Классификация дисграфии
Это современная классификация дисграфии, которая считается наиболее обоснованной. Согласно ей, выделяют следующие виды этого расстройства:
- Артикуляторно-акустическая. Характеризуется нарушением артикуляции восприятия фонематического слуха. Ребенок пишет точно так же, как и произносит. Проявляется в пропусках, заменах букв на письме, которые соответствуют заменам и пропускам звуков в устной речи. Как правило, наблюдается при ринолалии и дизартрии.
- Оптическая. Характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием. Отличается заменами и искажениями букв на письме: зеркальное написание букв, написание лишних элементов (шишки – шишшики). Заменяются графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (т-ш, в-д).
- Акустическая. Для нее характерно нарушение фонематического распознавания звуков. Заменяются буквы, соответствующие фонетически близким звукам, при этом в устной речи таких проблем нет. Характеризуется неправильным обозначением мягкости на письме («лубит», «писмо»). Чаще всего заменяются шипящие и свистящие звуки, глухие и звонкие, компоненты и аффрикаты.
- На почве нарушения языкового синтеза и анализа. В основе этого вида лежит нарушение разных форм синтеза и анализа. Ребенок пропускает согласные при их стечении (школа – кола, диктант – дитант), перестанавливает буквы (тропа – ртопа), пропускает гласные (собака – сбака), добавляет лишние буквы (таскали – тасакали).
- Аграмматическая. Характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи. В связной письменной речи возникают серьезные трудности в установлении языковых и логических связей между предложениями. Иными словами, предложения не всегда соответствуют хронологии описываемых событий. Кроме того, для этого расстройства характерно искажение морфемного строя слова, пропуски членов предложения, некорректное употребление предлогов, числа, рода. Также наблюдается изменение падежа местоимений (вместо около нее – около ним), числа существительных (собака бегут) и т.д.
Классификация дисграфии, разработанная специалистами кафедры РГПУ имени А.И. Герцена, получила наиболее широкое распространение в логопедической практике, т.к. при рассмотрении основных механизмов и проявлений оптических и языковых нарушений у детей с дисграфией, она позволяет соотносить виды этого расстройства с определенными методами коррекции, хорошо знакомые логопедам.
⚡Если Вы хотите знать, как правильно обучить ребенка чтению, узнать способы профилактики нарушений письменной речи, а еще понять способы коррекции дисграфии и дислексии,
пройдите курс повышения квалификации «СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС»!
Получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца на 72 ак.часа!
Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.
Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.
Выполнила :
Афонасьева Л. А.
Учитель-логопед
Педагогический подход
«Дислексия
— это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Клинико-психологический
.
«Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения .
Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.
В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов,
составляющих функциональный базис навыка чтения».
Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма . В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и
дисорфография . Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием .
Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
Причины
Наследственность
Нейробиологические
недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного мозга
Нейробиологические
Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения
в дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга.
Травмы головного мозга
Классификация дислексии
В основе ее лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О.А.Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Е. Р. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И.Лалаева).
По проявлению выделяются два вида:
вербальную
(характеризующуюся трудностями прочтения слов)
литеральную
(обусловленную трудностями усвоения отдельных букв).
Беккер
отмечает многообразие видов нарушений чтения. Она считает возможным сгруппировать их в следующие типы:
- врожденная словесная слепота,
- дислексия,
- брадилексия,
- летастения,
- врожденная слабость чтения.
В основе данной классификации лежит не патогенез дислексии, а
степень их проявления.
О. А. Токарева
классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой
из анализаторов первично нарушен
: слуховой, зрительный или двигательный. И в связи с этим выделяет формы дислексии:
- Акустическую
(недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги, слова так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы; смешивают сходные по артикуляции и звучанию звуки).
- Оптическая
(неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным ее образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение и букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении).
- Моторную
затруднения в движении глаз при чтении. Акт чтения осуществляется лишь при условии координированной, взаимосвязанной работы зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Отмечается сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке, нарушается речедвигательное воспроизведение. Отмечается невозможность вспомнить необходимые речевые движения.
Классификация дислексии по виду нарушенного механизма (Хватцев М.Е. )
- Аграмматическая дислексия
– развившаяся вследствие недоразвития функциональных и морфологический обобщений, грамматического строя речи; - Семантическая
– обусловленная несформированностью слогового синтеза, непониманием синтаксических связей в структуре предложения, бедностью словарного запаса; - Фонематическая
дислексия – характеризующаяся недоразвитием фонематического восприятия, анализа и синтеза; - Тактильная
– связанная с нечетностью тактильного восприятия у детей, которые плохо видят; - Мнестическая
– обусловленная нарушением речевой памяти, затруднением соотнесения букв и звуков; - Оптическая
дислексия – развившаяся вследствие несформированности зрительно-пространственного представления.
С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева
выделяет следующие виды дислексии:
- Фонематическую-
связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.
С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы
.
Первая форма
— нарушение чтения, связанное с недоразвитием
фонематического восприятия,
которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш и т. д.).
Вторая форма
— нарушение чтения, обусловленное недоразвитием
функции фонематического анализа
.
- Семантическая дислексия
проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.
- Аграмматическая дислексия
обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.
- Мнестическая дислексия
проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.
- Оптическая дислексия
проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах.
При литеральной оптической
дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы.
При вербальной дислексии
нарушения проявляются при чтении слова.
- Тактильная дислексия
наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (е — и, ж— х), располо-женных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б —л, л —к).
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения. При дислексии у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы,
которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении. При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смешений: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например, ОДУВАНТИК); б) замены графически сходных букв (X—Ж, П—Н и др.);
в) недифференцированные, вариативные замены (Ж-М-Л и т.д.).
2. Побуквенное чтение
— нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочередно, «бухштабируют-ся», нанизываются одна на другую (РАМА— Ру А, М, А).
3. Искажения звукослоговой структуры слова.
Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:
а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА — КАМЕКА);
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ);
в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ);
г) перестановка звуков (ЛОПАТА — ЛОТАЛА);
д) пропуски, перестановки слогов (КАНАВА — КАВАНА).
4. Нарушение понимания прочитанного,
которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно является следствием неправильного чтения.
5. Замены слов
(ЗАХЛЕСТНУЛА — ЗАХЛОПНУЛА).
6. Аграмматизмы при чтении.
Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов и др. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения.
Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением количества и видов ошибок, а также степени дислексии.
Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.
Список используемойлитературы
- Визель Т.Г. «Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста»: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2005.
- Венедиктова Л. В. , Лалаева Р.Е. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПБ.: «Союз», 2001.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПБ.: «Гиппократ», 1995.
- Корнев А.Н. «Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации». В Мат. Конф. «Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы». – М.: Изд. Моск. Социально- гуманитарного института, 2004.
- Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». СПБ, 2004.
- Корнев А.Н. «Узловые вопросы дислексии» Санкт- Петербург;
- Корнев А.Н., Чиркина Г.В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей //Дефектология, 2005.
- Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб, 1998.
Спасибо за внимание!