Методическая разработка «Логопедический массаж»методическая разработка по логопедии


Цели логопедического массажа языка

Подобная процедура выполняет следующие задачи.

  • ✪ Стимуляция речи в случае задержки интеллектуального развития ребенка.
  • ✪ Уменьшение повышенного отделения слюны.
  • ✪ Снижение повышенного тонуса мышц, которые участвуют в артикуляции.
  • ✪ Активизация мышечной ткани, которая имеет недостаточную сократительную способность.
  • ✪ Улучшение кинестетических ощущений.
  • ✪ Создание подходящих условий для развития произвольных движений аппарата артикуляции.
  • ✪ Улучшение эластичности волокон мышц.

Логопедический массаж языка для детей эффективен даже при тяжелых нарушениях речи. С помощью него можно скорректировать произношение звуков, улучшить четкость звучания, нормализовать тонус мышц, отвечающих за речевой аппарат. Даже если у пациента ярко выражены неврологические симптомы, применение грамотного массажа может дать хороший результат.

Какая от него польза

Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.

Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?

  • Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
  • Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
  • Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
  • Улучшается артикуляционная моторика.
  • В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
  • Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.

Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты:

  • Улучшается кровообращение и лимфоотток.
  • Мышечные волокна становятся эластичнее.
  • Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.

Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости. Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий.

Условия для проведения логопедического массажа языка

Во врачебном кабинете должно быть достаточно тепло и комфортно. Руки специалиста обязательно должны быть теплыми и безукоризненно чистыми, а ногти – коротко остриженными. Оптимальное время для проведения массажа – через два часа после приема пищи. Перед проведением процедуры полость рта ребенка необходимо тщательно очистить.

Примерное количество сеансов – 20. Точное число устанавливает логопед, в зависимости от степени выраженности дефекта речи. Для достижения максимального эффекта процедура проводится каждый день. Продолжительность сеанса варьируется от 5 до 25 минут, в зависимости от тяжести нарушения.

Перед тем как начать сеанс, пациенту важно занять правильное и максимально комфортное положение. Вот наиболее оптимальные позиции для проведения процедуры.

  • ✪ Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается специальный валик или небольшая подушка. При этом голова должна быть зафиксирована и слегка откинута назад.
  • ✪ Есть и другой вариант – ребенок просто садится в кресло, которое имеет высокий подголовник (это отличный способ для тех детей, которые испытывают волнение при предложении лечь на кушетку).
  • ✪ Маленькие дети в процессе логопедического массажа могут находиться в коляске в положении полусидя, при этом их голова также должна быть немного откинута.
  • ✪ Если ребенок сильно боится различных врачебных процедур, можно усадить его на колени к родителю.

В ходе проведения массажа пациент должен находиться в спокойном состоянии, болезненные ощущения и дискомфорт не допускаются. Если маленький пациент не настроен на процедуру, в первый сеанс можно ограничиться легкими массирующими движениями в области лицевой части. Допустимо проводить сеансы в присутствии родителей, если ребенок чувствует себя более спокойно, когда рядом находятся близкие.

Сразу после процедуры рекомендуется обеспечить ребенку полный покой на протяжении 15-20 минут, после чего он может отправляться домой и заниматься повседневными делами. Стоит отметить, что даже с помощью самого профессионального массажа нельзя добиться мгновенного эффекта: первые результаты можно заметить только спустя несколько недель.

Виды логомассажа

Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:

  • Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
  • Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
  • Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
  • Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
  • Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.

Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.

Действия при повышенном и пониженном мышечном тонусе

Логопедический массаж при пониженном тонусе мышц начинается с легких массирующих движений плечевого пояса. После этого специалист затрагивает те артикуляционные области, которые у ребенка наименее активны. К примеру, нарушение движения может возникать при недостаточной развитости жевательных мышц или мышц скулы. В этом случае на эту область нужно воздействовать особенно активно.

