Под ротацизмом рассматривают такой речевой дефект, когда затруднено или вовсе не возможно произношение [р].
Звук может издаваться по-разному, только не правильно. Это и шипение, и свист и т.д.
Сегодня мы поговорим про данный дефект речи. Есть ещё один очень схожий дефект — параротацизм, который встречается при нарушении произношения [рь].
Параротацизм иногда выделяют как разновидность ротацизма, так как искажение касается этого же звука [р], только в мягкой его форме.
Например, вместо «вороны» можно слышать различные варианты слова «войона», «волона» или «вогона», но только не то, что надо.
Но о параротацизме мы подробнее узнаем в одной из следующих статей.
Ротацизм в логопедии
Ротацизмом в логопедии принято называть искажение или отсутствие в речи звука [р].
Раньше это явление называли картавостью.
При таком недостатке человек (чаще ребёнок) пытается рычать, но вибрация не происходит.
Вместо «рыба» слышится «ыба», «ручка» — «учка» и т.п.
Если вы спросите — чем же отличаются конкретно ротацизм и параротацизм, то достаточно будет запомнить, что при ротацизме звук искажается или отсутствует, а при параротацизме [р] заменяется на более лёгкий для конкретного ребёнка звук. Чаще это Л.
Ротацизм встречается у детей, как без диагнозов речевого развития, так и при дислалии, ринолалии или дизартрии.
Вообще звук [р] считается самым сложным для артикуляции. Требуется сильное напряжение мышц и кончика языка.
Более 26% дошкольников страдают таким дефектом речи. А дети со стёртой дизартрией на 50% имеют ротацизм вдобавок к другим симптомам нарушения.
Фонетическая характеристика звука [Р]
[Р] является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.
Образуется в передней части языка, дрожащий.
Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.
Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:
- раскрыть губы;
- зубы в разомкнутом положении;
- язык поднимается как чашечка и накладывается на альвеолы (это место расположено сразу за верхними зубами);
- воздух выдыхается с небольшим напором прямо на кончик языка и получается вибрация.
В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.
Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.
При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.
В этом случае Р произносится кратко и одноударно.
Виды и формы ротацизма
В отечественной логопедии можно найти исследования различных авторов в плане классификации ротацизма.
Одни предлагают целых 30 видов дефектов произнесения [Р]. Другие останавливаются на нескольких формах.
Мы остановимся на восьми разновидностях, как наиболее часто встречающихся.
Увулярный ротацизм
В гортани каждого из нас есть небольшой отросток в виде язычка, который называется увулярным отростком.
Когда звук [Р] произносится с помощью данного отростка, то получается очень близкое по звучанию к нормальному Р.
Именно таким образом Р произносят немцы. Также чем-то напоминает французский Р. По-моему, очень красиво. Хотя в научных логопедических кругах считается нарушением.
Но это в отечественной логопедии, так как русскому Р такое произношение не пристало.
Велярный ротацизм
При велярном ротацизме мягкое небо хоть и вибрирует, но вместо Р получается только грубый рокот.
Как и увулярный, велярный ротацизм принято называть горловым. В народе, просто картавость.
Боковой ротацизм
Если вибрация происходит по краям языка, то получается РЛЬ. Это легко услышать и определить форму картавости.
Щечный ротацизм
Воздушная струя при произнесении Р может проходить между краешками язычка и щеками. Получается лёгкое колебание либо одной, либо обеих щёк.
В этом случае к голосу добавляется небольшой шум.
Одноударный ротацизм
В этом случае язык находится в правильном положении, однако вибрации не происходит.
Вместо Р получается английский D.
Двугубный ротацизм
При таком способе звукопроизношения присутствует вибрация губ, хотя язык не двигается.
Вместо Р слышится ПРР.
Носовой ротацизм
Воздушная струя может проходить через нос. Тогда слышится НГ, так как язык неподвижен.
Гортанный ротацизм
Гортанная форма звукопроизношения напоминает велярную. Однако звук получается несколько приглушённым. Это похоже больше на щелевой Г.
Для наглядности покажем формы ротацизма с их признаками и причинами возникновения в таблице.
Логопедия. Квалификационный тест с ответами (2021 год) — вариант 102
Вопрос № 1
Этот вид дизартрии возникает при поражении подкорковых ядер 1) экстрапирамидная (+)
2) псевдобульбарная 3) бульбарная 4) корковая
Вопрос № 2
Стертые формы псевдобульбарной дизартрии часто смешивают с 1) алалией 2) дислалией (+) 3) ринолалией 4) все ответы верны
Вопрос № 3
При каком из перечисленных видов речевых нарушений «режим молчания» используется в качестве первого этапа логопедической работы? 1) ринофония 2) алалия 3) брадилалия 4) тахилалия (+)
Вопрос № 4
На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения: 1) согласных смычных; 2) гласных; (+)
3) согласных щелевых.
Вопрос № 5
Замена звуков, слов близкими по звучанию или по смыслу носит название: 1) персеверация; 2) элизия; 3) эхолалия; 4) парафазия.
(+)
Вопрос № 6
Восстановительное обучение — это. а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности (+)
в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций
Вопрос № 7
Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-педагогическая классификация? а) 9 6)10 в) 11 (+)
Вопрос № 8
Нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении характерно для дислексии 1) аграмматической 2) мнестической 3) оптической 4) семантической
(+)
Вопрос № 9
Речеслуховая память нарушается при следующем виде афазии: 1) афферентно-моторной; 2) акустико-мнестической; (+)
3) акустико-гностической; 4) при всех видах афазий одинаково.
