Нарушение письменной речи у взрослых чаще всего возникает в результате повреждения высших психических функций. Причины – прежде всего, связаны с травмами головы, операций на головном мозге, тяжелыми инфекциями, инсультами, а также кислородным голоданием клеток головного мозга.
Дисграфия развивается на фоне когнитивных расстройств, памяти, легкой отвлекаемости, сниженной работоспособности, временной и пространственной дезориентации, тяжелых социальных условий. Почерк становится неровным, человек, даже хорошо владея правилами языка, не может их применить, путается в написании букв, не в состоянии расположить слова в нужном порядке, пишет очень медленно.
Чем бы ни была вызвана дисграфия и в какой бы степени она ни проявлялась, коррекцию нарушения необходимо начинать заранее, как только появились проблемы с письменной речью.
Как происходит коррекция дисграфии?
Лечение дисграфии всегда комплексное и направлено в первую очередь на нормализацию процессов анализа и синтеза письменных элементов – от отдельных букв до целых предложений. Если просто исправлять ошибки, прорабатывать школьные сборники с грамматическими упражнениями, особого толка не будет. Каждое упражнение коррекционной программы должно быть нацелено на укрепление связей между мозговыми структурами и формированием новых, правильных, навыков:
- постановка проблемных звуков;
- расширение словарного запаса;
- освоение грамматического строя;
- улучшение связности устной речи, аналитических способностей, восприятия информации на слух.
Как заниматься самостоятельно?
Ниже мы приведем несколько упражнений, рекомендованных специалистами для самостоятельного выполнения. Для некоторых заданий вам потребуется помощник. Важно заниматься каждый день не менее одного-полутора часов. Если обстоятельства не позволяют, позанимайтесь, хотя бы 20-30 минут. Регулярность нагрузок – важное условие для улучшения мозговой деятельности.
Запоминаем слова и термины
Упражнение направлено на усвоение графического облика слова. Необходимо заранее разбить слова и термины на отдельные слоги. Их записывают вперемешку на листе или на карточках. Задача: правильно соединить части каждого слова. Чтобы улучшить понимание, можно использовать зрительные подсказки.
Головоломки со словами
Различные ребусы, кроссворды, филворды и другие головоломки, где нужно вписать побуквенно определенное слово или найти его среди других, хорошо помогают запомнить графический облик слова и его значение. Задействованы память, внимание, активизируются процессы анализа и синтеза информации. Начинать следует с простых заданий и слов, постепенно усложняя их.
Жужжащее чтение
При написании слов проговаривайте каждую букву: К-О-Р-О-В-А, М-О-Л-О-К-О и т.д. Орфографическое произношение помогает запомнить графический облик слова быстрее.
Занятия музыкой и спортом
Физкультурные и музыкальные упражнения требуют слаженной работы сразу нескольких отделов мозга, способствует укреплению межполушарных связей и улучшению мелкой и крупной моторики. Приобретите несложный музыкальный инструмент, где были бы задействованы обе руки, например гусли, разучите хотя бы несколько простых мелодий. Возьмите за правило каждое утро выполнять гимнастику, это уже принесет несомненную пользу.
Предупреждение аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр
Куликова Дарья Юльевна
Предупреждение аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр
Актуальность темы.
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с общим недоразвитием речи. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей не в специализированные коррекционные школы, а в массовые образовательные учреждения.
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи, как основной фактор готовности к обучению в школе.
В норме, усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложения.
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников, так как исследования педагогов-психологов показывают, что у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, звукослоговая структура слов, фонематические процессы, языковой анализ и синтез, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматический строй речи,зрительный гнозис,оптико-пространственный праксис,память,внимание,моторная функция, мышление;имеет место недоразвитие познавательной деятельности, и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении письму, показывает роль и значение профилактики дисграфии.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» чрезвычайно актуальной и своевременной.
Рассмотрим аграмматическую дисграфию, как один из распространенных видов у детей с общим недоразвитием речи.
Характеристика аграмматической дисграфии. Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.
Характерные ошибки. Характерными ошибками в устной речи у дошкольников могут быть:
•искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козлёнки»);
•изменение падежных окончаний («много деревов»);
•нарушение предложных конструкций (над столом — «на столом»);
•изменение падежа местоимений (около него — «около ним»);
•изменение числа существительных («дети бежит»);
•нарушение согласования («бела дом»);
•нарушение синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении).
