Логопедические упражнения для постановки звука [л]

Домашние задания на звук Л для родителей разработаны в комплексе и содержат многочисленные игры и упражнения. Данные занятия Вы можете скачать у нас на сайте одним файлом (смотреть ниже).

Это 20 занятий с различными заданиями:

  • артикуляционная гимнастика для звука «Л»;
  • автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях;
  • пересказ и составление рассказов с опорой на мнемодорожки и сюжетные картинки;
  • заучивание веселых стихотворений;
  • повторение и заучивание чистоговорок;
  • интересные задания по бродилкам, раскраскам, играм и упражнениям с опорой на наш сайт logoped-online.by

Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 20 листов — 20 полноценных занятий для отработки звука «Л».

Занятия разработаны с опорой на наш сайт logoped-online.by. На сайте вы найдете красочные иллюстрации, мнемодорожки, игры и упражнения в помощь к распечаткам.

Инструкции прилагаются.

Каждое занятие содержит комплекс артикуляционных упражнений для звука «Л». В начале все упражнения представлены в картинках и с описанием. Далее описания прилагаются только к новым упражнениям. Упражнения артикуляционной гимнастики необходимы для подготовки речевого аппарата, поэтому выполняйте их. И Ваш малыш заговорит быстрее!

В каждом занятии вы также найдете много разнообразного речевого материала. Картинки к речевому материалу можно найти по представленным ссылкам или QR — кодам. Зайти можно со смартфона по специальному приложению. Переходя по ссылкам или кодам вы попадаете на сайт и выполняете те же задания, но уже с помощью картинок. Все это сделано для того, чтобы сделать занятия максимально интересными и комфортными для малышей.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

И главное правило — следите за тем, чтобы ребенок говорил звук «Л» правильно!!!

На сайте представлена сокращенная версия комплекса занятий по закреплению звука «Л». Полную версию вы сможете получить, написав на адрес электронной почты

Коррекция звука [л] в домашних условиях

Нарушения речи возникают по разным причинам. В случае, когда ребенок не говорит только один-два звука, родители могут попробовать исправить дефект самостоятельно.

Занятия с логопедом позволят исправить любые проблемы с речью

Как научить ребенка говорить букву Л твердую

При дислалии у детей наблюдаются проблемы только со звукопроизношением. Нарушения возникают из-за особенностей строения артикуляционного аппарата или недостаточной подготовке мышц.

Для звука [л] важен верхний подъем кончика языка. При короткой подъязычной уздечке это сложно сделать. Поэтому предварительно ее нужно подрезать у стоматолога. Только операция решит эту проблему.

Проверить связку легко: нужно попросить ребенка дотронуться кончиком языка до верхних зубов. Соноры ([л], [р] и их мягкие пары) появляются к пяти годам и до этого времени беспокоится не о чем. В три года артикуляционный аппарат ребенка еще только формируется.

Важно! Не стоит торопиться и требовать, чтобы дети с раннего возраста выговаривали все звуки. Иначе можно спровоцировать развитие дефекта.

В домашних условиях можно попробовать самостоятельно исправить неправильное произношение звука [л]. Такое допускается только в случае дислалии. Иногда эту проблему можно спутать с дизартрией, которая требует работы с логопедом.

При дизартрии нарушается подвижность мышц артикуляционного аппарата. Подобная проблема выражается в гипертонусе или гипотонусе. Часто язык такого ребенка собран во рту или слишком расслаблен. Малышу будет сложно выполнять тонкие движения и переключаться с одной позы на другую.

На исправление неправильного произношения может уйти до одного года. С ребенком нужно заниматься каждый день — это позволит ускорить процесс. Необходимо соблюдать последовательность этапов и не торопиться.

Постановка звука

Механический способ в логопедии используют часто. Для него нужен специальный зонд в виде проволочной рамки или шпатель. Ребенок широко открывает рот, протяжно произносит «ЫЫЫЫЫЫ» и в это время взрослый поднимает его язык инструментом.

