Понятие «логопед-дефектолог»: в чем особенность профессии
Логопед коррекционного учреждения является специалистом широкого профиля. В штат коррекционной группы входит учитель-дефектолог, воспитатели и помощник воспитателя. Логопед-дефектолог же в свою очередь, как и врач, может быть закреплен за определенной группой воспитанников, а может курировать детей всего учреждения. Все будет зависеть от наполняемости групп и специфики психического развития малышей.
Педагог помогает компенсировать речевые недостатки каждого из детей, также проводит индивидуальную работу, как и учитель-дефектолог группы (тифло-, олигофрено-, сурдопедагог и т. д.), согласно развитию ребенка, его возрасту и психическим особенностям. Логопед в коррекционном детском саду взаимодействует с психологом, учителем-дефектологом, с воспитателями и врачом-педиатром, работающими с данными детьми. Как правило, речевые нарушения у таких детей являются вторичными, то есть проявившимися на фоне первичной (основной) проблемы развития. И уже в зависимости от того, что выступает в качестве первопричины, будет строиться работа логопеда-дефектолога. Поэтому данный специалист имеет доступ к медицинским картам каждого воспитанника: заключениям нейропсихолога, психиатра и других врачей.
Дефектолог и логопед для взрослого: нужны ли они, и когда к кому обращаться
Помощь этих специалистов может понадобиться не только ребенку, но и взрослому человеку.
- Случается, что необходимо исправить речевые дефекты, закрепившиеся с детства (трудности с произношением определенных звуков, шепелявость, проблемы дикции, темпа речи, т. д.). Это особенно важно для людей, работающих в сферах, где присутствует постоянное общение и требуется красивая, внятная речь. В этих случаях следует обращаться к логопеду – с помощью современных методик опытный специалист исправит такие недостатки за короткий срок.
- Логопед поможет, если речь потеряла четкость после зубопротезирования, а также в избавлении от акцента в речи.
- Если речевые дефекты появились у взрослого после инсульта или черепно-мозговой травмы, необходима помощь дефектолога.
Существует специальность логопед-афазиолог. Он занимается реабилитацией людей, у которых из-за инсульта, патологий головного мозга разной природы полностью исчезла речь. Такое состояние называют афазией.
Чем раньше начать коррекцию речевых нарушений, тем с большей уверенностью можно получить положительный результат. Важно понимать, чем отличается логопед от дефектолога – это позволит обратиться сразу по адресу, не теряя драгоценного времени.
История появления профессии
Дефектология стала активно развиваться с середины ⅩⅨ века. Сама профессия в нашей стране появилась относительно недавно. В начале прошлого столетия врачи и педагоги выявили необходимость работы с особыми детьми комплексно по каждому направлению, что подразумевало расширение штата сотрудников в коррекционных детских садах и школах, так как одним лишь воспитателям или врачу не по силам уделить должное внимание всем детям сразу.
И уже в советское время в столице был открыт первый исследовательский центр − НИИ дефектологии. Сама логопедия не сразу стала «в ряды педагогических наук», специалисты данного профиля работали изначально в сфере медицины в логопунктах.
Известные педагоги в области логопедии и дефектологии
Логопедия, как отрасль дефектологии, являлась предметом исследования многих ученых в области педагогики и психологии. Но наибольший вклад в развитие науки и разработку программ по устранению речевых нарушений внесли участники научной школы Л. С. Выготского.
Благодаря работам таких выдающихся советских педагогов, как М. С. Певзнер, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, формировалась данная отрасль.
Но, если говорить о более узком понимании логопедической работы именно в рамках дефектологии, то необходимо отметить Л. С. Волкову, которая на протяжении всей своей жизни занималась исследованиями в данной области.
Общая характеристика направления
В качестве научной дисциплины дефектология сформировалась в середине XIX века. Ее воспринимали как общественную практику, которая возможна только за счет благотворительности. Количество медико-педагогических учреждений для глухонемых, слепых, умственно-отсталых постепенно возрастало, а наука собирала доказательную базу, крепла, находила новые методы терапии и профилактики. Серьезный скачок к развитию дефектология получила после прихода к власти большевиков.
