ОРОФАЦИАЛЬНАЯ МИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА


Возрастные ограничения применения миокоррекции

Гимнастика по коррекции нарушений зубочелюстной системы применяется при работе с детьми в возрасте 4-8 лет, в период молочного прикуса. Если аномалии развития слабо выражены, то достаточно 2-3 месяцев занятий. Положительного эффекта можно добиться в период смены зубов в возрасте 9-12 лет. В данный период челюсть еще не до конца сформирована и поддается коррекции. В более поздние сроки эффект от терапии минимален и требует очень длительного срока применения (более года), поэтому миофункциональные упражнения не назначаются.

Трейнеры Миобрейс

Трейнеры Миобрейс производит компания Myofunctional Research Co. Индивидуализированные трейнеры Миобрейс, выпускаемые в разных размерах, нашли свое применение в качестве аппаратов для миофункциональной тренировки, а также в качестве ретенционной аппаратуры для фиксации прикуса после снятия брекетов. Часто используются как аппараты перед ношением брекетов для расширения челюстей и выравнивания зубов. Применяются у детей 8-15 лет.

Сроки, схему ношения миофункциональных трейнеров для зубов и вестибулярных пластинок определяет врач.

Чтобы вовремя начать лечение, необходимо всего лишь показывать ребенка детскому стоматологу раз в полгода после прорезывания первых зубов. Если врач обратит внимание на какую-то проблему, он порекомендует консультацию у детского ортодонта. Часто ребенку необходимо сопутствующее наблюдение у таких специалистов, как ЛОР-врач, логопед, остеопат, детский психолог.

Запись на консультацию по телефону +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по исправлению прикуса можно главному врачу клиники Цукору Сергею Владимировичу в

Показания и противопоказания к применению миофункциональной терапии

Миофункциональная коррекция назначается при наличии:

  • аномального прикуса первой степени;
  • дисфункции круговых мышц языка и рта;
  • неровного расположения коронок;
  • нарушений в работе височно-нижнечелюстного сустава;
  • гипотонуса лицевых мышц.

К противопоказаниям, когда применение не оправдывается достигнутым эффектом, относят:

  • плохую подвижность челюсти;
  • гипертрофию лицевых мышц;
  • аномальный прикус третьей степени;
  • видимые ограничения подвижности в височно-нижнечелюстных суставах;
  • неправильный рост челюстей вследствие перенесенных заболеваний.

Первые признаки нарушений зубочелюстной системы

Необходимость в применении миофункциональной коррекции возникает, если фиксируются следующие состояния:

  • дыхание происходит преимущественно через рот;
  • глотание требует сильного напряжения челюстных мышц;
  • проявляются дефекты речи;
  • ребенок сосет палец;
  • у ребенка наблюдается отсутствие щелей между временными зубами;
  • возникает неконтролируемое состояние грызть ногти или карандаш.

Любое из данных состояний сообщает о необходимости применения миофункциональной коррекции для своевременного блокирования нарушений зубочелюстной системы.

Симптомы

Очень важно вовремя обнаружить признаки того, что у подросшего ребенка по-прежнему преобладает инфантильный тип глотания, язык не «прилипает» к верхнему нёбу, а дышит он преимущественно ртом, а не носом. Об этих нарушениях развития можно судить, в частности, по осанке — когда ребенок стоит ровно, его ручки оказываются не «по швам», а подаются вперед. Также вперед выдвинута голова. При глотании дети выдвигают голову еще сильнее вперед, чтобы обеспечить себе ток воздуха. Обращайте внимание на темные круги под глазами — они также нередко говорят о том, что у ребенка язык внизу, и он дышит ртом. Ну и, конечно, если во время сна рот приоткрыт, пусть щель всего 1-3 миллиметра, — это очевидный признак описанных выше нарушений, если, конечно, в данный момент у человека нет насморка.

