Должностная инструкция учителя-логопеда в детском саду

Должностная инструкция логопеда является правомочным документом, определяющим основные параметры деятельности специалиста. В ней закреплены его трудовые функции, круг задач, за которые он отвечает, возможности, предоставленные ему нанимателем, и другие подобные моменты. Корректно составленная инструкция помогает формализовать трудовые отношения, избавляя стороны от необходимости частых индивидуальных консультаций по трудовым вопросам.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

Образец должностной инструкции логопеда

Общий раздел

  1. Кандидат на позицию логопеда должен соответствовать следующим критериям:
      высшее образование педагогического профиля по направлению «Логопедия» либо «Дефектология»;
  2. успешно пройденное медобследование;
  3. трудовой опыт по профилю от года.
  4. Логопед подчиняется заведующему учреждением.
  5. Логопед принимается на свою должность, как и увольняется с неё, приказом заведующего учреждением.
  6. В случае отсутствия логопеда (отпуск, лечение и т.д.) его функции на определенный промежуток времени передаются другому специалисту, определенному заведующим учреждением.
  7. Специалист на данной позиции обязан разбираться в:
      профильной законодательно-нормативной базе;
  8. отраслевых правилах, в том числе в области этики;
  9. нормах взаимодействия с посетителями, в том числе в плане получения и обработки информации от пациентов с нарушениями речевых функций;
  10. анализе данных по посетителям на базе соответствующих медицинских документов;
  11. методах постановки диагноза при работе с профильными посетителями;
  12. методах составления индивидуальных рекомендаций по исправлениям выявленных дефектов;
  13. возрастных и гендерных особенностях посетителей, оказывающих влияние на их речь;
  14. методах взаимодействия в работе по посетителям с другими специалистами;
  15. стандартах работы с соответствующей документацией;
  16. теоретических и практических нормативах дефектологии;
  17. методах профилактики и исправления дефектов речи;
  18. нормах технической и пожарной безопасности;
  19. санитарно-гигиенических стандартах.
  20. Логопед руководствуется:
      действующей правовой базой;
  21. отраслевыми правилами;
  22. документами учреждения;
  23. содержанием этой инструкции.

Функции

Логопед отвечает за следующий круг задач:

  1. Консультирование посетителей, а также их законных представителей, в пределах своей компетенции.
  2. Заполнение необходимой профильной документации.
  3. Взаимодействие с другими специалистами в плане помощи посетителям.
  4. Получение и обработка информации по пациентам.
  5. Установление и поддержание контактов с пациентами, имеющими проблемы с речью.
  6. Проведение первичного и вторичного обследований посетителей, а также их направление к другим специалистам для углублённого исследования.
  7. Постановка диагноза посетителям, его обоснование и документирование.
  8. Выявление факторов, оказывающих влияние на дефекты пациентов.
  9. Выбор и обоснование реабилитационных мероприятий, а также их возможная корректировка в случае необходимости.
  10. Соблюдение норм охраны труда, санитарии, пожарной безопасности в своем помещении.
  11. Качественное использование спецодежды и инструментов, предоставленных учреждением.

Ответственность

Логопед может нести ответственность в следующих ситуациях:

  1. За материальный ущерб, полученный работодателем по его вине, — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
  2. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, — в границах, указанных в соответствующих статьях трудового законодательства.
  3. За нарушения действующих нормативов и законов, допущенные в ходе исполнения профильных функций, — в пределах, закрепленных в соответствующих статьях актуального законодательства.

Права

Логопед наделен следующим комплексом прав:

  1. Предлагать меры по возможным способам совершенствования трудовых процедур в границах своей ответственности.
  2. Принимать участие в собраниях трудового персонала учреждения.
  3. Требовать от руководства создания и поддержания условий, нужных для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
  4. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих сферу профессиональной деятельности.
  5. Получать от других служащих учреждения данные, востребованные в своей трудовой деятельности.

