«АЛЬБОМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ»материал по логопедии по теме

Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков

  • Предварительно потренируйтесь произносить тот дефектный звук, который раньше был у ребенка. Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно выговаривая поставленный звук), затем — правильно (иногда — наоборот). Ребенок «угадывает», когда вы произнесли слово правильно.
  • Ребенок должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше (иногда — наоборот). Вы «угадываете», когда он произнес правильно, а когда — нет. Время от времени вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обнаруживать и исправлять.
  • Вы произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить» ваше произношение — произнести слово правильно.
  • Вы произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за вами так, как он произносил его раньше (дефектно), а затем «исправить» свое произношение.
  • Ребенок должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его раньше (дефектно), затем — опять правильно.

Разграничение произношения звуков при замене звуков

Работа по разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с] и [ш]. Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш] ребенок произносил звук [с]. Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буквами. Можно использовать и другие символы: например, звук [с] (старое произношение) может обозначаться черным кружком, а звук [ш] (новое произношение) — красным.

Дифференциация звуков в изолированном положении. Когда вы показываете ребенку буквы [с] или [ш] (или заменяющие их символы) — он должен произносить соответствующие звуки.

Дифференциация звуков в слогах. Вы очень медленно произносите слоги, среди которых встречаются слоги со звуками [с] и [ш], [ра], [ши], [ло], [су], [рэ], [ша] и т. п. Богда ребенок слышит один из дифференцируемых звуков, он должен показывать вам картинку с соответствующей буквой и называть тот звук, который услышал.

Дифференциация звуков в словах.

  • Вы медленно произносите слова, где звуки [с] или [ш] стоят в начале слова (сад, сын, шуба, сон, шаг и т. п.), ребенок должен назвать тот звук, с которого начинается слово. Следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово.
  • Вы произносите простые слова, где звуки [с] или [ш] находятся в середине слова: каша, коса, усы, душа, уши, лиса и т. п. Задание для ребенка — такое же, как и в предыдущем случае.
  • Вы произносите простые слова, где звуки [с] и [ш] стоят в конце слова: лес, ковш, лис, мышь, душ, мыс и т. п. Задание такое же, как в предыдущих случаях. Обязательно следите за тем, чтобы среди слов не попадалось таких, в которых одновременно присутствуют оба дифференцируемых звука.
  • Ребенок должен придумывать слова, которые начинаются на звук [с] или [ш].
  • Вы называете пары слов, отличающихся друг от друга только одним звуком ([с] или [ш]), например: миска — мишка, коска — кошка, каска — кашка, мыс — мышь, и т. п. Назвав пару таких слов (например, коска — кошка), вы задаете ребенку вопросы, например: «Что может быть заплетено у девочки на голове?», «Кто говорит мяу?». Ребенок должен ответить на ваш вопрос, употребив правильное слово.
  • Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть сразу оба дифференцируемых звука: шоссе, суша, самшит, шест и т. п.
  • Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть оба дифференцируемых звука (как в предыдущем упражнении) и слова, в которых один и тот же звук встречается дважды (например: шашлык, соска, шашки и т. п.). В последнем случае ребенок часто заменяет повторяющийся звук на другой (например: шашлык — сашлык или шаслык, соска — сошка или шоска и т. п.).

Дифференциация звуков в предложениях. Ребенок должен повторять за вами предложения, в которых в большом количестве, в том числе и в одном слове, встречаются дифференцируемые звуки: Саша шагает по шоссе. Кошка съела мышку. В саду растет самшит.

Дифференциация звуков по картинкам

  • Ребёнок должен разложить картинки, в названиях которых есть звуки звуки [c] [ш] на две кучки: в одну — со звуком [с], в другую — со звуком [ш].
  • Ребенок должен выбрать из кучки картинок те, в названии которых есть звук [с] (среди картинок должны быть и картинки, в названиях которых есть звук [ш]). Затем из этой же кучки нужно выбрать те картинки, в названии которых есть звук [ш].

