Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи


Введение

Цель работы: Охарактеризовать общее понятие ОНР, его уровни, статистику, симптоматику, проанализировать основные понятия работы, рассмотреть ход логопедического обследования детей с ОНР.

Актуальность темы: Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов.

Данная проблема (нарушение речи) возникает уже в дошкольном возрасте и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания и практиков и ученых. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь, а специалист не создает необходимых условий для исправления данного дефекта.

Степень разработанности проблемы: В науке проблематикой коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые (Р.Е. Левина, Н.А. Никаншена, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова) давно, но средства устранения не дифференцированы в зависимости от уровня развития речи и нуждаются в доработке, именно поэтому эта проблема выбрана для специального изучения.

Методы и приемы работы по развитию речи с детьми ОНРматериал по коррекционной педагогике

«Методы и приемы работы с детьми с ОНР по развитию речи»

Подготовила: Просекова Т.Г.

Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности. В связи с этим в настоящее время все более востребованным становится поиск эффективных методов и приемов, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников с речевым недоразвитием.

Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти у таких детей заметно снижено по сравнению с нормально говорящими память и продуктивность запоминания.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой

моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.

Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Обучение пересказыванию

При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения. а в дальнейшем — отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года (III период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказу без опоры на наглядный материал,

Эффективным при обучении пересказу являются прием использования детского рисунка. При обучении пересказу в ряде случаев желательно применять «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Перечисленные методические приемы просты и доступны для практики работы с детьми с ОНР.В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у ребенка грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

В занятия по пересказу входят: упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ; упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом, воспроизведение конкретного лексического материала текста в форму игры-упражнения «Кто лучше запомнил?» и др. Таким образом, у детей формируются навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений.

Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:

— усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения в правильном употреблении фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;

— развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

2. Обучение рассказыванию по картинам

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работа. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин («Ледоход», «Река замерзла» и др. из тематических серий О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» — по сюжетам Н.Радлова и др.)

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и т.д.

5. Описание пейзажной картины.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.

6. Обучение описанию предметов

Описание — особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное послед звательное сообщение.

7. Обучение рассказыванию с элементами творчества

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой.

Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Инновационные методы воздействия становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. В своей практической деятельности мы применяем следующие инновационные методы.

Одним из наиболее результативных методов в коррекционной работе является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга. Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий. В своей работе применяем такие упражнения, как: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Змейка». Например: «Зайчик – кольцо» Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Прыгнул заинька с крылечка, и в траве нашел колечко.

А колечко непростое — блестит, словно золотое.

Широко используя в своей практике приемы кинезиологии, мы заметили, что у детей-логопатов значительно улучшилась зрительно-моторная координация, улучшились память, внимание, речь, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, ушло излишнее напряжение.

Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышщ и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж]:

Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого

С головы до ножек весь в иголках ежик. Как же взять его?

Су-джок терапия проводится поэтапно.

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования через устное народное творчество, стихи, загадки, сказки.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Логопедическая ритмика является одним из эффективных средств коррекционного воздействия на обучение детей с речевой патологией. Логоритмика используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими; способствует развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, согласованию движения и речи. Логопеды в своей работе используют либо отдельные упражнения и игры, либо проводится комплексное логоритмическое занятие.

Отдельные упражнения и игры: «Куда? » (работа над интонацией) .

Куда? (резко вверх) Остановитесь! (Стоп! – закрутка) .

Куда? Куда? Вернитесь! (требовательный жест рукой к себе) .

Не смейте убегать! (естественное движение) .

«Говорим вместе» (работа над темпом речи)

По лестнице вверх тихо иду.

С лестницы вниз быстро бегу.

(Дети представляют, как поднимаются по лестнице вверх, показывают движения на месте, высоко поднимая ножки, согнутые в коленях. Быстро бегут в круг).

Таким образом, инновационные методы воздействия в деятельности становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Основные понятия речи и ее составляющие

Под термином речь понимается — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.

Развитие речи детей начинается с самых первых дней. Под развитием понимаем направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.

Под компонентами речевой системы будем понимать:

  • фонематический слух,
  • звукопроизношение,
  • словарь,
  • грамматический строй речи,
  • ритмико-слоговую структуру речи,
  • связную речь.

Каждый компонент данной системы является важным звеном в структуре речи.

Так фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, правильное произношение которых способствует формированию коммуникативные способности человека.

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Ритмико-слоговой структурой слова называется правильная последовательность звуков и слогов в слове.

