Мягкий сонор [Л’] появляется в речи ребенка на втором-третьем году жизни, твердый [Л] – в 5-6 лет, что связано с более сложной артикуляцией, требующей сильных мышц кончика языка и его верхнего подъема. При отсутствии либо искаженном произнесении фонемы диагностируется ламбдацизм, при ее заменах другими звуками речи – параламбдацизм. Наряду с сигматизмами и ротацизмами, дефекты произношения [Л-Л’] относятся к наиболее частотным звуковым искажениям среди дошкольников с речевыми нарушениями (от 10% при дислалии до 46,7% при стертой дизартрии).
Причины ламбдацизма
Недостатки произношения [Л-Л’] характерны для детей, страдающих функциональной и механической дислалией, дизартрическими расстройствами, открытой ринолалией. К ламбдацизму могут приводить органические дефекты периферических речевых органов, нарушение мышечной иннервации, функциональная недостаточность звукопроизношения:
- Укороченная подъязычная связка.
Не позволяет осуществить подъем языка вверх, необходимый для формирования нужного артикуляционного уклада. В результате ребенок находит доступную компенсаторную позицию (межзубную, губно-зубную и т. д.), которой заменяет правильную артикуляцию. - Макроглоссия и микроглоссия.
При недоразвитии языка становится невозможным или затруднительным произнесение всех язычных фонем, в т. ч. зубных [Л-Л’]. Малые размеры органа делают невозможным сближение языка с верхними резцами. При массивном языке затруднен как его верхний подъем, так и сужение кончика. - Изменение мышечного тонуса.
При дизартрии язык может быть вялым, паретичным или напряженным, спастичным. Эти факторы существенно искажают артикуляцию. Также нарушается тонус круговой мышцы рта, что сопровождается трудностями произвольного размыкания и удержания губ. - Небные расщелины.
Компенсаторными особенностями при ринолалии являются высокий подъем корня языка, смещение артикуляции в глубину полости рта, неучастие кончика языка в образовании звуков. [Л] обычно отсутствует или оказывается двугубным. - Снижение слуха.
Тугоухость может сопровождаться как смешением и заменами звука ввиду нарушения акустической дифференцировки, так и искаженным произнесением из-за неточности, смазанности артикуляции. - Прочие причины.
К ламбдацизму может приводить несформированность правильных речевых кинестезий в результате речевой депривации, болезненности детей. Другая причина ‒ копирование неправильного звукопроизношения, в т. ч. диалектных особенностей в билингвальной среде.
Причины неправильного произношения «Л»
Необъяснимых причин дефекта речи не бывает. Врачи выделяют всего три главных условия, при которых дети не могут произносить «л» правильно:
1. В речи ребенок не воспринимает «Л» фонематически.
Фонематический слух – это то, что позволяет человеку отличать один звук речи от другого, верно слышать слова и хорошо их понимать. Врачи рекомендуют развивать этот слух у младенцев с самого рождения. То есть, с детьми нужно разговаривать, не коверкая слова, чтобы они слышали то, что в дальнейшем будет использовано в повседневной речи. Нужно помнить, что на основе устной речи формируется и письменная. Фонетический слух, таким образом, влияет на будущие навыки чтения и письма. В норме к 4 годам ребенок должен уверенно отличать один звук от другого и не путать «ночку» с «дочкой» и «мишку» с «мышкой».
2. Вторая причина неверного произношения «л» – короткая подъязычная связка, обусловленная анатомическим строением.
3. Неумение говорить «л» также может быть следствием слабых мышечных тканей языка.
Не стоит забывать и о том, что для двух-трехлетних детей ошибки в речи на «л» считаются нормой. Формирование правильного произношения «Л» относится к старшему возрасту – к 4 и даже 6 годам.
Фонетическая характеристика звуков [Л] и [Л’]
Звук [Л] – согласный, смычно-проходной, ротовой, переднеязычный. При его артикуляции губы принимают положение полуулыбки, зубы размыкаются. Язык седловидно изогнут, узким кончиком упирается в основание верхних резцов. Края языка образуют щель с боковыми зубами, через которую выходит воздух. Голосовые складки сближены и производят вибрацию, образуя голос. Это единственная фонема в русском языке, которая произносится узким языком.
При произнесении [Л’] кончик языка поднят к альвеолам и более напряжен. Передне-средние отделы спинки языка сближены с небом, давая смягчение (палатализацию).
