Кризис 5 лет у ребенка: советы психолога, как вести себя родителям


Ребенок достигает возраста 5 лет, и с ним начинают твориться непонятные вещи: он беспричинно плачет, проявляет агрессию к членам семьи или вовсе замыкается в себе. Родителям не стоит вдаваться в панику по поводу трудностей общения с ребенком, это обычный кризис поведения ребенка, одна из ступеней переходного возраста. Взрослым нужно набраться терпения и уделять малышу максимум внимания и заботы.

Итак, кризис 5 лет у ребенка: как проявляется, советы родителям

Изменение поведения и психологии ребенка в 5 лет

Происходящие в организме ребенка интенсивные изменения на физиологическом и психологическом уровне в пятилетнем возрасте накладывают негативный отпечаток на нервную систему малыша. В этот период дети подвержены переживаниям, перемене настроений. Заметив, что ребенок стал вести себя иначе, родители не всегда могут понять причину таких изменений поведения. Советы детских психологов помогут родителям справиться с возникшей ситуацией, не навредить психике ребенка и не трепать попусту себе нервы. Им необходимо понимать, что:

  1. В этот период идет социальная адаптация ребенка. Он пытается понять взаимоотношения между людьми, стремится подружиться с ровесниками, разобраться в причинах поведения взрослых и дать им оценку.
  2. Дети пятилетнего возраста осознают различия между девочками и мальчиками.
  3. Они чутко воспринимают такие нравственные понятия, как «добро или зло», «внимательное чуткое отношение к человеку или безразличие» и прочее.
  4. Они пытаются рассуждать и выдают взрослым собственные умозаключения, порой вызывающие недоумение родителей.
  5. Формируется у детей чувство страха: остаться одному дома или в темной комнате, лишиться любви родителей, разочаровать их своими поступками и многое другое.

В этот период пытливый детский ум интенсивно познает окружающий мир и его законы. Дети во всем подражают взрослым, особенно тем, кого они считают безусловным авторитетом. На самом деле, они еще не могут правильно сформулировать да и понять поступки взрослых. Поэтому именно в этот период все члены семьи должны проявлять к пятилетним детям исключительно доброжелательное отношение.

По теме: Во что поиграть дома и на улице с ребенком 5 лет

Общение с ребёнком: почему сходит на нет

С одной стороны, работают естественные процессы сепарации (отделения) ребёнка от матери — он становится старше, потребность в физическом контакте мамы с ребёнком и ребёнка с мамой становится меньше. К тому же его начинают активно интересовать сверстники и его собственные достижения. Появляется много интересов вне дома. А у мамы освобождается время для нее самой или работы. Жизнь становится интенсивнее, и не всегда удается найти время и желание для того, чтобы поделиться друг с другом переживаниями, мыслями, чувствами о случившемся или увиденном.

К тому же, если ребенок ходит в детский сад на полный день, времени на общение становится еще меньше. За 4-5 часов в день, которые родители проводят вместе с детьми, взрослым нужно столько всего успеть. Какое уж тут близкое общение и разговоры «по душам»!

С другой стороны, бывает, что мама эмоционально устает. Первые годы постоянной включенности в малыша, невероятная отдача, которой требует раннее материнство — это большая эмоциональная нагрузка. И если не восполнять свои ресурсы, не заботиться о своем отдыхе, постепенно может наступить эмоциональное истощение. И тогда на близкое, глубокое общение с ребёнком у мамы может просто не быть сил.

Основные признаки кризиса

Все дети в пятилетнем возрасте проходят период становления новой личности. По-разному он проходит у каждого ребенка, это зависит от состояния психического и эмоционального уровня ребенка. Признаки взросления и степень их проявления различны, но все же есть симптомы, которые присущи большинству детей:

  1. Беспричинное проявление злобы, немотивированной агрессии, проявляемой в отношении членов семьи, «уход в себя», замкнутость.
  2. Требование выполнения их желаний, сопровождаемые капризами и истериками.
  3. Отказ от посторонней помощи, главным девизом ребенка становится «я сам!» Они отказываются гулять во дворе с родителями, переходить дорогу, держась за руку мамы, даже если интенсивное движение на трассе или много людей.
  4. Попытки кривляться, высмеивать окружающих, вести себя по-шутовски. Девчонки начинают жеманничать, доводя родных до бешенства своим поведением. Порою, родители перестают узнавать своих детей, до того резко те меняют манеры поведения.
  5. Проявление чувства страха из-за того, что могут сделать что-то не так и навлечь на себя недовольство взрослых. Они не идут на контакт с людьми и прячутся за спины родителей, стесняясь даже разговаривать. Отказываются идти гулять во двор.