Примерные слова для дифференциации звуков

Слова для дифференциации звуков [с — ш]: Саша, шоссе, суша, сушка, шесть, шест, шерсть, шустрость, дюшес, фашист, шествие, костяшка, шелест, самшит, штангист, пустошь, ушастик, шанс, пастушка, машинист, шершень, шашлык, шашка, шишка, соска, сосиска, суслик, самса, свинопас, космос. Слова для дифференциации звуков [з — ж]: жезл, зажигалка, желтизна, жизнь, зажим, зажигание, железо, заживление, визажист, жижа, жужелица, ажиотаж, заноза, зазор, зазноба, зазнайка, зразы. Слова для дифференциации звуков [ц — с]: цистерна, цитрус, царство, лестница, пустынница, гостиница, станция, специалист, солнце, станица, абсцесс, устрица, процесс, самец, цаца, муха цеце, концепция, Цицерон, царица, стансы, Стае, соска, иконостас. Слова для дифференциации звуков [л — р]: рулон, орлы, горло, лорнет, Лара, оверлок, Карл, Клара, сверло, каравелла, коралл, берлога, мармелад, карнавал, Фрол, флора, формула, ларчик, шарлатан, капрал, аврал, рапира, рессора, рокировка, Аврора, курорт, колокол, балалайка, металлолом, головоломка. Слова для дифференциации звуков [л — и]: лайка, лай, яблоко, Ялта, балалайка, оладьи, одеяло, юла, ёлка, слайд, слойка, далай-лама, Ямайка, яйцо, колокол, головоломка. Слова для дифференциации звуков [л’ — и]: линейка, лейка, ель, лилия, улей, клей, шлейф, аллея, ясли, ваятель, Юля, кальян, Лия, ялик, литий, альянс, флейта, колея, Ямайка, яйцо, Лиля, ляля. Слова для дифференциации звуков [р — и]: рай, рой, Рая, яркость, ярмарка, ярмо, район, край, покрой, тройка, Ермак, мойра, сайра, юрта, фейерверк, Бейрут. Слова для дифференциации звуков [р’ — й]: прерия, рейка, корейка, Юрий, гурия, ария, Мария, боярин, мэрия, Австрия, фурия, ремейк, Фридрих, рефрен, референт, передряга, секретарь, перекресток. Слова для дифференциации звуков [р’ — л’]: солярий, малярия, кавалерист, апрель, клирик, перелесок, пилигрим, гриль, прелесть, лирика, прель, прилив, лекарь, переплет, перепелка. Слова для дифференциации звуков [т’ — ч]: учитель, птичка, течь, печать, мечеть, картечь, аптечка, чтение, четверть, птенчик, почтение, тенечек, тетя, тетива, тетерев, точечка, чучело, почемучка, черчение, чечетка.

Игры на дифференциацию звуков


Игры для автоматизации

и дифференциации звуков

Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста в процессе игры.

Цель картотеки — помочь логопедам практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста в играх.

Игры для автоматизации звука «С»

Поможем слону

Цель:

автоматизация звука «с» в словах (цель во всех играх одинакова, поэтому в дальнейшем указываться не будет).

Материал:

сюжетная картинка с изображением слона, поливаю­щего из лейки клумбу с цветами размером 30 х 20; 10-15 ведерок, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне их наклеены или нарисованы предметные картинки, в названии которых есть звук «с» в определенной позиции или в разных позициях.

Ход игры

Предлагаем ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Об­ращаем его внимание на то, что слону нужно помочь. Клумба большая, много цветов, и потребуется много воды, чтобы ее полить. Пусть слон поливает цветы, я мы ему будем помогать. Будем подносить ведерки с водой. Далее обращаем внимание ребенка на то, что в ведерках спрятаны картинки. Если он назовет картинку правильно, то относит ведерко с водой к слону, а если нет — ведерко откладывается в сторону.

В конце занятия подводится итог: много ли воды при­несли слону? Помогли ли мы ему?

Игры для автоматизации звука «С»

Кто летит в самолете?

Материал :

плоскостной самолет из картона с вырезанными окошками-иллюминаторами и вырезанные фигурки животных

Ход игры

Предлагаем малышу рассмотреть животных (птиц), назвать их. Объясняем, что животным очень хотелось бы полететь на самолете. Ребенок берет фигурку животного, называет его, четко артикулируя звук «с», и помещает ее в окошко (как будто животное выглядывает в иллюминатор). Так рассмат­риваются все животные, и малышу предлагается покатать их (побегать по группе) в самолете. Затем самолет «идет на посадку», звери выходят, и их еще раз называют.

Соня едет в отпуск

Материал:

плоскостная кукла большого размера и маленькие плоскостные сумочки из цветного картона с предметными картин­ками на обратной стороне.

Ход игры

Рассматриваем куклу, придумываем ей имя, в названии которого есть звук «с» Обращаем внимание на большое коли­чество дорожных сумок рядом с ней. Уточняем: для чего нуж­ны такие сумки? Куда можно поехать с такими сумками?

Предлагаем ребенку перевернуть сумку, посмотреть, что в ней лежит, и назвать предмет.

В конце занятия — вспомнить и назвать, какие предметы взяла с собой кукла Соня в отпуск.

Игры для автоматизации звука «С»

Кто летит в самолете?

Материал :

плоскостной самолет из картона с вырезанными окошками-иллюминаторами и вырезанные фигурки животных

Ход игры

Предлагаем малышу рассмотреть животных (птиц), назвать их. Объясняем, что животным очень хотелось бы полететь на самолете. Ребенок берет фигурку животного, называет его, четко артикулируя звук «с», и помещает ее в окошко (как будто животное выглядывает в иллюминатор). Так рассмат­риваются все животные, и малышу предлагается покатать их (побегать по группе) в самолете. Затем самолет «идет на посадку», звери выходят, и их еще раз называют.