В дальнейшем эти ошибки проявляются у детей в школе на письме.
В связной письменной речи у школьников выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
Чтобы этого не допустить, необходимо формировать грамматический строй речи еще в дошкольный период. И чем раньше, тем лучше.
Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии.
Для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводится следующая работа:
1. Работа над словоизменением:
— образование множественного числа имен существительных;
— согласование прилагательных с существительными;
— согласование существительных с числительными.
2. Работа над словообразованием:
— образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;
— образование глаголов при помощи приставок;
— образование относительных прилагательных;
— образование притяжательных прилагательных;
— образование названий детенышей животных;
-подбор однокоренных слов.
3. Работа над предлогами (пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений).
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Работа над предложением.
6. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Методы и приёмы в работе по профилактике аграмматической дисграфии.
Важным моментом профилактики дисграфии и подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры,как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида деятельности дошкольника.
На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры, как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.
Практическая значимость позволяет устанавливать взаимосвязь между начальными ступенями образования (речевой группой детского сада и школой) и оптимизировать работу по профилактике дисграфии.
В связи с этим мною были разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактические игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению аграмматической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.
1.«Один-много» (цель: образование множественного числа существ. в
Имен. и Родит. падежах) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;
2.«Помоги сосчитать» (цель: согласование существительных с числительными 1, 2, и 5) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;
3.«Кто спрятался за деревом?» (цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные») игра на фланелеграфе;
4.«Кто спрятался за забором?» (цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Домашние животные») игра на фланелеграфе;
5.«Кто спрятался в джунглях? (цель:образование притяжательных прилагательных по теме – «Животные жарких стран») игра на фланелеграфе;
6.«Хвосты» (цель:образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные»);
7. Играйки Н. В Нищевой (№1, №2, №3);
8.«Помоги повару» (цель:образование относительных прилагательных по темам – «Фрукты», «Ягоды», «Овощи»);
9.«Волшебный паровозик» (цель:образование слов с помощью суффикса — ИЦА) (сахар-сахарница, хлеб-хлебница, перец-перечница и т. д.)
10.«Помоги маме найти детёныша» или «Собери семью» (цель:образование названий детенышей животных, птиц) картинки или макеты;
11.«Назови ласково» (цель: образование уменьшительно-ласкательного суффикса существительных по всем лексическим темам»;
12.«Из чего мы сделаны» (цель: образование относительных прилагательных)стакан из стекла-стеклянный, кастрюля из металла-металлическая и т. д.
13.«Маленький, большой, огромный» (цель: образование слов с помощью суффикса – ИЩА, -ИЩЕ) котик – кот – котище…
14.«Рассказы в картинках» часть1, часть2 (цель:составление рассказа по серии связанных по смыслу картинок);
15.«Маленькие слова» (цель:правильное употребление предлогов);
16.«Новые слова» (образование новых слов, с помощью приставок);
17.«Какой? Какая? Какое? Какие?» (цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе);
18.«Кому что дам?» (цель: образование существительных Дательного падежа по теме – «Инструменты») Повару дам (что) – поварёшку…
19.«Профессии» или «Кто чем работает?» (цель:образование существительных Творительного падежа) Столяр работает (чем) – рубанком…
Работа над предложением.
Работа над предложением осуществляется по следующему плану:1. Двусоставные предложения, включающие существительные в Им. п. и глагол 3-го лица настоящего времени (дерево растёт).
2. Распространённые предложения из 3-4 слов (Девочка моет куклу. Девочка гладит платье утюгом.)
Полезной является работа по распространению предложений с помощью слов, обозначающих признак предмета: Бабушка даёт внучке ленту. — Бабушка даёт внучке красную ленту. -Бабушка даёт внучке красную длинную ленту.
При построении предложений полезно составлять графические схемы, которые помогают символизировать предметы и отношения между ними.
Виды заданий:
1. Составление предложения по картинке, а под картинкой выкладывается схема.
2. Подбор предложений к данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой.
3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.
4. Из двух предложений выбрать то, которое подходит к предложенной схеме. Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.
Дидактические игры должны основываться на следующих принципах:
•дидактическая игра должна опираться на программный материал;
•дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
•пособия, используемые логопедом или воспитателем при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;
•условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Практический опыт заключается в классифицировании и дифференцировании дидактических игр, как средств профилактики дисграфии с указанной категорией детей.