Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Ни один ребенок не приходит в мир говорящим. Способность обучаться речи — естественное человеческое свойство, заложенное с рождения. Родным языком «маленького человека» становится тот, на котором говорит ближайшее окружение. Значимые взрослые для ребенка — родители или законные представители.

Старший дошкольный возраст — период формирования новых психических качеств и совершенствования процессов активности познавательной деятельности. Происходит “перестройка”: дети постигают информацию о себе, анализируют окружающий мир. Новые возможности открываются и для речи малыша.

Период изменений не обошел и систему дошкольного образования. Федеральный Государственный образовательный стандарт внес свою лепту. Изменения затронули образовательную деятельность и уровень профессионализма педагогов и воспитателей. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, речевое развитие входит в их число.

Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте

Речевое развитие — обозначение этапов и методик в комплексе, связанных с овладением средств речи, которые характеризуются развитием навыков вербального мышления, коммуникации и творчества.

Речь — динамичное явление. Язык не стоит на месте, а приспосабливается к условиям и реалиям. Дети чувствуют эти нововведения лучше нас. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь стала конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь малыша достигает уже 3-4 тысячи слов. В этот период у детей складывается «чувство языка.» Юный “лингвист” интуитивно ощущает языковую норму. Ребенок сопровождает комментариями действия. Проговаривает: что я сейчас делаю?

Растущие потребности дошкольника выступают мотивом для овладения языком. Развивается функция регуляции речи, которая помогает контролировать деятельность и поведение. Все виды деятельности связаны с речью. У дошкольника появляются новые задачи и расширяется круг общения среди сверстников и взрослых. Ребенку важно, чтобы его понимали собеседники. “Маленький человек” прислушивается к речи людей, копирует понравившиеся словосочетания и фразы.

Наблюдения играют роль в пополнении словарного запаса. Умение видеть и чувствовать красоту природы формируется во время прогулок на свежем воздухе. Пусть захочется рассказать о цвете облаков или форме листьев на деревьях! В процессе наблюдений у детей расширяется богатство словаря, предложения приобретают сложные конструкции. .

Особенности речевого развития старших дошкольников

Ребенок в 5-7 лет следит за особенностями произношения сверстников и некоторыми погрешностями собственной речи, овладевает звуковым анализом слов. Не сразу получается без ошибок: шипящие проговариваются не четко, в сложных словах происходит перестановка слогов, буква «Р» не выговаривается. У детсадовца увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Ошибки встречаются при изменении слов по падежам, особенно при образовании существительных в родительном падеже множественного числа (“нет перчатков”). Воспитатели ориентируют детей в правильном использовании грамматических форм. Чтобы понять, как образуются существительные, познакомим детей с понятием словообразовательной пары; расскажем, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (работа-работник, огород-огородник) или на предмет (дождь-дождевик).

В этом возрасте ребенок пересказывает сказки или короткие рассказы, придумывает сюжет по серии картин. Дети умеют определять тему и выстраивать части текста последовательно. С помощью взрослых подбирает однокоренные слова. Ребята образуют и употребляют в речи прилагательные сравнительной степени (сильный-сильнее; яркий-ярче). Правильно понимают и употребляют без ошибок предлоги. Услышав незнакомое слово, дошкольники часто переделывают в то, которое известно. Ошибки происходят, это из-за тождества корней: грабитель-грабли.

Некоторые дети не умеют пользоваться интонацией, следить за скоростью и громкостью речи. В старшей группе детского сада вводят новый вид работы: детей знакомят со словесным составом предложения. Поможет также работа над интонацией и выразительностью речи: учим детей выражать голосом отношение к происходящему (повышение и понижение голоса, постановка логических ударений).

Гимнастика пробуждения после сна для 2 младшей группы ДОУ

Диалогическая речь важна для малыша: он живет в социуме. Воспитатели работают над ее совершенствованием. Сюда отнесем:

  • Умение слушать и понимать собеседника;
  • Формулировать вопросы;
  • Строить реплику ориентируясь на поставленную задачу;
  • Использовать нормы речевого этикета (приветствие, прощание).

