Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии для 3 класса


Введение

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, на­рушение последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для коррекции аграмматической дисграфии у детей. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

Коррекция аграмматической дисграфии

Коррекционная работа предусматривает логопедические принципы работы. Основные направления коррекционно-логопедического воздействия: преодоление дефектов устной речи, развитие языкового анализа и синтеза, словообразования, развитие пространственно-аналитической деятельности с помощью игр на ориентировку в пространстве, совершенствование интеллектуальной сферы, развитие графо-моторных умений.

Формирование грамматической стороны речи реализуется с помощью системы постепенно усложняющихся устных, а затем письменных упражнений. При этом каждое задание включает в себя образец его выполнения и подробное устное разъяснение. При регулярном выполнении заданий ученики начинают понимать языковые закономерности, у них формируется навык правильного употребления грамматических форм.

Коррекция аграмматической дисграфии включает:

Конспект открытого занятия по коррекции дисграфии обучающихся 2 класса

Темы:

Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.

Лексическая: Зима.

Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный Ь.

Цели:

1. Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; 2. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы; 3. Развивать слуховую память и слуховое восприятие; 4. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь; 5. Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова; 6. Расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».

Оборудование: картинки, дидактический материал.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот кто назовет:

— последний месяц осени, — первый месяц зимы, — второй месяц зимы, — последний месяц зимы, — какое время года наступит после зимы, — первый месяц весны, — сколько месяцев длится зима.

II. Проверка домашнего задания.

Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске.

Загадки:

• Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга)

• Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

• Кто всех пугается, под кустом скрывается? (Заяц)

• Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (Мороз)

• У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)

III. Выделение мягких согласных из слов отгадок. Запись слов – отгадок с комментированием и проговариванием.

— Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь) Назовите последний звук в слове (ТЬ) А как мы напишем слово? (Медведь) Какую букву надо писать на конце слова? (Мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий).

— Почему в этом слове после М-Е? (Слово записывается в тетради с проговариванием и комментированием.)

— Назовите слово с мягким согласным в середине слова. (Сосулька.)

— Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ). Какой по счету этот звук? (5) Какую букву надо писать после буквы Л? Почему?

— Найдите слово с мягким согласным в начале слова. (Вьюга) Какой мягкий звук? (ВЬ). Сливается ВЬ с последующими звуками или разделяется в произношении: Вь-юга? (Не сливается) Какую букву надо писать после В? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Почему? (ВЬ не сливается с Ю)

Запись слова.

IV. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы будем продолжать работать над словами, в которых пишется Ь.

V. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

1. Развитие фонематического синтеза. Отгадайте слово по начальным буквам названий картинок:

Листья (ЛЬ) Дерево (ДЬ) Индюк (И) Ножницы (Н) Ананас (А)

Это слово: ЛЬДИНА

2. Развитие фонематического анализа

а) Отгадывание слова.

— Это слово – часть суток; чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.

Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ)

б) Работа с цифровым рядом.

У каждого ученика Цифровой ряд.

Логопед называет слово и задает следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему?

Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЕ, ДЕКАБРЬ.

в) Развитие позиционного анализа.

На доске картинки: коньки, деревья, голубь, ель, календарь.

Логопед предлагает назвать картинки:

— Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога (ЕЛЬ).

— Какой согласный звук в конце слова?(ЛЬ).

— Как он обозначается на письме? (Буквами Л и Ь).

— Возьмите картинку, в названии которой звук ВЬ между гласными Е и Я (ДЕРЕВЬЯ).

— Какую букву вы напишите перед Я? (Ь ) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Что он показывает? (Что согласный ВЬ не сливается с гласной Я).

— Возьмите картинку, в названии которой после А слышится РЬ.

— Какую последнюю букву вы напишите в конце слова? (Ь) Почему?

— Возьмите картинку, в названии которой У слышится перед ПЬ (Голубь) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ) Почему?

VI. Работа со словосочетаниями.

— О каком времени года вам напоминают слова: вьюга, метель, сосульки? (О зиме) После какого времени года приходит зима? (После осени) А какому времени года уступает она свои права? (Весне)

— Какие мягкие согласные слышатся в конце названий зимних месяцев? (РЬ, РЬ, ЛЬ)

— В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские морозы) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой буквы напишите Ь? (После Р). ЯНВАРСКАЯ – какие мягкие согласные звуки? (Их нет) Надо ли писать Ь после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет) Почему ? (Р-твердый звук)

— В феврале уже становится теплее, иногда бывают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель) В слове ФЕВРАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л) Почему?

Запись родственных слов: ДЕКБРЬ-ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ-ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ-ФЕВРАЛЬСКИЙ.

VII. Работа с текстом.

— Известный русский поэт А. Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нем зашифрованы. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение.

На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы.

Снег да снежные узоры, В поле в (5-2), разговоры, В п (4-4) часов уж т (4-2). Д (4-4) — к(6-4), снежки, салазки: Вот она зима.

Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая – на каком месте пишется Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ)

Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.

VII. Подведение итогов занятия.

Сорокатая Олеся Фёдоровна, учитель – логопед СОШ № 13 г. Нерюнгри РС (Якутия)

  1. Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Как Буратино друзей искал»
  2. Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Волшебная буква М»
  3. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звук и буква Й»
  4. Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему «Суффиксы в названиях профессий -ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-»
  5. Конспект фронтального логопедического занятия «Смягчающий и разделительный мягкий знак»

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]