Положение языка при произношении звука [Л]
Предварительные артикуляционные упражнения
Перед тем, как перейти непосредственно к упражнениям на постановку звука «л», специалисты советуют сделать серию заданий на артикуляцию, так называемую артикуляционную гимнастику, предваряющую подход к взятию звука «л». Это своеобразная настройка речевого аппарата на овладение непокорным звуком. Здесь идет работа над движениями губ и языка.
Для начала ребенку рассказывают и показывают строение рта: губы, верхняя и нижняя; за ними зубы, верхние и нижние; наверху – бугорок; за ним твердое нёбо, оно продолжается мягким нёбом и обрывается нёбной занавеской, на которой есть язычок. Если у ребенка выявлен ламбдацизм в любом варианте, то для начала необходимо сделать следующие артикуляционные упражнения (выполнять каждый день перед зеркалом под счет от одного до пяти, по пять-десять минут два раза в день):
- «Улыбка» – развести губы в улыбку, обнажив верхние и нижние зубы.
- «Трубочка» – губы сомкнуты и вытягиваются вперед.
- «Наказание языка» – язык остается на нижней губе, его пошлепывают, произнося «Па-па-па».
- «Чистка верхних зубов» (с внутренней стороны) – язык делается широким, им водят из стороны в сторону у верхних бугорков, они же альвеолы.
- «Парус» – кончик языка нужно упереть в ряд передних верхних зубов. Язык похож на гамак, который провис. Двигать языком не нужно, его просто держат в таком положении, считая. Чем дольше удастся продержать, тем лучше.
- «Кошка пьет молоко» – широкий язык облизывает верхнюю губу сверху вниз.
- «Индюк болтун» – все то же самое, что и в упражнении «кошка», но движения быстрые и сопровождаются звуками «бл-бл-бл-…».
- «Качели» – с приоткрытым ртом нужно широко улыбнуться. На счет «1-2» кончик языка упирается в верхние, а потом в нижние резцы (с их внутренней стороны).
- «Лошадка» – щелкают широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Рот открыт, но нижняя челюсть абсолютно не двигается.
- «Грибок» – язык как будто приклеен к нёбу, подъязычная уздечка натянута.
Рекомендуется проводить такую гимнастику от двух до четырех недель. Таким образом вырабатывается навык фиксировать необходимую артикуляционную позу, точно совершать все движения и следить за губами, языком и всем речевым аппаратом.
Виды ламбдацизма
Твердый [Л] артикуляторно наиболее сложен, поэтому нарушается намного чаще, чем его мягкая пара. В логопедии описаны следующие разновидности ламбдацизма:
- Двугубный (губно-губной).
Наиболее распространенный фонетический недостаток. Язык не участвует в артикуляции, звук образуется сближенными губами, в результате чего получается подобие английского [W]. - Губно-зубной.
Нижняя губа сближается с верхними зубами, вследствие чего слышится звук, похожий на [В]. - Межзубный.
Кончик языка просунут между нижними и верхними резцами, однако межзубный [Л] на слух не отличается от правильно артикулируемого. - Носовой.
Задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, при этом воздух выходит через носовую полость, отчего звучание напоминает [Н] или сочетание «НГ». - Боковой.
Произношение сопровождается раздуванием щек (иногда с одной стороны) и дополнительными шумными призвуками. Нередко сочетается с боковым ротацизмом и сигматизмом шипящих. - Смягченный.
Вместо твердой фонемы произносится ее полусмягченный вариант.
Кроме перечисленных видов ламбдацизма, сонор [Л] может полностью отсутствовать в речи. Также встречается нижний вариант произношения, при котором кончик языка не поднимается вверх. В последнем случае звук не искажается, поэтому такое нарушение может не подвергаться коррекции. К параламбдацизмам относятся замены [Л] на [Ы], [У], [В], [J], [Р].
Лечение ламбдацизма в многопрофильном центре “Академия XXI век.Речь.Интеллект”
Столкнувшись с такой проблемой, как ламбдацизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование многопрофильного центра “Академия XXI век.Речь.Интелект” помогут справиться с данной задачей. Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.
Диагностика
Задача определения причин и вида ламбдацизма реализуется в ходе логопедической диагностики. При необходимости уточнения медицинских аспектов патологии назначаются консультации детского стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, невролога, отоларинголога. Для изучения речевого статуса осуществляется:
- Осмотр периферических речевых органов.
Логопед визуально оценивает строение языка, неба, губ, обращает внимание на мышечный тонус. Ребенка просят произвести определенные упражнения, позволяющие судить о подвижности органов речи, точности и переключаемости движений. В рамках такого осмотра устанавливаются возможные причины ламбдацизма, выдвигается диагностическая гипотеза. - Анализ фонематического слуха.