Вопрос № 10
Недостатки произношения звонких согласных звуков, выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками называются а) дефектами озвончения (+)
б) дефектами смягчения в) дефектами произношения небных звуков
Вопрос № 11
О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи: 1) об отставании в формировании фонематического слуха; 2) о продвижении в формировании фонематического слуха; (+)
3) о первичной неполноценности органов артикуляции.
Вопрос № 12
Одной из характеристик общего недоразвития речи третьего уровня (ОНР- III уровня) по Р.Е.Левиной, является (выбрать правильный вариант ответ1): 1. активный словарь в «зачаточном» состоянии, состоит в основном из звукопроизношений и лепетных слов; 2. сравнительно развернутая речь, в активном словаре преобладают существительные и глаголы; (+)
3. обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения; 4. пассивный словарь, нет активного понимания речи
Вопрос № 13
На основании каких документов комплектуется логопедический пункт общеобразовательного учреждения (исключите неверный вариант ответ1): 1. выписки ПМПк и заявления родителей; 2. заключения учителя-логопеда и заявления родителей; 3. заключения врача отоларинголога и заявления родителей; 4. существующих нормативов по охвату логопедической коррекцией учащихся и заявления родителей
(+)
Вопрос № 14
Учителю-логопеду необходимо подобрать определенное задание для ребенка шести лет с целью изучения состояния фонематического анализа и синтеза. Какое из заданий соответствует поставленной цели? 1) задание с выделением заданного звука из слов (на фоне слов) 2) задание с выделением ударного гласного в начале слова 3) задание с выделением первого согласного в слове 4) задание с определением последовательности звуков в слове
(+)
Вопрос № 15
Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин «дислалия»? а) В. Олтушевский б) Р. Шультесс в) И. Франк (+)
Вопрос № 16
Коррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей с речевой патологией направлена на: 1) решение задач развития речи и когнитивных процессов на одном и том же речевом материале; (+)
2) решение задач развития когнитивных процессов; 3) на формирование коммуникативно-речевой активности в процессе игровой или учебной деятельности; 4) все ответы верны.
Вопрос № 17
Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора? 1) алалии, 2) механической дислалии (+)
3) афазии,
Вопрос № 18
Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике: 1) судороги; 2) навязчивые состояния; 3) астенический синдром.
(+)
Вопрос № 19
На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста: 1) ступень слого-аналитического чтения; 2) ступень становления синтетических приемов чтения; 3) ступень синтетического чтения.
(+)
Вопрос № 20
Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания: 1) первичная; (+)
2) вторичная; 3) третичная.
Вопрос № 21
Ведущим механизмом речевого развития обучающихся, воспитанников является (выбрать правильный вариант ответ один): 1. индивидуальный подход; 2. формирование новообразований; (+)
3. сохранный интеллект и сохранная иннервация периферического речевого аппарата; 4. умение выразить мысль при помощи речи и письма
Вопрос № 22
К практическим методам логопедического воздействия относятся: 1) игры, упражнения, моделирование; (+)
2) наблюдение, рассматривание рисунков; 3) рассказ, беседа, чтение; 4) все ответы верны.
Вопрос № 23
С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе? 1) тактильный, 2)зрительный, 3) кинестетический
(+)
Вопрос № 24
Какой вид дислексии обусловлен недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений? 1) аграмматическая дислексия (+)
2) мнестическая дислексия 3) оптическая дислексия 4) семантическая дислексия
Вопрос № 25
Выберите основной биологический фактор возникновения алалии: 1) органическое поражение речевых зон левого полушария; 2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы; 3) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.
(+)
Вопрос № 26
Что является единицей фонологического кода языка: 1) слово; 2) фонема; (+)
3) морфема.
Вопрос № 27
Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного: 1) подробный пересказ, 2) ответы на вопросы по прочитанному; 3) краткий пересказ, 4) составление плана к прочитанному тексту.
(+)
Вопрос № 28
К основным направлениям деятельности учителя-логопеда относятся (исключите неверный вариант ответ1): 1. первичная диагностика речевого развития ребенка; 2. психологическая коррекция свойств личности; (+)
3. консультативная деятельность; 4. логопедическая коррекция
Вопрос № 29
Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией: 1) искажения; (+)
2) пропуски; 3) замены.
Вопрос № 30
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: (исключить неверный ответ) а) Они соответствуют возрасту говорящего (+)
б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают
Вопрос № 31
Какой из терминов характеризует врожденное укорочение уздечки языка: 1) микроглоссия; 2) глоссоптоз; 3) прогения; 4) анкилоглоссия.
(+)
Вопрос № 32
Под структурой речевого дефекта понимается: а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности б) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей (+)
в) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Вопрос № 33
Что является единицей синтаксического кода языка? 1) слово; 2) морфема; 3) предложение. (+)
Вопрос № 34
На занятии у учителя-логопеда находится ребенок четырех лет. Какое слово необходимо выбрать учителю для воспроизведения звуко-слоговой структуры ребенком? 1) капуста (+)
2) помидоры 3) сковорода 4) лекарство
Вопрос № 35
Нарушение слоговой структуры слога в виде уподобления одного слога другому (велосипед – «вевесипед») носит название 1) антиципация (+)
2) персеверация 3) контаминация 4) элизия
Вопрос № 36
Данное речевое нарушение обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: 1) дислалия; 2) ринолалия; (+)
3) заикание; 4) алалия.
