Пальчиковый массаж как средство развития речи детей


«Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Помните слова детской потешки? А пальчик, которому не досталась кашка, назовёте? Если да, то вы уже знакомы с методиками пальчикового массажа для детей. Считается, что делать его нужно с первых дней жизни, чтобы у ребёнка правильно развивалась речь. Давайте разберёмся, так ли это на самом деле и как делать массаж детям разного возраста.

Зачем делать пальчиковый массаж?

Первые два года жизни играют очень важную роль в развитии ребёнка. В это время у малыша формируются когнитивные способности: память, умение воспринимать и анализировать информацию, а также передавать её с помощью речи, жестов и движений. Поэтому общение с мамой и другими близкими, любящими людьми необходимо крохе так же, как еда, тепло и здоровый сон. Пока малыш не научится говорить, это общение будет в первую очередь тактильным. Когда вы обнимаете, щекочете или гладите ребёнка, вы стимулируете его сенсорные рецепторы — нервные окончания, которые передают сигналы в мозг и заставляют его работать.

На ручках малыша расположено очень много рецепторов, а зоны в коре головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику рук и за речь, находятся очень близко и имеют зоны перекрытия. Это значит, что, когда вы трогаете пальчики и ладошки ребёнка, вы тренируете его когнитивные способности.

Что такое моторика

Это двигательная активность какого-либо органа или части тела. Говоря о мелкой моторике, имеют в виду руки и пальцы – т.е. способность человека захватывать и удерживать мелкие предметы, манипулировать ими. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика, игрушки постоянно будут выпадать из его рук, он не сможет нормально держать ложку, будет испытывать трудности с завязыванием шнурков и т.д.

Приведет это и к проблемам в будущем. У взрослого человека с плохо развитой мелкой моторикой будет некрасивый почерк. Он вряд ли научится быстро печатать на компьютере. Не сможет управлять автомобилем из-за невозможности скоординироваться и поставить одну руку на руль, а другую – на коробку передач.

Кстати! У людей с плохой мелкой моторикой несовершенный речевой аппарат. Такой человек не станет хорошим оратором, поэтому ему будет тяжело учиться и не удастся освоить профессии, где нужна правильная речь (педагог, экскурсовод, PR-менеджер, ведущий мероприятий и т.д.).

Когда начинать делать пальчиковый массаж рук ребёнку?

Массировать ручки нужно с рождения. Правда, пока это будет мало похоже на настоящий массаж. Достаточно лёгких поглаживаний и нажатий, а также упражнений на развитие хватательного рефлекса: просто подносите палец или небольшие игрушки к ручкам ребёнка, чтобы он мог за них ухватиться.

Когда ребёнку исполнится год, можно переходить к играм-потешкам. Например, знакомой всем «Сороке-белобоке». Читайте малышу стишок: пока по сюжету сорока готовит кашку, водите указательным пальцем по спирали по ладошке, а когда птичка начнёт кормить птенцов, загибайте по очереди пальчики крохи. Такие занятия включают поверхностные рецепторы на ручках ребёнка. Благодаря тому, что вы проговариваете все действия, малыш заодно учится связывать вашу речь с действиями и предметами.

С двух лет начинаем переходить к массажу, стимулирующему рецепторы глубокого давления. Для этого можно использовать массажные шарики с пупырышками, которые нужно прокатывать по ладошкам и пальчикам ребёнка, слегка надавливая. В этом возрасте малыш уже способен выполнять упражнения на развитие мелкой моторики: хватать и трогать небольшие предметы. Важно, чтобы он делал это под присмотром взрослых, потому что у крохи может появиться желание проверить, сможет ли он просунуть эту деталь себе в нос или в ушко.

Детям школьного возраста, которые начинают непривычно много писать, полезно делать расслабляющий массаж рук. Для этого помассируйте руку ребёнка круговыми выжимающими движениями с тыльной стороны, затем уделите внимание каждому пальчику и также помассируйте от ногтя к основанию. После этого большими пальцами круговыми движениями помассируйте ладонь ребёнка.

