который учится создавать простые предложения, нуждается в постоянной практике. Это стимулирует развитие речевых зон мозга и нервных путей (трактов).

Проблемы с речью возникают, если структуры развивающейся нервной системы не скоординированы. Это приводит к повторениям и остановкам, особенно когда ребенок взволнован или слишком торопится. По мере того как мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем самоустраняются или компенсируются. Поэтому многие дети «вырастают» из заикания.

Влияние пола и генов Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено, прежде всего, различиями в их развитии: у девочек сначала формируются речевые особенности, а затем психосексуальные. У мальчиков это происходит практически одновременно. Поэтому они более уязвимы к речевым и языковым проблемам.

Патологии беременности и родов Риск нарушений речи возрастает, если во время беременности мать переболела инфекционным заболеванием или наблюдалась гипоксия плода. Различные внутриутробные патологии отрицательно влияют на развитие центральной нервной системы, что впоследствии может вызвать заикание.

Проблемы в родах, использование акушерских пособий также впоследствии негативно сказываются на речевом развитии. Тяжелые родовые травмы могут стать причиной снижения интеллектуальных способностей и заикания.

Психологический стресс Сильный психоэмоциональный стресс, например, потеря близкого человека, развод родителей также могут спровоцировать логоневроз. Аналогично воздействуют и положительные эмоции. Шумный день рождения с множеством подарков и клоунами, а на следующее утро — заикание. Возможными триггерами может стать просмотр телепередачи со сценами насилия и фильма ужасов.

Конфликтные ситуации в семье — еще одна причина нарушений речи. В семьях пьющих родителей, особенно жестоко обращающихся с детьми, нередки случаи логоневроза.

Соматические заболевания Черепно-мозговые травмы (например, сотрясение), перенесенные энцефалиты и менингиты редко становятся причиной логоневроза, однако, тем не менее, создают почву для его появления. Любые провоцирующие факторы (стресс, неправильное воспитание) могут привести к патологиям речи.

Иногда заикание развивается после тяжелых инфекционных заболеваний, например, гриппа, кори. Диабет с частыми гипо- или гипергликемическими состояниями негативно сказывается на развитии ребенка и может привести к речевым расстройствам.

КАК ИМЕННО ЛЕЧИТСЯ Как отучить ребенка заикаться, что нужно сделать, чтобы говорить не заикаясь и не запинаясь, как быстро избавиться от заикания и запинания в речи подростку и вылечиться взрослому человеку?

Выбор методики лечения речевого дефекта основывается на индивидуальных характеристиках человека, его возрасте, а также степени и форме болезни. Ниже будет представлено описание методик лечения заболевания.

Логопедические занятия с ребенком и этапы коррекции Как справиться с заиканием, преодолеть проблему, отучиться заикаться? Существует огромное множество авторских методик для борьбы с данным речевым дефектом.

Самая знаменитая из них — методика врача Смирновой. Суть лечения такова: логопед проводит с заикающимся ребенком по 20 минут занятий в день (желательно в утреннее время) в игровой форме.

Занятия должны начинаться с проведения разминки для кистей рук. Затем происходит расслабление мышечного тонуса, развивается двигательная и речевая координация, а в последнюю очередь развивается чувство ритма и темпа.

Стоит отметить, что данная методика коррекции, устранения и преодоления заикания практикуется только на детях дошкольного возраста.

Психологический и психотерапевтический подход Как бороться с заиканием у взрослых, излечить у подростка? Одним из способов избавления от заболевания является гипноз. С давних времен ему уделяют отдельное место в борьбе с недугом.

Во время проведения процедуры человеку гипнозом снимают спазм речи. Гипноз не помогает избавиться от заикания полностью, а лишь не утратить полученный результат.

Медикаментозные средства Специалисты утверждают, что для того чтобы лечение было наиболее эффективным, необходимо принимать лекарственные препараты: Фенибут, Афобазол, Нейробион, Эглонил, Цитолопрам.

Точные названия таблеток и дозы должен назначить врач. Не занимайтесь самолечением!

Борьба с применением различных сигналов и токов Как еще побороть и устранить заикание? Лечение пациента с применением различных сигналов и токов затормаживает процесс заикания. Одним из таких методов лечения является метод ритмизации.

Так, пациент надевает наушники, которые позволяют ему слышать свою речь более громкой, поэтому человеку приходится говорить тише, что благоприятно сказывается на лечении заикания.

Биологически обратная связь (БОС) Как еще перестать заикаться взрослому, избавить ребенка от заикания? Биологически обратная связь (далее — БОС) позволяет человеку видеть как работает его организм. С помощью БОС происходит правильная коррекция речи и ее недостатков, а также ее совершенствование.

Данный метод включает в себя умение правильно дышать при речи, членораздельно говорить, формирование навыков слитной плавной речи.

Физиотерапевтические Как исправить заикание у взрослых, что поможет убрать недуг у детей? Физиотерапевтические методы улучшают и стабилизируют работу нервной системы, улучшают психоэмоциональное состояние ребенка.

