Роль ораторского искусства в менеджменте — Личность оратора

Главная цель любой речи, а, следовательно, и любого оратора, — оказать на определенный круг слушателей то или иное воздействие, донести до них конкретную мысль и, как правило, получить необходимую отдачу. При этом риторика настолько гибкая, что действует по-разному в руках каждого отдельного оратора. Данная статья рассматривает несколько классификаций, раскрывающих типы ораторов.

Искусство красноречия, или риторика, почитается с давних времен, и уже сегодня никто не станет отрицать силу слова. Риторика, как и любой другой вид искусства, не однородна и оказывает разный эффект в зависимости от того, какой тип ораторов к ней обращается.

Классификация по Цицерону

Цицерон одним из первых предложил свое разделение ораторов на три типа, согласно тому, чем они пользуются для убеждения публики, — четко выстроенными рассуждениями или эмоциональным воздействием.

Первый тип

Первый тип ораторов по Цицерону отличается скромностью и сдержанностью. Их речь кажется стройной и логичной и, будучи по сути своей монологом одного ритора, тем не менее, напоминает диалог двух интеллектуалов: оратора и его публики. Такой эффект живого общения достигается за счет активного использования риторических вопросов и вопросно-ответной формы общения.

Сила убеждения такого автора заключается в его способности рассуждать и делать определенные выводы. Донося до аудитории сложные вещи простым языком и раскрывая очевидное, оратор располагает к себе слушателей. Как правило, их подкупает рациональность суждений автора, его холодный расчет по отношению к тому, о чем он ведет речь.

В данном случае есть и свои недостатки: риторам первого типа достаточно сложно сделать сухую речь, лишенную каких бы то ни было эмоций, живой. Человек устроен так, что после первых 20 минут восприятия информации внимание становится более рассеянным, появляется скука. Именно поэтому монотонная речь сдержанных ораторов вызывает у многих слушателей сонливость.

Второй тип

Второй тип является своеобразной противоположностью первого и строится на эмоциональной подаче информации. Автор такого типа по-своему вспыльчив, импульсивен и «горит» той идеей, которую он пытается донести до своей публики. Такие люди притягивают к себе внимание и держат в напряжении от начала речи и до самого ее конца.

Оратора захватывают собственные чувства и не столько желание, сколько жажда раскрыть публике глаза на то, что ясно видит сам оратор. Из-за своей горячности он упускает из виду одну важную деталь, а именно – структуру речи. Как правило, речь таких ораторов при всей своей пышности и торжественности достаточно сбивчива и непоследовательна, что вызывает вполне понятные сложности при восприятии.

Кроме того, ритор, бросающий слушателя с места в карьер своими бурными высказываниями, рискует выглядеть не просто странным, но даже пугающим и безумным.

Третий тип

Третий тип ораторов по Цицерону умеренный и располагается между двумя крайностями: слишком сдержанным первым типом и чрезмерно импульсивным вторым. В доступной и привлекательной для публики речи всего должно быть в меру, начиная с логически выстроенной структуры и заканчивая эмоциональным посылом оратора.

Разумно сочетая качества первых двух типов, можно получить идеального оратора, владеющего своей речью и умеющего воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателя.

Убедительность и доказательность ораторской речи

Связь риторики с логикой прослеживается с давних времен. Именно красноречие послужило толчком к развитию логики, которая уже с начала своего возникновения решала ряд важных для оратора вопросов — как сделать выступление более убедительным и доходчивым, композиционно правильным.

Среди убеждающих факторов речевого воздействия логике как науке о законах и формах человеческого мышления принадлежит особое место. В течении своего многовекового развития логика накопила рациональные, проверенные практикой методы и приемы убедительных рассуждений, овладение которыми оказывает решающее влияние на формирование культуры мышления. Под логической культурой мышления понимается умение раскрывать суть противоречий в реальной жизни, видеть за случайными событиями проявление закономерных связей, выявлять существенные стороны протекающих в мире социальных процессов и выражать логичность в устной речи.

Логичность рассуждения — это ясность основных понятий и утверждений, отсутствие противоречий и несогласованностей, последовательность переходов одной мысли к другой, аргументированное изложение материала.