Соня едет в отпуск

Материал:

плоскостная кукла большого размера и маленькие плоскостные сумочки из цветного картона с предметными картин­ками на обратной стороне.

Ход игры

Рассматриваем куклу, придумываем ей имя, в названии которого есть звук «с» Обращаем внимание на большое коли­чество дорожных сумок рядом с ней. Уточняем: для чего нуж­ны такие сумки? Куда можно поехать с такими сумками?

Предлагаем ребенку перевернуть сумку, посмотреть, что в ней лежит, и назвать предмет.

В конце занятия — вспомнить и назвать, какие предметы взяла с собой кукла Соня в отпуск.

Игры для автоматизации звука «С»

Отнимем у мышки сосиски

Материал:

красочная сюжетная картинка с изображением мышки, проникшей на кухню, и вырезанные из картона сосиски, на обратной стороне которых есть предметные картинки.

Ход игры

Рассматриваем картинку, называем предметы и продук­ты, имеющиеся на кухне. Обращаем внимание ребенка на мышку, за которой тянется вереница сосисок (выкладываем заранее сосиски за мышкой так, будто она их тащит). Мыш­ка стащила сосиски, и надо их у нее отнять.

Ребенку предлагается перевернуть сосиску и назвать изоб­раженный на ее обороте предмет. Назвал правильно — со­сиска отнята, сделал ошибку — сосиску съест мышка.

Соня едет в отпуск

Материал:

плоскостная кукла большого размера и маленькие плоскостные сумочки из цветного картона с предметными картин­ками на обратной стороне.

Ход игры

Рассматриваем куклу, придумываем ей имя, в названии которого есть звук «с» Обращаем внимание на большое коли­чество дорожных сумок рядом с ней. Уточняем: для чего нуж­ны такие сумки? Куда можно поехать с такими сумками?

Предлагаем ребенку перевернуть сумку, посмотреть, что в ней лежит, и назвать предмет.

В конце занятия — вспомнить и назвать, какие предметы взяла с собой кукла Соня в отпуск.

Игры для автоматизации звука «С»

Отнимем у мышки сосиски

Материал:

красочная сюжетная картинка с изображением мышки, проникшей на кухню, и вырезанные из картона сосиски, на обратной стороне которых есть предметные картинки.

Ход игры

Рассматриваем картинку, называем предметы и продук­ты, имеющиеся на кухне. Обращаем внимание ребенка на мышку, за которой тянется вереница сосисок (выкладываем заранее сосиски за мышкой так, будто она их тащит). Мыш­ка стащила сосиски, и надо их у нее отнять.

Ребенку предлагается перевернуть сосиску и назвать изоб­раженный на ее обороте предмет. Назвал правильно — со­сиска отнята, сделал ошибку — сосиску съест мышка.

Соня едет в отпуск

Материал:

плоскостная кукла большого размера и маленькие плоскостные сумочки из цветного картона с предметными картин­ками на обратной стороне.

Ход игры

Рассматриваем куклу, придумываем ей имя, в названии которого есть звук «с» Обращаем внимание на большое коли­чество дорожных сумок рядом с ней. Уточняем: для чего нуж­ны такие сумки? Куда можно поехать с такими сумками?

Предлагаем ребенку перевернуть сумку, посмотреть, что в ней лежит, и назвать предмет.

В конце занятия — вспомнить и назвать, какие предметы взяла с собой кукла Соня в отпуск.

Игры для автоматизации звука «С»

Угостим зверей соком

Материал:

сюжетная картинка с изображением зверюшек или отдельные плоскостные фигурки животных и вырезанные из карто­на стаканчики с соком, на обратной стороне которых изображены овощи и фрукты.

Ход игры

Рассматриваем изображенных животных. Ребенку пред­лагается угостить их соком. Для этого надо перевернуть ста­канчик и правильно назвать изображенный там предмет. Если предмет назван неправильно — стаканчик убирается, и кто-то из зверей остается без сока.

Для более старших детей эту игру можно усложнить. Им можно предложить не только назвать овощ или фрукт, но и образовать соответствующие прилагательные. Напри­мер: слива — сливовый, абрикос — абрикосовый, капуста — капустный и т. п.

Соня едет в отпуск

Материал:

плоскостная кукла большого размера и маленькие плоскостные сумочки из цветного картона с предметными картин­ками на обратной стороне.

Ход игры

Рассматриваем куклу, придумываем ей имя, в названии которого есть звук «с» Обращаем внимание на большое коли­чество дорожных сумок рядом с ней. Уточняем: для чего нуж­ны такие сумки? Куда можно поехать с такими сумками?

Предлагаем ребенку перевернуть сумку, посмотреть, что в ней лежит, и назвать предмет.

В конце занятия — вспомнить и назвать, какие предметы взяла с собой кукла Соня в отпуск.

