Дизартрия – это патология речевой функции, при которой нарушается передача возбуждения к артикуляционным мышцам, поражаются ядра бульбарных нервов. Причин данного состояния много, но в любом случае клиническая картина включает патологию моторики речи, дефект произношения звуков, изменение голоса, неправильную постановку ударения в словах, а в самых сложных случаях тяжелая дизартрия приводит к полной утрате функции звуковоспроизведения.
Диагностика состояния включает не только оценку степени тяжести дизартрии, но и исследования основного заболевания, которое послужило причиной ее возникновения.
Неврологи и логопеды все еще активно ведут обсуждения по поводу общепринятой классификации дизартрии, но консенсус пока не достигнут.
Классификация дизартрии, которая основана на локализации патологического очага включает следующие виды:
- Бульбарную дизартрию – связанная с вовлечением в патологический процесс ядер черепно-мозговых нервов, которые локализованы в продолговатом мозге;
- Псевдобульбарную дизартрию – при которой патология касается проводящих путей, которые соединяют моторные центры коры с ядрами бульбарных нервов;
- Подкорковую дизартрию – при которой поражаются подкорковые ядра мозга;
- Дизартрию мозжечковую – патология мозжечка и его путей проведения;
- Корковую дизартрию – очаговая патология собственно коры головного мозга.
Классификация дизартрии по степени выраженности разделяет ее на стертую, дизартрию легкой степени, средней и тяжелой.
В Юсуповской больнице уже долгие годы успешно ведутся пациенты с данным видом патологии. Врачи получают колоссальные результаты не только при стертой дизартрии, но и при тяжелой степени дизартрии. Подход к диагностике и лечению отличается качеством оборудования, специализацией врачей и отношение медицинского персонала. В Юсуповской больнице все работники понимают какую ответственность на себя берут и как тяжело их пациентом, поэтому ко всем относятся приветливо и с сочувствием. Юсуповская больница работает круглосуточно и помогает в любое время дня и ночи. Записаться на консультацию можно по телефону и в online режиме.
Причины дизартрии
Причин развития дизартрии очень много. В целом все сводится к следующим патогенетическим механизмам:
- Гипоксия мозга;
- Родовая травма;
- Инфекционное поражение головного мозга;
- Новообразование головного мозга;
- Внутримозговая гематома;
- Травматическое поражение головного мозга;
- Дегенеративные поражения головного мозга и т.д.
Гипоксия мозга может возникать в следствии множества причин. Если мать перенесла тяжелое заболевание, есть место резус-конфликта, тяжелого токсикоза, то гипоксия развивается еще внутриутробно. У взрослых же к кислородному голоданию головного мозга приводит прогрессирование таких заболеваний как атеросклероз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь и т.д. В этом случае клинические проявления постепенно прогрессируют. В случае инсульта – клиническая картина возникает внезапно.
Травматические повреждения – причина номер один у детей после года и молодых людей. В случае травмы головного мозга могут возникать гематомы, размозжается мозговое вещество, нарушаются пути проведения импульсов и т.п. Очень часто для устранения патологии необходимо проводить нейрохирургическую операцию.
Инфекционные поражения приводят к диффузному воспалительному процессу в головном мозге. Дегенеративные – к дегенерации и гибели связывающих структур.
Родовая травма становится причиной повреждения структур мозга с последующими нарушениями строения и функции.
Разные степени дизартрии имеют свои особенности.
Особенности стертой дизартрии
Стертая дизартрия – патология, при которой наблюдаются негрубые нарушения нервной проводимости органов артикуляции. У пациентов есть легкие нарушения звуковоспроизведения и дефекты постановки ударения. Речь при стертой дизартрии не четкая и маловыразительная. У пациентов возникают сложности со звуковоспроизведением определенных фонетических групп, с их автоматизацией. Наиболее распространена эта форма среди детей. Признаки дизартрии наблюдаются и в письме – почерк при дизартрии неразборчивый, а пишут дети медленно.
Стертая дизартрия диагностируется при определении неврологического и логопедического статуса.
В зависимости от локализации очага – отличаются и клинические проявления. При стертой корковой дизартрии нарушается только фонетика, с сохранностью фонематики и правильностью ударения, так как затрагивается только участок коркового центра.
В случае поражения ядер и ганглиев, наблюдается выраженные нарушения ударения, а вот расстройства восприятия и произведение звуков практически сохранены, либо нарушены незначительно.
Псевдобульбарная дизартрия приводит к равномерному нарушению всех компонентов речи, так как поражаются пути проведения от коры к бульбарным ядрам.
Смешанная форма чаще включает дефект звукопроизношения и различия звуков.
Легкая степень стертой дизартрии характеризуется минимальными проявлениями дефектов произношения и ударения и достаточно часто остается не замеченной. Но при тщательном обследовании специалистом патология устанавливается. Коррекция легкой степени стертой дизартрии включает занятия на дыхание, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логопедический и общий массаж, коррекцию речи и т.п.