Прививайте ребятам умение строить диалог: спросить, поддержать, поблагодарить, ответить, попросить прощение . Для этого проводятся беседы на различные темы, которые связаны с жизнью в семье и в детском саду. Малыш учится выслушивать собеседника и задавать вопросы. Навыки, которые приобретет ребенок во время построения диалогической речи, пригодятся и в монологической.
Родители часто отдают себя рабочим будням без остатка, поэтому не уделяют должного внимания речевому развитию ребенка. У дошкольника наблюдается бедность словарного запаса.

Тесное сотрудничество семьи и детского сада — траектория к правильной речи и богатому словарному запасу. Важно, чтобы дома с ребенком разговаривали: читали вслух книжки, обсуждали события дня.

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

В дошкольный период очевидными становятся недочеты в речевом развитии ребенка. Задержка в развитии речи негативно сказывается на поведении и деятельности малыша. Выявляют нарушения в речевом развитии ребенка в процессе диагностического исследования. Коррекционную работу начинают с диагностики.

При обследовании ребенка анализируют: развитие звукового анализа, фонематический слух, состав и богатство словаря, коммуникативные умения, грамматический строй речи.

Диагностирование детей ведется на основе диагностических методик по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные О.С. Ушаковой, Е.А. Стребелевой, Е.М. Струниной. По результатам диагностики выявляют уровни развития речи детей: высокий, средний, ниже среднего, низкий. Уровни сформированности отражают набор универсальных учебных действий, которые приобретает детсадовец после освоения образовательной программы. Диагностирование проводят по нескольким критериям.

  1. Словарный запас: богатство словаря; способность подбирать слова, которые обозначают качества предмета; понимание признаков и качеств предмета.
  2. Звуковая культура речи: слуховое внимание; способность выделять гласные и согласные звуки; умение характеризовать звуки в слове; умение объединять звуки в группы.
  3. Грамматический строй речи: умение описывать предмет (картинку из книжки или игрушку); умение составить описание без наглядности, на основе жизненного опыта; умение составить рассказ по картинкам; умение пересказывать по шаблону.

Приемы для развития связной речи: речевой шаблон, вопросы, объяснения, мотивированная оценка ответов и поступков детей, игры-сценки.

В литературе описаны методы изучения связной речи дошкольников. Детям дают задания на репродуктивном и продуктивном уровнях. В первом случае дошкольнику предлагают шаблон, чтобы пересказать или повторить. Во втором – используем игрушку или картинку из журнала. Малыш создает самостоятельное высказывание. При обучении допустимо использование 2-4 игрушек: в рассказах об играх и игровых действиях возрастает связность детских высказываний. В начале обучения рассказыванию применяют готовые игровые ситуации, которые разыгрывает взрослый.

Показатели развития речи

Владение словарёмАктивизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации
Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи
Умение понимать и употреблять разные значение многозначных слов
Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.)
ГрамматикаУмение образовывать названия детёнышей животных
Умение подбирать однокоренные слова
Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе
Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят)
Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы)
Умение строить сложные предложения разных типов
ФонетикаУмение дифференцировать пары звуков
с-з, с-ц, ш-ж, л-р
Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки
Умение различать твёрдые и мягкие звуки
Умение изменять силу голоса, темп речи, силой голоса, интонацию в зависимости от содержания высказывания
Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию
Связная речьВ пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей
Умение составлять описание, повествование и рассуждение
Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей
Общие показатели развития речи детей

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

ВозрастСловарный запасУровень развития речи
3-4 годадо 1900 словРечь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.
Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет2000-2500 словРасширяет использование прилагательных.
Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что…

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий…

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

5,5-7 летдо 4000 словРечь связная и развернутая.
Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Дети старшего дошкольного возраста и речевое творчество

Воображение дошкольников имеет различия с воображением взрослых. В этом возрасте воображение сопоставимо с интеллектуальной деятельностью, которая направлена на изменение окружающего мира. Малыш “поднимается” над ситуацией и видит происходящее глазами предметов, сказочных персонажей и даже явлений.

Обучение творческому рассказыванию – сложный этап работы, который формирует связную речь малыша. Дети учатся придумывать завязку, ход событий и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логические связи в развитии сюжета, отличать реальность от вымысла. Дошкольники рисуют в воображении наряды героев, описывают характер, черты лица, прическу. Предоставьте ребенку поле для творчества – наделять предметы магическими способностями, сочинять сказки, фантазировать, адаптировать к жизни вымышленного персонажа. Главными героями сказок становятся любимые игрушки и герои из мультфильмов. Ребенок легко сопоставляет себя со сказочным персонажем: девочки мечтают о платье как у принцессы, а мальчики о плаще, который наделяет магическими способностями.