Содержание:
- Общая характеристика направления
- Перечень обязанностей специалиста
- При каких симптомах следует обратиться к врачу
- Методы диагностики и лечения
В дефектологию входит несколько разделов социальной педагогики. Среди них – тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Тифлопедагогика занимается воспитанием и обучением пациентов с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика сосредоточена на обучении и социальной реабилитации умственно-отсталых людей. Логопедия изучает нарушения, дефекты речи и методы их коррекции. Именно в этом и заключается разница между логопедом и дефектологом. Логопед – узкопрофильный специалист, а сама логопедия является ответвлением дефектологии.
Дефектология, как наука, подкреплена колоссальной научной базой, которая переплетена с детской психологией, психиатрией, неврологией и педагогикой. Важная часть направления – специальная психология. В нее входят сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология. Все они рассчитаны на людей с определенными пороками развития. Каждая разновидность специальной психологии занимается конкретными проблемами глухонемых/слепых/умственно-отсталых, изучает механизмы развития отклонений, разрабатывает методы борьбы и профилактики.
Отличия логопеда от логопеда-дефектолога
В чем разница между этими двумя специалистами, выполняющими по сути одну и ту же функцию? И в первом, и во втором случае педагог занимается развитием речи ребенка:
- формированием правильного произношения: постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков;
- активизацией и расширением словарного запаса;
- развитием просодической стороны речи;
- компенсацией речевых нарушений при ОНР (общем недоразвитии речи).
Самое главное различие заключается в том, что, в отличие от логопеда-дефектолога, обычный логопед работает с детьми только с сохранным интеллектом.
А вот второй специалист чаще всего имеет дело с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии. Он тесно взаимодействует с учителем-дефектологом, с докторами (педиатром, психоневрологом), психологом, воспитателями и другими специалистами.
Общие задачи дефектологов
Основная работа специалистов направлена на развитие познавательности у ребенка, что достигается благодаря разносторонним программам и методикам. Сюда относится развитие памяти, внимания, ментальных процессов. Несмотря на узкопрофильность педагогов-дефектологов, все они решают аналогичные задачи:
- индивидуальное развитие сенсорных навыков;
- развитие культурно-гигиенических умений;
- формирование правильной речи, достигающееся методом расширения кругозора (педагог знакомит ребенка с окружающим миром, тем самым пополняя его словарный запас и формируя связную речь);
- демонстрирование игровых приемов (в случае, если игровые навыки не отвечают возрасту малыша);
- приобретение навыков в письменной и устной речи методом аудиального восприятия (ребенок находит звуки в произнесенных словах);
- формирование простых арифметических навыков (благодаря приобретенным знаниям о количественных и временных особенностях предметов);
- развитие моторики с помощью простых творческих заданий.
Показания для обращения за помощью к специалисту
К логопеду-дефектологу следует обращаться за помощью, если малыш имеет отклонения от нормы в физическом или психическом развитии, а именно:
- Проблемы со зрением (слабовидящие и слепые дети).
- Нарушения слуха (глухие и слабослышащие).
- Задержка в развитии (нарушение внимания, памяти, мышления, восприятия и других познавательных психических функций), ММД (минимальная мозговая дисфункция).
- Умственная отсталость или синдром Дауна.
- Аутизм.
- ДЦП (детский церебральный паралич), нарушения функций двигательного аппарата.
В некоторых случаях при сохранном интеллекте, но при неустойчивости ЭВС (эмоционально-волевой сферы) и поведения, ребенку также может быть рекомендована работа с коррекционными педагогами, в том числе и с логопедом-дефектологом, если у малыша имеются проблемы с речью.
Когда необходим тот или иной специалист?
В последние годы все больше детей сталкивается с нарушением развития, и все больше родителей ищет грамотного и опытного специалиста. В помощи узкопрофильного специалиста нуждаются малыши, у которых по тем или иным причинам выявили проблемы с адаптацией, развитием речи, общением и обучением в школе, детском саду. Корень проблемы может быть следующим:
- родовые травмы;
- инфекции, полученные в период внутриутробного развития;
- болезни, возникшие на раннем этапе развития;
- расстройства невралгического и психологического характера.
