Автор материала:
Светлана Смышляк
филолог, писатель, поэт-лирик
Часто спикерами называют политиков, общественных деятелей, лидеров митингов, коучей на семинарах по развитию. Но что касается остальных профессий? Можно ли приписать то же звание учителю литературы, тренеру по футболу или продавцу одежды? Ведь они тоже общаются с людьми и побуждают их на новые решения. Если ответ на такой вопрос интересен — самое время читать разделы этой статьи. Кто такой оратор? Можно ли превратить себя в хорошего ритора без природного таланта? И как подготовиться к первому выступлению на публике?
Оратор
Кто такой оратор? Чем он отличается от выступающего?
Кто такой оратор? Можно ли оратором назвать любого выступающего?
— Нет.
Кто оратором является, а кто нет?
Пример. Представьте, преподаватель читает лекцию студентам. Его слушает несколько человек с первого ряда, еще часть студентов делают вид, что конспектируют, остальные — занимаются кто чем хочет. Не придуманная ситуация? Такое ведь бывает, и часто.
Почему этого преподавателя мы не назовем оратором?
Потому что, если бы он был оратором – его бы слушали все!
Оратор видел бы всех, включая тех, кто делает вид, что слушает, но занимается другими делами.
Оратор привлек бы внимание к себе.
Дальнейшая жизнь Демосфена
Важно заметить, что к тому времени как Демосфен стал совершеннолетним, от оставленного его отцом состояния уже практически ничего не осталось. Его опекуны позволили ему забрать только дом, полный рабов, а львиную долю имущества и денег оставили себе любимым. Демосфен предпринимал попытки вернуть то, что ему причитается, но результатов это не дало. В итоге добиваться похищенного он решил при помощи суда. Но чтобы иметь возможность выиграть в суде, нужно было, во-первых, отлично знать законы Афин, а во-вторых, уметь блестяще говорить.
И первым самостоятельным шагом для Демосфена стал именно этот судебный процесс, где он выступал с речами, обращёнными в сторону неблагонадёжных опекунов. Этот процесс продолжался в течение пяти лет, на протяжении которых воры старались уйти от ответственности, уничтожив завещание, написанное Демосфеном-отцом, а также ряд других значимых документов. Но, невзирая на все попытки избежать наказания, опекунов осудили. И, несмотря на то, что молодой мастер красноречия не смог вернуть всё, что ему причиталось, в процессе затяжного судебного разбирательства он смог закалить характер и стать настойчивым и упорным человеком.
К тридцатилетнему возрасту Демосфен уже принимал участие в государственных делах, а всю мощь своего ораторского потенциала направил против бича всех жителей Эллады – македонского правителя Филиппа. Демосфен сумел создать антимакедонскую коалицию греческих полисов, а также дважды получил статус первого стратега и был главой государства. Народное собрание даже наградило почётного афинянина венком, что было огромнейшей честью.
На протяжении последующих лет Демосфен держал речи в народном собрании, которыми пробуждал в согражданах истинный патриотизм (пламенные речи оратора против Филиппа, кстати говоря, назывались «Филиппиками»). Но конец жизни Демосфена был не радужным – его обвинили в ложном доносе, по причине чего приговорили к смерти. В результате Демосфен был вынужден скрываться в храме Посейдона, расположенном на острове Калаврии, а после захвата в Греции власти македонянами он отравился.
А чем отличается оратор от выступающего?
Оратор — это не только жесты, голос, взгляд…
Тем же, чем мастер отличается от дилетанта.
Каждый из нас готовил на кухне, но не каждого мы называем поваром или кондитером.
Выступающий может знать все об ораторском искусстве, но это не сделает его оратором, как не сделает кулинаром того, кто прочитал кулинарную книгу.
Кондитером мы назовем того человека, который умеет делать вкусные торты.
А не того, кто надел фартук и поварской колпак.
Оратором мы назовем человека, умеющего делать такую речь, которой публика будет наслаждаться. Приятную и для слуха, и для глаз, и для ума.
Представители заребужной риторики
Стоит отметить и многих величайших ораторов в зарубежных странах. Это знаменитые политики и общественные деятели.