Игры для автоматизации звука «С»

Слон-циркач

Материал:

картинка с изображением слона, жонглирующего цветными шариками — кружочками из цветного картона с пред­метными картинками на обороте.

Ход игры

Предлагаем ребенку рассмотреть волшебные кружочки, которые подбросил вверх слон, и назвать, что нарисовано на их обратной стороне.

Игры для автоматизации звука «С»

Кого мы видим в окошках?

Материал:

многоэтажный дом из картона с вырезанными окош­ками; карточки из синего картона по величине окошек с предмет­ными картинками на одной стороне.

Ход игры

В окошки-прорези вставляются синие карточки. Объяс­няем ребенку, что в домике еще все жители спят, поэтому и окошки темные. Сейчас наступило утро, жильцы просы­паются и выглядывают каждый в свое окошко. Ребенку предлагается открыть по очереди окошки, т. е. перевер­нуть синюю карточку и назвать, кто на ней нарисован.

Игры для автоматизации звука «З»

Поставим в вазу букет

Материал:

плоскостная вазочка крупного размера и небольшие цветочки разного или одинакового цвета (из картона), на обратной стороне которых есть изображения различных предметов.

Ход игры

Малыш берет цветок, переворачивает его, правильно на­зывает предмет и только тогда ставит его в вазу. Чем больше правильно названных слов, тем пышнее букет.

Игры для автоматизации звука «З»

Поможем зайчику погрузить чемоданы

Встретилась сюжетная картинка с изображением зайчика, сидящего на вагоне (пособие по развитию речи для 1-го класса, 1999 года издания). Вырезали из цветного картона маленькие чемоданчики, дорисовали необходимые детали, наклеили на обратной стороне предметные картинки, и получилась игра.

Ребенок рассматривает и называет предмет, лежащий в че­модане. Называет правильно — чемодан грузится в вагон. Если в названии картинки звук «з» произнесен искаженно — чемо­дан остается на перроне.

Игра проходит интереснее, если чемоданы «грузятся» в щель, прорезанную в двери вагона.

Игры для автоматизации звука «З»

Накорми зайчика

Материал:

сюжетная картинка с изображением зайчика, гры­зущего морковь, и нужное количество картонных кочанчиков капу­сты или морковок (или того и другого).

Ход игры

На столе раскладываются морковки. Ребенок называет картинки, изображенные на обороте морковок (кочанчиков), и угощает ими зайчика.

Игры для автоматизации звука «З»

Соберем бусы

Материал:

разноцветные кружочки из картона с картинками на обратной стороне и толстая нитка.

Ход игры

Рассказываем малышу, что у куклы Зои случилась беда — рассыпались бусы, и сейчас мы их будем собирать.

Ребенок берет любой кружочек, называет картинку на его обороте и накладывает кружочек на нить, лежащую на сто­ле. Чем больше правильных ответов, тем длиннее бусы.

Игры для автоматизации звука «З»

Подарим обезьянке краски

На сюжетной картинке изображена обезьянка с кисточ­кой. Малышу предлагается подарить ей краски. Для этого он должен правильно назвать картинку, изображенную с об­ратной стороны «краски» — картонного прямоугольничка. Ребенок называет предметы и укладывает прямоугольнич­ки-краски возле обезьянки

Игры для автоматизации звука «З»

Зажжем на небе звездочки

Материал:

лист картона темно-синего цвета и небольшие звездочки из желтого картона с предметными картинками на обороте.

Ход игры

Уточняем, какое время суток наступило (во время игры), объясняем почему. Вспоминаем, какое небо бывает днем, ночью? Что светит ночью на небе? Ребенку предлагается зажечь на небе звездочки. Звездочки волшебные — с кар­тинками на оборотной стороне. Малыш называет картинку, в названии которой есть звук «з», и располагает ее на «ноч­ном небе» — листе синего картона

Игры для автоматизации звука «З»

Чья картинка?

Материал:

карточки с изображением членов семьи (мама, пала, Бабушка и т. д.) и карточки поменьше с картинками, в названии которых есть звук «з».

Ход игры

Предлагаем ребенку рассмотреть и назвать предметы, изоб­раженные на карточках: арбузы, тазы, розы, ваза, зонт, коза, замок, зубило, забор, блуза, береза и др. Далее ребенку пред­лагается подумать, кому из членов семьи какой предмет ну­жен и положить рядом с ним соответствующую картинку.

Например:

маме — розы, зонтик; папе — замок, зубило; бабушке — козы и т. д.

Игры для автоматизации звука «З»

Заполним квадратики картинками

Материал:

нарисованная на листе картона пирамидка из пустых квадратов; предметные картинки на карточках, соответствующие квадратам пирамидки.

Ход игры

Обращаем внимание ребенка на то, что пирамидка совсем не яркая, ее клеточки пустые, и предлагаем поместить в них картинки. Малыш называет картинку и помещает ее в пустой квадратик пирамидки.

