Система работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ОНР


Профилактика дисграфии у дошкольников

При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения и письма у дошколят, к дисграфии и дислексии.

Какие же упражнения необходимо делать с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:

  1. Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Ребенок должен хорошо овладеть понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен находить различия между:

  • буквой и звуком;
  • гласным и согласным;
  • словом, слогом и звуком;
  • твердыми и мягкими согласными;
  • звонкими и глухими согласными;

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

Упражнения на тренировку звукового анализа(фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].
  • Разложи картинки в две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.
  • Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).
  • Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т.п).
  • Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.
  • У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.
  • Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.
  • Найди слова с одинаковым звуком в конце слова.
  1. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению.Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука [Ш] произносил звук [С], но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорит «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так он будет и писать.

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:

  • Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).
  • Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.
  • Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].
  • Положи картинки — слова со звуками [Ш] и [С] в разные домики.
  1. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом:[В] а не [ВЭ] или [ВЫ], [Щ] а не [ЩА] или [ЩЕ],[Л] а не [ЭЛ] или [ЭЛЬ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Это поможет научить читать. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лук» — «лыук», потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.

Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое),выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:

  • Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.
  • Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.
  • Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]).
  1. При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.

Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:

  • Обведи букву;
  • Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;
  • Дорисуй недостающие детали;
  • Зачеркни неправильно написанные буквы;
  • Выучи стихотворение про букву.
  • Какая буква получится, если добавить детали?
  • Какая буква получится, если убрать детали?
  • Нарисуй букву в воздухе.
  • Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?

Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Учите дошкольника читать и писать правильно. Большой выбор пособий и игр поможет Вам сделать занятия интересными и насыщенными. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами Вашего первоклассника.

Учитель-логопед Сургучева С.Н.

Дисграфия (нарушения почерка и письменной речи)

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и коррекции.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений моторики, координации, баланса, внимания, концентрации, восприятия, а также звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи.

Овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга. Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью), дислексия (нарушение чтения) и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников. Мозг многих детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и тд.

Совет побольше читать и побольше писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен.

Опытный преподавать может заметить, что ученик неуклюжий, «пропускает все мимо ушей» (как будто не слышит), неусидчив, «считает ворон», часто отвлекается, постоянно не успевает.

Однако степень выраженности этих проблем и их причины гораздо эффективнее выявит нейропсихолог на нейропсихологической диагностике с помощью специальных проб-тестов и уникальных инновационных приборов.

Дисграфия – это специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ (высших психических функций), принимающих участие в процессе письменной речи.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов и дошкольников поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

Это нарушение, которое невозможно «перерасти», оно не «рассосется» само даже во взрослом возрасте человека, оно очень портит и усложняет жизнь, создает много психологических проблем и комплексов.

Это нарушение, которое можно «купировать» только с помощью нейропсихологической коррекции достаточно быстро и результативно – раз и навсегда, остальные методы лишь «подчищают» симптомы, на время облегчая их проявление, но не решают проблему в целом!!!

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Овладение процессом письма находится в тесной связи со степенью сформированности всех сторон устной речи:

– звукопроизношения,

– фонематического восприятия,

– лексико-грамматической стороны речи,

– связной речи.

К появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в перенатальном, натальном, постнатальном периодах, к дисграфии могут привести:

– патология беременности,

– родовые травмы,

– асфиксия,

– менингиты

– энцефалиты,

– инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

Автор: Малышева Ирина Станиславовна

Должность: Российская Федерация, г. Томск, Томский государственный педагогический университет. Магистрант

Тема: Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР

Аннотация : В статье рассматриваются способы коррекции ФФНР, предупреждение дисграфии у детей, входящих в группу риска.

Ключевые слова: Дисграфия, ФФНР.