Условия работы

Особенности трудовой деятельности логопеда следующие:

  1. Специалист может привлекаться к работе в праздничные и выходные дни, получая соответствующие доплаты от работодателя.
  2. Специалист должен проходить курсы профильного повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет).
  3. Специалист может отправляться на съезды и конференции по своему направлению в порядке, определенном в соответствующих документах учреждения.
  4. На время работы специалисту за счет учреждения предоставляется спецодежда и необходимый инструментарий.
  5. Специалист проходит регулярные медосмотры в порядке, закреплённом в соответствующих документах учреждения.
  6. Специалист проходит регулярную переаттестацию в порядке, указанном в документах учреждения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 69»

Улица Лихачёва, д. 18, Миасс Челябинской области, 456300 Тел..

ОКПО 51494699, ОГРН 1027400876040, ИНН/КПП 7415031785/741501001

Принято УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом МБДОУ № 69 Заведующий МБДОУ № 69

Протокол от «___»________2017г. _________________М.Л.Бабосина

№_____________ «___» _______________ 2021 г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

УЧИТЕЛЬ — ЛОГОПЕД

Введена с « ___» ____________ 2021 г. приказом №_____ от__________________

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики должностей, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») от 26.08.2010 г. № 761 н., письма МинобразованияРоссии от 22 января 1998 г № 20 — 58 – 07 ин/20 – 4 « Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования»

1.2. Учитель-логопед назначается и освобож­дается от должности приказом заведующего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 69» (далее – МБДОУ).

1.3. Учитель-логопед относится к категории специалистов..

1.4. На должность учителя-логопеда назнача­ется лицо, имеющее высшее профессиональное (дефек­тологическое) образование.

1.5. Учитель-логопед непосредственно подчиняется руко­водителю МБДОУ.

1.6. В своей деятельности руководствуется:

— Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами Миасского городского округа.

— Сан Пин 2.4.1.3049 – 13»Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

— Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

— Уставом и локальными актами МБДОУ;

— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;

— нормативными документами и методическими рекоменда­циями по вопросам профессиональной дея­тельности;

— программно-методической литературой по работе с воспи­танниками, основной общеобразовательной программой дошкольного образования;

— Правилами внутреннего трудового распорядка;

— Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;

— приказами и распоряжениями заведующего;

— настоящей должностной инструкцией;

— трудовым договором (контрактом).

1.7. Учитель-логопед должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
  • нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Учитель-логопед должен иметь профессионально-педагоги­ческую квалификацию, квалификационная категория присваивается по результатам аттестации.

1.9. Условия оплаты труда: оплата труда включает в себя размер оклада (должностной оклад), выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с Положением об оплате труда работников МБДОУ, а также с учетом мнения представительного органа работников, в пределах бюджетных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда МБДОУ, включая все источники финансирования.

2. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ

2.1.Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

2.2. Учитель-логопед должен обладать основными компетенциями:

— в выявлении особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и планировании коррекционных мероприятий;

— в использовании специальных методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

— в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками МБДОУ;

— в овладении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в проведении коррекционных мероприятий.

2.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж работы не менее 2 лет.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  • владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучении и воспитания.

Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, имея стаж работы не ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  • имеют установленную первую квалификационную категорию;
  • владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучении и воспитания; инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на разных уровнях.

3. ФУНКЦИИ

На учителя-логопеда, работающего на логопункте, возлагаются следующие функции:

3.1. Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии устной речи детей, своевременное предупреждение нарушений письменной речи.

3.2. Содействие охране прав личности в соответствии с Кон­венцией ООН о правах ребенка.

3.3. Проведение углубленного логопедического обследования воспитанников МБДОУ в возрасте от 3 до 7 лет для опреде­ления уровня речевого развития, специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.

3.4. Практическое использование в работе детьми апробирован­ных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.

3.5. Оказание консультативной и методической помощи ро­дителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у де­тей дошкольного возраста, по вопросам дифференциро­ванной диагностики речевых нарушений у детей и при­менению специальных методик и приемов оказания по­мощи детям, имеющим отклонения в развитии.