Полезно научить ребёнка делать такой массаж самостоятельно, чтобы он мог воспользоваться им, если руки устанут во время уроков или выполнения домашнего задания. Если он пока не может запомнить все движения, научите его игре «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Пусть сжимает и разжимает кисти в кулак несколько секунд, это тоже помогает расслабить руки.

В БУ «Няганский реабилитационный центр» проводится комплексная диагностика и реабилитация детей с различными проблемами развития. При задержке речевого развития реабилитация носит комплексный характер, подбирается индивидуально для каждого ребенка. При этом избирательно активируются речевые, моторные, сенсорные или когнитивные центры. Медикаментозная составляющая, подобранная индивидуально, повышает темп прогресса у таких детей. Массаж при задержке речевого развития — важный элемент в лечении ребенка. Существует несколько способов массажа и каждый из них стимулирует определенную зону. Какой нужно делать массаж ребенку при задержке речевого развития? Все виды массажа можно разделить на несколько категорий:

1. Логопедический массаж;

2. Массаж ладошек и рук;

3. Массаж лица — это лоб, щеки, рот и подбородок;

4. Массаж воротниковой зоны.

Довольно эффективно справляется с задержкой речевого развития массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители или дети. Разделить его можно на активный и пассивный. Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны. Для того, чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.

При задержке речевого развития довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Его назначают не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма. Частой причиной задержки речевого развития является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Массаж позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата. В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом.

Как проводится массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития. Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендуется повторять через 2 месяца. При выполнении массажа ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи.

После можно усилить нажим и выполнять растирающие движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. Далее проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.

Стоит отметить, что довольно полезным является логопедический, речевой массаж, но, чтобы он давал хороший результат, его стоит комбинировать с дыхательной и голосовой гимнастикой.

Необходимо, чтобы массаж у ребенка ассоциировался не с чем-то болезненным, а с приятными манипуляциями. Существует масса техник, которые будут восприниматься ребенком не как лечение и процедуры, а развлечения, игры.

Автор:Ирина Викторовна Глотко, медицинская сестра по массажу

Как подготовиться к массажу?

Сначала согрейте и разомните свои руки. Для этого можно потереть ладошки друг о друга, позажимать кулаки или подержать руки под струей тёплой воды. Убедитесь, что на ваших руках нет ранок и заусениц, от маникюра с длинными ногтями тоже придётся отказаться. Если кожа рук сухая, воспользуйтесь гипоаллергенным кремом, к которому малыш привык. Для массажа ребёнка в первый год жизни не стоит выбирать эфирные масла. Выбирайте проверенные средства.

Если заметили на руках у ребёнка ранки или аллергические высыпания, отложите массаж до их заживления или сначала обработайте кожу малыша специальным кремом или мазью от аллергии. После этого можно приступать к массажу, но делать его ещё более аккуратно и бережно, чем обычно.

Малыши не всегда рады массажу. Не стоит его делать, если ребёнок расстроен или капризничает. Процедура должна приносить ему радость и удовольствие. У детей от года могут быть проблемы с концентрацией и усидчивостью во время занятия. Поэтому превратите процесс в увлекательную игру со стишками, песенками и игрушками и не затягивайте упражнение. Нескольких минут в день для массажа вполне достаточно.

Противопоказания

Делать перечисленные свыше упражнения можно хоть каждый день. Вреда от этого не будет только в том случае, если у ребенка нет противопоказаний. А это:

  • мелкие повреждения на руках (ранки, болячки);
  • высыпания;
  • грибковые заболевания;
  • плохое самочувствие;
  • общее воспалительное или инфекционное заболевание.

Массаж рук и пальчиковые упражнения не только развивают моторику, но и приносят другие плоды. Они улучшают концентрацию внимания, развивают воображение (особенно пальчиковые игры), укрепляют доверительные отношения с родителями и стимулируют развитие речи.

Где найти идеи для развивающих игр с ребёнком?

Если стишок про сороку-белобоку малыша уже не увлекает, новые потешки можно найти в интернете или в книгах. Мы выбрали три издания, которые вдохновят на новые идеи для игр на развитие мелкой моторики.

