Слуховые диктанты для школьников 1-4 классов с нарушениями речиучебно-методический материал по логопедии на тему


слуховые диктанты по логопедии для 1-7 классов

Скворцы (С—Ц)

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ров­ная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные пти­цы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)

Весна (Ц—Ч)

Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все измени­лось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.

Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков.(52 слова)

Птицы (Ц—Ч)

В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.

Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.

Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не ста­ло в садах яблок. (52 слова)

Находчивость (Ц—Ч)

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Про­изошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспе­шили на помощь. Овцы были спасены.

Правильно говорят, что собака — друг человека.(44 слова)

Злая мачеха (Ц—Ч)

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.

В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падче­рице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)

Насекомые (Ц—Ч)

Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Ба­бочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.

Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях.(35 слов)

Новый город Чулак (Ц—Ч)

Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.

Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеле­ный шум деревьев. (56 слов)

Весной в роще (Ч—Щ)

Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в бе­резовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Маль­чики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)

Летнее утро (Свистящие — шипящие)

Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ве­терок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточ­ки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая пес­ня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)

1.2. Изучение навыков письма учащихся 1-4 классов

Методика предназначена для выявления у младших школьников специфических нарушений письма — дисграфии. Исследование на­выков письма, полученных в процессе целенаправленного школьно­го обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры материалов, в которых с каждым годом увеличи­вается количество многосложных слов и их длина, количество со­гласных и гласных букв в словах. Возрастает доля малочастотных слов, их структурная сложность, количество встречающихся в словах кластеров.

Спецификой данной методики является то, что одни и те же кон­трольные задания предлагаются для выполнения детям дважды. Уча­щиеся выполняют их как в конце учебного года, так и в начале сле­дующего года, при переходе в следующий класс (например, в конце первого класса и в начале второго; материал, используемый для об­следования в конце второго класса, дается детям ещё раз в начале третьего и т. д.). Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возни­кающую к концу учебного года, а у других распад сформированных в процессе обучения стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года после отдыха в каникулярное время, что следу­ет считать одним из явных признаков специфического нарушения. В одном случае мы наблюдаем большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом в начале нового учебного года. Полученные сведения оказываются весьма ценными для проектирования программ коррекционной работы.

Если в письменных работах школьника длительное время обна­руживается более 4 дисграфических ошибок, то у него квалифициру­ется нарушение письма — дисграфия.

Все материалы контрольных письменных заданий рекомендова­ны для использования Министерством образования и науки РФ.

Контрольные тексты

1 класс (конец обучения)

Диктант

Гроза

Стоит тёплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.

30 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах.

Списывание (с печатного текста)

Ежик

Тёплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез то­щий ёжик. Он стал искать пищу.

18 слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах.

Списывание (с рукописного текста)

Журавль

Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.

19 слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах.

2 класс (конец обучения)

Диктант

Кувшинки

На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их сте­белёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как зо­лотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые корабли­ки плывут по гладкой воде озера.

54 слова, 173 согласных, 121 гласная, 6 мягких знаков, 30 класте­ров в словах.

Списывание (с печатного текста)

Цветёт черёмуха

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёг­кие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся ко­лечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.

53 слова, 165 согласных, 121 гласная, 2 мягких знака, 29 класте­ров в словах.

Списывание (с рукописного текста)

Лягушка

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила ко­маров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Дождик моросил по её лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.

50 слов, 151 согласный, 113 гласных, 4 мягких знака, 29 класте­ров в словах.

3 класс (конец обучения)

Диктант

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радост­ные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ежик пробежал в своё жи­лище. Хлопочут усердные воробьи.

68 слов, 227 согласных, 157 гласных, 6 мягких знаков, 47 класте­ров в словах.

Списывание (с печатного текста)

Мышь-малютка

Мышь-малютка — самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка-малютка ловко лазает по высоким стеблям, ли­стьям, кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над зем­лёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.

66 слов, 218 согласных, 155 гласных, 6 мягких знаков, 47 класте­ров в словах.

Списывание (с рукописного текста)

Енот

Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам речек и озёр. Шёрстка у него длинная и густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой.

Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала пополо­щет их в воде. За это прозвали его енотом-полоскуном. Енот и жёлу­ди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой.

(По А. Тамбиеву)

70 слов, 167 согласных, 145 гласных, 4 мягких знака, 26 класте­ров в словах.

4 класс (конец обучения)

Диктант

Бабочки на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабоч­ки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.

82 слова, 234 согласных, 183 гласных, 6 мягких знаков, 56 кла­стеров.

Слова для справок: вверх, обратно.

Списывание (с печатного текста)

На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок ис­черчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.

Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёму­хе — всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков.

(По Ю. Фролову)

79 слов, 232 согласных, 179 гласных, 1 мягкий знак, 54 кластера.

Списывание (с письменного текста)

Берёза

Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдешь к бе­рёзке, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Сто­ит она, покачивается от ветра, радует своей красотой.

Жизнь у берёзы не лёгкая. И сок из неё цедят, и ветви на веники вяжут, и бересту дерут. На туески.

Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную траву. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, берёзка тянет листики- ладошки из старого пня.

