Формы дизартрии их характеристика нарушения (Таблица)

Дизартрия – это патология речевой функции, при которой нарушается передача возбуждения к артикуляционным мышцам, поражаются ядра бульбарных нервов. Причин данного состояния много, но в любом случае клиническая картина включает патологию моторики речи, дефект произношения звуков, изменение голоса, неправильную постановку ударения в словах, а в самых сложных случаях тяжелая дизартрия приводит к полной утрате функции звуковоспроизведения.

Диагностика состояния включает не только оценку степени тяжести дизартрии, но и исследования основного заболевания, которое послужило причиной ее возникновения.

Неврологи и логопеды все еще активно ведут обсуждения по поводу общепринятой классификации дизартрии, но консенсус пока не достигнут.

Классификация дизартрии, которая основана на локализации патологического очага включает следующие виды:

  • Бульбарную дизартрию – связанная с вовлечением в патологический процесс ядер черепно-мозговых нервов, которые локализованы в продолговатом мозге;
  • Псевдобульбарную дизартрию – при которой патология касается проводящих путей, которые соединяют моторные центры коры с ядрами бульбарных нервов;
  • Подкорковую дизартрию – при которой поражаются подкорковые ядра мозга;
  • Дизартрию мозжечковую – патология мозжечка и его путей проведения;
  • Корковую дизартрию – очаговая патология собственно коры головного мозга.

Классификация дизартрии по степени выраженности разделяет ее на стертую, дизартрию легкой степени, средней и тяжелой.

В Юсуповской больнице уже долгие годы успешно ведутся пациенты с данным видом патологии. Врачи получают колоссальные результаты не только при стертой дизартрии, но и при тяжелой степени дизартрии. Подход к диагностике и лечению отличается качеством оборудования, специализацией врачей и отношение медицинского персонала. В Юсуповской больнице все работники понимают какую ответственность на себя берут и как тяжело их пациентом, поэтому ко всем относятся приветливо и с сочувствием. Юсуповская больница работает круглосуточно и помогает в любое время дня и ночи. Записаться на консультацию можно по телефону и в online режиме.

Причины дизартрии

Причин развития дизартрии очень много. В целом все сводится к следующим патогенетическим механизмам:

  • Гипоксия мозга;
  • Родовая травма;
  • Инфекционное поражение головного мозга;
  • Новообразование головного мозга;
  • Внутримозговая гематома;
  • Травматическое поражение головного мозга;
  • Дегенеративные поражения головного мозга и т.д.

Гипоксия мозга может возникать в следствии множества причин. Если мать перенесла тяжелое заболевание, есть место резус-конфликта, тяжелого токсикоза, то гипоксия развивается еще внутриутробно. У взрослых же к кислородному голоданию головного мозга приводит прогрессирование таких заболеваний как атеросклероз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь и т.д. В этом случае клинические проявления постепенно прогрессируют. В случае инсульта – клиническая картина возникает внезапно.

Травматические повреждения – причина номер один у детей после года и молодых людей. В случае травмы головного мозга могут возникать гематомы, размозжается мозговое вещество, нарушаются пути проведения импульсов и т.п. Очень часто для устранения патологии необходимо проводить нейрохирургическую операцию.

Инфекционные поражения приводят к диффузному воспалительному процессу в головном мозге. Дегенеративные – к дегенерации и гибели связывающих структур.

Родовая травма становится причиной повреждения структур мозга с последующими нарушениями строения и функции.

Разные степени дизартрии имеют свои особенности.

Особенности стертой дизартрии

Стертая дизартрия – патология, при которой наблюдаются негрубые нарушения нервной проводимости органов артикуляции. У пациентов есть легкие нарушения звуковоспроизведения и дефекты постановки ударения. Речь при стертой дизартрии не четкая и маловыразительная. У пациентов возникают сложности со звуковоспроизведением определенных фонетических групп, с их автоматизацией. Наиболее распространена эта форма среди детей. Признаки дизартрии наблюдаются и в письме – почерк при дизартрии неразборчивый, а пишут дети медленно.

Стертая дизартрия диагностируется при определении неврологического и логопедического статуса.

В зависимости от локализации очага – отличаются и клинические проявления. При стертой корковой дизартрии нарушается только фонетика, с сохранностью фонематики и правильностью ударения, так как затрагивается только участок коркового центра.

В случае поражения ядер и ганглиев, наблюдается выраженные нарушения ударения, а вот расстройства восприятия и произведение звуков практически сохранены, либо нарушены незначительно.

Псевдобульбарная дизартрия приводит к равномерному нарушению всех компонентов речи, так как поражаются пути проведения от коры к бульбарным ядрам.

Смешанная форма чаще включает дефект звукопроизношения и различия звуков.