Полноценное развитие речи невозможно без достаточно богатого словарного запаса (активного и пассивного). Словарь активный — совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний. Словарь пассивный — совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует в речи.

Определенную роль играет грамматический строй речи – это строение слова и предложения, присущее данному языку, без которого невозможно существование следующее речевой системы – связной речи.

Связной речью называют высказывание, которое предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.

Таким образом, все компоненты языковой системы взаимосвязаны и дополняют друг друга и искажение, недостаточное развитие одного из них определяет речевой дефект.

Так, например, недостаточное развитие грамматического строя речи влечет за собой аграмматизмы — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. [3]

Статья:

В развитии ребенка все познавательные процессы взаимосвязаны. И нарушения, возникающие в одном из них, непременно окажут свое влияние и на другие процессы. Речь‒ является одним из наиважнейших познавательных процессов, развитие которого влияет на взаимоотношения человека с окружающим миром, а значит, и на само развитие личности человека. Поэтому понимание особенностей работы с детьми с общим недоразвитием речи является необходимым.
«Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте». При этом общее недоразвитие речи носит системный характер, то есть, в речи ребенка происходит нарушение развития всех сторон речи: лексической. грамматической, синтаксической, произносительной. Общее недоразвитие речи принято считать внешним проявлением таких диагнозов, как: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха.

Выделяют следующие уровни общего недоразвития речи:

ОНР 1 уровня. Речь у ребенка практически отсутствует. Активный словарь скудный. При формировании речевых высказываний ребенок использует преимущественно лепетные слова, первые слоги, звукоподражание. Ребенок активно использует жесты и мимику, понимает обращенную к нему речь (богатый пассивный словарный запас). У ребенка с первым уровнем общего недоразвитие речи свой специфический «язык» общения с окружающим миром.

ОНР 2 уровня. Ребенок употребляет в своей речи определенное ограниченное количество слов. Бедный активный словарный запас, слова произносятся в искаженном виде. Не умеет объединять предметы в группу, не знает основных признаков предметов, может произносить простые слова в зависимости от их числа, нет согласования слов в простых предложениях. Ребенок может составить связный рассказ, но в основном использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого.

ОНР 3 уровня. Общее недоразвитие речи проявляется в отставании грамматического и фонематического развития речи. Большой активный и пассивный словарный запас, ребенок использует развернутые фразы, активная экспрессивная речь. Нечеткое произношение звуков, зачастую происходит замена более сложных звуков на простые. Свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты‒ самые сложные звуки для произношения. Ребенок затрудняется в грамматическом согласовании слов, особенно имен существительных с числительными. Может составить рассказ, который содержит в себе определенную последовательность действий.

ОНР 4 уровня. Звукопроизношение правильное, но неправильная артикуляция, а значит и речь невнятна. Иногда ребенок пропускает слоги в словах, переставляет их местами или заменяет звуки. Затрудняется в использовании слов, обозначающих признак предмета. Процесс словообразования также затруднен, особенно при помощи суффиксов. Согласования слов в предложении, особенно существительных с прилагательными, вызывают затруднения.

Для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память; нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то и словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Общее недоразвитие речи влияет также на поведение, самочувствие ребенка. Поэтому необходимо прививать таким детям нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Необходимо осуществлять контроль за произносительной стороной речи, при необходимости, корректно и тактично поправлять речь ребенка. необходимо уделять особое внимание совершенствованию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, поскольку ее развитие напрямую связано с умственным, а значит, и речевым развитие ребенка. Проведение работы по закреплению речевых навыков детей, постоянном пополнении словарного запаса детей. Особую роль в развитии ребенка играют занятия по конструированию, лепке, аппликации, рисованию. При проведении индивидуальных занятий, акцентируется внимание ребенка на словах, звуках, вызывающих особые затруднения. Все задания по развитию речи для детей с ОНР обязательно должны подкрепляться наглядным материалом. Именно поэтому индивидуальные занятия с детьми рекомендуется проводить в различных помещениях детского сада. Во время прогулок, можно обратить внимание ребенка с ОНР на сравнении признаков, свойств окружающих его предметов живой и неживой природы. Не менее важна работа с родителями, поскольку семья ‒является осуществляет первичную социализацию ребенка. Можно ненавязчиво, деликатно рекомендовать родителям те или иные упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию их ребенка. Таким образом, особенности работы с детьми дошкольного возраста с ОНР заключаются в согласованной работе воспитателя, логопеда, педагога-психолога и родителей ребенка, в особом внимании к вопросу развития произносительной стороны речи, которое заключается в непрерывной, ежедневной, систематической работе по развитию произносительной стороны речи ребенка, пополнению его словарного запаса.

Общая характеристика недоразвития речи

Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной (1961 г.) и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50 – 60-х XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической (звуковая сторона), лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

В 1969 году Р.Е. Левиной и сотрудниками разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

К легкому речевому дефекту можно отнести неярко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – нарушение одно или нескольких компонентов языковой системы (например, нарушение слоговой структуры в многосложных словах, в речи неправильно используются сложные предлоги: из-под, из-за; при наличии простой фразы ребенок не пользуется сложными предложениями и т.д.).

Существуют случаи и задержки речевого развития (ЗРР) – дети с ЗРР осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: моторной или сенсорной алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, при стертой форме дизартрии (иногда). [1, 7]

Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР

Анжелика Приходько

Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР

«Методика проведения

индивидуальной работы с ребенком ОНР»

2 слайд

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

3 слайд

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков)

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата)

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук)

4. Коррекция звукопроизношения разными способами

5. Автоматизация звуков в речи

6. Дифференциация звуков в речи

7. Обогащение словарного запаса

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

4 слайд

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания

5 слайд

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

6 слайд

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться дисграфия (нарушение письма)

. Чем выше двигательная активность
ребенка, тем лучше развивается его речь.
7 слайд

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.

Цель упражнений на развитие фонематического слуха — научить ребенка слушать и слышать.

8 слайд

Работа по коррекции звукопроизношения

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения должна начинаться с исправления менее сложных звуков, одновременно продолжать работу по подготовке органов артикуляции к постановке более трудных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных)

.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенкаесть отклонения в развитии некоторых психических функций: внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля, а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

9 слайд

Работа по автоматизации звуков в речи

Автоматизация поставленных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

10 слайд

Работа по дифференциации звуков в речи

Работапо дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога

3. Формирование умения определять наличие звука в слове

4. Определение места звука в слове

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

11 слайд

Работа по обогащению словарного запаса

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например, «Лодырь – человек, который делает лодки»

,
«Деревня – где много деревьев»
и т. д.

Работапо обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:

• ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;

• раскрытие многозначности слова;

• расширение запаса синонимов и антонимов;

• формирование правильного употребления слова в связной речи.

Практическая часть

Теперь я хочу рассказать об игровых приёмах, которые можно использовать при проведении индивидуальных занятий

12 – 13 слайд

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

1. Сдуть бабочку с кончика носа.

2. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в «бурю в стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.

3. Вертушка

4. Загони мяч в ворота

14-23 слайд

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Работу можно начать с выполнения артикуляционной гимнастики «У бабушки с дедушкой»

Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда таких детей направляют к ортодонту.

24-25 слайд

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Прищепки. В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала»

(Наша мамочка устала — Всю одежду постирала, Милой маме помогу, все прищепки соберу). Пока я произношу слова,
ребенок стараются нацепить прищепки на край коробки. Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно (Кусается сильно котёнок-глупыш, он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш).
26 слайд

2. Массажный мяч. «Я мячом круги катаю, взад — вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, и сожму его немножко, как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну».

27 слайд

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Сел петух на забор»

Услышишь – хлопни

Произносить ряд звуков (слогов, слов)

; а ребёнок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
(Ребёнок не видит артикуляцию)
.

28 слайд

Маленький учитель «Слонёнок — Элефон»

Говорить ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Просим «объяснить»

игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следить, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Показывать ребенку картинку и называть предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота)

. Задача
ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
29 слайд

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Выделяют несколько способов постановки звука:

1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.)

. С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи.

4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки»

.
Ребенку предлагают сделать «чашечку»
вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука

30 слайд

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ

“Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

“Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются)

.

31 слайд

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ

«Звуковые дорожки»

.
Ребенок водит пальчиком по дорожке, четко произнося звуки. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея.
32 слайд

«Собери бусы»

Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р.

33 слайд

«Выбери домик»

В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости от наличия того или иного звука.

34 слайд

«Редактор»

Инструкция логопеда: «Когда ты будешь называть нарисованные предметы, зачеркивай те, название которых начинается на звук с (ш)

».

35 слайд

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Игра «Бюро находок»

или
«Найди по описанию»
.

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщалось, например, «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины»

. Дошкольники узнавали предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

36 слайд

Упражнение «Часть — целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например, Ствол, ветки, сучья — дерево.

Спинка, ножки, сиденье — стул. Крылья, клюв, хвост — птица.

37 слайд

Игра «Кузовок»

Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку, кладите в него всё, что на — ок». Дошкольники подбирали слова на – ок.

Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]