Сила давления должна увеличиваться постепенно, с каждым сеансом, при этом давление, несмотря на его интенсивность, не должно вызывать болезненных ощущений у пациента.

При гипертонусе назначается массаж с расслабляющим эффектом. Все движения делаются в направлении от периферии к центральной части, при этом сила давления должна быть небольшой, в противном случае состояние артикуляционного аппарата может ухудшиться. Движения должны быть скользящими и слегка прижимающими. Каждое движение следует повторить примерно по 8 раз. Темп массажа – медленный (именно небольшой темп снижает степень возбудимости тканей). Одновременно с воздействием на мышечные ткани специалист просит ребенка выполнять пассивные движения головой. Это означает, что пациент должен медленно поворачивать голову по часовой стрелке, а затем – против нее. Благодаря этому приему удается расслабить мышцы шеи, что способствует уменьшению повышенного тонуса языка.

В ходе различных приемов выполняется не только массаж мышц языка. Врач совершает поглаживающие движения (продольные и поперечные) в области лба и переносицы, надавливает на зону роста волос, совершает постукивающие движения в области мышц губ для их полноценного расслабления.

Обратите внимание: у некоторых детей диагностируется повышенный и пониженный тонус различных мышц. В этом случае проводят дифференцированный массаж: на одни части специалист воздействует более активно, другие массирует расслабляющими движениями. Такой подход требует высокой квалификации и большой практики.

Организационные моменты

Независимо от того, где будет проходить сеанс, нужно создать правильные условия для его проведения:

  • В помещении должна быть комфортная температура.
  • Перед массажем его нужно проветрить.
  • Подготовить и продезинфицировать все нужные приспособления (зонды, шпатели и др.).
  • Подготовить стерильные одноразовые перчатки.
  • Ребенок должен принять правильное положение тела: лежа с положенным под шею валиком (плечи приподняты, голова откинута назад), руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты (для удобства можно также предложить положить валик). Или полусидя в кресле с откидывающейся спинкой.

Обстановка в комнате/кабинете должна способствовать расслаблению, чтобы ребенок на сеансе чувствовал себя комфортно.

Противопоказания к логопедическому массажу

Есть некоторые ограничения к проведению такой процедуры. Так, массаж не назначается при следующих состояниях:

  • ✪ ОРВИ и другие вирусные инфекции;
  • ✪ герпетические высыпания на лице и губах;
  • ✪ заболевания глаз воспалительного характера;
  • ✪ воспалительные процессы в области ротовой полости;
  • ✪ повышенная температура тела (в этом случае процедура откладывается до полного выздоровления).

С осторожностью массаж назначается детям, которые страдают судорожным синдромом. Если ребенок ведет себя во время процедуры неспокойно, проявляет страх и агрессию, массаж следует прекратить и постараться успокоить пациента. При сильном волнении могут быть назначены легкие успокаивающие препараты.

Продолжительность занятий

Логопедический массаж проводится курсами, включающих как минимум 10 занятий, иногда 15-20. Процедуры проводятся ежедневно с постепенным увеличением времени. Начинают с 2-х минут, а максимальная продолжительность сеанса подбирается в соответствии с возрастом ребенка.

С детьми до 3-х лет логомассажем занимаются до 10 минут; в возрасте от 3-х до 5-ти – до 15 минут, а со старшими дошкольниками и школьниками – до 20 минут. Если есть необходимость, курс повторяют через 1,5-2 месяца.

Массаж чайными ложками

Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.

Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.

Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.

В каких случаях рекомендован

Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.

Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.

Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.

Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:

  • состояние мимических мышц и кожи;
  • состояние артикуляционной моторики;
  • состояние мягкого неба;
  • произносительную сторону речи.

По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.

Самомассаж

Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его.

Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого.

Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей.

Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение. Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением). Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.

Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.

Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:

  • зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
  • зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
  • зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
  • зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
  • зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.

Зондовый массаж противопоказан детям до 6 месяцев.

Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]