Необходим с целью дифференциации ламбдацизма и параламбдацизма. Для проверки речевого слуха используются логопедические приемы повторения, называния, показа. Различение фонем проверяется в слогах и словах. - Оценка фонетической стороны речи.
На данном этапе производится проверка произношения всех звуков: определяется вид ламбдацизма, выявляются сопутствующие звуковые дефекты. На основании результатов обследования намечается план и последовательность коррекции.
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звука «Л»
Чтобы закрепить звук после как минимум месяца работы, нужно использовать следующие способы:
- Произносить мягкие слога и слова. По примеру: «ЛЮ: люлька, люди, люблю.»
- Заучить и говорить чистоговорки. «ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – лежали листья на земле» и другие. Их можно сочинять самим.
- Придумать и повторять потешные стихи и скороговорки на «л».
- Когда звук получается в прямых слогах, нужно закреплять его в обратных. ОЛЬ, ЫЛЬ и др.
Обязательно контролировать положение языка у зеркала. И не перегружать тексты словами с буквой «Р». Ребенок должен сосредоточиться на одном сложном звуке.
Автоматизация твердого «Л» происходит по аналогии. Сначала ребенок повторяет за взрослым, потом делает упражнения сам.
Предложенные выше упражнения можно проделывать самостоятельно дома. Но если улучшения не происходит, обязательно следует пойти к логопеду.
Коррекция
Медицинская помощь
Участие медицинских специалистов может потребоваться при ламбдацизме, обусловленном стоматологическими проблемами, неврологическими патологиями (ДЦП), тугоухостью. Так, при укороченной уздечке в некоторых случаях необходимо предварительное проведение френулопластики, при расщелине неба – уранопластики. Снижение слуха требует адекватного подбора слухового аппарата. В случае нарушения мышечной иннервации логопедической работе предшествует комплекс медикаментозного, физиотерапевтического лечения, массажа.
Логопедическая помощь
Прежде чем приступить к постановке нормативного звукопроизношения, проводится подготовительная работа по формированию правильной артикуляционной позы, развитию фонематического слуха. На первом этапе коррекции ламбдацизма используются следующие логопедические приемы:
- Артикуляционная гимнастика.
Включает упражнения для развития круговых мышц губ («Улыбочка», «Трубочка»), мышц языка («Иголочка», «Часики»), растягивания подъязычной связки («Лошадка», «Грибок»), выработки верхнего положения языка («Маляр», «Качели», «Индюк») и др. Также необходимо уделять внимание правильному речевому выдоху (упражнение «Пароход»). - Отработка базовых звуков.
Опорными фонемами для [Л] служат [Т] – дает правильное положение языка и [Ы] – обеспечивает правильную подачу воздушной струи. - Логопедический массаж.
Показан при недостаточной подвижности языка, слабости кончика и боковых краев, спастичности спинки. Обычно такие проблемы наблюдаются при дизартрии. Наиболее эффективным в этом случае является зондовый логомассаж.
К звукопостановке приступают после завершения подготовительного этапа. При различных формах ламбдацизма используют дифференцированные способы и приемы: по подражанию, на основе базовых звуков, с помощью постановочных зондов.
Как только звук [Л] будет получен, переходят к его закреплению в слогах (прямых, обратных, с сочетанием согласных), словах, чистоговорках, рассказах. Этап дифференциации необходим только в случаях параламбдацизма. Длительность коррекционно-логопедических занятий зависит от причины и механизма ламбдацизма, наличия других фонетических дефектов, нуждающихся в исправлении.
Коррекция ламбдацизма и ротацизма у младших школьников с дислалией
Младший школьный возраст – период возрастного развития, когда правильная речь имеет особое значение для формирования грамотности. Среди наиболее частых проявлений дислалии у младших школьников являются ламбдацизм и ротацизм как нарушения произношения сонорных звуков. Ротацизм и ламбдацизм – это нарушения произношения звуков р и л соответственно. Нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называют дислалией. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным А.Г. Арушановой, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15-25% дошкольников и у 5-7% младших школьников [1].
Актуальность вопросов коррекции лабдацизма и ротацизма связана с тем, что у младших школьников с дислалией страдает письменная речь, как следствие – проявляется неуспеваемость. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, могут замыкаться, стесняться, у них может развиваться негативизм. В классической логопедии при коррекции звукопроизношения используются рекомендации М.Е. Хватцева. При начальной автоматизации звук должен на¬ходиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком: [л] – в сочетании с [а] и [ы]; [р] – после [т] и [д]; в таких положениях звуки автоматизируются лег¬че [7]. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.