Игры для автоматизации звука «Ц»

Соберем пуговицы в сумочку

Материал:

сумочка, сшитая из картона швом «за иголку»; «пуго­вицы» — вырезанные из цветного картона и раскрашенные соответ­ствующим образом кружочки.

Ход игры

На столе раскладываются »пуговицы». Ребенку предлагается собрать их в сумочку. Пуговица опускается в сумочку лишь пос­ле того, как будет правильно названа картинка на ее обороте.

Игры для автоматизации звука «Ц»

Волшебные яйца

На сюжетной картинке изображена курица, стоящая возле гнезда полного яиц. Рядом с картинкой сложены стопочкой «яйца» из белого картона с предметными картинками на об­ратной стороне. Обращаем внимание ребенка на то, что эти яйца волшебные, так как у них внутри картинки.

Малыш берет «яйцо», называет картинку и подкладывает его в гнездышко. Эту же сюжетную картинку с изображением курицы можно использовать для игры «Вывелись у курицы цыплята».

Уточняем, кто выводится из яиц у мамы курицы? Какие бывают цыплята? Достаются плоскостные фигурки цыплят (по одному). Причем «выводится» цыпленок только в том случае, если правильно названа картинка на его обороте

Игры для автоматизации звука «Ц»

Соберем огурцы в корзиночку

Красивая корзиночка из картона с прорезью посереди­не. На столе разложены огурцы из того же цветного карто­на с предметными картинками на обороте.

Малышу предлагается собрать огурцы в корзиночку. Он берет огурец, называет картинку, четко артикулируя звук «ц», и опускает ее в прорезь.

Игры для автоматизации звука «Ц»

Подарок Деду Морозу

Материал:

вырезанные из картона и красиво раскрашенные ру­кавицы с картинками на обратной стороне.

Ход игры

Подарок — пара рукавиц высылается Деду Морозу в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, спрятав­шуюся внутри рукавицы.

Игры для автоматизацию шипящих звуков

Котенок—шалун

Материал:

кружочки из цветного картона, раскрашенные «под клубочки».

Ход игры

Клубочки раскладываются на столе. Ребенку объясняем, что котенок разбросал бабушкины клубочки. Чтобы бабуш­ка не огорчилась, их надо собрать.

Собираем клубочки или в картонную сумочку, которую ис­пользовали в игре «Соберем пуговицы в сумочку», или в лю­бую красивую коробочку, или просто складываем стопочкой возле спящей в кресле бабушки, изображенной на сюжетной картинке.

Естественно, на обратной стороне клубочков имеются пред­метные картинки, которые ребенок должен правильно назвать.

Игры для автоматизацию шипящих звуков

Угостим мышат

Встретилась яркая, привлекательная картинка с изобра­жением грустных, нахохлившихся мышат. Ее можно исполь­зовать в одной игре.

Предложили детям объяснить, почему это мышки такие невеселые? Дети предположили, что они голодны. Тогда до­стали вырезанные из картона и раскрашенные соответству­ющим образом «кусочки сыра» с наклеенными на обороте предметными картинками, в названии которых есть звук «ш» и стали кормить мышат.

Если ребенок называет картинку, четко артикулируя звук «ш», — мышата получают угощение, если нет — «кусочки сыра» откладываются в сторону.

Игры для автоматизацию шипящих звуков

Зернышки для курочки

Совсем нетрудно найти красочную картинку с изображе­нием петуха. Если из желтого картона вырезать зернышки (чтобы на обратной стороне уместились маленькие предмет­ные картинки), то получится данная игра. Курочке доста­нется зернышко лишь в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук «ш».

Игры для автоматизацию шипящих звуков

Белкины запасы

Материал:

сюжетная картинки с изображением белки, сидя­щей возле дупла; плоскостные изображения шишек, грибов, оре­хов с подметными картинками на обратной стороне.

Ход игры

Предлагаем ребенку вспомнить, где спит белка? Как она готовится к зиме? Какие запасы делает на зиму? Где белочка складывает свои запасы?

Достаем «из дупла» спрятанные запасы, раскладываем их на столе. Уточняем, какие слова спрятались в белкиных за­пасах. Ребенок должен правильно назвать слова, в данном случае, в названии которых есть звук.

Игры для автоматизацию шипящих звуков

Что любит медведь?

Игра аналогичная предыдущей?

Уточняем, что любит медведь? Выкладываем на стол ряд бочонков с нарисованными на обратной стороне предметными картинками. Ребенок предполагает, что в этих бочонках мед для медведя. Предлагаем ему перевернуть бочонки и назвать предметы, «спрятавшиеся» в них.

В названии картинок могут быть любые звуки, требую­щие их автоматизации.