При создании сказки ребенок самостоятельно делает выборку событий, черпая материал из личного и литературного опыта. Создает и собственные образы героев, событий, рисует сюжет. С детьми старшего дошкольного возраста разыгрывают сюжеты сказочного характера: “История старого сундука”, “Приключения Деда Мороза в лесу”, “Мой любимый мультфильм.” Развитие мышления позитивно влияет на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника.

Такие задания развивают фантазию, совершенствуют словарный запас, обогащают структуру речи. Наукой доказано: представление о мире формируется у детей раньше, чем связная речь. Часто во время пересказа малыш стремится сказать больше: в итоге замолкает, вспоминает, подбирает слова. Помогите ребенку перевести слова из пассивного словаря в активный. Для этого используем:

  • Логические задачи;
  • Игры по усвоению категорий рода;
  • Игры на формирование образной речи;
  • Игры на развитие деловых качеств личности;
  • Игры на умение находить в тексте небылицы и правдивые события.

Стоит сказать о знакомстве с детской литературой и книжной культурной. В семье не читают, т.е. у детей нет опыта семейного чтения и активного слушания, книга не является ценностью. Развитие ребенка осуществляется в условиях полной развивающей среды. Естественную обстановку заполняют сенсорными приспособлениями и материалами для игр. В помещении группы не обойтись без аудио и видеотеки. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

Учитывайте еще один методический момент — речевая активность воспитателя. При этом педагог не мешает ребенку творить, понимает и принимает позицию малыша. Дошкольник обучает себя самостоятельно, опираясь на творческий потенциал и личный опыт. Даже застенчивый малыш раскрывается.

В дошкольном возрасте формируется детская речь. Со стороны взрослых в этот период речь требует внимания. Под ее влиянием формируются взгляды, сознание, чувство воли и характер. Познавательные процессы также совершенствуются с помощью речи. К началу первого учебного года в школе ребята усваивают словообразовательную модель родного языка, традиционные нормы произношения слов закрепляется в головах.

В январе 2021 года в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Язык и актуальные проблемы образования»

, посвященная вопросам преподавания русского языка как родного и развитию культуры речи на каждом из образовательных этапов – в детском саду, в школе и в вузах.

Конференция была организована и проведена с участием Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Международной академии наук педагогического образования, Московского государственного областного университета, Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, Московского педагогического государственного университета. По материалам участников этого мероприятия был сформирован сборник научных статей.

Текст одной из них – статьи О. С. Ушаковой и Н. В. Агре о разработанной в Институте воспитания программе по развитию речи у старших дошкольников «Родник» – мы приводим здесь полностью. Ознакомиться с остальными научными трудами можно после скачивания самого сборника статей, прикрепленного в виде pdf-файла в конце этой страницы.
Авторы:
Н. В. Агре,
директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва, РФ;
О. С. Ушакова

, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва, РФ.

Аннотация

. В статье раскрываются задачи проекта, посвященного разработке новых подходов к программе речевого развития старших дошкольников, представлены теоретические основы проблемы, включение ценностных ориентиров, интеграция разных видов деятельности в воспитании языковой личности ребенка-дошкольника.

Ключевые слова

: дети старшего дошкольного возраста, задачи речевого воспитания, ценностные ориентиры, интеграция разных видов деятельности, воспитание языковой личности.

Мы дали программе название «Родник», потому что это понятие многозначно, оно включает в себя столько ассоциаций, что каждый человек может прикоснуться к роднику и представить себе тот ключ, который напоит его родниковой водой, заставит задуматься и открыть путь к сердцу ребенка.

Известный русский писатель К. С. Паустовский говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. А в рассказе «Родник мелколесья» (книга «Золотая роза») он словами лесника говорит: «Родник родит речку, а река льется через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит – родник, Родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой».

Д. С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине. Ее истории, прошлому, настоящему, ко всему человечеству». Именно эти цитаты стали эпиграфами к нашей программе, и мы хотели рассмотреть названные ценностные ориентиры по отношению к детям старшего дошкольного возраста.