При заикании у ребенка и взрослого врачом могут быть назначены такие процедуры, как:

лечебный электрофорез; электросонтерапия; ванны с азотом, йодом и бромом; иглорефлексотерапия; аэротерапия; лечебный массаж. аэротерапия; дарсонвализация шейного отдела. Остеопатия Ученые доказывают, что причины заикания кроются:

в нарушении координации движения мускулов, отвечающих за речь; в нарушении обратной связи со стороны слуха; в недостаточном контроле центральной нервной системой речевой функции. Эти проблемы с успехом решают остеопаты. Как происходит лечение заикания у ребенка и взрослого остеопатом? Врачи:

снимают возбуждение нервной системы; убирают судороги речевых центров; выявляют и решают проблемы речевых мускулов; снимают нервные тики. После устранения с помощью остеопатии причин возникновения заикания, обычно болезнь проходит.

ВИДЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Заикание у детей это не просто речевой дефект, проявляющийся в замедлении темпов речи и повторах части слов, непроизвольных паузах, а неврологическая проблема. Все эти трудности в речи вызваны судорогами артикуляционных органов и связаны с работой центральной нервной системы. Хотя неспециалисты называют эти проблемы одним общим словом заикание, врачи, логопеды выделяют такие их виды.

В зависимости от механизма возникновения выделяют собственно логоневроз и неврозоподобное заикание:

Логоневроз или невротическое заикание вызывается функциональными расстройствами нервной системы и достаточно успешно лечится. Неврозоподобное заикание вызвано органическими поражениями центральной нервной системы. Справится с ним намного сложнее. По физическим проявлениям выделяют более 6 видов. Но так как большая часть из них это смешанные, назовем лишь основные виды. Клоническое, которое проявляется в неподвластном ребенку повторах и растягивании звуков, слогов или слов. Тоническое, при котором время от времени малыш не в силах произнести звуки и слова, возникают непроизвольные паузы в его речи.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Если в семье есть ребенок с заиканием, потребуется внести некоторые коррективы в распорядок дня. Желательно исключить психоэмоциональные стрессы (ссоры родителей, громкая музыка и др.). Обстановка должна быть спокойной и дружественной.

Важно то, как родители реагируют на заикание. Во многом это определяет самовосприятие ребенка

Поэтому ни в коем случае не нужно показывать свою обеспокоенность или раздражение. Общение всегда должно быть спокойным и расслабленным.

При беседе с заикающимся ребенком необходимо придерживаться некоторых правил. Во время разговора нужно:

произносить фразы медленно и спокойно; использовать короткие предложения и простой язык, чтобы уменьшить требования к речи; задавать всегда один вопрос и не торопить с ответом; не говорить слишком быстро, у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы понять и выработать ответ; ежедневно находить время для общения один на один, не отвлекаясь на других членов семьи или домашнюю работу. Когда родители слушают ребенка, нужно:

не показывать беспокойство, нетерпение, не пытаться исправить или дополнить речь ребенка; сохранять естественный зрительный контакт; внимательно слушать и не отвлекаться на другие раздражители; делать паузу перед тем, как ответить на вопрос; всегда стараться ободрить собеседника, можно сказать что-то вроде: «научиться правильно говорить очень сложно, для этого нужно время; у тебя все хорошо». КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ ДЕФЕКТОВ Профилактика заикания – это большая работа для родителей и окружающих. Она включает:

Упорядочение распорядка дня малыша. Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье. Избегание авторитарных методов воспитания. Оберегание ребенка от физических и психологических травм. Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом. Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами. Доктор обращает внимание

Заике все время нужно находиться под наблюдением психоневролога и логопеда. Не читайте детям много книг, особенно если они не соответствуют возрасту. Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего. Не разрешайте подолгу смотреть телевизионные передачи. Это перевозбуждает и утомляет детскую нервную систему. Особенно отрицательно влияют передачи, несоответствующие возрасту. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения. Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев. Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно. Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений. Очень важны занятия танцами и музыкой, которые способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа. Полезны занятия по пению. Что еще почитать

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАНЯТИЙ Речевые правила для заикающихся:

Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя». Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения. Следить за своими движениями. Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня. Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.

Поддержание физической формы

Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно. Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба. Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

Откажитесь от вредных привычек.

Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности. ПРИЧИНЫ Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.

Врожденное Причины врожденного заикания у детей:

Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания. Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока. Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина. Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше. Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.

Приобретенное Причины приобретенного заикания у детей:

Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика. Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки. Повышенные требования родителей. Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей. Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии. Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания. Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями. Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ Что делать? Как лечить недуг? Заикание проходит без специальных мер лечения только в единичных случаях.

Такой дефект речи надо обязательно устранять, а терапию следует начинать при первых признаках нарушения процесса воспроизведения звуков ребенком.

Исправить ситуацию помогут логопедические занятия, дыхательная гимнастика, некоторые виды специального массажа и компьютерные программы. В большинстве случаев терапия подразумевает обязательный прием медикаментов для нормализации работы поврежденных отделов головного мозга.