Можно привести несколько практических рекомендаций, соблюдение которых поможет правильно оформить логическое содержание речи:

* Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление, так как создает у аудитории ощущение неподготовленности или профессиональной некомпетентности оратора.

* Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное. Это правило связано с тем, что во время произнесения речи может возникнуть необходимость более детально и глубоко рассмотреть какой-либо вопрос. В этом случае вы рискуете не успеть осветить наиболее существенные положения, если начнете с менее значимых

* Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

Помните, что засыпав аудиторию множеством фактов и примеров, вы рискуете общим восприятием принципиально значимых вопросов.

* Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение. Это можно сделать с помощью таких фраз как: «Я хочу еще раз обратить внимание аудитории на этот вопрос», «Я не случайно повторяю этот тезис, так как он подчеркивает все важность обозначенной проблемы»…

* Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п. Эта опасность всегда подстерегает оратора независимо от опыта и многократного повторения одного и того же выступления.

14 стр., 6635 слов

Страх перед публичным выступлением

… публичным выступлением. [11] Большую часть жизни современный человек проводит на публике. И когда возникает необходимость выступления перед аудиторией, … вегетативными дисфункциями следующего характера … как опасение, боязнь, испуг, ужас … темп речи, нарушение ритма). … рефератами, студенты с докладами и защитой дипломов, а специалисты различных сфер деятельности сталкиваться с необходимостью выступления, …

Всегда есть вероятность отвлечься на какое-то слово или замечание, свежий пример и тому подобное, уйдя далеко в сторону от первоначально освещаемого опроса

* В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы. С нарушением этого нехитрого правила мы наиболее часто сталкиваемся при ответах на экзаменационные билеты. Когда преподаватель, выслушав студента, вынужден спрашивать: «У вас все?», это означает, что говорящий не обобщил изложенный материал, не подвёл итоги, и потому его выступление оставило у слушающего впечатление недосказанности, незавершенности.

Классификация по С.Ф. Ивановой

Согласно мысли педагога, лектора и автора многочисленных работ по риторике С.Ф. Ивановой, человек проявляет себя в ораторском искусстве в зависимости от того, к какому типу личности он относится. Так, С.Ф. Иванова рассматривает в своей классификации следующие типы ораторов.

Эмоционально-интуитивный

Данный тип личности соотносится со вторым типом по Цицерону. Так же, как и у Цицерона, эмоционально-интуитивный оратор овладевает вниманием публики при помощи страстной и экспрессивной речи, богатой ироничными замечаниями, злободневными шутками, яркими сравнениями и лирическими отступлениями.

Ораторы этого типа зачастую выглядят немного эксцентрично из-за особенностей поведения за трибуной. Опасность для таких авторов заключается в том, что их сумбурная речь выглядит для многих слушателей пустой болтовней и, следовательно, не получает необходимого серьезного отношения со стороны аудитории и ее отклика, что, собственно, и является целью любого высказывания. Для того чтобы оставаться не только оригинальным автором, но и востребованным, ораторы этого типа проводят особую работу над своей речью.

Такие авторы обычно готовятся к выступлениям в два этапа. Для начала они записывают свою речь в том виде, в каком она исходит от сердца со всеми эмоциональными выражениями и отступлениями. На втором этапе происходит проработка полученного текста. Автор анализирует свою работу и отсекает лишнее. Во время самого выступления им рекомендуется иметь при себе четкий план, отражающий структуру речи, и предохраняющий от ненужных высказываний и затягивания выступления.

Рационально логический

Ораторы, относящиеся к рационально-логическому типу, ведут себя более сдержанно. Как правило, такие люди более молчаливы и не произносят пустых речей. Каждое высказывание является плодом долгих и глубоких размышлений. Такие люди склонны к постоянному отслеживанию и анализу всего происходящего вокруг, а также того, что происходит внутри самого оратора и его слушателей. Эта привычка к рефлексии рождает точно выверенные высказывания, лишенные при этом краски и особой «сочности», которыми должна обладать хорошая речь.

Как показывает первый тип ораторов классификации Цицерона, лишенная некоторой доли экспрессии речь становится практически безжизненной при всей своей логической красоте. Анализ ситуации и той речи, которая готовится по поводу этой ситуации, очень важны, как важна и структура выступления. Однако этого мало для того, чтобы «достучаться» до аудитории и получить ее отклик.