В настоящее время осуществляются новые подходы к пониманию роли родного (русского) языка на всех ступенях образования. В современных условиях актуализировалась необходимость воспитания ценностного отношения к родному языку у детей, что обусловлено значимостью их приобщения к национальному богатству страны, к пониманию и усвоению его национальной специфики. В Постановлении правительства «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» основным направлением определено формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения. При этом отмечается необходимость воспитания уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

В 2014 году в правительстве РФ был создан Совет по русскому языку, перед которым государство поставило цель – бороться за сохранение русского языка в России и мире, формировать активную и целостную языковую политику. На заседании Совета в 2021 году президент страны призвал утвердить нормы русского языка, использование которых будет обязательным, и которые делают наш язык таким ярким и выразительным, одним из самых стройных, образных и красивых. Была одобрена идея пересмотра системы допуска в школы словарей русского языка.

На коллегии Минпроса РФ были выдвинуты ценностные приоритеты воспитания подрастающего поколения: родина, русский язык, культура, искусство, природа, семья, дружба, спорт. Эти приоритеты также нашли отражение в нашей программе, при этом они рассматриваются как важные направления работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой детей седьмого года жизни посредством интеграции разных сторон воспитания в тесной взаимосвязи с овладением родным (русским) языком.

Создание новой программы по развитию речи детей дошкольного возраста на основе тесной взаимосвязи со всеми сторонами воспитания позволит сделать научно обоснованную методику развития речи дошкольников более доступной как для педагогов дошкольного образования, так и для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Эффективность методики развития речи дошкольников, разработанной на основе нашей программы, мы видим еще и в том, что выпускники детских садов, которые пройдут обучение по данной методике, успешнее смогут усваивать программу школьного обучения по русскому языку – как в отношении лингвистических знаний, осознания явлений языка, так и в области развития речи – устной и письменной.

Впервые в программе обучения родному (русскому) языка поставлена задача формирования у ребенка дошкольного возраста языковой картины окружающего мира и на этой основе – воспитание языковой личности, начиная с дошкольного возраста. Обоснована проблема развития у дошкольников ценностного отношения к родному языку, которое рассматривается в процессе интеграции с разными сторонами воспитания и с разными видами детской деятельности.

Целенаправленный подход к речевому воспитанию детей дошкольного возраста обеспечивает овладение родным (русским) языком как средством общения в повседневной жизни и как овладение всеми сторонами речи: фонетической, лексической, грамматической, т.е. воспитание звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса, усвоение грамматического строя речи. А метаязыковая деятельность (осознание детьми языковых и речевых явлений) позволяет успешнее овладеть основными выразительными средствами речи. Интеграция с разными сторонами воспитания (умственной, нравственной, физической, эстетической) разовьет интерес детей к другим явлениям действительности, поможет дошкольникам глубже осознать богатство и красоту родной речи, окажет несомненное влияние на становление языковой личности и развитие языковой картины мира, которое продолжится в школе, а затем и в дальнейшей жизни.

Язык является важнейшей частью общенациональной культуры, поэтому не случайно в настоящее время общественность поднимает вопрос об экологии языка, чтобы не допустить разрушения речевой культуры и тех ценностных ориентиров, которые составляют основу воспитания.

Наши корифеи психологической мысли Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин обосновали теорию о непреходящем значении дошкольного возраста для дальнейшего развития человека, так как ребенок именно в этот период начинает присваивать общественный опыт, накопленный предыдущими поколениями. И от того, каким будет этот опыт (а это зависит от взрослых, которые его передадут), таким и вырастет ребенок.

Важный тезис, провозглашенный создателем Института дошкольного воспитания Запорожцем А. В., звучит так: «Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей» (6. с. 4). При этом ведущую роль в психическом развитии ребенка играет обучение, которое заключается в присвоении ребенком общественного опыта в овладении духовной и материальной культурой, созданной человечеством. И ещё: «Ребенок является не только объектом, но и субъектом воспитания. Он усваивает новые знания и умения не пассивно, а в процессе своей деятельности (игровой, учебной, трудовой и т. д.)» (там же). По А.В. Запорожцу, правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею является важнейшей воспитательной задачей.