3.6. Разъяснение основ логопедических знаний среди педагогов и родителей.

4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Учитель-логопед обязан:

4.1. Осуществлять:

— индивидуально-ориентированную коррекционную помощь детям с речевыми нарушениями с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей;

— работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.) у воспитанников;

— разработку планов мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у воспитанников (консультации, семинары для воспитателей и других специалистов МБДОУ, родителей по работе звуковой культурой речи);

— обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

— комплектование подгрупп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;

— педагогически обоснованный выбор форм, приемов, средств, методов обучения и коррекции в рамках новых требований в образовании.

4.2. Проводить групповые и индивидуальные(4-5 детей) коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и нервно-психических отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

4.3. Работать в тесном контакте с воспитателями, другими педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников, посещает занятия, осуществлять взаимодействие с воспитателями групп по закреплению положительных результатов коррекции и формированию связной повествовательной речи у дошкольников, динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством периодических обследований ребенка.

4.4. Выявлять причины и степень отклонений в речевом, ин­теллектуальном и нервно-психическом развитии детей.

4.5. Направлять воспитанников (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и меди­ко-педагогические центры.

4.6. Составлять заключения по результатам логопедическо­го обследования и доводит до сведения родителей и пе­дагогов в допустимом объеме с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника.

4.7. Разрабатывать и использовать:

— циклы занятий, направленные на устранение у дошкольни­ков собственно речевых расстройств, нарушений произно­сительной стороны речи, дефектов фонематических процес­сов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих коррекции;

— рекомендации для педагогов, специалистов и родителей по работе с детьми, имеющими проблемы в речевом разви­тии;

4.8. Вносить личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

4.9. Владеть современными образовательными технологиями и методиками коррекционной педагогики и эффективно применять их в профессиональной деятельности, обеспечивая уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

4.10. Консультировать всех участников образовательного процесса с целью профилактики речевых нарушений и выбора технологий логопедической помощи детям.

4.11. Иметь стабильные результаты освоения воспитанниками коррекционных программ и показатели динамики их достижений.

4.12. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации.

4.13. Вести необходимую документацию в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной приказом по МБДОУ, по установленной форме и своевременно предоставлять необходимы данные.

  • планы учебно-воспитательной работы на месяц;
  • табель посещаемости воспитанников;
  • рабочая тетрадь педсоветов и еженедельных планерок;
  • журнал проведения консультаций для родителей;
  • тетрадь самообразования;
  • тетрадь результатов мониторинга;
  • консультационные материалы для педагогов и родителей.

4.14. Принимать участие:

— в мониторинговой процедуре:

  • в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
  • в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств;

— в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе медико-пе­дагогической консилиума, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

— в работе по проведению родительских собраний и других мероприятий предусмотренных годовым планом;

— в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы;

— в распространении собственного опыта в области повышения качества образования;

— в проектировании развивающей среды логопункта и групп своих воспитанников;

— интеграционном взаимодействии с воспитателями и другими специалистами.

4.15. Осваивать дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации не реже, чем каждые 3 года;

4.16. Обеспечивает:

— безопасность жизнедеятельности и здоровья воспитанников и соблюдение СанПиН во время проведения коррекционно-развивающей деятельности;

— уровень подготовки воспитанников, соответствующий новым требованиям образования;

— соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

4.17. По мере исправления недостатков речи у воспитанников логопед выводит детей и заменяет их другими.

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • положительная динамика развития воспитанников,
  • участие в методической работе,
  • отсутствие детского травматизма,
  • удовлетворённость родителей процессом и результатом деятельности педагога.

6. ПРАВА

6.1. Учитель-логопед имеет права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом и другими локальными нормативными актами МБДОУ.