Это лишь малая часть существующих причин. Говоря конкретнее, за помощью нередко обращаются родители, у чьих детей диагностировали ДЦП, аутизм, эхолалию, нарушение слуха или зрения.
Проблемы, с которыми работает специалист данного профиля
Логопед коррекционного профиля решает проблемы вторичных нарушений речи у детей, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с УО, глубокой ЗПР, аутизмом и ДЦП имеют и задержку в речевом развитии. Осложнение работы может заключаться:
- В нежелании со стороны малыша идти на контакт со взрослым (особенно это ярко наблюдается у аутистов).
- В ограничении физических возможностей детей (при нарушении моторной системы наблюдаются осложнения координирования мышц речевого аппарата).
- В непонимании или в полном отказе от помощи со стороны родителей особого ребенка (протест против комплексной врачебно-педагогической помощи). Часто коррекционные специалисты сталкиваются с тем, что взрослые не могут принять тот факт, что малыш «не такой, как все». В этом случае важно уметь успокоить родителей, объяснить и доказать им необходимость работы в условиях именно специализированного учреждения или группы. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов компенсировать недостатки в развитии и социализировать ребенка.
Сложнее всего педагогу работать с детьми, имеющими тяжелые формы нарушения.
Терапевтические методики
Занятия логопеда-дефектолога с ребенком проходят преимущественно в увлекательной, игровой форме. Длительность одного сеанса занимает обычно не более получаса, что позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на процессе обучения.
В своей практике специалисты данной сферы используют ряд следующих терапевтических методик, доказавших свою эффективность и высокую результативность:
- массаж речевого аппарата;
- дыхательная гимнастика;
- физические упражнения, разминка;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- логоритмика;
- фонетическая ритмика;
- Су-Джок терапия.
Занятия способствуют развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, обогащению словарного запаса ребенка.
Основной задачей логопеда-дефектолога является улучшение речевых навыков маленького пациента, как устных, так и письменных. Для этих целей с малышами занимаются постановкой звуков, артикуляцией.
Продолжительность лечения определяется доктором в индивидуальном порядке с учетом масштабности проблемы, поставленного диагноза, возраста и личностных особенностей конкретного ребенка.
Что входит в обязанности логопеда-дефектолога?
Специалист данного профиля выполняет работу с особыми детьми в рамках образовательной программы коррекционного учреждения. Логопед-дефектолог проводит:
- диагностику развития речи детей с проблемами в развитии;
- профилактику и коррекцию звукопроизношения, общего дефицита речи;
- работу при нарушении письма и чтения;
- работу по формированию правильной скорости и ритма речи;
- коррекцию по устранению нарушений голоса.
В его обязанности входит:
- Диагностировать детей, согласно их возрасту, особенностям психики, вести индивидуальные логопедические карты обследования на каждого ребенка.
- Тесно взаимодействовать с родителями каждого ученика или воспитанника, предоставляя необходимую информацию о динамике успеваемости и развитии речи, давать консультации по различным вопросам, находящимся в его компетенции.
- Проводить систематические индивидуальные и подгрупповые занятия по устранению проблем с речью.
Как стать логопедом-дефектологом, что для этого необходимо?
Что необходимо делать, чтоб стать коррекционным логопедом? Чтобы стать педагогом в этой области, недостаточно пройти обычные курсы, именно документ о высшем образовании понадобится для работы в указанной сфере деятельности.
Специалисты данного профиля получают образование на психолого-педагогическом факультете.
Обучение на кафедре специальной (коррекционной) педагогики и психологии по соответствующему направлению позволяет студентам получить по окончании диплом бакалавра или магистра (при условии прохождения второй ступени высшего образования) и работать в дальнейшем логопедом в коррекционных школах или ДОУ.
Кроме этого, необходимо обладать как определенными профессиональными, так и личностными качествами.