«Пальчиковые игры. Сорока-белобока кашку варила». В книге собраны игры-потешки с подробными иллюстрациями, как делать упражнения, а также идеи для организации пальчикового театра с детьми.

«Весёлые развивающие игры. С рождения до трёх лет». Автор книги Салли Голдберг объясняет, как развиваются мозг и когнитивные способности у ребёнка в раннем возрасте, и даёт упражнения, которые в этом помогают.

«Открой и закрой». Биолог Люси Феликс придумала и нарисовала книжку, в которой ребёнок следит за приключениями белого мышонка, а заодно выполняет упражнения на мелкую моторику рук, учит цвета и формы.

Развитие мелкой моторики с помощью подручных средств

В современно мире, промышленность, бесспорно, очень расширилась: большое количество литературы для развития мелкой моторики, но стоимость их не бюджетна. В ходе занятия возможно использование предметов, изготовленных самостоятельно.

Первое, с чем вы можете познакомить малютку, это шнуровка. Для изготовления игры, вам понадобятся трубочки от коктейлей, которые нужно обрезать на маленькие части и вдеть шнурок во внутрь. Допускается вдевать шнуровку в трубочки хаотично, а с детками, которые повзрослее, можно усложнить задание тем, что придумать определенную последовательность, трубки сортировать, чередовать по цветам.

Не выбрасывайте старые фломастеры, они вам тоже очень понадобятся. Отсоединив колпачки от фломастеров, постарайтесь с ребеночком надеть их обратно. Это великолепное задание на цветовосприятие. Желательно, при игре вынуть оставшийся красящий стержень

Воспользуйтесь ячейкой от яичек перепелиных. С изнаночной стороны разукрасьте ячейку акриловыми красками основных цветов. Смастерите из соленого теста или из пластилина яички, размером с перепелиные, соответствующих цветов. Предложите карапузу разложить яйца по цветам, в определенные ячейки. Яички – хороший наглядный материал при обучении счета.

Далее рассмотрим такое пособие, как прищепки. Их можно купить в любом бытовом магазине. И в настоящее время, к счастью всех педагогических работников и родителей они появились основной цветовой гаммы. Изготовьте из картона солнышко. Можно использовать в качестве изучения эмоций. «Солнце загрустило без лучиков. Давайте смастерим солнцу лучи. Что произошло? Оно начало улыбаться!» С обратной стороны прорисуйте веселое светило.

Читать далее: Как пережить, что ваш будущий ребенок «не того» пола?

Эту же работу можно проделать и с морковью. «Морковь у нас грустная была, она находилась в грядке. Ей очень захотелось выйти на свет». Присоединим к оранжевой красавице зеленые прищепочки — травку. Посмотрите, какая радостная стала морковка!

Выполним из картона птичку. Можно попросить малыша приделать хвостик воробью и крылышки, чтобы птица смогла летать. Данное упражнение расширит представления ребенка о существующих птицах.

Для самых юных малышей, используйте мозаику. Коим образом её можно использовать? Мозаика создана для деток от трех лет, так как содержит мелкие детали. Конечно, играть нужно только под чутким руководством взрослых. Проследить за тем, чтобы малыш не потянул мелкие детали в ротик.

Все шаблоны мастерятся легко и просто. Для данного возрастного периода ваши навыки художника, для малютки, находятся на второстепенном месте, поэтому все можно сделать просто силуэтно.

Важно организовать игровую ситуацию. «Тучка прилетала. Дождик разливала. Капельки на землю капали “Кап – кап”». Предложите карапузу смастерить капельки дождя.

Очень ребятишкам нравится мозаика – «Весеннее дерево». Размещая на деревце зеленые листочки, проговаривайте потешку:

Весна в гости к нам пришлаВсем деревьям зелень принесла.Птички весело запели,Лучики их домики согрели. Пчелы в ульи налетели,На цветочках сытенько поелиА березки платьица недели,Чтоб листочки тихо шелестели

В случаи осенней погоды, можно выполнить дерево с красными, желтыми или оранжевыми листьями.

