Рассказы с картинками для автоматизации звука «Л»
Рассказы с картинками для автоматизации звука «Л» помогут детям научиться правильно говорить звук в предложениях и легко запоминать текст для пересказа.
Просмотр содержимого документа «Алла и Слава.»
Просмотр содержимого документа «Белка и дятел»
Просмотр содержимого документа «Волчата»
Просмотр содержимого документа «Голубая лампа»
Просмотр содержимого документа «Кукла для Ланы»
Просмотр содержимого документа «Лосиха и лосёнок»
Просмотр содержимого документа «Лунтик и Мила»
Просмотр содержимого документа «Человек паук»
kopilkaurokov.ru
Автоматизация звука [Л]
Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.
Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).
1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]
Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__
2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце
Образец: пол__, у-гол__
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине
Образец: пол__ка, и-гол__ка
|
|
|
|
4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э
5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале
Образец: л__ак, л__а-па
|
|
|
|
|
6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине
Образец: ка-л__ач, са-л__ат
|
|
|
|
7) Произносить (читать) слоги
Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы
|
|
Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]
Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__
|
|
|
|
9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]
Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__
|
|
|
|
10) Произносить (читать) словосочетания
Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат
- Голубое платье.
- Светлая луна.
- Плохая лодка.
- Жёлтый платок.
- Сломанная пила.
- Холодный подвал.
- Голодный волк.
- Толстая палка.
- Тяжёлый молоток.
- Спелая клубника.
- Тёплое пальто.
- Колкая ёлка.
- Оловянный солдатик.
- Золотой колос.
- Голубые глаза.
- Шёлковая блузка.
- Глубокий колодец.
11) Проспрягать предложения
- Я ел (а) молочную лапшу.
- Я купил (а) блокнот и мел.
- Я сломал (а) велосипед.
- Я плыл (а) на лодке по волнам.
- Я ел (а) спелую клубнику.
Образец:
- Я пил(-а) холодное молоко.
- Ты пил(-а) холодное молоко.
- Он (она) пил(-а) холодное молоко.
- Мы пили холодное молоко.
- Вы пили холодное молоко.
- Они пили холодное молоко.
12) Произносить (читать) предложения
Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко
- У стола стоял стол.
- Володя уехал в колхоз.
- Алла купила белое платье.
- Мила несла голубой флаг.
- По волнам плывёт лодка.
- Клава захлопала в ладоши.
- Клуша подмела пол.
- У слона белые клыки.
- Белка сидела около дупла.
- Клава купила лук и свёклу.
- Мила ела клубнику из лукошка.
- Николай сломал велосипед.
- Володя забыл, куда положил пенал.
13) Произносить (читать) чистоговорки
- Сел и всё съел.
- Около кола колокола.
- Клава ловко лук полола.
- Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
- Кол около стола, стол около кола.
- Палку толкал лапкой Полкан.
- В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
- Не велик соловей, а голосок золотой.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
- Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
- Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
- Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.
14) Произносить (читать) и пересказывать текст
Шалун
У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».
15) Произносить (читать) стихотворения
Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой белка не была.
Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб.
Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лала, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну, а маленькая Света, Ела сладкие конфеты.
— Заяц белый, Заяц белый! Ты куда За лыком бегал? Заяц белый Отвечал: — Я не бегал, Я скакал.
16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение
Автоматизация звука [Л]. «Котенок-шалун» | Логопед по Скайпу
Содержание
Игра на автоматизацию звука [Л] «Котенок—шалун»
( по материалам книги Шинкарёва Л.Н.«Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста» )
Цель игры:
- Автоматизация звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л], [Ль].
- Дифференциация звуков [C]- [З] — [Ш]- [Ж]; [Р]- [Л]- [Ль].
- Развитие лексико-грамматического строя речи, в частности, тренировка в употреблении падежных конструкций
Материал:
Кружочки из цветного картона, раскрашенные «под клубочки
«.
Картинки на клубочки вырезаются отдельно и приклеиваются.
Правила игры «Котенок—шалун»
Клубочки раскладываются на столе. Ребенку объясняем, что котенок разбросал бабушкины клубочки. Чтобы бабушка не огорчилась, их надо собрать.
Вы можете собрать клубочки в любую красивую коробочку, или разложить возле сидящей в кресле бабушки, изображенной на сюжетной картинке.