К первым относятся:
- Компетентность педагога.
- Умение применять полученные в ВУЗе знания на практике в работе с особыми детьми.
- Желание совершенствовать свои навыки, реализовывать коррекционную программу и заниматься самообразованием в целях повышения уровня своей квалификации, постоянно учиться чему-то новому.
- Ответственно относиться к своей деятельности, качественно осуществлять работу по устранению проблем с речью.
Ко вторым можно отнести:
- Любовь к детям (проявление эмпатии).
- Терпеливость, стрессоустойчивость.
- Находчивость и умение творчески подходить к делу.
Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии
Анна Шилова
Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что профессия дефектолога прямо связана с обучением и воспитанием детей. В рамках данной профессии оказывается помощь детям, имеющим психические и физические недостатки, по ознакомлению со всем многообразием окружающего мира, по формированию в детском сознании картины действительности.
Целью написания данного эссе является определение роли профессии «дефектолог»
в формировании и развитии детей.
Объектом исследования в данном случае выступает профессия «дефектолог»
.
В соответствии с поставленной целью и объектом исследования сформулируем задачи работы:
— охарактеризовать профессию дефектолога в педагогике ;
— определить ключевые моменты прошлого и настоящего профессии;
— рассмотреть будущее профессии дефектолог.
Структура работы представлена введением, основной частью состоящей из трех подразделов, заключением и списком литературы.
1. Профессия дефектолога в педагогике
Как справедливо отмечают Н. В. Шкляр и О. В. Карынбаева, профессиональная деятельность педагога-дефектолога предполагает проведение различного рода социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической и коррекционной деятельности, целью которых является оказание содействия детям, имеющим ограниченные возможностями жизнедеятельности и социальной адаптации [1].
Из вышесказанного следует, что педагогом-дефектологом должен быть человек, имеющий особый склад души, обладающий такими чертами, как инициативность, энергичность, уверенность в результатах своей профессиональной работы, доброжелательность и тактичность.
Как сказано в Положении о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель — дефектолог России – 2018»
[2], помимо
профессиональных качеств и умений, дефектолог должен уделять внимание разработке авторских образовательных программ, методик, проведению мастер-классов, семинаров, обучающих мероприятий и т. д.
Следовательно, работа дефектолога в качестве педагога системы специального образования выступает примером наивысшего педагогического мастерства [3], ориентирующегося на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть тем детям, которые имеют определенные отклонения в развитии. Педагоги-дефектологи, являясь ведущими специалистами для таких детей, должны проводить организацию многоплановой профессиональной деятельности по коррекционно-развивающим, учебно-методическим, социально-педагогическим, реабилитационно-адаптационным, а также психологическим направлениям в рамках взаимодействия и с детьми и с их родителями. Все это требует от профессии дефектолога умения по осуществлению психолого-педагогической диагностики, а также организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
2. Прошлое и настоящее профессии
История возникновения профессии дефектолога берет свои истоки ещё в начале XX в. В данный период времени многими учеными стало уделяться особое внимание причинам детских отклонений, классификациям и определению наиболее эффективных способов индивидуального развития детей. Так, стали создаваться специальные центры, где осуществлялось проведение исследований и подготовка соответствующих специалистов. Например, в СССР таким учреждением был специальный Научно-исследовательский институт дефектологии в Москве [4].
На сегодняшний день профессия дефектолога в сфере педагогики востребована больше, чем когда либо, что связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья в России [5].
В настоящее время для работы с такими детьми отбирают дефектологов, не только сильных в самой профессии дефектологии, но ознакомленных с особенностями и принципами психологии детского развития. Это обусловлено тем, что сегодня, во время развития интернет технологий и зависимости детей от гаджетов, очень важно найти правильный подход к малышам для их результативного обучения и воспитания, для того, чтобы дети видели в дефектологе не врача, а педагога и друга.