М.Ф. Фомичева уточняет, что звуки в речи употребляются не изолированно. Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов, т.к. ребенок имеет возможность создать нужную артикулему согласного и перейти к гласному. Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ы]. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т.к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т. п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных [6].
По мнению Т.Б. Филичевой, после автоматизации произношения звуков в слогах, дальнейшая работа должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложении; автоматизация звука в чистоговорках и стихах; автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах; автоматизация звуков в разговорной речи [5]. Нами было проведено исследование проявлений ротацизма и ламбдацизма у младших школьников с дислалией. По данным логопедического обследования, у 55% детей с дислалией встретились те или иные нарушения сонорных звуков. Нарушение твердого [л] встретилось у 20% детей, твердого и мягкого [р] – у 40%. Отметим, что у одного из детей нарушены произношения и [р], и [л]. Одноударного произношения, а также параротацизмов не встретилось. По 2 детей проявляют горловое, мягкое, боковое произношение; носовое произношение встретилось только у 1 из детей (12,5% от группы имеющих ротацизмы). Отсутствует звук [р] у одного из детей (помимо данного вида ротацизма, у него нарушенное произношение [л], также есть нарушения произношения свистящих звуков). Среди ламбдацизмов в группе встретились наиболее распространенные варианты – замены на в и краткий у. Нарушение произношения л в форме удлинения смежных гласных встретилось у ребенка, имеющего множественные нарушения звукопрозношения.
С учетом значимости правильного звукопроизношения для овладения грамотной речью и письмом у младших школьников была проведена работа по коррекции ротацизма и ламбдацизма, включившая четыре основных этапа коррекции рассматриваемых нарушений: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.
При организации и проведении коррекционной работы использовали рекомендации таких исследователей, как М.И. Бегун, Л.Н. Ефименкова, Е.Ф. Соботович ,Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев.
На этапе подготовительных упражнений проводилась подготовка речеслухового и рече двигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Работа шла по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков
При коррекции недостатков звукопроизношения звука [р] использовали упражнения для развития силы и напряжения воздушной струи, упражнение для губ. При этом предлагали в основном активные подготовительные упражнения.Цель этапа постановки звука– добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.
При ротацизме и ламбацизме работу, в зависимости от индивидуальных особенностей проявления нарушения вели следующими способами: по подражанию, от опорного звука, а также смешанным способом.
Следующий этап – закрепление поставленных звуков и введение их в речь (автоматизация поставленных звуков). Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
У детей с дислалией закреплены неправильные стереотипы произношения звуков на различном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого– к сложному». Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.
Определенные требования предъявлялись к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) подбирали так, чтобы он был доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике.
Сначала вводили звук в двух- и трехсложные слова с прямыми слогами. Затем переходили к словам с обратным слогом. И только потом переходили к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты [2].
Экспериментальные исследования Е.Ф. Соботович показали, что процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков в словах протекает различно у детей с одинаковыми видами нарушения звукопроизношения. Обнаружена корреляционная зависимость между процессом перестройки звукопроизносительных рефлексов, автоматизацией и их уровнем общего развития речи.У детей с высоким и нормальным уровнем формирования речи процессы автоматизации в любых вариантах фонетического контекста идут без затруднений.У детей с низким уровнем формирования речи, обусловленным недостаточно сформированным фонематическим слухом, автоматизация затруднена.Автором подчеркивается, что процесс восприятия и произношения отдельных звуков и простых слогосочетаний является в значительной степени более элементарным по сравнению с процессом формирования и закрепления правильного произношения слов, а, следовательно, и восприятия различных звуков, входящих в слово, и правильного размещения их внутри слова [4].
Цель этапа дифференциации звуков – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, использовали дифференцировочное торможение. Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи как в произношении другого лица, так и в собственной речи.
Таким образом, цель логопедического воздействия при коррекции ротацизма и ламбдацизма – исправления неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учёбы, общественной и производственной жизни. При коррекции ротацизмов и ламбдацизмов на подготовительном этапе ребенку предлагаются комплексы динамических упражнений. Постановка звука осуществляется по одной и той же технологии и при ротацизмах, и при параротацизмах. При закреплении звука важно соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и, наконец, во фразах. Для закрепления звука в словах используются картинки, в названиях которых он находится в разных позициях. Прежде всего, звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и далее в середине. В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, в частности, [р] и [л].