Вопрос № 37
Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых нарушений? а) Р. Е. Левина (+)
б) Ф. Ф. Pay в) М. Е. Хватцев
Вопрос № 38
Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа: А. Определить количество звуков в слове; Б. Определить, есть ли заданный звук в слове; В. Придумать слово с 4 звуками; Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец). 1) ГБАВ; 2) БГАВ; 3) БАГВ.
(+)
Вопрос № 39
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата — это… а) ринолалия б) алалия в) дислалия (+)
Вопрос № 40
Предупреждение возникновения новых речевых расстройств внутри имеющегося синдрома – это задача: 1) социальной профилактики; 2) первичной профилактики; 3) вторичной профилактики; (+)
4) третичной профилактики.
Вопрос № 41
Брадилалия — это. а) патологически замедленный темп речи (+)
б) патологически ускоренный темп речи в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
Вопрос № 42
К этиологическим факторам, вызывающим заикание относятся: 1) состояние центральной нервной системы; 2) наличие психической травматизации; 3) генетический фактор; 4) все ответы верны;
(+)
Вопрос № 43
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений включает в себя (исключите неверный вариант ответ): 1. нарушение средств общения 2. нарушение фонационного (внешнего) оформления высказывания 3. нарушение структурно-семантического оформления высказывания 4. нарушение письменной речи
(+)
Вопрос № 44
Предметом логопедии как науки является: а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности (+)
б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Вопрос № 45
При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры: 1) дислалии; 2) дизартрии; (+)
3) заикании.
Вопрос № 46
Какой темп речи характерен для заикания: 1) прерывистый; (+)
2) ускоренный; 3) замедленный
Вопрос № 47
Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации? 1) ОНР, 2) заикание, (+) 3) ФФН,
Вопрос № 48
Мягкое небо вибрирует при следующем виде ротацизма: 1) одноударный; 2) велярный; (+)
3) увулярный; 4) нет верного ответа.
Вопрос № 49
Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи: 1) органическое повреждение экстрапирамидной системы; 2) органическое повреждение продолговатого мозга 3) органическое повреждение мозжечка.
(+)
Вопрос № 50
Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися: 1) твердая, 2) придыхательная, (+)
3) мягкая.
Вопрос № 51
В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений: 1) I блок; 2) II блок; (+)
3) III блок.
Вопрос № 52
Что является единицей синтаксического кода языка? -предложение (+)
Вопрос № 53
Фонематическое восприятие – это: 1) умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова; 2) специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова; (+)
3) тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова; 4) нет правильного ответа.
Вопрос № 54
Проведение работы по дифференциации звуков в произношении необязательно при: 1) параротацизмах; 2) ротацизмах; (+)
3) параротацизмах; 4) парасигматизмах.
Вопрос № 55
Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных: 1) блок регуляции тонуса и бодрствования; 2) блок приема переработки и хранения информации; (+)
3) блок программирования, регуляции и контроля.
Вопрос № 56
Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем — это. а) общее недоразвитие речи б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (+) в) афазия
Вопрос № 57
Р. Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как. (какие) дефекты, при которых нарушена система языка а) фонологические б) фонематические (+) в) антропофонические
Вопрос № 58
Нарушение артикуляции, обусловленное какими-либо патологическими изменениями языка называется: 1) глоссоплегией; 2) гипотонией; 3) гиперемией; 4) глоссолалией.
(+)
Вопрос № 59
Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами): 1) неврозоподобная; (+)
2) органическая; 3) невротическая.
Вопрос № 60
Смысловой уровень речевой деятельности – это: (выбрать правильный ответ) 1) умение оформлять речь в актах членораздельной артикуляции (синтагм) (+)
2) умение использовать знакомые слова 3) умение различать на слух речевые сигналы 4) умение написать диктант без ошибок
Вопрос № 61
Кто из исследователей предложил устанавливать уровни развития активной речи (нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный)? 1) Р.Е.Левина 2) Н.С.Жукова (+)
3) Г.В.Чиркина 4) Т.Б.Филичева
Вопрос № 62
Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий: 1) замены графически сходных букв; 2 нарушение звуко-слоговой структуры слова; (+)
3) изменение формы, времени глаголов.
Вопрос № 63
Как называется явление, когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций? а) искажение (+) б) смешение в) взаимозамена
Вопрос № 64
Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла носят название: 1) логорреи; 2) парафазии; 3) гиперакузии; 4) эхолалии. (+)
Вопрос № 65
Если ребенок вместо слова «булка» произносит «пулка», то это может свидетельствовать о наличии у него: 1) дефекта озвончения; (+)
2) дефекта смягчения; 3) дефекта оглушения; 4) нет правильного ответа.
Вопрос № 66
При каком недостатке произношения свистящие и шипящие звуки произносятся подобно звукам В и Ф: 1) призубный сигматизм; 2) шипящий сигматизм; 3) межзубный сигматизм; 4) нет правильного ответа.
(+)
Вопрос № 67
Что является единицей морфологического кода языка: 1) слово; 2) морфема; (+)
3) предложение.
Вопрос № 68
Дефект произношения звуков [р] и [рь] называется. а) параротацизмом б) ротацизмом (+)
в) сигматизмом
Вопрос № 69
Что не относится к причинам функциональной дислалии? а) педагогическая запущенность б) недоразвитие фонематического слуха в) укороченная уздечка языка
(+)
Вопрос № 70
Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи: 1) головной; 2) грудной; (+)
3) средний.