Основные причины возникновения нарушений

Специалисты отмечают, что нарушения мимических и жевательных мышц возникают вследствие сбоев в функционировании организма. Развитию данных нарушений способствует:

  • длительное питание мягкой и протертой пищей, питье из бутылочки с соской приводит к нарушению развития функции глотания;
  • отсутствие твердой пищи провоцирует замедление роста челюстей и неправильное формирование расположения зубов, что вызывает нарушение прикуса;
  • чрезмерное злоупотребление соской-пустышкой или сосание пальца способствует деформации челюстных костей;
  • нарушения осанки влияет на миодинамическое равновесие;
  • генетическая предрасположенность;
  • неправильная артикуляция способствует речевым нарушениям;
  • частые простудные заболевания провоцируют развитие ротового дыхания и ослабление носового.

Копилка знаний

Упражнения для нормализации носового дыхания

Упражнение 1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.

Упражнение 2. «Заводим машину» Длительное произнесение звука «Д-Д-Д»(30 сек)

Упражнение 3. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение 4. При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта в таком положении стремиться сомкнуть губы.

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями.

Консультация остеопата в Зеленограде.

Остеопат знакомится с проблемой, которая вас волнует. А затем с помощь техник остеопатии выясняет возможность решения проблемы. Чаще всего используется техника Краниосокральной терапии.

Отличная идея для создания дыхательного тренажера.

Эффект от применения миофункциональной терапии

Для достижения лечебного эффекта необходимо не только соблюдать все рекомендации по выполнению подобранных упражнений, но и правильно определить степень аномалии в развитии дефекта. При своевременном и правильном назначении миофункциональных упражнений происходит:

  • восстановление работоспособности челюстно-лицевых мышц;
  • нормализация тонуса мимических и жевательных мышц;
  • устранение дефектов речи;
  • улучшение осанки;
  • восстановление процесса глотания, дыхания;
  • формирование жевательных навыков;
  • правильное расположение языка.

Стоит помнить, что различные аномалии требуют проведения специальных упражнений, которые должен назначать специалист после проведения комплексного обследования пациента и выявления всех возможных патологий и нарушений.

Основные правила миофункциональной терапии

Миофункциональные упражнения необходимо выполнять соблюдая основные правила лечебной физкультуры:

  • напряжения мышц происходят плавно и медленно;
  • напряжение должно чередоваться с расслаблением;
  • необходимо правильно подбирать нагрузку, чтобы ограничить перенапряжение;
  • упражнение выполняется несколько раз до чувства легкой усталости;
  • занятия необходимо проводить регулярно;
  • продолжительность упражнений и скорость их выполнения должны постепенно увеличиваться.

Соблюдая данные положения удается перестроить работу мышц и скорректировать развитие скелета в сторону анатомического равновесия. При этом эффект достигается благодаря:

  • нормализации функциональных характеристик;
  • биологической стимуляции развития мышц и роста костной ткани;
  • благоприятному влиянию на трофические процессы;
  • формированию компенсирующего механизма.

Основной комплекс миофункциональных упражнений

Разработаны различные методики и комплексы упражнений для устранения нарушений развития зубочелюстной системы. К основным относят упражнения при следующих аномалиях:

  • Глубокий прикус. Упражнения основаны на выдвижении нижней челюсти вперед.
  • Открытый прикус. Занятия направлены на тренировку мышц, которые отвечают за поднятие нижней челюсти.
  • Недоразвитие круговой мышцы рта. Данные упражнения необходимы при развитии ротового дыхания и нарушении контуров ротового отверстия. Успешная тренировка позволяет предупредить развитие рецидива наклона верхних резцов.
  • Мезиальный прикус. Упражнения направлены на формирование правильного расположения челюстей.
  • Косой прикус. В основе занятий лежит смещение нижней челюсти в сторону, а также коррекция смыкания зубов.
  • Недоразвитие мышц языка. В данном случае терапия проводится в зависимости от степени развития аномалии и включает коррекцию смыкания губ, упражнения после подрезания уздечки языка, развитии мышц передней части языка (инфантильное глотание), упражнения для средней и задней части языка.
  • Нарушение развития мышц, выдвигающих нижнюю челюсть. Данные упражнения направлены на коррекцию прикуса и формирование смыкания губ.