Легкая степень стертой дизартрии характеризуется минимальными проявлениями дефектов произношения и ударения и достаточно часто остается не замеченной. Но при тщательном обследовании специалистом патология устанавливается. Коррекция легкой степени стертой дизартрии включает занятия на дыхание, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логопедический и общий массаж, коррекцию речи и т.п.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА

Более 50 процентов инсультов сопровождаются речевыми расстройствами различной степени тяжести. Инсульт может лишить пациента полностью или частично важнейшего и самого привычного способа коммуникации — речи. Окружающие перестают понимать своего близкого, он сам тяготится невозможностью выразить свои чувства, желания и потребности.

Специалисты логопеды-афазиологи Неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения Ростовской областной клинической больницы помогают в случаях:

  • нарушений речи при любой форме афазии и дизартрии;
  • нарушений чтения, письма и счета;
  • тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры (логопедический и точечный массаж);
  • речевого дыхания, преодоление заикоподобных запинок (дыхательная гимнастика, логоритмика);
  • расстройства функции глотания (дисфагия).

Афазия

Афазия — это системное нарушение речи, обусловленное локальным поражением тех или иных речевых зон мозга.

У больных афазией страдает собственно устная речь, восприятие и понимание обращенной речи, внутренняя речь, чтение и письмо. Также страдает слуховая, двигательная, личностная сферы, психические процессы.

Афазия — одно из наиболее сложных расстройств. Для ее преодоления требуется ранняя логопедическая реабилитация больных.

Как проходит восстановление речи при афазии.

Используются стимулирующие и растормаживающие методы:

  • беседы на бытовые и профессиональные темы;
  • счет, дни недели, месяцы по порядку;
  • договаривание пословиц, фраз;
  • ответы на вопросы словами «да» и «нет»;
  • глобальное чтение и письмо.

Восстановление зависит от возраста пациента, психического и речевого статуса и формы нарушения.

Практика показывает, что своевременно начатое восстановление речи, профессиональный подход, правильно и индивидуально подобранные методы дают положительные результаты.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное плохой иннервацией мышц артикуляционного аппарата.

Язык, губы, мягкое небо становятся малоподвижными и человек не только плохо говорит, но и испытывает трудности при удержании слюны и воздуха во рту.

Для восстановления правильного произношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Дисфагия

Дисфагия — расстройство глотания, часто наблюдающееся после инсульта. Коррекцией этого нарушения так же занимается логопед, но ему нужна помощь самого пациента или его родственников.

Советы родственникам, ухаживающим за пациентом с нарушением глотания:

  1. Никогда не кормите лежачего пациента.
  2. Давайте только небольшое количество пищи одномоментно.
  3. Никогда не запрокидывайте голову пациента назад во время кормления.
  4. Не давайте напитки вместе с пищей. Напитки должны даваться до или после нее.
  5. Пища и питье должны всегда аппетитно выглядеть и пахнуть.

Необходимо отводить достаточно времени для приема пищи. Важно, что бы во время приема пищи пациент чувствовал себя безопасно и получал удовольствие.

Особенности легкой степени дизартрии

При легкой степени дизартрии отсутствуют грубые нарушения. При 1степени дизартрии артикуляционная моторика не точная и замедленная. Речь понятно, но все-таки заметен некий дефект. Из-за дефекта нарушается коммуникация. Пациенты предпочитают разговаривать, используя короткие слова и предложения. Нередко из-за дефекта речи возникают невротические расстройства. У детей, в которых функция речи только начинает формироваться, диагноз легкая дизартрия должен немедленно подвергаться лечению для избегания общего недоразвития речевой функции в перспективе. Не леченая дизартрия в будущем приведет к нарушению письменной речи. Если не корректировать нарушения речи в детском возрасте в перспективе это приведет к задержке психического развития ребенка. Дети с легкой степень дизартрии получают обучение в общеобразовательных школах.

Грубых дефектов жевания и глотания нет, но иногда наблюдаются поперхивания и покашливания. Мимика пациента, как правило, не нарушена.

Формы дизартрии их характеристика нарушения (Таблица)

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкое небо, язык, губы), что затрудняет артикуляцию. У взрослых дизартрия не связана с расстройством речевой системы: нарушениями слуха, чтения и письма. Часто в детстве дизартрия приводит к нарушению произношения слов и, как следствие, нарушению чтения и письма, а иногда и общему недоразвитию языка. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначат лечение и коррекцию логопеда.

