Статья:
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефи-менкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.
Настоящая программа предназначена для коррекции акустической дисграфии, при которой происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:
— звонкие — глухие согласные (Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, 3 — С, Ж-Ш);
— лабиализованные гласные (О — У, Ё — Ю);
— соноры (Л, М, Н, Р, И);
— свистящие и шипящие (С — Ш, 3 — Ж, СЬ — Щ);
— аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч — Щ, Ч — Ц, Ч — ТЬ, Ц — Т, С — Ц, Ч — Ш, Ц — ТС).
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.
I. Подготовительный. (4 часа)
II. Основной (50 часов)
III. Заключительный (6 часов)
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3.Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1. Закрепление полученных знаний.
2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий — речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
— все буквы и звуки родного языка;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем — шипящие, аффрикаты и соноры).
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: 3 — С, Ж — Ш, В — Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.
Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой.
Данная программа не только способствует преодолению акустической дисграфии, но и развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления), обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.
Календарно-тематический план реализации программы по преодолению акустической дисграфии
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки | |
I. Подготовительный этап (4 часа) | ||||
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. | 1 | ||
2 | Дифференциация понятий «звук — буква». | 1 | ||
3 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | ||
4 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. | 1 | ||
II. Основной этап (50 часов) | ||||
5 | Дифференциация гласных звуков и букв. Дифференциация гласных I-II ряда. | 1 | ||
6 | Дифференциация букв А — Я в слогах, словах. | 1 | ||
7 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А – Я в словосочетаниях, предложении и тексте. | 1 | ||
8 | Дифференциация гласных У — Ю в слогах, словах. | 1 | ||
9 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю в словосочетаниях, предложении и тексте. | 1 | ||
10 | Дифференциация гласных О — Ё в слогах, словах. | 1 | ||
11 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях, предложении и тексте. | 1 | ||
12 | Дифференциация звуков и букв О – У изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
13 | Дифференциация букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
14 | Дифференциация гласных И — Ы в слогах, словах. | 1 | ||
15 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И – Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
16 | Дифференциация гласных Э — Е в слогах, словах. | 1 | ||
17 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э – Е в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
18 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в середине слов. | 1 | ||
19 | Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов. | 1 | ||
20 | Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. | 1 | ||
21 | Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок. | 1 | ||
22 | Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные. | 1 | ||
23 | Дифференциация звуков Б — Б’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
24 | Дифференциация звуков П — П’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
25 | Дифференциация звуков Б — Б’, П — П’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
26 | Работа со словами-паронимами. Правописание согласных Б — Б’, П — П’ в корне слова. | 1 | ||
27 | Дифференциация звуков В — В’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
28 | Дифференциация звуков Ф — Ф’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
29 | Дифференциация звуков В — В’, Ф — Ф’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
30 | Работа со словами-паронимами. Правописание согласных В — В’, Ф — Ф’ в корне слова. | 1 | ||
31 | Дифференциация звуков Г — Г’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
32 | Дифференциация звуков К — К’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
33 | Дифференциация звуков Г — Г’, К — К’, X — X’ изолированно, в слогах, словах. | 1 | ||
34 | Дифференциация звуков Г — Г’, К — К’, X — X’ в словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа со словами-паронимами. | 1 | ||
35 | Дифференциация звуков К — К’, X — X’ в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
36 | Дифференциация звуков Д — Д’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
37 | Дифференциация звуков Т — Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
38 | Дифференциация звуков Д — Д’, Т — Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
39 | Работа со словами-паронимами. Правописание согласных Д — Д’, Т — Т’ в корне слова. | 1 | ||
40 | Дифференциация звуков З — З’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
41 | Дифференциация звуков С — С’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
42 | Дифференциация звуков 3 — 3′, С — С’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Дифференциация предлогов СО – С, ЗА – АЗ- ЗА | 1 | ||
43 | Работа со словами-паронимами. Правописание согласных 3 — 3′, С — С’ в корне слова. | 1 | ||
44 | Звук и буква Ж. Звуковой анализ на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. | 1 | ||
45 | Звук и буква Ш. Звуковой анализ на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. | 1 | ||
46 | Дифференциация звуков и букв Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа со словами-паронимами. | 1 | ||
47 | Дифференциация звуков Р — Р’, Л — Л’ изолированно, в слогах, словах. | 1 | ||
48 | Дифференциация звуков Р — Р’, Л — Л’ в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
49 | Дифференциация звуков С — С’ – Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
50 | Дифференциация звуков З — З’ – Ж изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
51 | Дифференциация звуков С — С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
52 | Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. | 1 | ||
53 | Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
54 | Дифференциация звуков Ч — ТЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | ||
III. Заключительный этап ( 6 часов) | ||||
55 | Письменный пересказ текста. | 1 | ||
56 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | 1 | ||
57 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 | ||
58 | Составление описательного рассказа с опорой на схему. | 1 | ||
59 | Составление описательного рассказа без опоры на схему. | 1 | ||
60 | Составление рассказа на определённую тему. | 1 |
Список рекомендуемой литературы:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. — СПб. : «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2001.