Для тренировки в различении (дифференциации) звуков можно предложить ребенку собрать клубочки с картинками, содержащими разные звуки (например, звуки [C] — [Ш] или [Р] — [Л]) в разные стопки или разные коробки.
Можно задать вопрос: «Какие картинки ты собрал?», «Какую картинку спрятал котёнок?», тренируя в употреблении винительного падежа.
На обратной стороне клубочков имеются предметные картинки, которые ребенок должен правильно назвать.
Приложение к игре: см. ниже
Игру подготовила:
учитель-логопед
Людмила Федирко
МДОУ Детский сад №1 с. Акша
Советую прочитать дополнительно по этой теме
logopedrunet.ru
Упражнения
Начнем с классических упражнений, которые рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проводить занятия по этому списку игр может профессиональный логопед и родитель в домашних условиях.
Слоги
Это чтение или повторение слоговых таблиц. Делать задание нужно по 2-3 минуты несколько раз в течение дня.
В прямых слогах:
ЛЯ-ЛЯ-ЛА | ЛЁ-ЛЁ-ЛО | ЛЮ-ЛЮ-ЛУ | ЛИ-ЛИ-ЛЫ |
ЛА-ЛА-ЛЯ | ЛО-ЛО-ЛЁ | ЛУ-ЛУ-ЛЮ | ЛЫ-ЛЫ-ЛИ |
ЛА-ЛЯ-ЛА | ЛО-ЛЁ-ЛО | ЛУ-ЛЮ-ЛЁ | ЛЫ-ЛИ-ЛЫ |
ЛЯ-ЛА-ЛЯ | ЛЁ-ЛО-ЛЁ | ЛЮ-ЛУ-ЛЮ | ЛИ-ЛЫ-ЛИ |
В обратных слогах:
АЛЬ-АЛЬ-АЛ | ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ | УЛЬ-УЛЬ-УЛ | ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ |
АЛ-АЛ-АЛЬ | ОЛ-ОЛ-ОЛЬ | УЛ-УЛ-УЛЬ | ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ |
АЛ-АЛЬ-АЛ | ОЛ-ОЛЬ-ОЛ | УЛ-УЛЬ-УЛ | ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ |
АЛЬ-АЛ-АЛЬ | ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ | УЛЬ-УЛ-УЛЬ | ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ |
Следующий шаг — включение в слог еще одной согласной или гласной:
ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА | ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО | ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ | ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ |
ПЛА-ПЛА-ПЛЯ | ПЛО-ПЛО-ПЛЁ | ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ | ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ |
ПЛА-ПЛЯ-ПЛА | ПЛО-ПЛЁ-ПЛО | ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ | ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ |
ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ | ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ | ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ | ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ |
АЛЯ-АЛЯ-АЛА | ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО | УЛУ-УЛУ-УЛЮ | ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ |
АЛА-АЛА-АЛЯ | ОЛО-ОЛО-ОЛЁ | УЛЮ-УЛЮ-УЛУ | ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ |
АЛА-АЛЯ-АЛА | ОЛО-ОЛЁ-ОЛО | УЛУ-УЛЮ-УЛУ | ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ |
АЛЯ-АЛА-АЛЯ | ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ | УЛЮ-УЛУ-УЛЮ | ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ |
Важно не торопиться при чтении слогов, а следить за четкостью произношения звука, его мягкостью и твердостью.
Слова
Используйте открытые и закрытые слоги в словах для составления логопедических карточек. Примеры формируйте в ряды по 3-4 штуки в каждом:
Пыл – пыль – пуля – пели.
Ляля – Лолла – Лика – Лена.
Слог – слон – клон – полон.
Лак – флаг – кулак – лавка.
Мыл – намыл – помыл – подмел.
Для ряда слов важно подбирать близкие по звучанию примеры, чтобы у ребенка развивался фонематический слух.
Словосочетания
Дошкольник медленно повторяет за педагогом словосочетания, сложность примеров повышайте на каждом уроке, но постепенно. Если малыш не справляется, не повторяет слова четко, возвращайтесь на прежний уровень и отрабатывайте уже пройденный материал до автоматизма.
Школьный бал; Зеленый луг; Любимая морковка; Туалетной мыло; Холодный пол; Ледяная лужа; Теплое лето; Поймали моль; Съел лимон; Лесной ландыш; Золотое кольцо.
Предложения
Для детей дошкольного возраста достаточно включать в предложения для повторения 3-4 слова.