Вопрос № 71
Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки: А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке; Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами; С. Ориентировка в собственном теле; Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами. 1) САДБ; (+)
2) АСБД; 3) ДБАС.
Вопрос № 72
При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушения звукопроизношения чаще всего проявляются в виде: 1) смешения; 2) замены; 3) искажения; (+)
4) пропуска;
Вопрос № 73
Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами: 1) фонетический; 2) морфологический; (+)
3) традиционный.
Вопрос № 74
Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений: 1) Настоле стояла ваза срозами. (+)
2) На столе стояла васа с росами. 3) На этоле этояла ваэа э роэами.
Вопрос № 75
Особенностями речевой деятельности обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются (один правильный вариант ответ): 1. отсутствие планируемой речи в дошкольном возрасте, бедный словарный запас, предложения в устной речи часто построены неправильно и не являются законченными; письменная речь содержит много специфичных ошибок; 2. речь с плохо развитой регулирующей функцией, отсутствие в речи прилагательных и наречий, в большинстве ситуаций «речь ребенка на холостом ходу» (М.С.Певзнер); (+)
3. замедленное овладение грамматическим строем речи, дефекты произношения, ограниченность активного словарного запаса, трудности овладения письменной речью; 4. патологически замедленные темп речи и темп чтения, неспособность кратко пересказать текст, придумать название к рассказу
Вопрос № 76
К расстройствам структурно-семантического оформления высказывания относится: 1) алалия; (+)
2) ринолалия; 3) дислалия; 4) все ответы верны.
Вопрос № 77
Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций: 1) комплексного подхода; (+)
2) системного подхода; 3) онтогенетический.
Вопрос № 78
Изменение оттенка тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации – это 1) афония 2) ринофония (+)
3) дисфония 4) фонастения
Вопрос № 79
Что является единицей лексического кода языка: 1) слово; (+)
2) фонема; 3) предложение.
Вопрос № 80
Как устаревшее название дислалии? а) гнусавость б) слухонемота в) косноязычие
(+)
Вопрос № 81
Если вместо слова «помидор» ребенок произносит «бамидор», то это может свидетельствовать о наличии у него 1) дефекта смягчения 2) дефекта озвончения 3) дефекта оглушения (+)
4) нет правильного ответа
Вопрос № 82
Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств? 1) неправильная речь окружающих; 2) двуязычие в семье; 3) черепно-мозговая родовая травма.
(+)
Вопрос № 83
При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи: 1) алалии; 2) заикании; (+)
3) дислалии.
Вопрос № 84
Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях: 1) нарушение фонематического слуха: 2) нарушение фонетического слуха; 3) нарушение обобщенного оптического образа буквы
(+)
Вопрос № 85
Приспособление для исправления дефекта твёрдого нёба при его расщелинах носит название 1) ортодонтия 2) синапс 3) обтуратор (+)
4) уранопластика
Вопрос № 86
Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу: а) обогащение и активизации предметного словаря; (+)
б) формирование и развитие артикуляторной моторики; в) развитие слухового восприятия; г) обогащение и активизация предикативного словаря.
Вопрос № 87
Чем обусловлена артикуляторно-акустическая дисграфия? 1) нарушением различных форм языкового анализа и синтеза 2) недоразвитием грамматического строя речи 3) недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений 4) отражением неправильного произношения на письме
(+)
Вопрос № 88
Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере звукопроизношения напоминает моторную алалию) а) бульбарная б) корковая (+)
в) мозжечковая
Вопрос № 89
Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии: 1) нарушение фонематического слуха; 2) нарушение фонетического слуха; 3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций
. (+)
Вопрос № 90
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений основана: 1) на совокупности психологических и лингвистических критериев; 2) на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев; (+)
3) на психологических критериях; 4) на лингвистических критериях.
Вопрос № 91
Что является единицей фонологического кода языка: -фонема (+)
Вопрос № 92
Педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением — это. а) коррекция нарушений речи б) логопедическое воздействие (+)
в) компенсация
Вопрос № 93
Какое из нижеперечисленных нарушений речи относится к расстройствам внутреннего оформления высказывания? 1) брадилалия 2) афазия (+)
3) дислалия 4) дисфония
Вопрос № 94
Речевые нарушения у обучающихся, воспитанников характеризуются следующими особенностями (исключите неверный вариант ответ1): 1. носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; 2. не соответствуют возрасту обучающегося, воспитанника; 3. не являются диалектизмами, безграмотностью речи и следствием незнания языка; 4. не связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи обучающегося, воспитанника
. (+)
Вопрос № 95
Учителю-логопеду нужно составить задание в виде предложения для пятилетнего ребенка. Цель задания: воспроизведение ребенком предложения. Какой вариант соответствует поставленной цели? 1) Водопроводчик чинит водопровод 2) Милиционер ездит на мотоцикле 3) Мальчики слепили снеговика (+)
4) Волосы подстригают в парикмахерской
Вопрос № 96
Логопедия — это. а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. (+)
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
Вопрос № 97
Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте: 1) представление о звуке; 2) представление о графеме; 3) представление о фонеме.
(+)
Вопрос № 98
Что является единицей лексического кода языка: — слово (+)
Вопрос № 99
Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте? а) предметно-действенная б) игра (+)
в) эмоционально-положительное общение со взрослым
Вопрос № 100
Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к разным словам, называется: 1) персеверация; 2) антиципация; 3) контаминация; (+)
4) аккомодация.
