Дидактический материал «Логопедические игры и лабиринты для автоматизации звуков»
Анна Кузина
Дидактический материал «Логопедические игры и лабиринты для автоматизации звуков»
Автоматизация звука — это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поскольку недостатки звукопроизношения иногда являются не самостоятельным дефектом, а частью другого, более сложного, нарушения речи, при автоматизации звуков одновременно работают над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова
Для автоматизации звуков используются различные игры, упражнения, задания. Предлагаемый материал способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи; развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуков и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Все это является, в свою очередь, своевременной профилактикой дисграфии (нарушение письменной речи)
и дислексии
(нарушение чтения)
. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы
игры и задания могут использоваться комбинированно.
Представленный материал превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру.
Игры, задания и упражнения по автоматизации звуков
Игра «Лабиринт»
Материал: лабиринт, картинки.
Ход игры: дети, четко произнося изучаемый звук, называют и прикрепляют картинки в заданном порядке по лабиринту. Движение начинается со старта. Если слово начинается неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо правильно.
Игра «Лабиринт с проговариванием»
Материал: лабиринт, картинки.
Ход игры: дети при движении по лабиринту не только называют картинки, но и указывают направление следующего хода. Например, шапка – направо, шахта – вниз.
Игра «Лабиринт наоборот»
Материал: мелкие объемная или плоская игрушка (Приложение3)
с изучаемым
звуком, картинки, лабиринт.
Ход игры: сначала дети проговаривают все слова – названия картинок разложенных на лабиринте. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.
Игра «Цветной лабиринт»
Материал: лабиринт, картинки.
Ход игры: дети называют картинки. Определяют гласный (красный)
или согласный
звук, твердый (синий)
или мягкий
(зеленый)
. Прикрепляют картинки только на красный цвет
(синий, зеленый)
на игровом поле, объясняя свой выбор.
Игра «Что пропало?»
Материал: лабиринт, картинки.
Ход игры: детям предлагается запомнить картинки на лабиринте. Взрослый закрывает с помощью волшебного экрана или прячет одну картинку, а дети отгадывают. Обращается внимание на правильное произношение звуков.
Игра «Волшебная палочка»
Материал: лабиринт, картинки.
Ход игры: дотрагиваясь «волшебной палочкой»
до каждой картинки на
лабиринте, детям предлагается сосчитать их до пяти по образцу.Образец: шина – одна шина, две шины, три шины, четыре шины, пять шин.
Игра «Где спрятался звук?»
Материал: карточки с картинками, игровое поле, жетоны.
Ход игры: взрослый детям рассказывает, что в разных словах звук может находиться и вначале, и в середине, и в конце слова. Показывает картинки. Затем перемешивает карточки и просит каждого ребенка по очереди называть картинки, определять место звука.
Дети по очереди каждый отбирают по одной карточке и показывают, что у них изображено. Если ребенок отобрал правильно, правильно, ему вручают жетон. Затем дети отбирают карточки, где звуки находятся в конце слов и т. д.
После того, как каждый ребенок научился определять местонахождение звука, взрослый перемешиваем карточки, и раздает детям по равному количеству различных карточек и просит их разложить на три части. Слева на право, где – все карточки со звуком в начале слова положить одну сторону, во вторую сторону – в середине слова, в третью – в конце слова.
За правильный ответ каждому вручается жетон. В конце игры дети считают свои жетоны. Выигрывает тот игрок, который набрал больше всех жетонов.
Игра «Один-много»
Материал: картинки, жетоны, игровое поле.
Ход игры: взрослый показывает карточку и говорит, например, один чемодан, много чемоданов. Показывает на рисунок чемодана на игровом поле, прикладывает картинку и говорит – два чемодана. Дети повторяют по очереди за взрослым. За правильный ответ и правильное произношение звуков вручается жетон.
Игра «Сыщики»
Материалы: жетоны, карточки.
Ход игры: взрослый рассказывает игрокам кто такие сыщики и предлагает поиграть в самого внимательного сыщика. Для этого выбирает с помощью считалки (дети повторяют считалку)
. После чего раскладывают перед ним 3 и более карточек. Он должен
внимательно посмотреть на них 20-30 секунд и запомнить их. Затем закрывает глаза, а другие игроки прячут или меняют, или добавляют 1 карточку. Побеждает тот, кто наберет больше всех жетонов.
Взрослому следует обратить внимание на произношение и чтобы игроки правильно выполняли задания.
Игра «Подбери себе команду»
Материал: жетоны, картинки.
Ход игры: взрослый показывает картинки (птиц, зверей и др.)
. Затем по команде педагога за определенное время игроки должны набрать, например, только карточки с птицами или животными. Можно разделить на команды. За правильный ответ игрокам вручаются жетоны.
Игра «Волшебная дорожка»
Материал: игровое поле, кубик, карточки.
Ход игры: взрослый выдает игрокам фишки и объясняет правила игры: «Кто быстрее пройдет по дорожке? Бросайте кубик, продвигайтесь на столько ходов вперед, сколько выпало на кубике, называя картинки».
Игра «Придумай словосочетания, предложения, чистоговорку, рассказ»
Материал: карточки со слогами, картинки, жетоны.