(По Ю. Фролову)

78 слов, 231 согласная, 172 гласных, 7 мягких знаков, 46 кластеров.

Письмо под диктовку – предыдущая | следующая – Написание букв

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах

Пять видов дисграфии

Какая бывает дисграфия? Врачи определяют пять форм заболевания с раз­ной симптоматикой.

  1. Артикулярно-акустическая. Неправильное произношение звуков отража­ется на записывании слов. Ребёнок пишет так, как слышит. Логопед назначает коррекцию произношения звуков.
  2. Акустическая дисграфия. Звуки правильно произносятся, но подменяются при записывании другими буквами. Смешиваются парные звонкие и глухие со­гласные: П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; свистящие и шипящие Ж-З, Ш-С, С-Ц. Пута­ются звуки Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. Затруднение возникает в записывании мягких звуков: «лублю», «польивать».
  3. Аграмматическая. Диагностируется общее недоразвитие речи. В тетради слова пишутся вне правил грамматики: не изменяясь по склонениям, без связи между собой, с ошибочными окончаниями. Например: «синий варежка», «яркая солнце». Аграмматическую дисграфию диагностируют с 9 лет, потому что заболе­вание проявляется к этому возрасту.
  4. Оптическая дисграфия – это нарушение пространственного и зрительного восприятия. Школьник не различает похожие элементы в буквах. Поэтому при письме появляются лишние палочки, кружочки, зеркальное отображение, пута­ница заглавных и строчных символов. Например, смешивается начертание сход­ных по строению букв: заглавных Ц-Щ, Р-Ь-Ы, Э-З; строчных п-т, в-д, л-м, и-ш.
  5. Моторная дисграфия. Э та форма дисграфии выявляется чаще, чем осталь­ные . Диагностируется слабость языкового синтеза, анализа. Симптомы мо­торной формы: путается слитное и раздельное написание предлогов, приставок; пропускаются окончания. В словах буквы и целые слоги меняются местами, по­вторяются. Слова не дописываются, добавляются ненужные буквы. Дисграфик не разделяет слово на слоги, предложения – на слова.

Причины болезни

У детей

Причины дисграфии у детей:

  • Перинатальные патологии; наследственность; болезни и травмы в младенчестве
  • Обучение иностранным языкам в раннем возрасте; билингвистическая или многоязычная семья
  • Авторитарные методы воспитания
  • Ограничение речевого общения в семье; «сюсюканье», нечёткое произношение слов взрослыми
  • Злоупотребление телевизором
  • Неврологические осложнения; расстройство внимания, памяти; дислексия (нарушение чтения)
  • Переучивание ребёнка-левши
  • Начало школьной учёбы с 6 лет

У взрослых

Дисграфию у взрослых провоцируют следующие причины:

  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульты, опухоли мозга
  • Менингит
  • Нейрохирургические вмешательства
  • Травмы, полученные при родах
  • Перенесённая асфиксия


Дисграфия

Как организовать занятия дома

Как родителям предупредить дисграфические нарушения у ребёнка? Профи­лактика дисграфии начинается с беременности. Маме нужно беречь себя и ма­лыша, избегать риска инфекций, травм в раннем детстве ребёнка. С младенче­ства дети эмоционально зависят от родителей. Нужно не допускать стрессов, наладить тёплую атмосферу в семье.

Основы успешного письменного навыка закладываются в дошкольный пе­риод. Разучивая стихи, песенки, малыш учится слышать звуки, соотносить звуки с буквами. Зрительное восприятие тренируют игры, где сравниваются цвета, формы. Конструкторы с большими деталями, лепка, аппликация разви­вают пространственное мышление, моторику.

Рисование по контуру, заполнение прописей для дошкольников подготовит детскую руку к письму. Магнитная азбука легко размещается дома на холодиль­нике. Перебирая квадратики, ребёнок запоминает внешние очертания буквенных символов, последовательность букв, звуков в словах.

Если логопед диагностирует дефект развития речевых навыков, надо не упу­стить момент, корректировать нарушения. Развивая устную речь, младшеклассник легко освоит речь письменную.

Всё можно исправить

Итак, у ребёнка дисграфия. Что делать? Родителям надо понять, что заболе­вание успешно корректируется. Ошибки при письме –- следствие недоразвития устной речи, нарушения пространственного мышления, моторных навыков. Ру­гать дисграфика за ошибки –- неправильная тактика. Нельзя заниматься много­кратным переписыванием классной, домашней работы. Воспитывается отвраще­ние к учёбе, чтению, письму.

Если доктор поставил диагноз, не надо показывать тревожность и беспокой­ство при ребёнке. Он будет ощущать свою неполноценность, это отразится на от­ношениях в детском коллективе. Лучше направить родительское внимание на успехи во время логопедических занятий.

Лечение дисграфии у школьников осложняется прохождением школьной про­граммы. Родители говорят учителю о том, что ученик проходит курс лечения. Диктанты и контрольные работы проверяются совместно учителем и логопедом. Отметки по русскому языку выставляются с учётом постепенной коррекции рече­вых и письменных навыков.