Ключевое преимущество профессии дефектолога заключается в оказании помощи детям, имеющим трудности для становления полноценными членами общества. И в данном случае ключевой задачей профессии будет выступать развитие личности, привитие ребенку необходимых навыков и умений для дальнейшего социального признания. И, действительно, оказание помощи семьям, в которых есть ребенок с физическими или психологическими отклонениями, просто неоценима, — именно в этом и проявляется важность профессии.
Таким образом, востребованность дефектологов в нынешний момент является очень высокой.
3. Будущее профессии дефектолог
В связи с тем, что экологическая обстановка в мире и в России в частности ухудшается из года в год, растет численность детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, востребованность профессии дефектолога растет. Следовательно, детей с нарушениями развития становится больше. При этом, ранее у ребенка могло быть какое-то одно нарушение, и его постепенно корректировали. Сейчас же это, как правило, несколько нарушений в комплексе.
В связи с принятием программы инклюзивного образования педагоги-дефектологи теперь нужны и в общеобразовательных школах, а не только в коррекционных. Кроме детей-инвалидов сильно возросло количество учащихся с задержкой психического развития. Сейчас в некоторых городах России стали открываться ресурсные классы. Но проблема в том, что в них тяжело набрать профессиональных педагогов-дефектологов. Вторая проблема заключается в том, что родители обычных детей, зачастую, очень негативно относятся к совместному обучению обычных и неразвитых детей. Общество еще не готово к переменам. Но то, что такие классы вообще появились, — это уже большой шаг.
Заключение
Таким образом, факт того, что дефектолог – это профессия на века, — подтвержден. Данная профессия была востребована в прошлом, активное внимание ей уделяется в настоящем, и в связи с ростом количества детей инвалидов, детей с задержкой развития, ухудшением экологической обстановки в стране и в мире, негативно влияющей на здоровье рождающихся детей, безусловно, данное профессиональное педагогическое направление будет востребовано и в будущем.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым каждый шаг дается с большим трудом, намного сложнее, чем с обычными учениками, поэтому результат здесь появляется не сразу.
В настоящее время отношение к детям с задержкой развития стало меняться, поэтому выросла востребованность в педагогах-дефектологах, но, к сожалению, таких специалистов пока не много.
Список литературы
1. Шкляр Н. В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость / Н. В. Шкляр, О. В. Карынбаева // Социология образования, 2021. – С. 203
2. Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель — дефектолог России – 2018»
: утверждено заместителем Министра образования и науки РФ от 21.06.2018 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550560377
(дата обращения: 05.07.2019)
3. Гомзякова Н. Ю. Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики / Н. Ю. Гомзякова, Н. Ю. Леонтьева // Молодой ученый, 2015. — № 8. — С. 900-903
4. Профессия дефектолог [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-defektolog (дата обращения: 05.07.2019)
5. Статистика по детям инвалидам в РФ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://sakuramed.ru/obshie-stati/statistika-po-detyam-invalidam-v-rf (дата обращения: 05.07.2019)
6. В 2021 году глобальный уровень выбросов вредных веществ будет расти [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/other/news/v-2018-g-globalnyy-uroven-vybrosov-vrednykh-veshchestv-budet-rasti/ (дата обращения: 05.07.2019)
Заработная плата специалиста
Зарплата педагога в среднем несколько выше, чем у воспитателя коррекционной группы, но при этом рабочий график у них разный. Разница в финансовом плане зависит от нескольких факторов, благодаря чему можно отметить следующее:
- В государственных учреждениях заработная плата работников несколько ниже, так как они относятся к бюджетным организациям. Частные ДОУ и школы, имеющие аккредитацию, выплачивают сотрудникам ежемесячный оклад в большем размере, однако, требования и условия могут отличаться (работа в выходные, в помещении с установленными камерами и т. д.).
- Зарплата зависит от ставки педагога, количества групп детей, с которыми он проводит занятия.
Большинство логопедов-дефектологов имеет дополнительную нагрузку в качестве уроков с учениками, с которыми они занимаются частным образом на дому. Такая практика распространена в стране, она обусловлена необходимостью систематических коррекционных занятий с особыми детьми. Почасовая оплата за труд педагога значительно выше, чем в образовательном учреждении.