Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.
Этапы формирования
Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом.
Голосовой аппарат включает в себя несколько частей:
- легкие;
- гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
- совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.
Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.
Этапы и стадии развития детского голоса напрямую связаны с ростом малыша, что важно учитывать и родителям, и педагогам.
Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.
- Пренатальная – начинается до появления на свет.
- Младенчество – от рождения до достижения 2 лет.
- Ранний детский возраст – 2-5 лет.
- Средний детский возраст – 5-9 лет.
- Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
- Ранний взрослый период – 12-15 лет.
- Средний взрослый период – 15-18 лет.
- Окончательное взросление – 19-21 год.
На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.
Стадии развития голосового аппарата принято подразделять на три типа:
- обычную;
- интенсивную;
- замедленную.
Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.
Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.
Типы дыхания
Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:
Ключичное, или верхнее дыхание. Если вы замечаете, что ваши плечи “скачут” во время пения, то вы используете именно его. Это самый поверхностный тип, при котором активно задействованы только верхние части легких;
Грудное, или межреберное
Обратите внимание на вашу грудь: она не должна опускаться и подниматься во время пения, но должна быть ровной. При этом типе дыхания грудная клетка расширяется посредством поднятия ребер, а наша главная дыхательная мышца — диафрагма — остается малоподвижной;
Брюшное, или диафрагменное
Это наиболее полный, глубокий тип. Именно оно нам и понадобится: мы должны научиться правильно использовать диафрагму и мышцы брюшного пресса при пении.
Особенности голоса в первые месяцы жизни
Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.
В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:
- от голода;
- от боли;
- при лишении (например, если у него забирают пустышку).
Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].
Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.
- Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
- При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.
Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.
Советы начинающим
Петь может и мужчина, и девушка, и ребёнок, в общем, любой человек, причём не важно, есть ли у него голосовые данные или нет, ведь красивое пение – навык, который может освоить кто угодно. Заниматься можно самостоятельно или посещать уроки вокала с нуля с преподавателем
Какой бы путь вы не выбрали, рекомендуем прислушаться к следующим советам:
- нельзя перенапрягать связки, так как они долго восстанавливаются;
- упражнения необходимо делать с небольшими перерывами;
- осваивать новые упражнения и приемы стоит постепенно;
- скороговорки помогут улучшить речь и четкость произношения слов;
- стоит начать с 5 минут тренировок в день, постепенно увеличивая время занятий;
- стоит отказаться от принятия спиртных напитков и холодных продуктов, так как они негативно отражаются на голосовых связках.
Стадии гуления и лепета
Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.
Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.
К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.
Фазы дыхания
В жизни, для дыхания используется только 2 фазы: вдох и выдох. Правильное дыхание при пении предполагает еще задержку воздуха и распределение таким образом, чтобы хватило не только на звукообразование, но и на последнюю фазу.
Фазы дыхания в вокале:
- вдох;
- задержка дыхания;
- выдох.
Для получения качественных звуков необходимо отработать каждую фазу. Сделать это можно с преподавателем на занятиях вокалом для взрослых.
Как правильно брать вдох
Брать вдох надо носом и ртом. Вдох производится бесшумно, быстро и глубоко. Ребра расправляются, а диафрагма сокращается. В мышцах не должно быть никакого напряжения.
Постановка певческого дыхания начинается именно с отработки фазы вдоха. Правильное выполнение предполагает соблюдение следующих правил:
- вдох активный, но незаметный, для слуха и взора окружающих;
- осознанный контроль со стороны вокалиста за процессом;
- захват воздуха идет по принципу полузевка;
- вдох проводит чуть раньше, чем начинается фонация.
Задержка дыхания
Воздух сразу не выпускается, как при пении, а удерживается в легких. Перед атакой звуком практически полностью останавливается процесс дыхания. Диафрагма в этот момент опущена, нижние части ребер раздвинуты, а передняя часть живота готова к сокращению.
Эта фаза является моментом, когда происходит фиксация вдыхательной установки и позволяет устранить потерю дыхания на начальной стадии.
Очень часто начинающие вокалисты не могут справиться именно с этой фазой. Формирование певческого дыхания производиться при помощи специальных упражнений на задержку дыхания.
Выдох
Певческие звуки появляются именно на этой фазе. Перед началом пения, верхняя часть голосового аппарата должна перейти в форму будущей фонации. Слегка опускается нижняя челюсть, зев открывается. Важнейшая задача вокалиста в этот момент – превратить воздух в звуковые волны. Это возможно сделать только при полном контроле дыхания.
Выдох должен быть плавным, с качественным напором. Не должно наблюдаться опадение певческого объема грудной клетки. Если дыхательной поддержки недостаточно, то следует сделать еще одну мгновенную задержку воздуха и только после этого начать голосоведение.
Развитие от 1 до 5 лет
Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.
До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.
Развитие голоса
Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.
Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.
- Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
- Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
- Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.
Выполнение этих несложных рекомендаций поможет приблизиться к цели.
Чек-лист по вокалу для новичков
Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:
- Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
- Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
- Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
- Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
- Вы способны управлять резкостью голоса? “Мягко” ли он звучит?
- Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?
Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.
Основные методики работы
Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.
Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.
Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.
- Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
- Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
- Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.
Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.
Как правильно дышать при пении
В пении никогда не применяется какой-либо отдельный тип дыхания в изолированном виде, чаще встречается смешанный или комбинированный вариант. Это значит, что эталонный вокалист должен уметь дышать так, как ему нужно здесь и сейчас, обладать свободой дыхания так же, как танцор обладает свободой движения
Важное отличие певческого дыхания от речевого в длине выдоха: вокалисту необходим мощный поток воздуха, а это налагает определенные требования и на качество вдоха
Вдох должен быть быстрым, емким и бесшумным. Шумный вдох портит исполнение, медленный – тратит время, слабый – не обеспечивает достаточный объем воздуха. После вдоха следует короткая задержка дыхания. Выдох должен быть сильным, долгим, горло при этом максимально открыто, гортань опущена
Важно уметь растягивать запасы воздуха и не терять силы выдоха при этом.
Упражнения на развитие голоса для детей
Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.
- Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
- Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
- Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
- Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
- Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
- Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
- Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
- Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
- Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
- Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
- Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
- Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.
Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.