Игры для автоматизацию шипящих звуков

Хрюша—художник

Материал:

сюжетная картинка, на которой изображен поросе­нок с палитрой и кистями в руках перед пустым мольбертом; белые картонные прямоугольники (обведенные рамочками) с изображени­ем предметов, в названии которых имеются шипящие звуки, в про­изношении которых мы хотели бы тренировать детей.

Ход игры

«Картины» выставляются на мольберт, ребенок их назы­вает, четко артикулируя нужный звук.

Игры для автоматизацию шипящих звуков

Грибы для ежика

Материал:

сюжетная картинка с изображением ежика, несу­щего корзинку; плоскостные грибочки с предметными картинками на обратной стороне, в названии которых есть звук «ж».

Ход игры

Рассматривается сюжетная картинка. Уточняется, куда направляется ежик. (Дети обычно с уверенностью отвечают, что в лес за грибами.)

Предлагается помочь ежику поскорее собрать полную кор­зину грибов. Для этого надо правильно назвать слова, спря­танные в грибочках. Ребенок берет грибок, называет слово и складывает его в корзинку.

(Для большего интереса вырезаются разные грибочки


лисички, боровики и т. д.)

Игры для автоматизацию шипящих звуков

Ежата заблудились

Материал:

на лист картона наклеены полоски нарезанной зеле­ной бумаги «под травку»; плоскостные фигурки ежиков с картинка­ми, в названии которых есть автоматизируемый звук.

Ход игры

Перед игрой ежиков прячут в «травку» (засовывают в по­лоски бумаги).

Ребенку объясняется, что у ежихи маленькие детки (ребе­нок должен сам назвать детенышей), и они заблудились в трав­ке. Предлагается помочь ежихе-маме. Ребенок «находит» ежон­ка, правильно называет картинку и возвращает его маме.

Игры для автоматизацию шипящих звуков

Кто в избушке живет?

Материал:

красиво разрисованная избушка из картона с про­резями вместо окон; плоскостные фигурки животных, птиц, насе­комых (жаба, жираф, журавль, жук и т. д.).

Ход игры

Рассматривается избушка. Детям дается возможность пред­положить, почему в окошки никто не выглядывает. Куда подевались жильцы?

Детям предлагается закрыть глазки. Учитель быстро за­полняет фигурками окошки. Ребенок открывает глаза, рас­сматривает жильцов, называет их.

Игры для автоматизацию «Р»

Разгрузим машину

Материал:

картинка с изображением большой грузовой ма­шины; картонные цветные прямоугольники с предметными кар­тинками с одной стороны.

Ход игры

В кузов машины друг на друга (в виде коробок с грузом) сложены картонные прямоугольники.

Ребенку предлагается разгрузить машину с игрушками для детского сада. Малыш берет «коробку», называет игруш­ку, лежащую в ней, и ставит в стопочку.

Игры для автоматизацию «Р»

Дед Мороз принес подарки

Материал:

Дед Мороз, вырезанный из картона; мешочки раз­ноцветные картонные.

Ход игры

Ребенку предлагается рассмотреть и назвать предметы «лежащие» в мешках, которые Дед Мороз приготовил в подарок детям.

Игры для автоматизацию «Р»

Соберем урожай

Материал:

красивая плоскостная вазочка или мисочка; плос­костные изображения овощей или фруктов (или того и другого).

Ход игры

Уточняем, когда созревает урожай овощей (фруктов)? Где они растут? Предлагаем ребенку выбрать овощи (фрукты), назвать их и поместить в вазу.

Игры для автоматизацию «Р»

Отцепим вагон

Материал:

паровоз из картона; вагончики из картона с пред­метными картинками на одной стороне.

Ход игры

На столе, а еще лучше — на полу, разложены паровоз и за ним вагончики. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать, какой груз находится в вагонах. Затем можно «отцепить» ва­гоны с тем грузом, который необходим для детского сада. Ребенок отбирает нужный груз и еще раз его называет

Игры для автоматизацию «Л»

Осенние листья

Материал:

ствол дерева из картона; разноцветные листья из картона с картинками на обратной стогне.

Ход игры

Перед ребенком на столе лежит дерево с красными, жел­тыми, оранжевыми и другого цвета листочками.

Уточняем, когда на деревьях бывают листья таких цветов? (Уточняем приметы осени.)

Что происходит с листьями осе­нью? Предлагаем игру: назвал на обороте картинку правиль­но — листочек срывается с дерева и падает на землю.

Игры для автоматизацию «Л»

Осенние листья

Материал:

ствол дерева из картона; разноцветные листья из картона с картинками на обратной стогне.

Ход игры

Перед ребенком на столе лежит дерево с красными, жел­тыми, оранжевыми и другого цвета листочками.

Уточняем, когда на деревьях бывают листья таких цветов? (Уточняем приметы осени.)

Что происходит с листьями осе­нью? Предлагаем игру: назвал на обороте картинку правиль­но — листочек срывается с дерева и падает на землю.