содержание .. 100 101 102 103 ..
Виды ротацизма Таблица
Форма | Признаки | Причины |
Полное отсутствие звука | Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные | Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами |
Велярный ротацизм | Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет | Короткая подъязычная связка |
Увулярный ротацизм | Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума | Короткая подъязычная связка |
Боковой ротацизм | Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает | Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти |
Носовой ротацизм | Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng | Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор |
Двугубный ротацизм | Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным | Парезы, слабые мышцы речевого аппарата |
Одноударный | Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. | Парезы, другие артикуляционные нарушения |
Щечный ротацизм | Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки | Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу |
Коррекция
Вне зависимости от вида ротацизма и параротацизма коррекционная работа по устранению речевого дефекта проводится поэтапно. На первых уроках нужно дать ребенку понятие о правильном произношении [р], [рь]. Это необходимо для осознания проблемы и концентрации на верном положении речевых органов для вибрации. Затем проводите постановку звука, автоматизация, дифференциацию и введение в повседневную речь.
Правильная артикуляция звуков [р], [рь]
С физиологической точки зрения, нормальная артикуляция [р] выглядит так:
- Губы не двигаются.
- Зубы раскрыты на 3-4 мм.
- Кончик языка поднимается к щели между зубами, замирает за верхней челюстью и дрожит.
- В момент прохождения воздушной струи напрягается, бьет кончиком по передней части верхнего неба.
- Средняя часть спинки язычка прогибается.
- Проход в нос закрыт мягким небом.
- Голос образует гудящий звук на выдохе.
Артикуляция мягкого [рь] происходит по тем же законам с небольшими отличиями:
- В момент выдоха средняя часть спинки прогибается и поднимается к твердому небу.
- Кончик находится ниже, чем при твердом произношении.
- Задняя часть язычка и его корень продвинуты вперед.
Подготовительный этап
Необходим для подготовки органов речи к артикуляции сонорного. Ребенок должен овладеть язычком, контролировать и ощущать вибрацию. Для этого используются упражнения на развитие эластичности языка, растяжение подъязычной связки, раздражение лицевых, щечных нервов:
- Лошадка Язык присасывается к верхнему небу, затем отрывается и громко щелкает. Звук нужно производить по заданию педагога: громко, быстро, медленно, тихо.
- Кучер Развивает мышцы губ. Рот закрывается, губы вибрируют, ребенок проговаривает протяжное “тпру-у-у”, “тр-р-р”.
- Маляр Необходим для растяжения подъязычной уздечки. Вытягиваем язык вверх и гладим кончиком верхнее небо.
- Зубная щетка Нужно улыбнуться, высунуть кончик языка, почистить зубы снаружи и изнутри. Движения должны быть медленными, челюсти зафиксированы.
- Качели Широкий язык поднимайте, заводите за верхние зубы, потом опускайте за нижние зубы. Рот открыт на несколько сантиметров.
- Барабанщик Необходимо для тренировки кончика языка. Открываем ротик нешироко, заводим язычок за нижние зубы, стучим и проговариваем “д-д-д”. Постепенно увеличиваем темп ударов.
Комплекс артикуляционной гимнастики на звук р проводится не только на подготовительном этапе, но и для разогрева мышц речевого аппарата перед каждым занятием с логопедом. На начальном этапе уделяйте ей не менее 15-20 минут, взрослым и подросткам можно увеличить время до 30 минут.
Постановка
Самый длительный и сложный этап логопедической работы. Есть несколько методов постановки [р], [рь]:
- Подражание звуковому образу и зрительному восприятия артикуляции. Это мало результативный метод, поэтому используется при незначительных речевых нарушениях без сопутствующих заболеваний.
- Механический. Это логопедический массаж с помощью зондов, шпателя. В процессе работы органы обучаются принимать нужно для произношения вибрирующих звуков положение.
- Постановка [р] с помощью ужу поставленных звуков. Некорректно произносимая фонема формируется из уже хорошо освоенных.
- Смешанный метод. Сочетает в себе подражание артикуляции, зондовый массаж и постановку через уже автоматизированные звуки.
Исправление дефекта начинают с изучения типа болезни. Диагноз ставится на основание логопедического обследования.
Рассмотрим подробнее универсальный метод логопедических занятий по коррекции ротацизма и параротацизма — смешанный. Он состоит их нескольких этапов:
- Постановка фрикативного [р] от фонемы [ж]. Научите ребенка проговаривать шипящую без вытягивания губ вперед, поднимая язык к альвеолам. Пусть пробует рычать при таком положении органов. Звук получается глухой, толчок воздушной струи сильный. Закрепите полученный результат в простых открытых слогах.
- Переход к полноценной вибрации проводите с помощью зонда в виде шарика. Ребенок произносит фрикативный вариант фонемы, педагог в это время проводит шариком по нижней части языка вперед-назад и вызывает вибрацию кончика по верхнему небу. Движения должны быть быстрыми, а воздушная струя пускаться с силой и достаточным напором. Дома используйте шпатель или чайную ложку. Это технология постановки сонорного считается самой эффективной.
Если смешанный метод с использованием зонда-шарика не дал результат, используйте еще один вариант избавления от дефекта:
- Отталкивайтесь от слога [за]. Ребенок повторяет слог многократно, постепенно перемещает язык вверх, поднимает к альвеолам. Должен получиться фрикативный [р].