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников — это частичное расстройство процессов письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить. В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением письма существует тесная взаимосвязь. Но как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения которых являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому, выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и предпосылками возможных нарушений письма и устранение у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции недостатков фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте и предупреждения в дальнейшем нарушений письма. Результативность подготовки детей к письму тесно связано с определением оптимального для начала этой работы возраста. Л.С.Выготский поэтому поводу подчеркивал, что только в определенные периоды обучение оказывается легким и экономичным. Поэтому слишком позднее обучение так же трудно и малоэффективно, как и слишком раннее. Письмо – сложный, многогранный процесс, требующий достаточно высокого уровня развития у детей координированных движений руки, высокой точности исполнения. Пятый год жизни считается наиболее сензитивным возрастом для начала систематической работы по освоению детьми графических навыков, которые впоследствии становятся основой для элементарных навыков письма. Исходя из проанализированной литературы (Ефименкова Л.Н., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф.,), посвященной проблеме патологии письменной речи у детей, показывает, что устранение недостатков чтения и письма должна осуществляться комплексно. Исходя из этого, профилактическая работа строится также. Первая часть включает в себя направления работы, обеспечивающие предупреждение акустической, артикулярно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания:

— развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

-работа над звукопроизношением;

-развитие навыков языкового анализа и синтеза;

-развитие слогового анализа и синтеза;

-развитие фонематического анализа и синтеза.

Вторая часть включает направления работы, обеспечивающие предупреждение оптической дисграфии:

-развитие зрительного восприятия;

-расширение объема зрительной памяти;

-формирование пространственных представлений;

-развитие зрительного анализа и синтеза.

Третья часть включает развитие мелкой моторики, так как письмо является сложным психофизическим процессом, требующим высокого уровня развития мелкой моторики.

Важно учитывать, что одним из условий эффективного взаимодействия детей и взрослых, является игровая деятельность. Игра — основной вид деятельности дошкольников. Игра – неотъемлемая часть формирования и совершенствования речи ребенка. Игра в процессе подготовки детей 5-6 лет с ФФНР к освоению письма дает возможность использования большого количества разнообразных методов и приемов, повышающих интерес детей к данному виду деятельности. Исходя из вышесказанного, эффективность профилактической работы тесно связана с особенностями речевых нарушений у детей с ФФНР, работа носит комплексный характер и реализуется на основе игровой деятельности.

Список использованной литературы 1.Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 2.Левина Р.Е. О генезе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. Вопросы логопедии.- М., 1959. 3. Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. – СПб.: «Дель- та»,М. : ООО «Издательство АСТ», 1997. 4. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2006. 5. Ростова Н.Н. О подготовке к школе детей с особенностями в развитии и поведении. Логопедия в детском саду.- 2008.№ 1(26).

www.Logopedy.ru

Учитель-логопед: Антонец Наталия Валериевна. г. Санкт-Петербург. ГБДОУ детский сад № 202

Дошкольный возраст — важнейший период развития личности. Развитие речи во многом обуславливает этот процесс. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает речь как средство общения, познания, становления различных видов деятельности.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в дальнейшем обучении, т.к. в письме интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции человека.

Дисграфия является одним из самых распространенных дефектов речи у детей младшего школьного возраста. Данное нарушение речи отрицательно влияет на весь процесс обучения, на школьную адаптацию, на формирование и характер всего психического развития ребенка.

Трудности при освоении детьми чтения и письма существовали и ранее, однако на сегодняшний день они приобрели значительную распространенность. В 50-е гг. XX в. (по данным Хватцева М.Е.) в массовых школах наблюдалось около 6% детей с дисграфией. На сегодняшний день картина изменилась. Современные исследования, проведенные в Санкт-Петербурге, показывают, что во вторых классах массовой школы выявлено 53% детей с дисграфией, из третьего в пятый класс поступают 37% детей с данной патологией, в восьмой класс- 39% (данные опубликованы в работе Парамоновой Л.Г. «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.). Это в свою очередь сказывается на грамот-ности взрослого человека, т.е. перерастает с социальную проблему общества в целом.

Целый ряд исследований разных лет по данной проблеме (Левина Р.Е., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г. и др), подтверждают мнение о том, что нарушение письма основывается на совокупности дисфункций, а именно: — дефектов устной речи; -недостаточно сформированные психические процессы и их произволь-ность; -несовершенство зрительного восприятия; -неловкость мелкой моторики.

На основе вышесказанного, можно констатировать, что дети с ФФНР входят в группу риска возникновения дисграфии в период школьного обучения.

Таким образом, профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР является важнейшим направлением работы учителя-логопеда.