Наша Юля егоза. У Коли флажок. На поляне лебеда. Летят самолеты далеко. Колол Коля колья. В кулачке колос. Лолла и Лика делят все пополам. В поле стоит олень.
На заметку! Предложите ребенку складывать предложения самостоятельно по картинкам, а потом повторять их. Например, положите на стол такой набор карточек: лимон, слон, и написанный глагол любит. Получится, слон (не) любит лимон.
Загадки
Интересные загадки нужно не только отгадывать, но и заучивать наизусть.
Я землю копала, Совсем не устала. Устал тот, Кто мной копал. (Лопата)
Белый на белом, Натоптал, где бегал. Рыженький пройдет, И следы прочтет. (Лис и заяц)
Вот булавки и иголки, Выползают из-под койки. На меня глаза глядят, Молока спросить хотят. (Ежик)
Стихотворения
Стихотворные тексты являются эффективным методом устранения речевых нарушений у детей разного возраста. Малышам дошкольного возраста предлагайте выучить 1-2 четверостишья и большие рифмованные зарисовки не реже одного раза в неделю.
Ливень льет! Пляшут капли в луже! Плот плывет! Никому не нужен! Лягушонок влез на плот! И вопит: “Ура! Вперед!”.
Люблю голубику, Люблю землянику, Люблю и калину, Люблю и клубнику.
Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке пес лежал, Парень деревце сажал. Было тихо и тепло. Время медленно текло.
Не забывайте объяснять детям смысл незнакомых слов в стихах, текстах, других упражнениях.
Пословицы
Небольшие пословицы нужно читать или повторять за взрослым:
- Даже маленькая ложь за собой большую ведет.
- Капля за каплей камень долбят.
- Не нужно хвалиться началом, хвались концом.
- Пальчик слаб, а кулак силен.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Отольются волчишке, овечкины слезки.
- Не все золото, что блестит.
- Поскользнулся — это еще не упал.
После чтения пословиц беседуйте с детьми о смысле фразы, выбирайте поучительные и интересные примеры по возрасту воспитанников.
Скороговорки
Чистоговорки лучше записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Посоветуйте родителям проговаривать такие предложения вместе с ребенком на прогулке, перед сном, хором всей семьей, чтобы не превращать игру в строгий урок.
- Мал соловей, а голос силен.
- Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела.
- И там я был, ту быль слыхал.
- Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке.
- Быть хозяйкой не легко, убежало молоко.
- У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок.
- На самой мели мы налима большого нашли.
Рассказы
Задание предполагает пересказ близко к тесту. Для дошкольников выбирайте небольшие тексты русских народных сказок, поучительных историй.
Маша
Маленькая была Маша, но хотела быстрее вырасти. Решила помогать маме по дому, чтобы быстрее стать большой. Ходила в маминых туфельках, надевала ее платьице, но ничего не помогало.
Однажды решила Маша пол подмести и помыть. Все обрадовались, удивились. Маша хорошо все сделала, а мама спросила: “Маша, неужели ты такая большая стала, что можешь пол помыть и подмести?”. А папа сказал: “Да, а мы и не заметили, что наша Маша так выросла! Теперь будем ее большой называть!”.
Упражнения
Дифференциация [л], [ль] будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.
Загадки
Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.
Что пропало
Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок). Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.
Звукотаблица на звук Л
Слова – подсказки: | сЛон, | игоЛка, | акуЛа, | футбоЛка, |
пЛатье, | Лошадь, | метЛа, | беЛка, | |
осеЛ, | еЛка, | воЛк, | Ложка, | |
Лук, | крокодиЛ, | Лопата, | пчеЛа |
1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, иголка, акула, футболка, белка, метелка, лошадь, платье …)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ(а)»:
Я встаЛ(а) на сЛона Я встаЛ(а) на игоЛку Я встаЛ(а) на акуЛу и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у сЛона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя живой – неживой: сЛон — живой, игоЛка неживая и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один сЛон, два сЛона, пять сЛонов ; одна игоЛка , две игоЛки, пять игоЛок и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно:
сЛон – сЛоник, игоЛка – игоЛочка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в голубой цвет.
8. Показывай и называй сЛон – жеЛтый, игоЛка – гоЛубая, акуЛа – жеЛтая и т.д.
9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над …., под… и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сЛон и игоЛка – сЛон вдевает нитку в игоЛку)
Следи за правильным произношением звука Л!
Автор материала: Инга Дидковская
Также по теме: «Автоматизация звуков»
logoped18.ru