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА
Более 50 процентов инсультов сопровождаются речевыми расстройствами различной степени тяжести. Инсульт может лишить пациента полностью или частично важнейшего и самого привычного способа коммуникации — речи. Окружающие перестают понимать своего близкого, он сам тяготится невозможностью выразить свои чувства, желания и потребности.
Специалисты логопеды-афазиологи Неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения Ростовской областной клинической больницы помогают в случаях:
- нарушений речи при любой форме афазии и дизартрии;
- нарушений чтения, письма и счета;
- тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры (логопедический и точечный массаж);
- речевого дыхания, преодоление заикоподобных запинок (дыхательная гимнастика, логоритмика);
- расстройства функции глотания (дисфагия).
Афазия
Афазия — это системное нарушение речи, обусловленное локальным поражением тех или иных речевых зон мозга.
У больных афазией страдает собственно устная речь, восприятие и понимание обращенной речи, внутренняя речь, чтение и письмо. Также страдает слуховая, двигательная, личностная сферы, психические процессы.
Афазия — одно из наиболее сложных расстройств. Для ее преодоления требуется ранняя логопедическая реабилитация больных.
Как проходит восстановление речи при афазии.
Используются стимулирующие и растормаживающие методы:
- беседы на бытовые и профессиональные темы;
- счет, дни недели, месяцы по порядку;
- договаривание пословиц, фраз;
- ответы на вопросы словами «да» и «нет»;
- глобальное чтение и письмо.
Восстановление зависит от возраста пациента, психического и речевого статуса и формы нарушения.
Практика показывает, что своевременно начатое восстановление речи, профессиональный подход, правильно и индивидуально подобранные методы дают положительные результаты.
Дизартрия
Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное плохой иннервацией мышц артикуляционного аппарата.
Язык, губы, мягкое небо становятся малоподвижными и человек не только плохо говорит, но и испытывает трудности при удержании слюны и воздуха во рту.
Для восстановления правильного произношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
Дисфагия
Дисфагия — расстройство глотания, часто наблюдающееся после инсульта. Коррекцией этого нарушения так же занимается логопед, но ему нужна помощь самого пациента или его родственников.
Советы родственникам, ухаживающим за пациентом с нарушением глотания:
- Никогда не кормите лежачего пациента.
- Давайте только небольшое количество пищи одномоментно.
- Никогда не запрокидывайте голову пациента назад во время кормления.
- Не давайте напитки вместе с пищей. Напитки должны даваться до или после нее.
- Пища и питье должны всегда аппетитно выглядеть и пахнуть.
Необходимо отводить достаточно времени для приема пищи. Важно, что бы во время приема пищи пациент чувствовал себя безопасно и получал удовольствие.
Особенности легкой степени дизартрии
При легкой степени дизартрии отсутствуют грубые нарушения. При 1степени дизартрии артикуляционная моторика не точная и замедленная. Речь понятно, но все-таки заметен некий дефект. Из-за дефекта нарушается коммуникация. Пациенты предпочитают разговаривать, используя короткие слова и предложения. Нередко из-за дефекта речи возникают невротические расстройства. У детей, в которых функция речи только начинает формироваться, диагноз легкая дизартрия должен немедленно подвергаться лечению для избегания общего недоразвития речевой функции в перспективе. Не леченая дизартрия в будущем приведет к нарушению письменной речи. Если не корректировать нарушения речи в детском возрасте в перспективе это приведет к задержке психического развития ребенка. Дети с легкой степень дизартрии получают обучение в общеобразовательных школах.
Грубых дефектов жевания и глотания нет, но иногда наблюдаются поперхивания и покашливания. Мимика пациента, как правило, не нарушена.
Формы дизартрии их характеристика нарушения (Таблица)
Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкое небо, язык, губы), что затрудняет артикуляцию. У взрослых дизартрия не связана с расстройством речевой системы: нарушениями слуха, чтения и письма. Часто в детстве дизартрия приводит к нарушению произношения слов и, как следствие, нарушению чтения и письма, а иногда и общему недоразвитию языка. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначат лечение и коррекцию логопеда.