Легче учить ребенка произносить звук от межзубной позиции. Для этого дошкольника просят прикусить кончик язычка и произносить звук [ы] (ЫЫЫЫЫЫ), после чего постепенно убирать язык за верхние зубы.

Проговаривать [л] в межзубной позиции можно сразу со слогами. Постепенно происходит уход от этого положения. Автоматизацию начинают только с прямых слогов: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЕ.

Важно! Нельзя торопиться с переходом к словам, иначе закрепится дефектное произношение.

Что делать если ребенок не разговаривает в 3 года

Автоматизация звука

После того как правильное произношение отработано в прямых и обратных слогах переходят на слова. Для облегчения восприятия используют наглядный материал в виде картинок и специальных игр. Например, ребенка просят показать предметы со звуком [л].

Слоги можно проговорить с помощью зонда

Приучить дошкольника к самоконтролю сложно. Поэтому нужно постоянно с ним заниматься. Достаточно уделять меньше получаса для работы и эффект не заставит себя ждать.

Родителям стоит понимать, что нет способа, который даст быстрый результат. Только постоянные тренировки помогут закрепить правильное произношение.

Песенки и стишки

Для облегчения процесса автоматизации используют разный лексический материал. Чистоговорки и стихотворные формы проще запомнить и ребенку нравится их воспроизводить.

С дошкольником можно разговаривать на разные темы. Так ему будет легче привыкнуть к правильному произношению.

Пример стихов для автоматизации звука [л]
Главное условие эффективных занятий — это заинтересованность ученика. Поэтому все проводят в игровой форме. Чем разнообразнее материал, тем лучше для малыша.

Скороговорки

Сложнее всего ввести звук в самостоятельную речь. Для облегчения процесса используют скороговорки на звук [Л]. В них подобраны слова, которые позволяют отрабатывать произношение звука в разной позиции.

Например, «У елки иголки колки», «Воля в поле», «Подошел к лотку Лука, лук Лука купил с лотка» и т. д. Постепенно ребенка просят произносить быстрее каждую скороговорку. Большое внимание уделяют правильному произношению.

Упражнения на артикуляцию

Учить правильно произносить звук начинают с артикуляционной гимнастики. Логопедические упражнения для быстрой постановки звука [л]:

  • Широкий язык лежит за нижними зубами, ребенок протяжно произносит протяженно «ЫЫЫЫЫЫЫЫ».
  • Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
  • Цокать языком.
  • Широко открыть рот и языком провести по внутренней стороне зубов.
  • Кончиком языка проводить по небу.

Комплекс выполняют каждый день. Чтобы ребенок научился правильно произносить звук он должен все упражнения делать правильно. При этом важно следить за неподвижностью челюсти.

Артикуляционная гимнастика выполняется строго перед зеркалом

После того, как все движения будут легко выполняться, переходят к следующему этапу — к постановке твердого звука [л]. Для этого используют разные приемы. Нельзя заранее сказать какой из них подойдет конкретному ребенку.

Продолжи фразу

Молодчина эта Лина, Лепит все из… (пластилина).

Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе… (лопатой).

Подготовлен самолет. Он отправился в… (полет).

Лейся, дождь, веселый, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по… (лужам).

Наш огород в образцовом порядке: Как на параде построились грядки. Словно живая ограда вокруг — Пики зеленые выставил… (лук).

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто ж это? … (Лиса.)

На скамейке у ворот Лена горько слезы… (льет).

У себя в саду Андрейка Поливал цветы из… (лейки).

Заставил плакать все вокруг. Хоть он и не драчун, а… (лук).

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (лису).

Крошка-сын к отцу пришел И спросила кроха: — Что такое хорошо И что такое… (плохо)?

Целесообразность логопедических занятий

Некоторые родители не задумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л. Они не считают дефект чем-то серьезным, но во взрослой жизни он станет основой комплексов и переживаний.