Эффективность подготовки детей к письму тесно связано с определением оптимального для начала этой работы возраста. Л.С.Выготский поэтому поводу подчеркивал, что только в определенные периоды обучение оказывается легким и экономичным. Поэтому слишком позднее обучение так же трудно и малопродуктивно, как и слишком раннее. Акт письма – процесс сложный, многогранный, требующий достаточно высокого уровня развития у детей координированных движений руки, высокой точности исполнения. Пятый год жизни считается наиболее сензитивным возрастом для начала систематической работы по освоению детьми графических навыков, которые впоследствии становятся основой для элементарных навыков письма.

Анализ литературы (Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Ефименкова Л.Н.), посвященной проблеме патологии письменной речи у детей, показывает, что устранение недостатков чтения и письма должна осуществляться комплексно. Исходя из этого, профилактическая работа строится также.

Первый блок включает направления работы, обеспечивающие предупреждение акустической, артикулярно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания, а именно: — развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; -работа над звукопроизношением; -развитие навыков языкового анализа и синтеза; -развитие слогового анализа и синтеза; -развитие фонематического анализа и синтеза.

Второй блок включает направления работы, обеспечивающие предупреждение оптической дисграфии, а именно: -развитие зрительного восприятия; -расширение объема зрительной памяти; -формирование пространственных представлений; -развитие зрительного анализа и синтеза.

Третий блок включает развитие мелкой моторики, так как письмо является сложным психофизическим процессом, требующим высокого уровня развития мелкой моторики.

Важно подчеркнуть, что одним из условий эффективного взаимодействия детей и взрослых, является опора на игровую деятельность. Игра основной вид деятельности дошкольников. Сле5довательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речи ребенка.

Игра в процессе подготовки детей 5-6 лет с ФФНР к освоению письма дает возможность использования большого количества разнообразных методов и приемов, повышающих интерес современных детей к данному виду деятельности Таких как, совместное сочинение игр, их вариантов, усложнение уже знакомых упражнений; образное представление графических элементов, разнообразные пальчиковые игры и т.д.

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что эффективность профилактической работы тесно связана с особенностями речевых нарушений у детей с ФФНР, работа носит комплексный характе и реализуется на основе игровой деятельности.

Список использованной литературы 1.Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 2.Левина Р.Е. О генезе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. Вопросы логопедии.- М., 1959. 3. Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. – СПб.: «Дель-та»,М. : ООО «Издательство АСТ», 1997. 4. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2006. 5. Ростова Н.Н. О подготовке к школе детей с особенностями в развитии и поведении. Логопедия в детском саду.- 2008.№ 1(26). 6. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. развитие речи, Подготовка к освоению письма.- М.: ВАКО, 2005. Адрес отправителя: 196603 г. Санкт-Петербугр, г. Пушкин ул.Саперная д.36, корп.9, кв.28 aantonec @mail.ru Оригинал статьи в формате MS Word

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Social commentary Cackle

Как узнать, есть ли нарушения у ребенка?

Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят написать небольшой диктант, переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство.

Раньше 8–9 лет диагноз не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Однако предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем.

Когда нужна профилактика?

Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.

Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:

  • дети с логопедическими проблемами;
  • дети с СДВГ;
  • дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.

В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:

  • в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
  • он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
  • его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
  • не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
  • ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
  • путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
  • не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.

Коррекция акустической дисграфии

Очень важно, чтобы родители вовремя заметили имеющуюся проблему и обратились к специалисту. Скорректировать дисграфию и помочь ребенку успешно учиться вполне возможно.

Логопед проведет диагностику состояния речи ребенка, его развития. Дело в том, что проявления нарушений письма всегда вторичны. Необходимо выявить основную причину возникшего состояния и только тогда заниматься коррекционными действиями.

В план занятия включаются упражнения, стимулирующие развитие фонетического слуха и восприятия, а также звукового анализа и синтеза. Учитывая, что дисграфия обычно диагностируется у детей школьного возраста, многие задания проводятся не в игровой форме, а в виде выполнения упражнений на бумаге. Однако игровые моменты тоже должны присутствовать, чтобы у ребенка не возникало усталости и психологического перенапряжения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]