Именно поэтому, готовясь к выступлениям, этот тип много времени посвящает письменному редактированию своей речи в сторону ее обогащения различными художественными средствами наподобие метафор, сравнений, эпитетов, а также многочисленных афоризмов и пословиц.

Философский

Этому типу ораторов сложнее дать характеристику, так как они не относятся к той или иной крайности, но время от времени могут быть, то слишком последовательными, то, напротив, сбивчивыми. Как правило, люди этого типа несколько замкнуты и зациклены на интересующей их теме. Им нравится изучать объект со всех сторон, проводя немало времени в работе с архивами и общении с людьми, причастными или близкими к предмету изучения.

Такой автор обычно нечасто выступает на публике, но как оратор он характеризуется своим глубокомыслием и всесторонним анализом изучаемой проблемы. Риторам, представляющим философский тип, хорошо даются письменные рассуждения, потому письма единомышленникам или научные статьи, выходящие в свет из-под пера этих авторов, отличаются логичными рассуждениями и глубоким пониманием всего, что касается объекта изучения.

Публика любит и внимательно слушает таких риторов, благодаря их способности подавать информацию в умеренном стиле, сохраняя оригинальность своих суждений при достаточной образности речи.

Лирический или художественно-образный

Ораторы этого типа редко встречаются в чистом виде и обычно являются философами, увлекшимися лирическими рассуждениями. Ритор-лирик – творческая натура, которой, как и философам, свойственно глубокомыслие и склонность к постоянной рефлексии.

Главная особенность речи такого оратора – ее образность. Он мыслит не логическими структурами, а образными проявлениями окружающей действительности. Благодаря такому восприятию мира, ораторы лирического типа произносят речи, богатые метафорами, сравнениями, метонимиями, цитатами, пословицами, поговорками и другими средствами выразительности языка.

Язык и стиль публичного выступления

В научном понимании язык — это форма общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения и передачи разного рода информации, новых знаний. Чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства слушателей, оратор — носитель данного языка должен хорошо владеть им, т.е. обладать высоким уровнем речевой культуры. Совершенствованию речевой культуры, развитию связной речи (устной и письменной) способствует овладение теоретическими основами самостоятельных разделов науки о языке — стилистики и культуры речи, изучающих «языковое употребление».

7 стр., 3001 слов

Психологические особенности общения

… общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По … э — э» и другие. В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, … употребления слова, его выразительность и доходчивость, правильность произношения звуков, слов. Слова и …

Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета, которыми древние греки писали на вощеных дощечках) — это раздел науки о языке, изучающий систему стилей языка (функциональных стилей речи), закономерности их функционирования в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки и целей высказывания, сферы и условий общения.

Функциональные стили характеризуются определенной системой языковых средств, устойчивым употреблением нейтральных (т.е. общеупотребительных, не закрепленных за каким-нибудь одним стилем) и стилистически окрашенных элементов языка — лексических и грамматических. Каждый стиль требует особых средств выражения и содержит определенную систему правил употребления языковых средств.

Каждый из функциональных стилей реализуется в двух формах — устной и письменной, что, в свою очередь, зависит от формы общения — непосредственной или опосредованной (письменные документы, средства массовой информации и т.п.).

Для различных стилей в разной степени характерна та или иная форма общения. Например, для разговорного стиля более типична устная форма, а для научного и официально-делового — больше письменная.

Разговорный стиль относится к устной форме функционирования языка.К внутри стилевым особенностям разговорного стиля относятся непринужденность, конкретность, экспрессивность выражения. Таким образом, разговорный стиль, как правило, употребляется в обыденной речи. Его цель — общение, обмен мыслями, впечатлениями. Традиционная форма реализации этого стиля — диалог. В разговорном стиле отсутствует предварительный отбор языкового материала. В нем употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства: слова и фразеологизмы, просторечные слова, эмоционально окрашенные слова, слова с переносным значением, частицы, междометия, обращения, вводные слова, слова-предложения, неполные предложения, повторы слов, ослабление синтаксических связей между словами и пр.