Линкольн
Авраам Линкольн был шестнадцатым президентом Америки. Он праславился, благодаря своему уникальному красноречию. Он был родом из бедной семьи, но с детства проявля интерес к учению. Линкольн получил диплом адвоката и сначала стал известен, как искусный рассказчик. Чтобы послушать его люди приходили издалека. Вошла в историю и его знаменитая Геттисбергская речь. Президент долго готовил свои речи. И относился к этому процессу очень серьезно.
Черчилль
Уинстон Черчилль известен, как премьер-министр Великобритании. Но он еще был писателем и журналистом и даже лауреатом Нобелевской премии по литературе. В истории он остался и как великий оратор. Его выыступления отличались эмоциональностью и преданностью идеям. Много времени Черчилль работал над техникой.
Мартин Лютер Кинг
Мартин Лютер Кинг был прекрасным оратором, баптистским проповедником и лидером движения за права чернокожих. Его учителем был Махатма Ганди, которым он восхищался. За один год он произнес более 230 речей во время своего путешествия по стране, во время которого пыталсы донести людям слова свободы и мира.
Какой он, оратор?
Оратор всех видит. Всех, даже если в зале очень много человек.
Настоящий оратор всех чувствует. Кто как относится к речи: кому речь нравится, кому не очень, кому совсем не нравится.
Оратор привлекает внимание. К себе. К теме выступления. Усиливает и ослабляет это внимание.
Также, оратор следит за восприятием речи. Замедляет ее или убыстряет.
Оратор говорит ясно и понятно. И слушатели не только понимают эту речь, но и запоминают, в виде слов или образов.
С оратором не скучно. Никто не замечает, как проходит время.
Смотреть на оратора – удовольствие. Потому что сам оратор получает от выступления удовольствие.
Классификация по С.А. Минеевой
Первые два подхода к классификации типов ораторов основывались на психологических особенностях личности автора, в то время как третья классификация, предложенная автором многих книг по искусству риторики, С.А. Минеевой, обращается к тому, что оратор ставит во главе своего выступления: свою речь, аудиторию или самого себя.
Конструктивный
Конструктивный оратор расставляет приоритеты так, что на первом месте оказывается речь, именно поэтому такой автор много времени уделяет на формулировку тезиса своего выступления и того, каким способом наиболее эффективно донести его до аудитории.
Для авторов этого типа важно не просто произнести речь, а полностью раскрыть перед публикой проблему и рассмотреть все возможные пути ее решения. Им необходимо, чтобы после их выступления остался конкретный результат, который станет толчком к разрешению обсуждаемой ситуации.
Как правило, риторы конструктивного типа проводят кропотливую работу над своей речью, тщательно продумывая структуру выступления и избирательно наполняя ее языковыми средствами для установления необходимой связи между оратором и его аудиторией. Отдельное внимание уделяется подготовке убедительной аргументации в пользу предлагаемых решений.
Риторика в руках таких авторов становится настоящим оружием по достижению убеждения аудитории любыми доступными риторике способами.
Так, Аристотель писал, что риторика — это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Именно таким подходом к риторике пользуются конструктивные ораторы.
Популист
Популизм – яркий пример практически всех речей, произносимых политиками в период предвыборной кампании. Исходя из одной только этой мысли, можно догадаться, что оратор-популист ориентируется, в первую очередь, на привлечение массовой аудитории.
Как правило, речи таких ораторов – зеркальное отражение того, что желает услышать публика. Отсюда многочисленные предвыборные обещания, о которых оратор забывает после достижения своей цели. К слову, цель популиста – привлечение общественного внимания к определенной личности. Эта личность обычно выражается в образе героя (которым чаще всего является сам оратор или тот, за кого оратор агитирует) либо в образе врага, против которого необходимо объединиться под руководством образа героя.
Средства, которыми пользуется популист, обычно заключаются в обильной критике оппонентов, в обещаниях привести аудиторию к лучшей жизни, в ярком описании решений всех имеющихся в обществе проблем. Оратор-популист своими выступлениями создает имитацию бурной деятельности по восстановлению субъективной справедливости.