- При произношении полученного [р] в сочетании с [а] удлиненным зондом массируйте и поднимайте кончик языка к небу, двигайте справа-налево. Получится чистый [р] без протяжности.
- Пробуйте постановку с другими гласными. На начальном этапе не йотированными: [у], [о], [э], [ы].
- Постановку [рь] начните со слога [зи] и действуйте по предыдущей схеме.
Еще один способ вызвать возникновение [р] в речи начать постановку от звука [л]:
- Закрепите артикуляцию твердого варианта [л].
- В игровой форме предложите ребенку “погулять” язычком по небу вперед-назад.
- Когда кончик языка дойдет до передней части неба, нужно задержать его на этом месте и пробовать вибрировать.
- Получится одноударный [р].
- Закрепляйте произношение в слогах с гласными.
Важно! Обращаться за помощью к логопеду с нарушениями произношения сонорного звука [р] и его мягкого варианта [рь] нужно после 4 лет. В норме здоровые дети начинают его произносить без посторонней помощи к 5 годам. До этого возраста малыш должен хотя бы пытаться рычать, проговаривать звук в начале слова.
Автоматизация
Начинайте после получения раскатистой вибрации. Начните с твердого варианта [р], постепенно подключайте мягкий [рь]. В работе с детьми важно использовать таблицы, картинки, стихотворения.
В слогах
Это механическое повторение слогов. Сначала предлагайте такие задания, в которых [р] стоит в начале, затем в конце, на заключительном этапе можно сочетать [р] с другими согласными.
Ра-ра-ра – хорошая пора Ро-ро-ро – легкое перо Ру-ру-ру – бублик я беру
Тра-тра-тра – выросла трава Три-три-три – чужое не бери
Арь-арь-арь – купим мы фонарь Дре-дре-дре – рыбки там в ведре
В словах
Подключайте чтение или произношение односложных слов:
Мир, дар, пар, шар, тир, сор, бор….
Затем из нескольких слогов с одной фонемой [р]:
Комар, базар, ковер, командир, офицер, пассажир…
Чтение слов с [р] в середине слова:
Бархат, фартук, зоркий, тормоз, пятерка, дергать, перчатки… Произношение слов в несколькими [р], читать нужно по слогам: Простор, разговор, кругозор, проворный, шаровары, разбирать, раскрывать, разворачивать…
Чтение словосочетаний:
Трудная работа, озорной воробей, дорогой подарок…
Для закрепления правильной артикуляции используйте игры:
- Дополни предложение. Понадобятся сюжетные картинки. Например, на тему “Огород”, “Животные”. Я вижу на фото (говорит педагог)…рысь (заканчивает ребенок). Мама сажает в саду …редьку.
- Назови по порядку. Пригодятся предметы, в названиях которых есть [р]. Это фонарь, букварь, робот, ручка и т.д. Разложите их нас толе и просите назвать по порядку.
- Расскажи историю. Это рассказ по картинке. Ребенок составляет монолог сам. Это постепенный переход к дифференциации в свободной речи.
На заметку! Одновременно с обучением правильной артикуляции сонорных [р],[рь] проводите тренировку отличия звуков на слух.
Причины ротацизма
Сам по себе ротацизм является нарушением, вытекающим из таких речевых нарушений, как: механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия.
Часто ротацизму подвержены дети с ФФНР и ОНР.
Как факторы развития ротацизма рассматриваются:
- Аномалия языка. Это может быть короткая уздечка, препятствующая языку подниматься вверх.
- Аномалия зубочелюстной системы. Расщелины в нёбе и боковой прикус способствуют утечке воздуха сквозь щель. Так и твёрдое нёбо является осложнением для артикуляции Р.
- Слабые артикуляционные мышцы. Они препятствуют правильному произнесению звуков Р и Рь. Вибрации языка практически не происходит, поэтому струя выдыхаемого воздуха слишком слаба.
- Проблемы с фонематическим слухом. Ребёнок просто не сопоставляет правильный звук с тем, который произносит он сам. но это встречается редко. Чаще всего звук просто заменяется на тот, который ребёнку легче произнести.
- Дизартрия. Здесь имеет место быть увулярный и велярный ротацизм. Частыми случаями является боковое искажение, что приводит к паретичности щёк и языка.
- Двуязычие и подражание. Если в семье говорят ещё и на другом языке (увулярный — если на французском, или гортанный — если в семье слышна немецкая речь), то ребёнок просто подражает произношению, даже не замечая.
Диагностика
Как правило, диагностировать ротацизм может специалист-логопед. Он беседует с родителями ребёнка, чтобы исключить факт двуязычия в семье.
После этого проводят:
- Обследование органов артикуляции. Осматривают строение губ, ряда зубов, языка, мягкого и твёрдого нёба. Важно исследовать полость рта на наличие короткой уздечки, либо неправильного прикуса. Также следует выяснить, нет ли лицевой расщелины и т.п. Также необходимо определить, не прогрессирует ли какая-либо форма дистонии.
- Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Специалист осматривает язык и губы, даёт несколько тестовых заданий на определение объёма, темпа, точности, переключаемости движений и способности удерживания артикуляционной позы.
- Анализ фонематического слуха. Специалист проверяет речевой слух, используя упражнения на дифференциацию изолированных звуков на уровне слов и слогов.
- Обследование звукопроизношения. Логопед с помощью специальных упражнений изучает, насколько правильно ребёнок произносит изолированные звуки в разных частях слова. Одновременно делается вывод о виде ротацизма. Это очень важно, чтобы назначить правильную коррекционную программу.
