Введение
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для коррекции аграмматической дисграфии у детей. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.
Коррекция аграмматической дисграфии
Коррекционная работа предусматривает логопедические принципы работы. Основные направления коррекционно-логопедического воздействия: преодоление дефектов устной речи, развитие языкового анализа и синтеза, словообразования, развитие пространственно-аналитической деятельности с помощью игр на ориентировку в пространстве, совершенствование интеллектуальной сферы, развитие графо-моторных умений.
Формирование грамматической стороны речи реализуется с помощью системы постепенно усложняющихся устных, а затем письменных упражнений. При этом каждое задание включает в себя образец его выполнения и подробное устное разъяснение. При регулярном выполнении заданий ученики начинают понимать языковые закономерности, у них формируется навык правильного употребления грамматических форм.
Коррекция аграмматической дисграфии включает:
Конспект открытого занятия по коррекции дисграфии обучающихся 2 класса
Темы:
Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.
Лексическая: Зима.
Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный Ь.
Цели:
1. Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; 2. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы; 3. Развивать слуховую память и слуховое восприятие; 4. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь; 5. Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова; 6. Расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».
Оборудование: картинки, дидактический материал.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сядет тот кто назовет:
— последний месяц осени, — первый месяц зимы, — второй месяц зимы, — последний месяц зимы, — какое время года наступит после зимы, — первый месяц весны, — сколько месяцев длится зима.
II. Проверка домашнего задания.
Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске.
Загадки:
• Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга)
• Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
• Кто всех пугается, под кустом скрывается? (Заяц)
• Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (Мороз)
• У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)
III. Выделение мягких согласных из слов отгадок. Запись слов – отгадок с комментированием и проговариванием.
— Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь) Назовите последний звук в слове (ТЬ) А как мы напишем слово? (Медведь) Какую букву надо писать на конце слова? (Мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий).
— Почему в этом слове после М-Е? (Слово записывается в тетради с проговариванием и комментированием.)
— Назовите слово с мягким согласным в середине слова. (Сосулька.)
— Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ). Какой по счету этот звук? (5) Какую букву надо писать после буквы Л? Почему?
— Найдите слово с мягким согласным в начале слова. (Вьюга) Какой мягкий звук? (ВЬ). Сливается ВЬ с последующими звуками или разделяется в произношении: Вь-юга? (Не сливается) Какую букву надо писать после В? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Почему? (ВЬ не сливается с Ю)
Запись слова.
IV. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы будем продолжать работать над словами, в которых пишется Ь.
V. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.
1. Развитие фонематического синтеза. Отгадайте слово по начальным буквам названий картинок:
Листья (ЛЬ) Дерево (ДЬ) Индюк (И) Ножницы (Н) Ананас (А)
Это слово: ЛЬДИНА
2. Развитие фонематического анализа
а) Отгадывание слова.
— Это слово – часть суток; чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.
Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ)
б) Работа с цифровым рядом.
У каждого ученика Цифровой ряд.
Логопед называет слово и задает следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему?
Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЕ, ДЕКАБРЬ.
в) Развитие позиционного анализа.
На доске картинки: коньки, деревья, голубь, ель, календарь.
Логопед предлагает назвать картинки:
— Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога (ЕЛЬ).
— Какой согласный звук в конце слова?(ЛЬ).
— Как он обозначается на письме? (Буквами Л и Ь).
— Возьмите картинку, в названии которой звук ВЬ между гласными Е и Я (ДЕРЕВЬЯ).
— Какую букву вы напишите перед Я? (Ь ) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Что он показывает? (Что согласный ВЬ не сливается с гласной Я).
— Возьмите картинку, в названии которой после А слышится РЬ.
— Какую последнюю букву вы напишите в конце слова? (Ь) Почему?
— Возьмите картинку, в названии которой У слышится перед ПЬ (Голубь) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ) Почему?
VI. Работа со словосочетаниями.
— О каком времени года вам напоминают слова: вьюга, метель, сосульки? (О зиме) После какого времени года приходит зима? (После осени) А какому времени года уступает она свои права? (Весне)
— Какие мягкие согласные слышатся в конце названий зимних месяцев? (РЬ, РЬ, ЛЬ)
— В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские морозы) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой буквы напишите Ь? (После Р). ЯНВАРСКАЯ – какие мягкие согласные звуки? (Их нет) Надо ли писать Ь после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет) Почему ? (Р-твердый звук)
— В феврале уже становится теплее, иногда бывают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель) В слове ФЕВРАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л) Почему?
Запись родственных слов: ДЕКБРЬ-ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ-ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ-ФЕВРАЛЬСКИЙ.
VII. Работа с текстом.
— Известный русский поэт А. Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нем зашифрованы. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение.
На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы.
Снег да снежные узоры, В поле в (5-2), разговоры, В п (4-4) часов уж т (4-2). Д (4-4) — к(6-4), снежки, салазки: Вот она зима.
Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая – на каком месте пишется Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ)
Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.
VII. Подведение итогов занятия.
Сорокатая Олеся Фёдоровна, учитель – логопед СОШ № 13 г. Нерюнгри РС (Якутия)
- Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Как Буратино друзей искал»
- Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Волшебная буква М»
- Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звук и буква Й»
- Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему «Суффиксы в названиях профессий -ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-»
- Конспект фронтального логопедического занятия «Смягчающий и разделительный мягкий знак»
(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …