Устранение горлового произношения звука «Р»: пошаговая работа

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Общая информация

Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.

Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:

  • высокое небо;
  • узкое небо;
  • массивный язык.

Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.

Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.

Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.

Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.

Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.

Автоматизация звуков Р и Л

Мало научиться произносить звук отдельно от слов, нужно еще и закрепить его в речи. Как говорят логопеды, автоматизировать его. Ребенок должен произносить все звуки правильно, не задумываясь, куда поставить язык и что делать при этом.

Для закрепления произношения нужного звука отлично подходят следующие упражнения:

  • Четкое повторение слогов с «нужной» буквой — дра-дру-дры, ле-ла-ло-лу-ли и т. д.
  • Поиск слов на нужную букву. Разложите картинки из детского лото или просто откройте книгу с яркими иллюстрациями. Попросите ребенка найти и назвать предметы, содержащие букву Р или Л. Следите за произношением.
  • Чуть позже отлично подойдут скороговорки и чистоговорки. Про Греку, который ехал через реку и траву, на которой лежат дрова, вы и сами знаете. Позволим себе предложить еще несколько: «перепелка перепелят прятала от ребят», «корабли лавировали-лавировали да не вылавировали», «у елки иголки колки», «вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили».

Вариантов задания для автоматизации звуков масса. Главное — заниматься систематично и следить за тем, чтобы ребенок произносил звук правильно и четко.

Важные моменты

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

  • лексика;
  • грамматика;
  • речевой слух.

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Причины гортанного «р»

Казалось бы, в окружении, где все говорят «р» правильно, ребенок тоже должен произносить его так же. Но этот звук коварен, и сложен для детей, не зря именно его чаще всего заменяют на «л», «ж» и даже «д». Почему же малыш пользуется горловым «р»?

Причины бывают разные. Прежде всего – «наследственность». Если один из родителей говорит гортанное «р», а ребенок его все время слышит, он может начать повторять.

Короткая «уздечка» под языком делает его малоподвижным и мешает правильно произносить звуки. Обычно этот дефект удаляют в самом разном возрасте, но могут и запустить.

Нередко причиной гортанного «р» становятся увеличенные миндалины. Ребенку проще смыкать корень языка с небом, нежели пользоваться его кончиком.

Бывают и более сложные ситуации: нервные расстройства, нарушение фонематического слуха, гипотонус языка и многое другое. К счастью, все это лечится, а дефект горлового «р» у ребенка всегда можно исправить, если обратиться к опытному специалисту. Вопрос, сколько времени и усилий на это потребуется.

При желании можно диагностировать причины возникновения гортанного «р», так с ними будет проще бороться. Однако это не самое главное, поскольку если речь не идет о серьезных заболеваниях, логопеды используют одинаковые упражнения в большинстве случаев.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Виды ротацизма

Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:

  • Увулярный
    . При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грасси­рующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
  • Велярный.
    Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
  • Боковой.
    Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
  • Щечный.
    Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
  • Одноударный
    (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
  • Двугубный
    (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
  • Носовой.
    Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
  • Гортанный.
    Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].

Способы вызывания звука

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Как научиться говорить звук Л

  • Подготавливающие упражнения — цоканье как лошадка с постепенным изменением громкости и скорости звука. Следите за нижней челюстью — она не должна двигаться!
  • «Дует ветер» — ребенок должен зажать кончик языка между зубами так, чтобы по бокам оставалось пространство. Нужно выдувать воздух по разным сторонам от языка.
  • Пробуем услышать Л. При зажатом между зубов языке попросите ребенка произнести «ыыы» или «ууу». Нужный звук появится сам собой. Следите впоследствии, чтобы «правильный» Л произносился с убранным языком.

Введение в речь

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

Можно ли заниматься постановкой звуков Р и Л без логопеда?

В отсутствие прочих нарушений речи родители вполне могут попытаться помочь своему ребенку справиться с трудными звуками Р и Л. В занятиях важно придерживаться правильных рекомендаций, последовательности и регулярности.

При должном старании — без перенапряжения и стресса! — результата вполне можно достичь и без помощи специалиста. Однако отметим, что если через полтора-два месяца регулярных занятий, ребенок так и не сумел «приручить» сложные звуки, вам все-таки придется посетить логопеда. Может быть причина в том, что вы неправильно выполняете нужные упражнения, а может быть, у ребенка имеются какие-то другие нарушения речи (например, дизартрия, ринолалия), которые родители не сумели выявить самостоятельно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]