Разработка научных основ системы дошкольного воспитания опиралась на идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и других видных ученых отечественной педагогики – Е. А. Аркина, Е. И. Тихеевой, Е. А Флериной, А. П. Усовой. Педагоги в своих работах опирались на данные психологических исследований, направленных на выявление закономерностей развития детской психики (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Учитывались также результаты физиологических работ учеников И. П. Павлова, изучающих высшую нервную деятельность ребенка.

Проведенные в Институте педагогические и психологические исследования показали, что потенциальные возможности детей дошкольного возраста выше, чем предполагалось ранее, и что при правильном воспитании и создании педагогических условий, дети достигают достаточно высокого уровня развития умственных, нравственных, физических и эстетических способностей. Однако для достижения максимального педагогического эффекта и реализации этих возможностей ребенка-дошкольника необходимо знать и учитывать пределы работоспособности и утомляемости детей, особенности их потребностей и интересов. Результаты проведенных исследований позволили научным сотрудникам Института разработать Типовую программу, основные положения которой не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Пользуясь языком как средством общения, ребенок дошкольного возраста, затем учащийся, а впоследствии член общества входит в языковой коллектив, отождествляет себя с ним, усваивает формы социального взаимодействия, принимает, присваивает опыт поколений, вбирает в себя человеческую культуру. Не случайно ученые говорят, что процесс социализации личности был бы невозможен без языка. Именно язык как средство общения развивает память, мышление, воображение, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие личности и является главнейшим фактором развития и воспитания личности ребенка-дошкольника.

Большую роль при этом играет отношение социума и общественных институтов к проблеме дошкольного воспитания, к оценке уникальности дошкольного возраста в развитии интереса к родному языку.

Одним из важнейших понятий в обучении родному языку является понятие языковой способности, без формирования которой мы не можем говорить о развитии языковой личности, начиная с дошкольного возраста. Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в слове результаты познания. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, и представляет собой языковую картину мира. А языковая личность связана с изучением языковой картины мира, так как она рассматривается в контексте использования средств языка для восприятия, понимания и отражения в сознании окружающей действительности.

Однако мы можем говорить о формировании языковой личности дошкольников лишь в том случае, если создадим психолого-педагогические условия для овладения родным языком в дошкольном детстве. Этого можно добиться только при взаимодействии с социальным окружением и воспитании личности дошкольника на основе новейших технологий в процессе интеграции речевого развития со всеми сторонами воспитания (умственного, физического, нравственного, эстетического).

Создание новой программы по развитию речи детей дошкольного возраста на основе тесной взаимосвязи со всеми сторонами воспитания позволит сделать научно обоснованную методику развития речи дошкольников более доступной, как для педагогов дошкольного образования, так и для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Необходимо подчеркнуть, что последовательное развитие речевой деятельности невозможно без широкого использования достижений социолингвистики, теории общения, психологии, лингвистики. Общеизвестна многоплановость и полифункциональность проблемы общения. Наша программа рассматривает эту проблему в контексте формирования языковой и коммуникативной компетентности дошкольников.

Все вышесказанное является основой разработки преемственных связей между дошкольными учреждениями и начальной школой в вопросах развития речи, речевого воспитания и обучения родному языку и основанием для написания новой программы воспитания и обучения дошкольников всех возрастных групп.

Литература:

  1. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой. — М: Педагогика, 1976.
  2. Выготский, Л С. Мышление и речь. / Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: «Педагогика», 1982.
  3. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры. — М.: «Прогресс»,1985.
  4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. Т. 2. — М.,1986.
  5. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность — М.: «Просвещение», 1969.
  6. Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Тезисы докладов советско-американского семинара. – М., 1976.
  7. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М.: МОДЭК, 2002.
  8. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2021.
  9. Шахнарович, А.М. Общая психолингвистика. — М., 1995.
  10. Яшина, В.И., Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей. — М.: Академия, 2021.

Напоминаем, что эту и другие статьи можно найти в сборнике «Язык и актуальные проблемы образования»

, созданном по материалам Международной научно-практической конференции 18–19 января 2021 года. Файл со сборником можно скачать ниже.

Файл:

5.43 Мб

Сборник РЯ 2021.pdf

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]