Игры для автоматизацию «Л»

Отнимем у лисы колобки

Материал:

желтые кружочки из картона, раскрашенные «под колобки»; картинка лисы.

Ход игры

Можно вспомнить сказку «Колобок» (напомнить ее содер­жание несколькими вопросами). Рассмотреть лежащие на столе «колобки». Обратить внимание ребенка на то, что они особенные, потому что в них спрятаны картинки. Эти колоб­ки нашла лиса и хочет их съесть. Чтобы этого не произош­ло, надо правильно назвать каждую картинку

Игры для автоматизацию «Л»

Что у Луши в лукошке?

Материал:

лукошко из картона; маленькие плоскостные пред­меты, в названии которых есть звук
«л».
Ход игры

Ребенок вытаскивает из лукошка картинки и называет их, четко артикулируя звук «л».

Игры на все звуки

«Строим домики»

Цель игры

: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал:

предметные картинки на прямоугольниках или квадратах (кирпичиках), и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры:

построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: «Р» — построить домик для Тигра, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Р».

Игры на все звуки

«Волшебный цветочек»

Цель игры

: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, зрительную память.

Материал:

предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры:

собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, логопед предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

Игры на все звуки

«Кукла наряжается»

Цель игры:

автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.

Материал:

бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры:

перед ребенком раскладываются платья, логопед предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

Игры на все звуки

«Подарки»

Цель игры

: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: Картинки, изображающие животных, в названии которых есть заданный звук (к каждой картинке крепится разноцветный шнурок). Предметные картинки с отверстиями.

Ход игры

: Например, «У Слоненка День Рождения. Давай подарим ему подарки, но только те, в названии которых есть звук «С».

Ребенок нанизывает предметную картинку на шнурок

Игры на все звуки

«Напои куклу чаем»

Цель игры:

автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики.

Материал:

предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона (с отверстием), кукла с прикрепленным шнурком.

Ход игры

: логопед знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком «Ж». Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки и нанизать их на шнурок.

Правила дифференциации звуков

  • Если у ребенка не было замены звуков (например, он произносил звук [ш] как неясный шипящий звук или звук [р] — одноударно), очень желательно разграничить его старое произношение от нового. Это позволит ребенку быстрее «отделался» от прежнего дефектного произношения.
  • Если ребенок никак не выговаривал каких-то звуков (пропускал их в речи), необходимость дифференциации этих звуков отпадает сама собой (разграничивать оказывается нечего).
  • Если ребенок заменял звук на какой-нибудь другой звук (например, [ш] произносил как [с], или [р] — как [л]), эти звуки обязательно нужно разграничить, чтобы предотвратить возникновение у ребенка нарушений чтения и письма.
  • Начинать дифференцировать звуки можно после того, как ребенок свободно произносит их в слогах вслед за вами по подражанию.

Дидактические игры на этапе дифференциации звуков

Наталия Шакурова

Дидактические игры на этапе дифференциации звуков

Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью. Необходимо помнить, что основной вид деятельности дошкольника — игра, именно игра позволит поддерживать стойкий интерес к коррекционной работе логопеда. Работа над артикуляцией звуков предполагает решение задачи полного устранения дефекта произношения у детей. Одна из целей логопеда- сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале.В рамках реализации данной цели логопед занимается : постановкой звуков, формированием навыка правильного их использования в речи (автоматизация умений, а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки)

.

Нередко бывает так, что уже в процессе автоматизации ребёнок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над данным звуком. Однако наиболее часто встречаются случаи когда работу необходимо продолжать в плане его разграничения с другими звуками т. е. дифференциации.

Хочу предложить несколько игр,направленных на дифференциацию звуков. При организации данной работы беру одновременно не более пары звуков.

«Что лежит в портфеле?»

Цель: закреплять в самостоятельной речи употребление сонорных звуков; продолжать учить различать звуки в словах, предложениях; Упражнять в подборе слов с заданным звуком; расширять словарь по теме.

Ход игры : логопед показывает наглядность к данной игре и просит ребёнка заглянуть в портфель к ученице Маше. –Давай посмотрим, что Маша возьмёт с собой в школу? Будем доставать по одной картинке и говорить «Маша возьмёт с собой ….»

Если в названии картинки есть
звук Р мы положим картинку к букве Р, если в названии картинки мы слышим звук Л, то картинку положим к букве Л.

«Помоги Золушке»

Цель: закреплять в самостоятельной речи употребление сонорных звуков; продолжать учить различать звуки в словах, предложениях; Упражнять в подборе слов с заданным звуком; расширять словарь по теме.

Ход игры: Логопед показывает наглядность к игре и задаёт игровую задачу ребёнку: -Давай поможем Золушке разложить вещи по полкам. Если мы сделаем всё правильно, то Золушка поедет на бал во дворец. Нужно картинки с вещами в названии которых мы слышим мягкий звук Рь положить на правые полки, а вещи в которых мы слышим твёрдый звук Р положить на левые полочки. Для того чтобы не ошибиться мы свои действия будем проговаривать в слух.