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.Г. Алтухова. — СПб. : Лань, 1999.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.
- Волина В.В. Праздник букваря / В.В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. — М. : Просвещение, 1991.
- Казак О.Н. Загадки и кроссворды / О.Н. Козак. — СПб. : Союз, 1997.
- Логопедия / под ред. Волковой Л.С. — М., 1995.
- Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы / Р.И. Лалаева. — М., 1978.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи : пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. — М. : Аквариум, 1995.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. — М. : АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОЙ, 2001.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1 / Е.В. Мазанова. — М. : АКВАРИУМ БУК ; Киев: ФГУИППВ, 2004.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушение письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №2/ Е.В. Мазанова. — М. : АКВАРИУМ БУК Киев: ФГУИППВ, 2004.
- Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н.В. Нечаева. — СПб.,1993.
- Успенский Л.П., Успенская М.Б. Учитесь правильно говорить : книга для учащихся : В 2 ч. / Л.П. Успенский, М.Б. Успенская. — 2-е изд. — М. : Просвещение ; Учебная литература, 1995.
- Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский — с увлечением : сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А.В. Узденкова, О.В. Сагирова. — Екатеринбург : АРД — ЛТД, 1997.
- Филичева Т.Е., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. — М. : Просвещение, 1996.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. — СПб. : Лань, 1997.
Программа логопедической работы с детьми 1-4 классов по предупреждению дисграфии
Программа логопедической работы с детьми 1-4 классов по предупреждению дисграфии
Автор-составитель:
учитель-логопед:
Игнатькова Оксана Владимировна
Пояснительная записка
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы.
Данная программа составлена для работы с учащимися 1-4 классов по предупреждению дисграфии.
Научная обоснованность
При составлении данной программы я опиралась на методические разработки и научные исследования В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаева, Л. Н. Мисаренко, Г. М. Сумченко, Ю. Г. Демьянова, В. В. Коноваленко, И. И. Садовниковой, И. Е. Токарь. Рабочая программа разработана на основе пособия О. В. Чистяковой по предупреждению дисграфии 1-4 классов. Также для составления программы были использованы следующие методические разработки:
1. Елецкий О. В., Горбачевская Н. Ю. , Организация логопедической работы в школе: М.: 2001.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г., Организация и методы коррекционнрой работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.:1991.
3. Гайдина Л.Н., Обухова Л. А., Логопедические упражнения, исправления нарушений письменной речи. – М.: 2008.
4. Токарь И. Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – М.: 2005.
5. Мазанова Е. В. Метод рекомендации учителем-логопедом школьных логопунктов по организации коррекционной работы. – М.: 2005.
Цель программы:
коррекция нарушений письменной речи у учащихся 1-4 классов
Задачи:
— развитие фонематического анализа и синтеза;
— формирование и развитие грамматически правильной речи;
— развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;
— расширение словарного запаса;
— развитие связной речи.
1.Содержание
Данная программа предназначена для логопедической работы с учащимися с 1 по 4 классы, испытывающих трудности в формировании письменной речи. Весь материал, представленный в программе рассчитан на 4 года обучения и составлен с учётом возрастных особенностей учеников.
В 1 классе
предусмотрено 20 часов. Всю коррекционную работу в 1 классе можно разбить
на 3 раздела
:
— в 1 раздел включены задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;
— во 2 раздел входят теоретические сведения по русскому языку, задания на развитие звукового восприятия, различения звуков и букв, работа над словом и предложением;
— в 3раздел включены задания и игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие связной речи ребёнка, а также упражнения, полагающие решать проблему пропуска букв.
Длительность занятий 20-25 минут.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:
Учащиеся должны знать:
конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов, слоговой анализ слова.
Учащиеся должны уметь:
— вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
— отличать гласные звуки и буквы от согласных;
— распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
— делить слова на слоги;
— выделять в слове ударный слог;
— правильно записывать предложения-употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
— пересказывать несложные предложения.
Во 2 классе
коррекционная работа рассчитана на 30 часов. Работа проводится по закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова, часть занятий направлены на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Длительность занятий 25-35 минут.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:
Учащиеся должны знать:
Изученные части речи и их признаки; морфологический состав слова.
Учащиеся должны уметь:
— активно пользоваться различными способами словообразования;
— владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
-владеть словосочетаниями, связью слов в предложении;
— писать раздельно предлоги со словами;
— правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный и вопросительный знак в конце предложения.
В 3-4 классе
коррекционная работа рассчитана на 30 часов. Коррекционная работа посвящена закреплению тем: «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударение», а также упражнения на различение гласных и согласных звуков (букв), которые могут смешиваться в устной и письменной речи ребёнка. Длительность занятия 25-35 минут.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3-4 класса:
Учащиеся должны знать:
Слоговой анализ слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Учащиеся должны уметь:
— производить звукобуквенный анализ слов;
— устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
— пользоваться различными способами словообразования;
— владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
— использовать в речи различные конструкции предложений;
— строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
— точно и чётко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
— составлять план текста.