6.2. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года)

6.3. Учитель-логопед в пределах своей компетенции имеет право:

— принимать участие в разработке образовательной программы, годового плана и плана развития МБДОУ, в создании соответ­ствующих нормативных документов;

— устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;

— вносить предложения по совершенствованию воспитательно-об­разовательного процесса;

— свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, соответствующие реализуемой программе;

— представлять свой опыт работы на педагогических совещаниях, методических объединениях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности;

— знакомиться с проектами решений руководителя МБДОУ, касающимися его деятельности,

— требовать создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

— участвовать в работе органов самоуправления.

6.4. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

6.5. На защиту профессиональной чести и достоинства.

6.6. На социальные гарантии и льготы, установленные за­конодательством РФ.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7.1. Учитель-логопед несет персональную ответственность:

— за жизнь и здоровье воспитанников во время проведения коррекционно-развивающих занятий;

— за нарушение прав и свобод воспитанников, определенных законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными актами МБДОУ;

— за реализацию не в полном объеме образовательных про­грамм, качество реализуемых образовательных программ, за соответствие применяемых форм, методов и средств в организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством РФ;

— за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

— за причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством РФ;

— за своевременное прохождение медицинского осмотра.

7.2. За применение, в том числе однократное, методов вос­питания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, воспитатель может быть уволен в соответ­ствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании» (ст.336 Трудового Кодекса РФ).

7.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил воспитатель привлекается к административной ответственности в по­рядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ, за грубое нарушение трудовых обязанностей, Устава и других локальных актов МБДОУ подвергается дисциплинарному наказанию в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

7.4. Учитель-логопед соблюдает правила ведения конфиденциального делопроизводства:

— не разглашает сведения, составляющие конфиденциальную информацию, которые доверено станут ему известны;

— выполняет требования распоряжений инструкций и положений по обеспечению сохранности конфиденциальной информации;

— в случае попытки посторонних лиц получить сведения конфиденциального характера немедленно сообщает заведующему ДОУ;

— не использует знание конфиденциальной информации в целях, не связанных с использованием служебных обязанностей;

— в случае увольнения все носители конфиденциальной информации (документы, издания, рукописи, черновики, диски, дискеты, съемные носители, распечатки на принтерах, кино-фотоматериалы), которые находились в распоряжении в связи с выполнением служебных обязанностей, передает заведующему ДОУ;

— об утрате или недостаче носителей конфиденциальной информации и о других фактах, которые могут привести к разглашению конфиденциальной информации, а также о причинах и условиях возможной утечки сведений, немедленно сообщает заведующему ДОУ.

8. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

8.1. Учитель-логопед: работает в режиме нормированного рабочего дня по гра­фику, составленному исходя из 20-часовой рабочей не­дели, в объёме установленной ему нагрузки, и утвержденному руководителем МБДОУ.

8.2. Самостоятельно планирует свою работу на год, полуго­дие и помесячно. Планы согласуются с руководителем психолого-педагогической службы и утверждаются руко­водителем МБДОУ.

8.3. Представляет руководителю службы письменный отчет о своей деятельности за полугодие и по окончании года.

8.4. Получает от руководителя МБДОУ, старшего воспитателя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

8.5. Систематически обменивается информацией по вопро­сам, входящим в свою компетенцию, с педагогическим коллективом.

8.6. Информирует старшего воспитателя и руководителя МБДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и педагогами.

8.7. Передает руководителям информацию, полученную не­посредственно на совещаниях и семинарах.

8.8. Привлекается администрацией МБДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени и в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Может заменять временно отсутствующего воспитателя при производственной необходимости по согласованию с заведующим МБДОУ;

8.9. Подотчетен Совету педагогов.

8.10. Обязан сообщать заведующему о невыходе на работу по больничному листу или выходе на работу после болезни.

8.11. Ежегодно готовит кабинет к новому учебному году. Оказывает по производственной необходимости помощь в проведении ремонтных работ в летний период.

8.12. Подчиняется, кроме заведующего, старшему воспитателю и старшей медсестре.