Подробности лечения

Коррекция детской дисграфии –- это совместная работа логопеда, учителя, родителей, пациента. В зависимости от вида заболевания и формы проявления назначается комплекс лечения. Занятия проходят в кабинете врача, но выполнять упражнения нужно и дома. В отдельных случаях врач параллельно с логопедиче­ским лечением назначает курсы физиотерапии, гидротерапии, ЛФК, массажа.

Коррекция акустической дисграфии начинается с развития фонематического слуха. Младшеклассники выполняют письменные и игровые задания: распознава­ние гласных и согласных на слух, отработка произношения мягкости звуков, поиск ошибок в словах. Для проверки усвоенных знаний логопед устраивает диктанты.

Цель коррекции оптической дисграфии –- тренировка зрительной памяти. Упражнения формируют навык начертания букв. Родители покупают для ребёнка ручки, карандаши с негладкими, неровными корпусами. Массаж подушечек пальцев стимулирует работу мозговых центров.

Лечение дисграфии у взрослых проводится в виде комплекса логопедических методик и успокоительной терапии. Врач учитывает форму и причину заболева­ния. Во время лечения пациент исправляет дефекты произношения, развивает связную речь, слуховую память. Занятия тренируют способности к аналитике, расширяют словарный запас. Письменные упражнения закрепляют навыки пра­вильной записи букв. Дополнительно пациенту назначается массаж, медикамен­ты, физиотерапия, курс ЛФК.

Домашние занятия

Заболевание не лечится быстро, на коррекцию нарушений письма уходят месяцы занятий. Лечение дисграфии у школьников эффективно, если заниматься дома, параллельно с посещением врача. Рабочее место ребёнка освещают так, чтобы было комфортно глазам. В занятиях важен положительный настрой. Ребёнка мотивируют похвалой за успехи. Логопеды составили ежеднев­ные ком­плексы упражнений для лечения дисграфии в домашних условиях.

Прописи тренируют письменный навык. Младшеклассник заполняет стра­ницы, стараясь, чтобы каждая буква занимала свою клеточку. Если неинтересно писать в прописях, приобретают тетрадь в клетку. Удобно пользоваться гелевой ручкой, так ребёнку легче замечать различия в буквенных символах.

Упражнение «Корректурная правка» проводится в течение 5 минут. Роди­тели берут книгу с незнакомым ребёнку содержанием, средним размером шрифта. Задача: подчеркивать буквы на странице. Например, сначала А, потом О. Через несколько дней подчёркивают согласные. Далее надо искать две буквы : одна подчёркивается, вторая обводится. Упражнение концентрирует внимание на по­иске заданных буквенных признаков.

Упражнение «Пишем вслух» развивает фонематический слух. Ребёнок учится записывать звуки нужными буквами. Метод прост: то, что пишется, проговарива­ется вслух, буква за буквой. Внимание уделяется неясно звучащим зву­кам, окончаниям слов. Упражнение тренирует последовательность записи буквен­ных символов, вырабатывает привычку дописывать конечные буквы слов.

Внимательность и уверенность письма оттачивает упражнение «Пропущен­ные буквы». Взрослый подготавливает два текста. В первом пропускаются буквы, второй содержит полный текст. Ребёнку надо дописать недостающие символы, сверяясь с текстом-подсказкой.

Задания с лабиринтами есть в детских журналах, на развивающих сайтах. Ведение безотрывной линии тренирует моторику движений рук, предплечья. Лист с лабиринтом неподвижно лежит на столе, перемещается только рука с ручкой.

Диктанты для коррекции дисграфии логопеды рекомендуют писать каждый день по следующим правилам:

  • Тексту из 150 слов уделяется не менее часа
  • Сначала – чтение вслух с совместным разбором орфограмм, проговарива­нием правил
  • Предложение перед записыванием читается вслух три-четыре раза
  • Ребёнок определяет, где ставятся запятые; объясняет постановку знаков
  • Предложение диктуют по частям
  • Каждое слово проговаривается, затем записывается
  • Взрослый не исправляет ошибки красной ручкой, пользуется карандашом

Что нужно знать о постановке диагноза

Диагностика дисграфии у детей включает несколько этапов . Точный диагноз ставится после 8 лет, к этому возрасту младшеклассник овладевает письмом. Вердикт выносится не сразу. Назначается пошаговое исследование. Сначала просматриваются школьные тетради, анализируются письменные навыки. Затем ребёнка осматривают:

  • логопед;
  • психолог;
  • невролог;
  • ЛОР;
  • окулист.

Плохое зрение, слух провоцируют нарушение письма, поэтому нужны консультации офтальмолога, ЛОРа. Невролог исследует состояние нервной си­стемы. Логопед проверяет уровень развития речи, речевую моторику, качество артикуляции. Анали­зируется слоговое, грамматическое построение речи. Врач выясняет, какая рука у ребёнка ведущая. После детального обследования логопед определяет форму дисграфии, назначает лечение.

Дисграфия у взрослых диагностируется похожими методами. Сначала лого­пед изучает письменные тестовые задания пациента, чтобы исключить незнание орфографических правил. Затем исследуются произношение звуков, запас слов, умение воспроизвести услышанное.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]