Рекомендации по проведению занятий
1. Ребёнку необходимо пособие О. В. Чистяковой, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, тетрадь.
2. Во время занятий постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах ребёнка. Напротив, лишний раз похвалите его за то, что у него получается.
3. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к нему.
4. Можно несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, меняя материал для работы (другие звуки, слова, картинки, предложения).
5. В конце каждого занятия ребёнку предлагается оценить свою работу. Если он считает, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то закрашивает зелёный кружок светофора; если были затруднения — жёлтый кружок, если большую часть заданий выполнил плохо-красным. Также работу ребёнка может оценить взрослый, закрасив соответствующий кружок второго светофора.
7. Помните, что заниматься надо постоянно, до тех пор, пока в письменных работах вашего ребёнка ошибки такого рода не исчезнут.
Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы с ней.
Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
По плану | фактически | |||
1. | Звуки и буквы. | 1 | ||
2. | Звуки и буквы. | 1 | ||
3. | Звуки и буквы. | 1 | ||
4. | Согласные звуки и буквы. | 1 | ||
5. | Согласные звуки и буквы. | 1 | ||
6. | Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью гласных. | 1 | ||
7. | Различение букв а-я. | 1 | ||
8. | Различение букв о-е. | 1 | ||
9. | Различение букв у-ю. | 1 | ||
10. | Буквы е, ё, ю, я. | 1 | ||
11. | Буквы е, ё, ю, я. | 1 | ||
12. | Буквы е, ё, ю, я | 1 | ||
13. | Деление слов на слоги. | 1 | ||
14. | Деление слов на слоги. | 1 | ||
15. | Деление слов на слоги. Ударение. | 1 | ||
16. | Ударение. Перенос слов. | 1 | ||
17. | Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. | 1 | ||
18. | Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. | 1 | ||
19. | Предложение. | 1 | ||
20. | Предложение. | 1 |
Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии
2 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | ||
По плану | Фактически | ||||
1. | Имя существительное. Общее значение. | 1 | |||
2. | Имя существительное. Род и число. | 1 | |||
3. | Глагол. Общее значение. | 1 | |||
4. | Глагол. Число и время. | 1 | |||
5. | Различение имени существительного и глагола. | 1 | |||
6. | Имя прилагательного. Общее значение. | 1 | |||
7. | Имя прилагательное. Число и род. | 1 | |||
8. | Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола. | 1 | |||
9. | Предлог. | 1 | |||
10. | Предлог. | 1 | |||
11. | Слова близкие по смыслу (синонимы). | 1 | |||
12. | Слова, противоположные по значению (антонимы). | 1 | |||
13. | Слова, совпадающие по написанию и произношению (омонимы). | 1 | |||
14. | Однозначные и многозначные слова. | 1 | |||
15. | Фразеологизмы. | 1 | |||
16. | Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова. | 1 | |||
17. | Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова. | 1 | |||
18. | Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова. | 1 | |||
19. | Состав слова. Приставка. | 1 | |||
20. | Приставка и предлог. | 1 | |||
21. | Состав слова. Суффикс. | 1 | |||
22. | Состав слова. Морфемный разбор. | 1 | |||
23. | Предложение. | 1 | |||
24. | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | |||
25. | Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. | 1 | |||
26. | Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. | 1 | |||
27. | Предложение. Управление. | 1 | |||
28. | Распространение предложения. | 1 | |||
29. | Границы предложения. | 1 | |||
30. | Связь слов в предложении. | 1 |
Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии
3-4 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | ||
По плану | Фактически | ||||
1. | Родственные слова. | 1 | |||
2. | Состав слова. Образование слов с помощью приставок. | 1 | |||
3. | Состав слова. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | |||
4. | Ударение. | 1 | |||
5. | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. | 1 | |||
6. | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. | 1 | |||
7. | Различение букв о-а. | 1 | |||
8. | Различение букв и-у. | 1 | |||
9. | Различение букв и-ы. | 1 | |||
10. | Различение букв ё-ю. | 1 | |||
11. | Различение букв б-п. | 1 | |||
12. | Различение букв в-ф. | 1 | |||
13. | Различение букв г-к. | 1 | |||
14. | Различение букв д-т. | 1 | |||
15. | Различение букв ж-ш. | 1 | |||
16. | Различение букв з-с. | 1 | |||
17. | Различение букв л-м. | 1 | |||
18. | Различение букв к-н. | 1 | |||
19. | Различение букв п-т. | 1 | |||
20. | Различение букв б-д. | 1 | |||
21. | Различение букв х-ж. | 1 | |||
22. | Различение букв ш-щ. | 1 | |||
23. | Различение букв н-п. | 1 | |||
24. | Различение букв ф-х. | 1 | |||
25. | Различение букв с-ш. | 1 | |||
26. | Различение букв з-ж. | 1 | |||
27. | Различение букв ч-щ. | 1 | |||
28. | Различение букв ч-ш. | 1 | |||
29. | Различение букв ч-ц. | 1 | |||
30. | Различение букв с-ц. | 1 |