С инструкцией ознакомлен:

Дата Подпись Расшифровка подписи

Основные моменты составления инструкции

В отечественной нормативной базе не прописаны параметры создания инструкции. Поэтому при её написании работодатели ориентируются на адаптацию типовых образцов инструкций для своих нужд, в соответствии с принципами делопроизводства. Эти образцы имеются в двух вариантах: стандартном и расширенном.

Обязательные части стандартной инструкции:

  • Общие параметры.
  • Профессиональные функции.
  • Потенциальная ответственность.
  • Должностные возможности.

Этот тип инструкций применяется для большинства работников, особенно в мелких и средних организациях. В крупных учреждениях, а также при написании инструкций для сотрудников руководящего уровня, применяется расширенный вариант. В нем к типовым разделам прибавляют:

  • Особенности трудовой деятельности.
  • Правила оценки результативности (KPI).
  • Параметры должностных взаимодействий.
  • Порядок преобразования инструкции.

Расширенный формат позволяет формализовать большее число трудовых параметров. Платой за это выступает снижение гибкости трудовых взаимоотношений.

Основные положения

Во вступительной части перечислены требования к квалификации кандидата, параметры его кадровых взаимодействий (порядок найма, увольнения, замены), те положения, на которые он должен ориентироваться в работе.

Основную роль играют требуемые навыки, которые обязаны обеспечить выполнение функций, данных в следующем разделе, на высоком уровне. А критерии по опыту и образованию позволяют отсеивать кандидатов с недостаточным уровнем подготовки.

Внимание! Должностные инструкции могут составляться либо в типовом порядке, либо в индивидуальном. В первом случае инструкция подходит любому специалисту на определенной позиции, а во втором — она пишется под конкретного высококвалифицированного работника.

Функции

В данной части описывают обязанности, возложенные на специалиста. Выделяют несколько условных групп этих обязанностей:

  • Основные — характерны для профессии у любых работодателей.
  • Вспомогательные — дополняют основные функции; их объем и сложность зависят от политики и особенностей организации-работодателя.
  • Базовые — включаются в инструкции для любых профессий: соблюдение нормативов пожарной и технической безопасности, трудовой дисциплины и пр.

Если наниматель предоставляет служащему какие-то ценности (инструменты, одежда для работы и пр.), то отдельно упоминается о необходимости бережного к ним отношения.

Ответственность

Эта часть отведена под перечисление возможных нарушений и мер наказания. Поскольку ответственность строится на базе действующего законодательства, объем и многообразие которого выводят его за рамки инструкции, то раздел составляется в урезанной форме, с небольшим количеством конкретики.

Права

В разделе описаны права, дополнительные к тем, которые уже предоставлены сотруднику в ст. 21 ТК. По общему правилу, чем значительнее ответственность работника, тем большими возможностями он обладает.

Условия работы

Этот раздел добавляется, если работодатель хочет обозначить какие-то особенности в трудовой деятельности. Традиционно сюда включают дополнительные льготы: обучение за счет нанимателя, бесплатную фирменную одежду и пр. Если работа предусматривает нестандартный трудовой график, то этот момент прописывается в данном разделе.

До введения в действие инструкция должна пройти ряд этапов согласования:

  • Первоначально составленный вариант показывают юристу, специализирующемуся в трудовом праве, и начальнику кадрового отдела.
  • Вариант с их правками согласовывается с профильными специалистами в той области, для которой составляется инструкция.
  • Чистовой вариант распечатывается на фирменном бланке, с включением официальных атрибутов (дата составления, реквизиты организации и пр.), и отправляется на подпись тем лицам, которые согласовывали его содержание.
  • На заключительном этапе подписи ставят глава организации-работодателя и сотрудник, для которого писалась инструкция.

Внимание! Служащий имеет право запросить в отделе кадров свою копию инструкции, которая может быть выдана в бумажном или электронном формате. Во втором варианте с неё предварительно удаляются персональные сведения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]