Важно! Нарушения речи лучше исправлять в дошкольном возрасте, тогда на процесс уйдет немного времени.

Речевое развитие детей старшей группы ДОУ на примере весенних тем

Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту. Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение.

Сколько надо занятий на постановку звука [л]

Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, в другой ситуации потребуется больше 30-40 встреч.

Все зависит от особенностей ребенка, его мотивации и заинтересованности родителей. Научиться произносить звук [л] не так легко, так как дошкольник привыкает к определенному стереотипу. В силу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.

Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука [л]

Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой и выполнением заданий на речевой слух.

Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]

Логопед проводит индивидуальные занятия по автоматизации звука [л] только после вызова изолированного произношения. На таких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.

Для этого используют разные игры и тренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют в процессе и дома выполняют задания специалиста.

Важно! Длительность урока для дошкольного возраста — примерно 25 минут. Обязательно проводятся физические минутки для переключения деятельности.

Сказка про букву Л

Лисенок и лягушонок

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:

— Зеленее всех зеленок — лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

— Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось… — Ничего! — сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Л

Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. (Лопата)

Сидит дед в сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)

Над домами у дорожки Висит кусок лепешки. (Луна)

Деревянная дорога, Вверх идет она отлого, Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница)

Падают с ветки Золотые монетки. (Листья)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Веселые стихи про букву Л для детей

Липка Выросла я, липка, Тоненькой и гибкой— Не ломай меня! Медоносным цветом Зацвету я летом — Береги меня. В полдень подо мною Спрячешься от зноя — Вырасти меня. Я тебя листвою От дождя укрою — Поливай меня. Вместе, друг мой милый, Наберемся силы — Ты люби меня. А дождешься срока, Выйдешь в мир широкий, Не забудь меня! (П. Воронько)

Лисицы лают. Глухомань. Лежит в листве под липой Лань. Линь в глубине холодных вод Лениво, но легко плывет. Луна лучится, как латунь, Лягушкой лакомится лунь. Летит заблудшая пчела. Легла на лес ночная мгла. (В. Лунин)

— Кто вы? — Мы лисички, Дружные сестрички. Ну а вы-то кто же? — Мы лисички тоже! — Как, с одной-то лапкой? — Нет, еще со шляпкой… (А. Шибаев)

Листопад Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

Листопад Опавшей листвы Разговор еле слышен: — Мы с кленов… — Мы с яблонь… — Мы с вязов… — Мы с вишен… — С осинки… — С черемухи… — С дуба… — С березы… Везде листопад: На пороге—морозы! (Ю. Капотов)

Ласточка Ливень, ливень льет везде. Рады птенчики в гнезде: — Мама дома посидит, Никуда не улетит! (Г. Виеру)

Лев комарика ловил, Лапой лоб себе разбил! (Б. Тимофеев)

Ласточка — Спой мне, ласточка,— прошу, А она в ответ: — Спешу! Клювом глины зачерпнула И под крышу упорхнула. Целый день забот полна — Домик строила она. Дни прошли. Опять прошу, А она в ответ: — Спешу! Считаны минутки! У меня малютки. Мошек ловлю, Крошек кормлю.— В гости дождик зачастил. Старый тополь загрустил. — Спой мне, ласточка,— прошу, А она в ответ: — Спешу! Собираю в путь семью. Возвращусь весной — спою. (В. Бардадым)

Лесничий Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг — лесничий. (В. Степанов)

В гости к лету Мы идем лесной тропинкой, А куда — не знаем сами. За малиной? За малиной! За грибами? За грибами! Светит солнце золотое Сквозь зеленые оконца. Может, мы идем за солнцем? Что же! Может, и за солнцем! Может, белка попадется, Может, ёжик ждёт нас где-то… Мы идем гурьбой веселой Ясным утром в гости к лету! (В. Викторов)

Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы. (Г. Сатир)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]