Параротацизм
Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего [р] и мягкого [рь] на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.
Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука [р]:
- [в]: произносится без вибрации: рука-вука
- [д]: рыбка-дыбка
- [г]: паром- пагом
- [л]: крот-клот, [л] чаще проговаривается в мягком варианте — [ль]
- [ы]: ромашка – ымашка
- [й]: рот – йот.
Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:
- Родовые травмы
- Двуязычие в семье
- Наследственность
- Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
- Нарушения слуха
- Неправильный прикус
- Травмы языка, челюсти
Методы коррекции ротацизма
Существуют различные логопедические средства для исправления нарушений речи при ротацизме.
Иногда справиться с этим недугом с помощью таких средств просто невозможно.
Поэтому приходится прибегать к медицинской помощи. Например, чтобы исправить дефект короткой уздечки, потребуется её подрезание.
Если есть неправильный прикус, то требуется на какое-то (иногда продолжительное) время носить брекеты.
Так же и некоторые медикаментозные средства помогают достичь нужного эффекта.
Но это уже назначение должен делать, например, невролог.
Основой же коррекционной работы при ротацизме является проведение специальных занятий с логопедом.
Как правило, работа ведётся в поэтапном режиме: подготовительный этап, постановка и автоматизация звуков, переход и укрепление речи.
Подготовительный этап
Сначала необходимо познакомить человека с правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’].
Хорошо помогает в этом случае наглядность — рисунки, схемы, презентации.
Очень хорошо зарекомендовали себя звуковые видеослайды, когда обучающийся не только слышит звук, но и видит, каким образом ставится язык, растягиваются губы.
Звуковые файлы можно включать многократно.
Раньше всё это делал логопед — произносил, показывал на себе.
Сейчас на помощь пришла техника. На компьютере всё можно чётко увидеть и услышать.
Многократное воспроизведение записи облегчает задачу специалиста.
На подготовительном же этапе показывают, каким должен быть выдох при произнесении звуков [Р] и [Р’].
Проведение артикуляционной гимнастики способствует:
- выработке подъёма языка вверх;
- активизировать кончик языка;
- научиться вибрировать языком;
- растягивать подъязычную связку.
Далее проводится работа с дыханием. Упражнения подбираются логопедом.
Он же делает логопедический массах, если возникает необходимость в этом.
Упражнения на артикуляцию и дыхание необходимо выполнять не только в кабинете логопеда, но и дома.
Выполнение этих упражнений в домашних условиях не менее двух раз в день подготовят к основным занятиям по постановке и автоматизации звуков [Р] и [Р’].
Следует отметить, что подготовительный этап является очень важным.
И пока навыки выдерживать артикуляционную позу и контролировать выдох не сформируются, переходить к следующему этапе не стоит.
Обучаемый должен иметь сильную направленную воздушную струю.
Упражнения подготовительного этапа
Подготовка органов речи к артикуляции Р-Рь, который является сонорным, поможет овладеть вибрацией.
Следующие упражнения подготовят речевой аппарат, помогут растянуть подъязычную связку и поспособствуют развить эластичность языка.
Упражнение «Лошадка»
Язык прижимается к верхнему нёбу с последующим щёлканьем.
Громкость и темп выполнения щелчков можно изменять.
Упражнение «Кучер»
Благодаря этому упражнению развиваются губные мышцы.
Во время выполнения рот нужно закрыть, заставить губы вибрировать и в это время проговаривать протяжно «тпру-у-у-у-у-у», а затем «тр-р-р-р-р».
Упражнение «Маляр»
Это упражнение необходимо для того, чтобы растянуть уздечку под языком.
Для этого язык подтягивается вверх, затем кончиком начинаем как бы гладить верхнее нёбо.
Упражнение «Зубная щётка»
Улыбаясь, требуется высунуть кончик языка и почистить зубы. Язык должен двигаться по наружной поверхности зубов, а затем по внутренней.
Движения медленные, челюсти в зафиксированной позиции.
Упражнение «Качели»
Язык в распластанном состоянии нужно поднять, завести за верхний ряд зубов с последующим опусканием за нижние зубы.
Рот открывается при этом всего лишь на несколько сантиметров.
Упражнение «Барабанщик»
Это упражнение поможет потренировать кончик языка.
Рот открывается не широко, язык заводится за нижние зубы, при этом необходимо стучать и проговаривать «д-д-д-д».
Темп увеличивается медленно и постепенно.
Такой набор упражнений проводят не только во время подготовительного этапа.
Их же используют и для разогрева мышц в начале каждого логопедического занятия, когда планируется коррекция ротацизма.
По времени эти тренировки сначала продолжаются в течение 15-20 минут, в последующем продолжительность увеличивается до 30 минут.
Постановочный этап
Разные формы ротацизма требуют разного подхода к коррекционным мероприятиям.
Но как показывает практика, эффективнее всего работают дифференцированные методы постановки звука.
Достичь произношения, которое бы соответствовало норме русского языка, возможно:
- подражательным способом – например, подражать рычанию собаки или льва, воронье карканье или звуки двигателя авто;
- исходить из опорных звуков Д и Ж;
- многократное «тд», «дж»;
- артикуляционные упражнения;
- механическая помощь коррекции вибрации кончика языка с использованием постановочного зонда или его заменителя.
В редких случаях постановка звука осуществляется в два этапа (например, при щёчном ротацизме).
На начальном этапе работают над проторном звучании, а затем уже отрабатывается вибрация.