Статья:

Очень часто родители обращаются к логопеду с проблемой нечеткого звукопроизношения у детей. Причиной являются неправильный прикус, амимичность лица, нарушение функции глотания и жевания, преобладание ротового дыхания. Одним логопедом тут не обойдешься. Нужна комплексная работа специалистов: ортодонта, психолога, стоматолога, логопеда, невролога, инструктора ЛФК. Что такое миофункциональные нарушения При обследовании у многих детей выявляется аномальное строения ротовой полости: мелкие зубы, искаженный прикус, верхняя челюсть выступает над нижней или наоборот, короткая уздечка, неправильная позиция языка в покое, вялые, несмыкающиеся губы (поэтому рот все время открыт) и т.п. Вследствие перечисленного снижается или повышается тонус жевательных и мимических мышц, нарушается процесс глотания и дыхания (ротовое). Все это в совокупности и называется миофункциональными нарушениями (МФН). По их причине у ребенка не только дефекты звукопроизношения и «каша» во рту (нарушение темпа речи, просодики), но и проблемы с постановкой и автоматизацией звуков. Использования логопедического зондового массажа и артикуляционной гимнастики в данном случае недостаточно. Необходим расширенный и углубленный подход. Причины миофункциональных нарушений Генетические – 25 %. Короткая уздечка часто передается по наследству. Одновременно и неправильный прикус бывает «унаследованным», когда искажено произношение звуков [р], [л], [с], а также шипящих. Вредные привычки: сосание пальца, соски после года, закусывание языка, губ, щек, высовывание языка между зубов. Сосание не является физиологической нормой, поэтому к году, после появления первых зубов, не рекомендуется сосать не только пустышку, бутылочку, но и грудь. Процесс сосания должен плавно перейти в паттерн жевания, что благоприятно скажется на четком звукопроизношении. Сосание активизирует работу мозга до определенной поры. Позже может оказать обратное влияние, вплоть до задержки психического развития. Чем дольше развивается сосание, тем больше усложняется ситуация с поддержанием мышечного тонуса. Сосание пальца приводит к деформации челюсти. Ротовое дыхание. Может возникать вследствие аллергических реакций на бытовую химию, продукты питания. Реакции могут быть вялотекущими, характеризуются частой заложенностью носа. Чтобы получить кислород, необходимый для мозга, ребенок начинает дышать ртом. Со временем из-за неправильной работы дыхательной системы развивается хроническая гипоксия. Даже если у ребенка немного разомкнуты губы, устанавливается смешанное дыхание. Инфантильное глотание. Является нормой до года жизни. После прорезывания молочных зубов заменяется жеванием. В связи с тем, что многих детей длительное время кормят измельченной пищей, формируется неправильный паттерн при глотании, сохраняется инфантильное. Процесс жевания укрепляет жевательную мышцу языка. Часто с закреплением жевания улучшается качество речи. Вялое сосание и жевание. В последнее время стремительно развивается в связи с появлением различных пакетов и бутылочек для высасывания. Это поддерживает инфантильное глотание, нижнее положение языка, которое не является нормой у ребенка старшего дошкольного возраста. Раннее удаление молочных зубов.
Признаки МФН Понять, есть у ребенка миофункциональные нарушения или нет, можно даже по внешнему виду: все время приоткрытый рот; дыхание через рот; напряжение губ при глотании; язык вываливается в межзубное пространство во время разговора; неправильное произношение многих звуков; часто дистальное положение нижней челюсти (верхние зубы выступают над нижними), при этом нижняя челюсть вместе с положением языка отодвигается к глотке; гиперсаливация (слюнотечение), повышенное слюноотделение; снижение иммунитета и частые простудные заболевания. У малышей с МФН инфантильный тип глотания. При сглатывании выдвигаются вперед