Совет 1. Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?
Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых. Когда малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.
Первый этап, с которого всегда начинаем — договаривание фраз. Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает. Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) …. ( ребенок заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее. Эти начала фраз помогают ребенку научиться связывать предложения в тексте и строить его логично, последовательно.
Так можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.
К концу этапа (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.
Второй этап — рассказывание по вопросам. Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.
После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.
Если ребенок не знает как продолжать — продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.
К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?» . Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:
— зачин (место и время действия, герои),
— развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация — если говорить научным языком)
— конец рассказа (финал, развязка).
Третий этап — творческое рассказывание. Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в книжке. Поэтому можно:
Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).
Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось, и изменить слова, где это необходимо — сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать книжку — малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.
Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам — это… поменять местами картинки.
Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) — мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) — бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) — из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.
Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем другой рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея — это были бумажные бантики для котят — малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.
Данный вариант задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы.
Николай Радлов. «Рассказы в картинках»
Эта книга — классическая детская юмористическая книжка с картинками. Замечательное наглядное пособие для развития речи детей дошкольного возраста — веселое, доброе, поучительное. Впервые книга была издана в 1937 году, в 1938 году заняла второе место на международном конкурсе детской книги в Америке. С тех пор постоянно переиздается. В современном варианте уточнены подписи к картинкам по архиву.
Все картинки очень смешные, поучительные и добрые. По ним легко составлять рассказы и сказки. Малыши будут с удовольствием их рассматривать и отвечать на вопросы, будут учиться задавать вопросы.
Совет 2. Варианты интересных речевых заданий по картинкам из книжки.
Что нужно подготовить?
Для того чтобы превратить рассматривание картинок в увлекательное речевое занятие, Вам нужно будет провести небольшую подготовку. Вырежете из непрозрачной бумаги или картона прямоугольники. Их размер должен быть равен размеру картинок. Прямоугольниками Вы закрываете картинки в книжке.
Чтобы прямоугольники прочнее держались, я прикрепляю их с помощью материала «Unu patafix» — это средство для прикрепления, которое не оставляет следов и которое можно использовать многократно (продается в магазинах товаров для художественного творчества, на кассах хозяйственных магазинов, в канцелярских отделах).
Как заниматься с ребенком? Выбирайте один из вариантов:
- Закрыты картинки 1 и 3. Ребенок угадывает, что случилось до этого и после этого, рассказывает. А потом мы открываем картинки и смотрим, угадали ли мы. И рассказываем, как придумал художник. Задача в этом задании — не точно угадать, а посочинять, поотгадывать интересную загадку, развивать творческий подход и воображение малыша. Поэтому чем больше вариантов событий «до» и «после» Вы придумаете, тем лучше!
- Закрыты картинки 2 и 3, открыта картинка 1. Рассказываем, с чего всё началось (где это было, с кем, когда). И придумываем свой рассказ дальше. 2. Затем открываем вторую картинку — угадали ли мы? Если угадали, то открываем третью. Если не угадали, то придумываем новое окончание рассказа с учетом того, что мы узнали — разгадали (т.е. с учетом второй картинки). Далее открываем третью картинку — разгадали ли мы «секрет художника»? Радуемся в любом случае, удивляемся, если финал оказался неожиданным для нас.
- Открыта последняя картинка — картинка 3, первая и вторая закрыты. По последней картинке пытаемся разгадать, что нарисовано на предыдущих. Рассказываем. А потом открываем. Можно открывать по одной (как в предыдущем варианте), или сразу обе картинки.
Так можно заниматься не только по этой книжке, но и по всем книжкам с сериями веселых сюжетных картинок, о которых я расскажу далее. Чтобы перейти на страницу книжки — кликнете по картинке с ее обложкой в таблице.