Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 леткнига на тему


Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»

тамара папст

Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»

Консультация для родителей

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи»

, когда в кабинете логопеда
(или при просьбе повторить правильно)звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации»
. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения
домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил»

. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова
звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному,от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)

;

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце)

;

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных. Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у]сначала в прямых слогах: са, сы, со, су,затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звукнаходится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад)

. На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный
звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком)

.

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим)

. За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением
автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно)
.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

2. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»

— неживая, затем
«ворону»
— птица, потом
«корову»

домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь)
предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т. е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звукомпо какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]»
(зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф)
или «Назови
«зимнее»
слово со
звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки)
.

В эту игру вы можете играть где угодно,используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем — родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка — ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

Литература

1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.

2. Вакуленко Л. С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. –Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.

3. Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2021. – 216 с.

4. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.

5. Ханьшева Г. В.Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. — Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.

Устранение недостатков произношения звуков т, д, н

.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году

.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >> М. Е. Хватцев. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста» Изд-во «Учпедгиз», М., 1961 г. Приведено с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Нормальная артикуляция

. При произношении
т
положение губ, зубов зависит от последующего гласного. Язык при опущенном к нижним зубам кончике передней частью спинки плотно прижимается к верхним зубам и альвеолам, боковые края прижаты к верхним зубам. Выдыхаемая струя воздуха при поднятом мягком нёбе быстро и с силой прорывается между языком и десной. Если голосовые связки дрожат, то при этой же артикуляции произносится звук
д
, а когда при дрожании голосовых связок мягкое нёбо опущено (воздух свободно проходит в нос, язык не отрывается от десен) — плавный звук
н
. Мягкие
д, т, н
образуются значительным дополнительным поднятием средней части спинки языка, при этом взрыв при
т
и
д
происходит не сразу и не так резко, как при твердых звуках.

Недостатки произношения и фронтальные методы устранения их

Недостатки произношения в этих звуках редки и легко устраняются. Наблюдается недостаточная четкость в звуках, из-за неточной артикуляции и межзубное произношение д, т

. Иногда
д
заменяется
т
. Применяются следующие игры для развития фонематического слуха. 1. «Дуда». Дети маршируют под звуки «серебряной дуды» и поют: ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, я играю во дуду, во серебряную: ду-ду-ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду. 2. «Поезд». Вагоны тарахтят: та-та-та-та-та-та. 3. Игра в слова: моло-ток, бу-тылка, лопа-та; ком-пот, ро-т, мо-лот, пи-лот, у-дочка, точ-ка, та-релка, то-поль, то-пор, Та-ня; де-душка, Да-ша, де-ти, доч-ка. 4. «Дятел». Дети имитируют стук дятла по дереву: Дятел дерево долбит, Дятел клювом дуб долбит: Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Червяка он ищет тут. 5. Загадки, потешки, стишки. От топота копыт Пыль по полю летит — Кто бежит? (Лошадь.)

Длинные ноги Бежали по дороге: Топы, топы, топ, Топы, топы, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ, Тот-топ-топ.

Взяли в руки белый ком, Будем строить белый дом. Мы польем его водой, Дом наш будет ледяной, Ком за комом мы кладем — Вырастает снежный дом.

Индивидуальные приемы: 1.) Кончик языка развивается, как при выработке р

(загибание кверху, произношение
т-т-т
. После этого произносится
та-то
и т. д.). 2) Переднюю часть спинки языка прижать к верхней губе, шпателем осторожно отодвинуть язык к верхней десне и предложить ребенку в этом положении резко дунуть на полоску бумаги.
продолжение книги…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]