губы, при этом работают мышцы, которые заставляют делать кивок шеей. Поэтому очень часто возникает гипертонус шейно-воротниковой зоны. Из-за того, что нижняя челюсть при глотании отодвигается кзади, она частично перекрывает дыхательные пути. Так как организму нужен кислород, ребенок начинает выдвигать голову вперед. В результате, меняется соотношение головы и туловища, голова как бы подвешивается. Центр тяжести смещается. Чтобы удержать голову, мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это напряжение вызывает механическое сдавливание сосудов, которые питают головной мозг, и формирует хроническую гипоксию. Питательные вещества не поступают в мозг полноценно, меняется координация движений ребенка. Чтобы удержать голову, тело смещается вперед: руки «завернуты» вперед, лопатки торчат, позвоночник искривлен. Чтобы уравновесить свое тело в пространстве, ребенок находит удобную, но неправильную позу. Развивается поясничный гиперлордоз, становятся слабыми мышцы живота, возникает синдром выпяченного животика. Дети с МФН ставят ноги не в то положение, которое должно быть в норме. Из-за этого формируется вальгусное или варусное состояние стоп. В связи с изменением положения тела в пространстве, ребенок не может качественно владеть своим телом. По сути, это как ребенок с ДЦП. Также причиной аномального прикуса является нарушение работы мышц щек, языка, губ, подбородка. Если язык работает неправильно, развивается гипоксия, деформация лица, уплощение глазничных областей. Язык, который находится в гипертонусе, имеет высокий рвотный рефлекс. Во время пережевывания достаточно тяжело переворачивает пищу и обрабатывает ее слюной. Ребенок не может полноценно двигать пищу в полости рта. При любом прикосновении, возникает позыв к рвоте, а это неприятно, поэтому малыш будет рефлекторно его избегать. Станет жевать передней частью языка или перетирать еду о передние зубы. При плохой обработке пищи слюной она поступает в желудок в достаточно грубом состоянии и раздражает слизистую, поэтому у детей бывают частые дисфункции ЖКТ, ранние гастриты, запоры, расстройства стула. Работа с детьми, имеющими миофункциональные нарушения У детей с МФН часто наблюдается задержка речевого развития, дислалия, дизартрия. Если обратиться за помощью только к логопеду, который начинает работать с органами артикуляционного аппарата, проблемы с речью не решатся. В данном случае нужно провести грамотную комплексную работу с несколькими специалистами. Прежде всего важно скорректировать тип глотания. Для этого необходимо посетить миофункционального терапевта, который поможет укрепить круговую мышцу рта с использованием трейнеров, проведет грамотный массаж стоп, грудной клетки, шейно-воротниковой зоны, миофасциальный релиз, ДЭНС-терапию, тейпинг-терапию. Для восстановления носового дыхания нужна консультация лор-врача. Хорошо поможет тейпирование пазух носа. Стоит обратиться к ортодонту и детскому стоматологу. Чтобы устранить открытый прикус, специалисты рекомендуют применять особые вестибулярные пластины (трейнеры). Это мягкие силиконовые насадки, регулирующие состояние языка и нормализующие мышечный баланс ротовой полости. Также рекомендуют применять пластинки с проволочной заслонкой (для установления правильной позы языка) и с бусинкой (для разминки мышц языка перед проведением артикуляционной гимнастики). Такие пластины облегчают работу логопеда. Благодаря им можно поставить сложные звуки. Если логопед не владеет техниками массажа, можно обратиться к миофункциональному массажисту, неврологу, инструктору ЛФК. Для улучшения общей моторики и координации движений необходимы специально подобранные физические упражнения. Посещение психолога необходимо, если вследствие МФН возникает задержка психического развития и нарушение эмоционально-волевой сферы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]