Логопедические занятия Комплекс логопедических упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально. Сначала проводится комплексное обследование малыша, выясняются причины недуга, и определяется степень патологии.

Только после изучения клинической картины заболевания логопед выбирает занятия, регулярное выполнение которых ускорить процесс нормализации речи ребенка.

Примеры логопедических упражнений:

«Смешные карусели» (ребенок медленно ходит по кругу, проговаривая с логопедом фразу «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати- тата- тата»). «Цыплята» (ребенок прыгает на одной ноге, повторяя фразы «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып»). «Дирижер» (логопед изображает дирижера, при разведении рук ребенок произносит нараспев гласные звуки, при сведении — согласные). Дыхательные упражнения Дыхательная гимнастика проводится с ребенком на основе методики, разработанной А.Н.Стрельниковой. Во время выполнения комплекса можно стоять или сидеть. Вдохи всегда делаются резко, а выдохи плавно и медленно.

Упражнения можно сочетать с игрой, чтобы ребенку было интереснее их воспроизводить.

Примеры упражнений:

«Кошка» (ребенок должен несколько раз присесть с поворотом туловища в сторону, при выпрямлении тела делается выдох, при приседании — вдох). «Насос» (ребенок делает глубокие вдохи и выдохи, губы при этом надо вытягивать трубочкой). «Ушки» (ребенок должен наклонять голову, пытаясь достать ухом до плеча, при наклоне делается вдох, при исходном положении — выдох).

«Ладошки» (руки надо согнуть в локтях так, чтобы ладошки были направлены вниз, при выпрямлении рук надо делать медленный выдох, при исходном положении — резкий вдох).

«Маятник» (наклон туловища вперед осуществляется на выдохе, выпрямление тела — на резком вдохе).

Точечный массаж Точечный массаж при заикании у детей направлен на воздействие определенных участков речевого аппарата.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа. Во время массажа можно включить расслабляющую музыку или проговаривать спокойные стихотворения.

Компьютерные программы Для лечения заикания у детей особой популярностью пользуются специальные компьютерные программы. Их одобряют и используют множество специалистов.

Программы можно применять и для домашнего лечения дефектов речи у детей.

Главной их целью является воспроизведение правильной интонации речи и воздействие на речевой аппарат ребенка методом игры с тренажером.

Примеры компьютерных программ:

Демосфен; Speak gentle; Dr. Fluence.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛЕЧЕНИЯ Работа с логопедом Занятия со специалистом проводятся длительное время, не меньше 8 месяцев. Логопед учит малыша произносить трудные звуки, говорить плавно и ритмично, правильно дышать. Часто используется логоритмика – специальные музыкальные упражнения для детей с дефектами речи. В той или иной форме предлагается игра в «молчанку», когда дети должны сдерживать речь на протяжении нескольких дней, а потом постепенно начинать общаться короткими фразами. Разные специалисты работают по различным методикам, выбор остается за родителями.

Дыхательные упражнения Неправильная постановка дыхания и слабая диафрагма – частые спутники речевых судорог у детей. Комплекс действий, сочетающих движение, вдохи и выдохи, позволяет устранить этот недостаток.

Исходное положение — стоя с опущенными руками. Нужно наклониться вперед, округлив спину, опустив голову. В конце наклона необходимо сделать шумный вдох, затем приподняться не до конца и сделать выдох. Повторить упражнение несколько раз. Исходное положение – стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. Нужно поворачивать голову из стороны в сторону, при этом делать вдох в конечной точке, а в процессе поворота производить выдох. Повторить упражнение. Аппаратные методы лечения заикания Существует множество компьютерных программ, позволяющих скорректировать работу слухового и речевого центра. Это более актуально для старших детей, способных точно выполнять задания.

В основе аппаратных методик (Speech corrector, Демосфен) лежит проговаривание больным фразы, которую компьютер чуть замедляет и выводит в наушники. Попытка подстроиться под аппарат приводит к плавности и ритмичности речи. В результате судороги теряют свой невротический компонент (исчезают комплексы и стеснение), что положительно сказывается на течении болезни.

Медикаментозное лечение Терапия этой болезни с помощью лекарств (транквилизаторы, противосудорожные препараты) имеет очень узкую сферу применения. Она возможна лишь при заикании на фоне тяжелого поражения мозга или серьезного психического расстройства. Все другие варианты лечения речевых судорог не включают в себя никакие медикаменты.

Длительность курса лечения заикания может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все зависит от тяжести симптомов и типа личности. Если логопед, родители и малыш работают сообща, в команде, то шансы на полное исцеление очень велики

Но даже при недостаточных результатах важно помогать малышу адаптироваться, чтобы он чувствовал себя любимым и полноценным, несмотря на дефект

ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет

Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс

Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

стресс, сильный испуг или сильный гнев; чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи; нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей; подражание разговору заикающегося родственника или друга; потеря близкого человека; проблемы любовного характера. Патогенез и механизмы развития Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]