Популистские методы привлечения аудитории отличаются своей деструктивностью и, в отличие от созидательного призыва конструктивных ораторов к практическому решению проблем, создает лишь иллюзию разрешения наболевших вопросов, а свойственной им критикой и вовсе порождает в обществе негативное отношение к оппонентам, вплоть до конфликтов и столкновений.
Демагог
Для оратора этого типа риторика является способом самовыражения и привлечения внимания к самому себе, таким образом, в приоритете оказывается сам оратор.
Речь представителя этого типа ораторов отличается неточностью и обобщенностью формулировок, отсутствием ссылок на конкретные события и личности.
Как говорил римский ритор Квинтилиан, риторика – это «наука хорошо говорить», а ритор – «достойный муж, готовый к речи».
Именно это отличает настоящего демагога – он готов говорить в любой ситуации, по поводу и без повода.
В речи демагога отсутствует идея и цель. Как правило, такое выступление превращается в необдуманный поток общих фраз, лишенный какой бы то ни было конкретики.
Как же стать оратором?
Есть такая наука, которая называется риторикой. Но, как и любая наука, риторика – скучна. По книге ее выучить сложно.
Как цветы и ботаника.
Ботаника — тоже сухая и скучная наука. А выращивание цветов – увлекательнейшее занятие. Юные цветоводы выращивают цветы без ботаники, но если появляются проблемы – тут же обращаются к науке. И только тогда ботаника становится интересной и полезной.
Выступать можно тоже без риторики. Юные ораторы так и делают. Когда речи лёгкие, а слушатели благодарные – выступать легко даже без особых знаний. Риторика пригождается позже, когда темы выступлений скучные, слушатели нетерпеливые, ответственность большая, права на ошибку нет.
Вот тогда помогает риторика. Ведь такие же самые проблемы изучались ораторами две-три тысячи лет назад. Со времен Цицерона и Демосфена ничего в риторике существенно не изменилось.
Слушатели остались теми же. Немножко умнее и немножко нетерпеливее. Но такими же. Они хотят наслаждения для ума, для слуха и для глаз, как утверждал Цицерон.
Занимайтесь техникой речи
Эти занятия предполагают комплекс упражнений на постановку дыхания, развитие ясного и четкого произношения, звучного, «полётного», голоса. Занимаясь техникой речи, оратор начинает понимать, что он говорит «всем телом», поэтому так важно правильно двигаться, раскрепощая свое тело и управляя жестами и мимикой. Произношение звуков, скороговорок, маленьких текстов позволяет сформировать правильные навыки речи, достигнуть автоматизма, который снимает скованность и позволяет внутренне окрепнуть и почувствовать силу своего слова.
TEDxSydney
Смотрите также:
Ораторскому искусству учатся
Оратор обладает многими навыками.
Математик оперирует цифрами, танцор владеет движениями, художник представляет образы и переносит их на холст…
А оратор?
Оратор представляет свою речь, как она будет произнесена. Он ощупывает каждое слово, прежде чем его произнести.
Конечно же, не сразу оратор этим овладевает. Юные ораторы говорят все подряд, не особо задумываясь над словами. Этот навык приходит с опытом. От необходимости говорить так, чтобы слушали.
Оратор не только видит каждого человека, но и чувствует его в этот момент.
Этот навык тоже приходит с опытом. Но, жаль, не всем. Без этого чувства сложно управлять аудиторией.
Оратор имеет в своей памяти много рассказанных шуток, притч, историй.
И в нужное время они сами приходят на ум, помогая развеселить аудиторию. Это тоже результат практики. Нужно не только читать истории, притчи и анекдоты, но и часто их рассказывать, чтобы они запоминались в состоянии выступления.
Оратор владеет жестами и всеми движениями тела.
Как ими владеет танцор. Как ими владеет акробат. Сначала движения изучаются, отрабатываются, доводятся до автоматизма, естественности. Во время выступления он уже не думает о своих движениях, и нисколько не сомневается в том, как он выглядит со стороны.