Осень подарила яркие цвета.Рыжий, красный, золотой,Все цвета теперь со мной!Я их вместе соберу,И деревьям косы заплету.

Приложите на мозаику вырезанную корзинку. Попросите малютку наполнить лукошко для Михаила Потаповича.

Миша по лесу пошелОн грибочков нашел,Земляничка, прыгай в кадкуМишка съест её украдкой.

Очень хорошо, если у вас есть игрушка «бибабо». Ребятам нравится с ними вести диалог. Обязательно ведите разговор от игрушки. Медвежонок должен попробовать ягодки, которые собрал для него ребенок, поблагодарить за хорошую работу малыша.

Для развития цветовосприятие можно смастерить круг с птичками различных цветов. Воспользуйтесь деревянными прищепочками, покрасьте их концы соответствующими цветами. Привлеките карапузика к выполнению хвостиков птичкам.

Птички прилетели,Песенки запели.Вместе весело поём,Вкусные зёрнышки клюём.

Шаблоны можно смастерить из цветной бумаги и приложить на мозаику или прикрепить при помощи канцелярской мастики.

Читать далее: Совмещение занятий у детей разного возраста

Техника выполнения

Эффективность массажа во многом зависит от правильного выполнения техники. Процедура проводится следующим образом:

  • Массаж пальцев. Пациент кладет руку на специальный валик и максимально расслабляет мышцы кисти. Массажист одной рукой фиксирует кисть, а другой массирует пальцы, начиная с поглаживания. Затем он переходит к растираниям в поперечном и продольном направлении. В конце производится отвод и сведение пальцев.
  • Массаж кисти. Положение руки то же, что и при массировании пальцев. Сначала массажист разомнет пальцы, а затем перейдет к ладонной части. Большим и указательным пальцем нужно разогреть кожу и проработать каждое сухожилие. Также проводится поглаживание и разминание. Заканчивается массаж также сведением и отводом пальцев.
  • Массаж предплечья. Начинается процедура с поглаживания от кончиков пальцев до лучезапястного сустава. Предплечье и запястье прорабатываются обхватывающим непрерывным поглаживанием. Затем проводится встряхивание, если у пациента нет травм и каких-либо противопоказаний.

При маникюрном массаже также выполняют упражнение «восьмерка». Рука кладется на стол ладонью вверх. Пальцем на поверхности ладони нужно вывести цифру 8, надавливая на кожу, но не допуская боли.

Чтобы руки лучше скользили, используются специальные кремы и масла, но их нужно наносить в небольшом количестве, иначе пальцы будут соскальзывать, не получится оказать нужное давление на активные точки. При маникюрном массаже перед процедурой рекомендуется сделать пилинг или обработать кожу скрабом.

Массирование рук и пальцев проводится без перчаток, поэтому специалист обязан не только помыть руки перед началом процедуры, но и обработать их антисептиком.

II. Разновидности массажа

Область логопедической терапии сегодня настолько разработана, что для перечисления всех техник потребуется написать огромную книгу. Мы расскажем об основных техниках, которые чаще всего используются в логотерапии.

Пять основных разновидностей логомассажа:

  • классический;
  • точечный
  • аппаратный;
  • самомассаж;
  • зондовый.

Под классикой понимается обычный ручной массаж лица – это поглаживания, растирания, разминания и т. п.

Для исполнения точечного массажа нужно знать «активные» точки тела, то есть эта процедура требует особенных знаний.

Можно массировать тело с помощью медицинского устройства – это и будет аппаратный массаж.

Самомассаж выполняет ребенок – для этого его нужно научить правильно покусывать язык и массировать лицо.

Зонд позволяет добраться до удаленных частей органов артикуляции и тем самым активизировать их работу.

Массаж может быть направлен на расслабление или активизацию органов речи. Если вы хотите расслабить мышцы – старайтесь нажимать легко, используйте скользящие движения. Если же вы решили активизировать мышцы и добавить им тонуса – массируйте глубоко и энергично.

Для различных типов логомассажа используются ложки, зубные щетки, шпатели и зонды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]