В это время дети испытывают острую потребность в фантазии. Они удивляют родителей рассказами о всяких небылицах, придумывают истории о друзьях, которых нет в действительности. Многие мамы и папы начинают сердиться на ребенка, называют его лгуном и обманщиком и остерегаются, что он может и в дальнейшем совершенствовать искусство лжи. Ругать и наказывать за это нет смысла, можно внимательно выслушать ребенка и похвалить за сочинение, не оскорбляя его чувств.

Обратите разговор в добрую шутку. Ребенок будет с удовольствием рассказывать вам свои фантастические рассказы.

Кроме того, у детей появляется повышенное любопытство: подслушивать разговоры взрослых, подглядывать за ними.

Если заметили, что у вашего ребенка часто меняется настроение или он быстро утомляется, то знайте, что это основные признаки переходного периода ребенка.

Развивайте мелкую моторику

Об этом сейчас пишут практически в каждом пособии по воспитанию ребенка и твердят в один голос многие врачи. И на то есть причины. Для развития мелкой моторики существует множество приемов — пальчиковые игры, массаж рук, специальные упражнения на подражание движениям, пособия (шнуровки, лабиринты) Пальчиковые игры — отличный способ пробудить дремлющие речевые центры мозга. Пользуйтесь им. Начните с простейших и всем известных народных потешек — пальчиковых игр («Сорока», «Ладушки», «Капуста»).

Для развития моторики также полезны игры с пластилином. Покупной пластилин можно заменить соленым тестом для лепки. Незаменимым подспорьем может стать и рисование специальными пальчиковыми красками. Чем старше ребенок, тем больше работы требуется его пальчикам.

Причины изменения поведения

Причина изменения поведения ребенка лежит в формате психического, физиологического и нервного всплеска в организме малыша. Дети в этом возрасте кажутся себе довольно взрослыми, о чем стараются постоянно напоминать родителям. Однако, он все же чувствует, что не может встать на одну ступень с взрослыми в силу ряда обстоятельств. Дети именно в этот период начинают осознанно контролировать свои эмоции и поведение. Это связано с быстрым развитием коры головного мозга, которая несет ответственность за корректность поведения.

Пятилетние малыши стремятся к общению со сверстниками, пытаются установить с ними тесные контакты во время прогулок во дворе или парке. Однако, не все дети идут на контакт, а иные просто игнорируют желание ребенка подружиться. Это приносит разочарование малышу.

В возрасте 5 лет дети нормально разговаривают, но им не всегда хватает умения правильно и доступно для взрослых сформулировать свою мысль или желание. Непонимание родителей их злит и заставляет замыкаться в себе. Они отдаляются от родителей и перестают считать их образцом для подражания. Родители должны понять, что время безропотного выполнения их воли прошло, ребенок начинает спорить со взрослыми и любыми способами доказывать правоту своего мнения.

Эмоциональный фон подскажет, как разговорить ребенка

Некоторые эмоциональные выражения кажутся детям забавными, и им нравится повторять услышанный набор слов. Это отличный способ разговорить маленького молчуна. В раннем возрасте это очень полезная практика, которая позволяет оттачивать произношение отдельных слов. Это может быть подражание звукам, которые издают животные или некоторые бытовые предметы, а также различные виды транспорта. Игру в подражание звуков лучше проводить систематически, подключая все свои актерские способности. Только важно учесть, что здесь нет место нервам и принуждению, игра должна быть построена на интересе вызванному интригой.

Как помочь ребенку принять себя таким, какой он есть. Что делать, а что не нужно, чтобы сформировать адекватную самооценку.

Советы психолога

Каждый родитель или воспитатель дошкольного учреждения должен осознать непростое состояние организма ребенка в переходный период. Нельзя наказывать детей за плохое поведение. Это может привести к замкнутости и развитию комплексов у ребенка.

Применять физическую силу в виде наказания детей категорически запрещается. Детям тяжело в этот период, а телесные наказания только усугубят ситуацию и нанесут травму нервной системе и психике.

Если в семье отсутствуют доверительные отношения с ребенком, это неизбежно приведет к уверенности малыша, что его «несчастья» никого не интересуют. Он будет считать, что всем безразличен, и его никто не любит.

Не стоит высмеивать поступки ребенка в присутствии посторонних людей, это больно ранит самолюбие малыша. Все претензии и замечания делайте ребенку, находясь с ним наедине.

Родители должны помнить, что их проявление негативных эмоций на поведение дитя может только подхлестнуть ребенка к более агрессивным действиям. Как бы ни было тяжело совладать со своими эмоциями, стоит сделать невозмутимый вид на истерику ребенка. Он потеряет интерес манипулировать вами, видя, что ничего не добьется таким поведением, и сам скоро успокоится.

Формирование восприятия окружающего мира проходит у детей тяжело, это своеобразное испытание для детского организма. Поэтому родителям нужно запастись терпением и отнестись к изменению поведения ребенка с пониманием.

Интересно: Основы и правила отношений с ребенком 5 лет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]