Ход игры: взрослый показывает картинку, или слог с определенным звуком. Просит придумать словосочетание, предложение, чистоговорку или рассказ. За правильно выполненное задание ребенок получает жетон.
Игра «Кто самый догадливый»
Материал: загадки, картинки, жетоны.
Ход игры: взрослый загадывает загадку, то кто первый нашел картинку и правильно назвал ее, получает жетон.
«Конкурс чтецов»
Материал: стихотворения, картинки.
Ход игры: найти картинку и рассказать стихотворение.
«Конкурс скороговорок»
Материал: жетоны с соответствующими слогами, чистоговорками, скороговорками.
Ход игры: взрослый с помощью считалки определяет очередность игроков (дети повторяют вслух)
. После чего игроки повторяют чистоговорку, скороговорку с определенным
звуком, или различными звуками. Тот, кто справится – получает жетон.
После того, как дети начнут запоминать скороговорки, можно поиграть «Кто больше всех знает скороговорок»
.
«Расскажи историю»
Материал: жетоны, картинки.
Ход игры: взрослый вручает каждому игроку по 2 и более картинок. И предлагает сочинить историю, рассказ по картинкам. За правильное выполнение задания каждый ребенок получает жетон.
Такие игры и задания можно проводить с помощью дидактического пособия сшитого из ткани с липучками «Логопедический лабиринт»
.
Способ изготовления пособия. Сшить из ткани квадрат, нашить ленту в виде лабиринта. Сверху ленты нашить разного цвета липучки. Вырезать картинки, фишки, плоские игрушки. К картинкам для закрепления звуков на обратной стороне приклеить оставшиеся части липучек. Применять те же игры и задания.
«Звуковой лабиринт». Методическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Юлия Афанасьева
«Звуковой лабиринт». Методическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Актуальность
Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма)
и последующего речевого и языкового развития ребенка. В настоящее время многие дети к моменту поступления в
школу не овладевают произношением всех звуков родного языка.
Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду и воспитателю сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я хочу предложить Вашему вниманию авторскую разработку, которую я использую в своей работе по коррекции произношения.
Наряду с автоматизацией в данном пособии хорошо отрабатываются и другие задачи по коррекции речевой патологии. Надеюсь, что данное пособие поможет молодым логопедам сделать занятия с детьми более интересными и увлекательными для ребенка.
Описание пособияи аннотация по применению: на карточке – папке (перфокарте)
изображены картинки, а под каждой картинкой вырезано окошко
(квадрат)
. Перфокарта состоит из 2 листов. Верхний слой имеет картинки и окошки – прорези для закрашивания. Нижний слой – прозрачный лист. Оба слоя соединены между собой в
«карман»
. В папку закладывается лист бумаги. Картинки подобраны таким образом, что часть из них содержит заданный
звук в разных позициях: в начале, середине или конце слова. Задача ребенка – найти все картинки, имеющие в названии заданный звук, и закрасить отверстия под этими картинками. После этого лист вынимается из папки, все пометки соединяются линиями. Если картинки определены правильно, должна получиться буква, обозначающая заданный звук.
Ребёнок называя картинку, на слух определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове, выделяя автоматизируемый звук. Затем может «превращать»
большой предмет в маленький с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: сапоги – сапожки. Поиграв в одну игру, ребёнок выбирает другую игру.
Таким образом, он автоматизирует поставленный звук, упражняется в согласовании, образовании слов или учится составлять предложения, тренируется в делении слов на слоги, и развивает фонематические процессы.
Комплекс игр и упражнений.
Данное методическое пособие составлено на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5-8 лет с речевыми нарушениями. Пособие состоит из 20 перфокарт (все согласные буквы русского языка)
.
Лексический материал для игр и упражнений подобран с учётом многих параметров,необходимых для формирования практических умений и навыков пользования исправленной речью:
• Слова с автоматизируемыми звуками (на каждой перфокарте нет картинок с оппозиционными звуками);
• Слова-картинки, доступные детскому восприятию, чтобы дети могли на картинке узнать и назвать знакомый предмет;
• Слова, имеющие различное количество слогов для определения их количества;
• Слова с различной позицией звука в слове (начало, середина, конец)
• Слова мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе, чтобы дети могли поупражняться в изменении слов и услышать, что в словах разные окончания.
Таким образом, с помощью данного пособия, используемого на подгрупповых и индивидуальных занятиях,можно решать сразу несколько задач: автоматизировать, дифференцировать звуки и одновременно упражняться в правильном изменении и образовании слов, согласовании слов в словосочетаниях и предложениях. У данного пособия есть перспективы для дальнейшего пополнения дидактической базы.
Данное пособие разрабатывалось и подбирался картинный материал в течение летнего периода. С начала учебного года 2015 – 2021 мною было использовано в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (1 класс)
. У
детей повысилась мотивация на занятиях, они могут сами по своему усмотрению изменять, дополнять или взаимозаменять правила игры, что является одной из главных задач ФГОС. Детям нравится в конце занятия получить готовый продукт своей деятельности, который значим и интересен не только ему, но и педагогу. Ребенок играет, выстраивает свои правила, а педагог, через игру, достигает поставленной цели.