Таблица основные формы дизартрии их характеристика нарушения

Характеристика, нарушения Основные формы дизартрии
Спастико-паретическая дизартрия Спастико-ригидная дизартрия Гиперкинетическая дизартрия Атактическая дизартрия
1. Ведущий синдром Спастический парез Спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности Гиперкинез Атаксия
2. Форма ДЦП Спастическая диплегия, гемипарез Двойная гемиплегия Гиперкинетическая форма ДЦП Атонически-астатическая форма ДЦП
3. Характер нарушения мышечного тонуса Спастичность, реже – гипотония Спастичность мышц и ригидноть (максимальное резкое повышение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре усиливающиеся под влиянием внешних раздражителей) Дистония, реже гипотония (большая) зависимость тонуса от внешних влияний, эмоционального состояния, произвольных движений. Гипотония
4. Наличие непроизвольных насильственных движений и синкинезий Синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма. Частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения) Гиперкинезы языка, лица, шеи; синкинезии. Тремор языка (при целенаправленных движениях)
5. Нарушения артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса, мимики. Снижение объёма и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз (кинетическая апраксия); переключение от одной артикуляции к другой (кинетическая апраксия). Гипомимия лица. Объём артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение – с удлинением латентным периодом (до нескольких минут). При включении в движение – резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжён, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удаётся вывести из полости рта. Недифференцированность губных и язычных движений (смешенная губно-язычная артикуляция). Мимика очень бедная (лицо застывшее, маскообразное). Объём артикуляционных движений может быть достаточным. Особые трудности удержания и опущения артикуляционной позы (кинестетическая апраксия) и при переключении от одной артикуляции к другой, то есть страдает автоматизация артикуляционных движений (кинетическая апраксия). Дисметрия (несоразмерность) арткуляционных движений; чаще – гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляционных укладов (кинестетическая апраксия). Мимика вялая.
6. Состояние акта приёма пищи (жевание, глотание) Акт приёма пищи замедлен, но координирован.

Процессы жевания и глотания нарушены (затруднены)

Грубо нарушены жевание, откусывание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием глотанием. Процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированны Жевание ослаблено
7. Разборчивость речи. Нарушения звукопроизношения Разборчивость речи снижена (в различной степени). В тяжёлых случаях может отмечаться нарушение (смазанность) звукопроизношения всех групп. Усреднённость гласных. Страдает произношение переднеязычных звуков (свистящие, шипящие, соноры). Часто стёрта разница между глухими — звонкими, твёрдыми — мягкими звуками (чаще – палатализация). Нарушены смычные губные звуки. Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих. Разборчивость снижена (речь невнятная, смазанная, порою малопонятная). Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны). Много искажений звуков (щелевые и соноры). Разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязычные, губные, взрывные звуки.
8. Нарушения дыхания Нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий). Тяжёлые нарушения дыхания Тяжёлые нарушения дыхания Асинергия – асинхронность дыхания, голосообразования и артикуляции
9. Нарушения голоса Голос недостаточной силы и звонкости (слабый, истощаемый). Может быть назализация (носовой оттенок голоса). Голос тихий, глухой, сдавленный, напряжённый Голос напряжённый, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация голоса. Голос истощающийся, затихающий к концу фразы; с носовым оттенком.
10. Нарушения просодики Снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации. Голос маломодулированный, монотонный. Темп замедленный. Модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстрённый. Мелодико-интонационная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный оттенок. Слабая выраженность или отсутствие модуляций (голос монотонный, немодулированный) Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм речи скандированный. Темп замедленный.
11. Вегетативные расстройства Гиперсаливация (птиализм, слюнотечение) Гиперсаливация (птиализм, слюнотечение) Слюнотечения при «чистом» гиперкинетическом синдроме обычно нет Может быть гиперсаливация
Спастико-паретическая дизартрия Спастико-ригидная дизартрия Гиперкинетическая дизартрия Атактическая дизартрия

Особенности средней степени дизартрии

Средняя степень тяжести дизартрии уже характеризуется грубыми дефектами произношения, мимики, жевания и глотания. Речь при этой степени дизартрии становится нечленораздельной, смазанной, непонятной.

Дети со средней степенью дизартрии обучаются в специализированных школах. Родственники спустя определенное время привыкают и начинают понимать речь пациента. Мимика пациента со средней степенью дизартрии скудная. В большинстве случаев наблюдается слюнотечение. Прием пищи затруднен вследствие дефектов жевания и глотания.

Особенности тяжелой степени дизартрии

Что это — дизартрия 3 степени, и какие ее проявления уяснить легко, так как при дизартрии тяжелой степени функция звукообразования полностью или практически полностью отсутствует.

Дизартрия 3 уровня характеризуется отсутствием речевой функции, маскообразным выражением лица, слюнотечением, грубыми нарушениями жевания и глотания. Рот пациентов открыт постоянно, язык не двигается. Дети обучаются в специальных школах, где по индивидуальной программе осваивают общеобразовательные предметы.

Степени тяжести дизартрии

Дизартрия у ребенка имеет 3 степени тяжести:

  • Анартрия – это полное отсутствие голоса и речи. Возможны отдельные нечленораздельные звуки.
  • Непосредственно дизартрия. Ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.
  • Стёртая дизартрия. Данный вид заболевания встречается наиболее часто. Ребенок не сильно выделяется среди сверстников, однако при этом достаточно неловок, быстро утомляется в процессе выполнения нагрузок, имеет стойкие расстройства в произношении звуков (по большей части — шипящих и свистящих). При разговоре проблемы с артикуляцией у ребенка выражены неярко, губы двигаются минимально.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]