Что касается официально-делового стиля, то это словосочетание уже указывает на сферу его применения — в переписке физических и юридических лиц, в сообщениях государственной, общественной значимости. Его цель — информирование. Обычная форма реализации — монолог.

В этом стиле имеют место предварительный отбор языковых средств, свои жанры: кодекс, закон, указ, постановление, устав, приказ, акт, протокол, коммюнике, инструкция, объявление и т.п. В официально-деловом стиле по преимуществу используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении.

Лексические и синтаксические особенности выступления

Поскольку устная речь необратима, оратор должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза, воспринималась слушателями. Обязанности оратора— свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические и лексические особенности.

1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длинной словесной цепочки, состоящий из 5-7 слов.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.

8 стр., 3981 слов

Речь в психологии

… В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь … того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. …

3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования — официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, =тие, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное — это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания.

К недостаткам данного предложения, затрудняющим его восприятие, следует отнести: во-первых, значительную распространенность и усложненность предложения; во-вторых, большое количество отглагольных существительных: разрешение, восстановление, прекращение, расширение, влияние, решение.

При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружать текст терминологией и не использовать узкоспециальные термины.

Классификация по С.А. Минеевой

Первые два подхода к классификации типов ораторов основывались на психологических особенностях личности автора, в то время как третья классификация, предложенная автором многих книг по искусству риторики, С.А. Минеевой, обращается к тому, что оратор ставит во главе своего выступления: свою речь, аудиторию или самого себя.

Конструктивный

Конструктивный оратор расставляет приоритеты так, что на первом месте оказывается речь, именно поэтому такой автор много времени уделяет на формулировку тезиса своего выступления и того, каким способом наиболее эффективно донести его до аудитории.

Для авторов этого типа важно не просто произнести речь, а полностью раскрыть перед публикой проблему и рассмотреть все возможные пути ее решения. Им необходимо, чтобы после их выступления остался конкретный результат, который станет толчком к разрешению обсуждаемой ситуации.

Как правило, риторы конструктивного типа проводят кропотливую работу над своей речью, тщательно продумывая структуру выступления и избирательно наполняя ее языковыми средствами для установления необходимой связи между оратором и его аудиторией. Отдельное внимание уделяется подготовке убедительной аргументации в пользу предлагаемых решений.

Риторика в руках таких авторов становится настоящим оружием по достижению убеждения аудитории любыми доступными риторике способами.

Так, Аристотель писал, что риторика — это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Именно таким подходом к риторике пользуются конструктивные ораторы.

Популист

Популизм – яркий пример практически всех речей, произносимых политиками в период предвыборной кампании. Исходя из одной только этой мысли, можно догадаться, что оратор-популист ориентируется, в первую очередь, на привлечение массовой аудитории.

Как правило, речи таких ораторов – зеркальное отражение того, что желает услышать публика. Отсюда многочисленные предвыборные обещания, о которых оратор забывает после достижения своей цели. К слову, цель популиста – привлечение общественного внимания к определенной личности. Эта личность обычно выражается в образе героя (которым чаще всего является сам оратор или тот, за кого оратор агитирует) либо в образе врага, против которого необходимо объединиться под руководством образа героя.

Средства, которыми пользуется популист, обычно заключаются в обильной критике оппонентов, в обещаниях привести аудиторию к лучшей жизни, в ярком описании решений всех имеющихся в обществе проблем. Оратор-популист своими выступлениями создает имитацию бурной деятельности по восстановлению субъективной справедливости.

Популистские методы привлечения аудитории отличаются своей деструктивностью и, в отличие от созидательного призыва конструктивных ораторов к практическому решению проблем, создает лишь иллюзию разрешения наболевших вопросов, а свойственной им критикой и вовсе порождает в обществе негативное отношение к оппонентам, вплоть до конфликтов и столкновений.

Демагог

Для оратора этого типа риторика является способом самовыражения и привлечения внимания к самому себе, таким образом, в приоритете оказывается сам оратор.

Речь представителя этого типа ораторов отличается неточностью и обобщенностью формулировок, отсутствием ссылок на конкретные события и личности.

Как говорил римский ритор Квинтилиан, риторика – это «наука хорошо говорить», а ритор – «достойный муж, готовый к речи».