Оратор не выступает — он разговаривает с людьми.
Как с лучшими друзьями. Это диалог, даже если в зале тишина. Спикер видит отклик каждого своего слова в глазах, улыбках, кивках… Впрочем, есть и другие невидимые глазу нити, связывающие каждого зрителя с оратором.
Как этому научиться?
Юный оратор осваивает жесты
Этому можно научиться только на практике. Выступать, выступать, и еще раз выступать!
И чем раньше начать обучаться — тем лучше!
Совершать ошибки (полезно, в исследовательских целях), натыкаться на проблемы. Искать ответы в мудрых книгах или спрашивать у опытных ораторов. И снова – выступать!
Оратору полезно овладеть очень многими навыками.
Некоторые навыки, явно спикерские: слова, интонации, жесты, экспромт, эмоции и другие… Некоторые навыки берут корни из других наук. Оратору полезно знать философию и психологию. Актерское мастерство тоже не помешает. Эрудиция тоже будет большим плюсом.
А как же оратор без здорового и красивого тела? Спорт просто необходим оратору.
Так можно перечислять многие науки, которые будут полезны оратору. И чем больше навыков у оратора – тем лучше он будет выступать.
Но если юный оратор еще не знает все-все и не овладел всеми навыками?
Так появляется стиль оратора. Кто-то основывается на красивых словах, кто-то на красивых жестах. Кто-то выступает только с подготовленными и отрепетированными речами, а кто-то научится думать над словами во время речи, и поэтому может позволить себе полный экспромт.
Но критерием выступления оратора, все же, будут не эти навыки, а реакция людей на речь. Можно уметь не так уж и много, но произвести впечатление на публику. Воспользоваться минимумом навыков, но получить максимальный результат.
Аудитория платит оратору эмоциями, вопросами и аплодисментами. Не замечается время, проведенное вместе с хорошим оратором.
Со стороны кажется, что выступать очень легко. Так оно и есть.
Подведем итоги
Данная статья является информационным источником, как для детей, так и для взрослых. Ведь стать оратором можно в любом возрасте, главное найти свою тему и людей, которым это будет интересно. Так же эти навыки будут нелишними в бизнесе и управлении персоналом.
Мы рассказали, что за профессия оратор, обсудили все плюсы и минусы этого рода деятельности и дали описание профессиональных качеств, которыми должен обладать такой специалист.
Теперь перед вами не стоит вопрос: «Оратор кто это такой?»
Хорошему оратору выступать легко.
Так же, как хороший художник рисует портрет. Как хороший музыкант играет на инструментах.
Пришла знакомая, села за мой синтезатор сыграла «Лунную сонату». Легко и непринужденно. Казалось бы, что может быть проще? Пальцы скользят по клавишам. После нее попытался я. Почему-то не получилось. Никак. При том, что я знаю ноты и умею играть. Но ведь просто уметь – мало для мастерства.
Многие люди выступали на сцене. Но не каждого из них мы назовем оратором.
В завершении статьи напишу, что мы обучаем ораторов, как на живых тренингах (это лучший вид обучения), так и онлайн (индивидуально по Скайпу). Если вы имеете возможность приехать на тренинг — обучим ораторскому искусству. Если такой возможности нет — записывайтесь на онлайн обучение:
- Онлайн-обучение ораторскому искусству
Если не хотите обучаться — читайте дальше. На этом сайте есть много полезной информации, как для начинающих ораторов, так и для опытных спикеров. Читайте следующую страницу книги или выбирайте интересные страницы по оглавлению книги.
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.
Читать следующую страницу →
↑ Оглавление книги
/ Оратор / Кто такой оратор Статья /
Факты о профессии
Умение мастерски общаться и привлекать своей речью внимание окружающих, дано не каждому человеку. Однако стоит понимать, что именно обладание ораторским мастерством является одной из самых важных составляющих успеха.
Логическое выстраивание мыслей, объединение слов в правильные информационные предложения дают оратору преимущества, которые помогают расположить к себе людей.
В настоящее время существуют курсы, где желающие могут пройти обучение и приобрести навыки ораторского языка.