Отработка мягкого Р идёт вслед за поставленным твёрдым с последующим выходом на йотированный или И.
Есть универсальный метод, который используется логопедами для устранения ротацизма.
Включает в себя несколько шагов:
- Постановка фрикативного Р от Ж. Ребёнка учат произносить звук без вытягивания губ, язык поднимается к альвеолам. В этом положение требуется порычать. Звук глухой, воздушная струя сильная. При таком звучании вводят звук в открытые слоги.
- Начинается постановка полноценной вибрации с использованием зонда-шарика. Зонт проводится по нижней части языка взад-вперёд во время проговаривания фрикативной фонемы. Движения должны быть быстрыми. Струя воздуха сильная с напором. В домашних условиях можно вместо зонда использовать чайную ложку. Этот метод наиболее эффективный в работе с сонорными.
Другой способ называют смешанным. Он используется только в редких случаях, когда зонд-шарик не помог постановке правильного звука.
При смешанном способе:
- Постановка начинается от слога ЗА – ребёнок много раз проговаривает слог, язык при этом плавно продвигается вверх к альвеолам. В итоге должен получиться фрикативный Р.
- Когда получится Р в сочетании с А, начинается массаж удлинённым зондом и поднятие кончика языка к нёбу. Зонд двигается слева-направо и постепенно Р становится не протяжным, чистым.
- Возможно отталкиваться от других гласных. Например, от йотированных: У, О, Э, Ы.
- Чтобы получить Рь, отталкиваются от ЗИ. Схема, как в упражнении чуть выше.
Автоматизация
Автоматизация правильного произношения звука Р-РЬ осуществляется в игровой форме, начиная от очень простых, лёгких упражнений с постепенным усложнением.
Речевой материал подбирается в следующей последовательности:
- слоги, ряды слогов (прямые, обратные);
- слова с нахождением данного звука в разных частях слова;
- словосочетания;
- предложения;
- чистоговорки.
Далее берутся стихи и рассказы с большим количеством Р/РЬ.
Продолжительность коррекционных занятий при ротацизме составляет от полутора до трёх месяцев.
В редких случаях может и больше. Индивидуальные особенности, причины дефекта, регулярность выполнения упражнений, а также и мастерство логопеда – всё это сказывается на длительности исправления звукопроизношения.
Труднее всего прийти к правильному произношению Р/РЬ при дизартрии. При таком диагнозе логопедическая помощь может потребоваться в течение месяцев и даже лет.
Коррекционная работа с детьми, как правило, ведётся в игровой форме. Используются небольшие и интересные стишки, наглядный материал.
Сначала логопед добивается хорошей вибрации, твёрдого варианта Р, лишь затем переходит к автоматизации мягкого.
В слогах
Никакого творчества при работе со слогами не придумаешь. Это обычное повторение. Многократное.
Но разнообразить задания возможно.
Сначала это будут слоги, начинающиеся со звука Р. Затем группа слогов с позицией Р в середине слога. И завершающий этап – Р в конце слога.
Простое повторение быстро надоедает.
Поэтому можно придумывать небольшие рифмочки.
Ра-ра-ра – на дворе жара. Ро-ро-ро – посреди двора ведро. Ру-ру-ру – несу ведро по двору.
Тра-тра-тра – выхожу во двор с утра. Три-три-три – как красиво, посмотри.
Арь-арь-арь – ты возьми с собой фонарь.
Дре-дре-дре – караси живут в ведре.
В словах
- Слова на первых порах лучше брать односложные, аналогично трёхбуквенным слогам: мир, дар, шар, тир, кар, бор, вор…
- Далее используем слова, состоящие из двух слогов, в одном из которых есть Р: комар, маляр, пожар …
- Далее переходим к чтению слов с Р в середине слова: ведро, квадрат, шаровары, горох, пирог, ура, гора…
В словосочетаниях
Словосочетания должны быть весёлыми, чтобы ребёнку было интересно с ними работать.
Из них тоже можно составлять рифмовочки.
Озорной воробей, Комара ты не бей.
Пора печь пирог, Не забудь про творог.
Закрепляем правильную артикуляция в игровой форме:
- На картинке изображены животные, среди них… – огромная Рысь (заканчивает ребёнок).
- На грядке выросла большая-пребольшая… — румяная Репа.
- Отложи в сторону картинки с предметами, в названиях которых есть звук Р и придумай словосочетания, чтобы в каждом слове была Р (красная ручка, красивый букварь, огромный фонарь …).
Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке
Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.
Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.
Если рассечение уздечки не было сделано в младенчестве, ее подрезают в дошкольный период. Подрезание дошкольникам делают под местным наркозом. Уздечку рассекают и накладывают саморассасывающиеся швы. Новейшие технологии позволяют проводить данную операцию с использованием лазера. Лазерный метод минимизирует болевые ощущения, уменьшает отек после операции, позволяет обойтись без наложения швов. Послеоперационная реабилитация включает в себя специальную диету и гимнастику для разработки уздечки.
Альтернативным способом коррекции укороченной подъязычной связки является артикуляционная гимнастика. Это не менее эффективный, и вместе с тем безболезненный метод. Суть заключается в выполнении логопедических упражнений для языка.
Обычно они очень утомляют ребенка, зачастую провоцируют неприятные ощущения. По причине этого недостатка выполнять их следует под контролем логопеда, постепенно увеличивая нагрузку. Для растягивания укороченной уздечки безоперационным способом необходимо продолжительное количество времени.