Очень удобно для дифференциации звуков использовать

«Звуковые часы»

Цель: активизировать знания детей о звуковом строении слов; учить детей находить самостоятельно слова с разными заданными звуками.

Ход игры: логопед показывает часы с картинками и просит поставить стрелки часов сначала на картинку со звуком С, затем со звуком Ш.

Упражнения для детей 5-7 лет. Дифференциация звуков М и Н

Серия упражнений для старших дошкольников: «Разноцветные картинки – М//Н»
Автор: Лянгузова Ольга Жановна Должность: учитель – логопед Место работы: МКДОУ №18, г. Миасс, Челябинская область Описание: дидактические упражнения для интеграции различных образовательных областей. Назначение материала: упражнения для детей 5 – 7 лет. Оборудование: 2 рабочих поля, карточки – по 15 для каждого поля. Цель: дифференциация звуков М//Н, развитие зрительного внимания, памяти, ориентировки в пространстве. Задачи: 1. Дифференцировать звуки М//Н, развивать грамматический строй речи. 2. Развивать зрительное внимание, память, ориентировку на листе бумаги. 3. Воспитывать умение следить за собственной речью. Методика работы:


С данным пособием можно провести несколько вариантов игровых упражнений. Особо ценно тем, что слова с двумя смешиваемыми звуками М и Н иллюстрированы, что позволяет провести давно известные упражнения более интересными. Тень предметов подобрана так, что бы она не имела общего с реальным цветом изображенного предмета. Список слов для дифференциации звуков: гном, мышонок, сметана, чемодан, машина, мандарин, мороженое, мамонт, лимон, панама, малина, манго, мангуст, мангал, макароны. Лучше всего оба варианта игровых полей сохранить как целыми, так и разрезать на карточки.
Упражнения с карточками

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1. «Найди тень» Ребенок собирает попарно карточки, и проговаривает (мангуст – мангуст) 2. «Какой? Какая? Какие?» Во время подбора карточек ребенок произносит название картинки, а тень согласовывает с цветом (гном – зеленый гном) 3. «Запомни – назови» Ребенку предлагается запомнить определенное количество карт, затем они закрываются, а ребенок по памяти воспроизводит то, что видел. Постепенное увеличение количества картинок – расширяет объем зрительно памяти ребенка. 4. «Один – много» После того, как пары подобраны ребенок называет слово во множественном числе (мамонт – мамонты) 5. «Придумай предложение» Ребенок вытягивает из стопки карточек нужное количество и объединяет их в одном предложении. Предложение может быть реальным или небылицей. 6. «Кто больше?» Игра соревновательного характера. Выигрывает тот, кто придумает предложение с большим количеством имеющихся слов. При этом основа предложений не должна совпадать у игроков. 7. «Кто на чем?» Ребенок накладывает карточки друг на друга и проговаривает: «мамонт на чемодане, чемодан на панаме». 8. «Что за чем?» В этом упражнении картинки выкладываются друг за другом. 9. «Что над чем?» 10. «Что под чем?» 11. «Кого не стало?» 12. «Кто с кем поменялся местами?»

Упражнения с полями

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1. Ребенку предлагается заполнить поле, но не в привычном виде, а с использованием теней. 2. «Я по полю пробегу, все картинки назову» Ребенок называет все картинки по очереди. 3. «Чей? Чья? Чьи?» Игра в паре. У каждого поле у одного с картинками, а у другого с тенью предметов. Взрослый вытягивает карточки из мешочка и спрашивает: «Это чей мандарин?» Ребенок, у которого тень ждет картинку, тот, у кого картинка – тень. Когда ребенок видит свою карточку, отвечает: «Это мой мандарин». Если согласование неверное, то карточка вновь кладется в мешочек. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свое поле карточками. 4. «Кубик» Игра в подгруппе. Поле может быть любым (если дети хорошо усвоили название всех картинок). Дети встают вместе на одну позицию и кидают игральный кубик по очереди. После чего ребенок называет картинки, которые встречаются по пути. После того, как ребенок дошел до нужной клетки согласовывает числительное, которое выпало на грани кубика, с существительным (четыре чемодана). Если дети играют с полем, на котором изображены тени, то проговаривает: «четыре желтых чемодана». 5. «Отгадай загаданное слово» Ребенку предлагается найти слово (между, под, над), загаданное взрослым: «Что между мамонтом и панамой?». Ответить полным предложением: «Между мамонтом и панамой лимон»

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей 5 — 7 лет Логопедический досуг в подготовительной группе Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков Дидактическая игра «Гномы» на дифференциацию звуков М и Н для дошкольников

Похожие статьи:

Скороговорки на отработку звуков русского языка

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]