Таблица основные формы дизартрии их характеристика нарушения
Характеристика, нарушения | Основные формы дизартрии | |||
Спастико-паретическая дизартрия | Спастико-ригидная дизартрия | Гиперкинетическая дизартрия | Атактическая дизартрия | |
1. Ведущий синдром | Спастический парез | Спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности | Гиперкинез | Атаксия |
2. Форма ДЦП | Спастическая диплегия, гемипарез | Двойная гемиплегия | Гиперкинетическая форма ДЦП | Атонически-астатическая форма ДЦП |
3. Характер нарушения мышечного тонуса | Спастичность, реже – гипотония | Спастичность мышц и ригидноть (максимальное резкое повышение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре усиливающиеся под влиянием внешних раздражителей) | Дистония, реже гипотония (большая) зависимость тонуса от внешних влияний, эмоционального состояния, произвольных движений. | Гипотония |
4. Наличие непроизвольных насильственных движений и синкинезий | Синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма. | Частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения) | Гиперкинезы языка, лица, шеи; синкинезии. | Тремор языка (при целенаправленных движениях) |
5. Нарушения артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса, мимики. | Снижение объёма и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз (кинетическая апраксия); переключение от одной артикуляции к другой (кинетическая апраксия). Гипомимия лица. | Объём артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение – с удлинением латентным периодом (до нескольких минут). При включении в движение – резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжён, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удаётся вывести из полости рта. Недифференцированность губных и язычных движений (смешенная губно-язычная артикуляция). Мимика очень бедная (лицо застывшее, маскообразное). | Объём артикуляционных движений может быть достаточным. Особые трудности удержания и опущения артикуляционной позы (кинестетическая апраксия) и при переключении от одной артикуляции к другой, то есть страдает автоматизация артикуляционных движений (кинетическая апраксия). | Дисметрия (несоразмерность) арткуляционных движений; чаще – гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляционных укладов (кинестетическая апраксия). Мимика вялая. |
6. Состояние акта приёма пищи (жевание, глотание) | Акт приёма пищи замедлен, но координирован. Процессы жевания и глотания нарушены (затруднены) | Грубо нарушены жевание, откусывание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием глотанием. | Процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированны | Жевание ослаблено |
7. Разборчивость речи. Нарушения звукопроизношения | Разборчивость речи снижена (в различной степени). В тяжёлых случаях может отмечаться нарушение (смазанность) звукопроизношения всех групп. Усреднённость гласных. Страдает произношение переднеязычных звуков (свистящие, шипящие, соноры). Часто стёрта разница между глухими — звонкими, твёрдыми — мягкими звуками (чаще – палатализация). Нарушены смычные губные звуки. | Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих. | Разборчивость снижена (речь невнятная, смазанная, порою малопонятная). Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны). Много искажений звуков (щелевые и соноры). | Разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязычные, губные, взрывные звуки. |
8. Нарушения дыхания | Нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий). | Тяжёлые нарушения дыхания | Тяжёлые нарушения дыхания | Асинергия – асинхронность дыхания, голосообразования и артикуляции |
9. Нарушения голоса | Голос недостаточной силы и звонкости (слабый, истощаемый). Может быть назализация (носовой оттенок голоса). | Голос тихий, глухой, сдавленный, напряжённый | Голос напряжённый, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация голоса. | Голос истощающийся, затихающий к концу фразы; с носовым оттенком. |
10. Нарушения просодики | Снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации. Голос маломодулированный, монотонный. Темп замедленный. | Модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстрённый. | Мелодико-интонационная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный оттенок. Слабая выраженность или отсутствие модуляций (голос монотонный, немодулированный) | Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм речи скандированный. Темп замедленный. |
11. Вегетативные расстройства | Гиперсаливация (птиализм, слюнотечение) | Гиперсаливация (птиализм, слюнотечение) | Слюнотечения при «чистом» гиперкинетическом синдроме обычно нет | Может быть гиперсаливация |
Спастико-паретическая дизартрия | Спастико-ригидная дизартрия | Гиперкинетическая дизартрия | Атактическая дизартрия |
Особенности средней степени дизартрии
Средняя степень тяжести дизартрии уже характеризуется грубыми дефектами произношения, мимики, жевания и глотания. Речь при этой степени дизартрии становится нечленораздельной, смазанной, непонятной.
Дети со средней степенью дизартрии обучаются в специализированных школах. Родственники спустя определенное время привыкают и начинают понимать речь пациента. Мимика пациента со средней степенью дизартрии скудная. В большинстве случаев наблюдается слюнотечение. Прием пищи затруднен вследствие дефектов жевания и глотания.
Особенности тяжелой степени дизартрии
Что это — дизартрия 3 степени, и какие ее проявления уяснить легко, так как при дизартрии тяжелой степени функция звукообразования полностью или практически полностью отсутствует.
Дизартрия 3 уровня характеризуется отсутствием речевой функции, маскообразным выражением лица, слюнотечением, грубыми нарушениями жевания и глотания. Рот пациентов открыт постоянно, язык не двигается. Дети обучаются в специальных школах, где по индивидуальной программе осваивают общеобразовательные предметы.
Степени тяжести дизартрии
Дизартрия у ребенка имеет 3 степени тяжести:
- Анартрия – это полное отсутствие голоса и речи. Возможны отдельные нечленораздельные звуки.
- Непосредственно дизартрия. Ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.
- Стёртая дизартрия. Данный вид заболевания встречается наиболее часто. Ребенок не сильно выделяется среди сверстников, однако при этом достаточно неловок, быстро утомляется в процессе выполнения нагрузок, имеет стойкие расстройства в произношении звуков (по большей части — шипящих и свистящих). При разговоре проблемы с артикуляцией у ребенка выражены неярко, губы двигаются минимально.