Именно это отличает настоящего демагога – он готов говорить в любой ситуации, по поводу и без повода.

В речи демагога отсутствует идея и цель. Как правило, такое выступление превращается в необдуманный поток общих фраз, лишенный какой бы то ни было конкретики.

Личностный тип общения

Контакт с аудиторией будет более успешным, если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственное контакте («живая» беседа).

Личностный тип общения предполагает что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское Я:свое отношение к предмету речи, к собеседнику.

В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка. Однако для таких языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, сложно подчиненные предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, же и др.), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие втекста голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение.

Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и и др.).

С той же целью используются вводные слова: выражение отношения отражено в них более четкое, определенное:

«Но, так или иначе, даже на неудачных его стихах, на всем, что слетало с его уст, был налет какого-то божественного, экстатического вдохновения, как это бывало у пророчествовавших юродивых на Руси».

Данный текст буквально насыщен местоимениями: его, всем, что, его, какого-то, это. Все эти местоимения, а также вводное слово так или иначе и частица дажепридают тексту ощущение звучания авторского голоса.

Наиболее ярко выражают авторское отношение (и, соответственно, авторское сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным (я считаю, что; ясно, что и др.): «Тут, кстати, замечу, что произведениями искусства пасхальные яйца стали в те времена, когда в обряде дарения яиц на Пасху стали участвовать царские и великокняжеские семьи». Выделенная конструкция (Тут, кстати, замечу, что) может быть опущена без всякого ущерба для сообщаемой информации. Ее назначение — помочь говорящему обозначить свое Я в тексте и тем самым сделать свое выступление более личностным, т. е. обращенным к аудитории.

13 стр., 6054 слов

Курсовая Тема Развитие речи старших дошкольников через театрализованную …

… рассмотреть возможности театрализованной деятельности по развитию речи у старших дошкольников; 3) изучить методы, приемы работы по развитию речи старших дошкольников через театрализованную деятельность; 4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по речевому развитию у детей старшего …

Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

Качества хорошего оратора

Независимо от того, какой тип представляет тот или иной оратор, ему необходимо обладать определенными качествами для того, чтобы быть достойным объектом внимания публики. К таким качествам можно отнести следующие:

  • начитанность и безупречное владение языком – неотъемлемое качество хорошего оратора;
  • оратор также должен быть внимательным и наблюдательным, так как для него важно фиксировать и анализировать изменения, происходящие в мире и в обществе. Кроме того,
  • важно подмечать перемены настроения в аудитории для того, чтобы уметь на нее воздействовать;
  • смекалка и умение логически мыслить поможет оратору наделять свои речи рациональными суждениями и четкой структурой;
  • широкий кругозор и развитый интеллект необходимы автору для формулирования собственного мнения на основе изученных фактов и полученных данных;
  • умеренная экспрессивность необходима оратору для демонстрации личной заинтересованности в обсуждаемой теме и для эмоционального сближения с аудиторией;
  • оратору необходимо развивать личностные качества, чтобы выглядеть достойным человеком в глазах публики.

Талант красноречия не дается каждому от рождения, но, тем не менее, каждый человек за свою жизнь хотя бы раз выступает в роли выступающего, тем самым проявляя в себе качества тех или иных типов ораторов, что доказывает важность риторики в жизни всего общества.

Информационное обеспечение выступления

Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления

Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В тексте не должно быть много цифрового материала, так как большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории.

При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника.

Если цитата действительно необходима в выступлении, то независимо от типа цитаты и ее назначения нужно, во-первых, обязательно проверить цитату. В этом случае совершенно неуместно полагаться на собственную память, а следует сверить используемую в тексте цитату с оригиналом. Во-вторых, смысл цитируемого отрывка в тексте должен совпадать со смыслом цитируемого отрывка в тексте-источнике. В-третьих, по своему объему цитата должна быть достаточна для того, чтобы ее смысл был относительно самостоятелен и устойчив. Если цитируется очень малый объем речевого материала, то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченное цитирование — один из способов манипулирования общественным мнением

Следует вести постоянную работу по подбору цитат, их систематизации и обновлению.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]