Статья:
Высокие темпы развития современного общества, интенсивное расширение информационного пространства, необходимость интеграции в мировое образовательное сообщество, стремительный рост внедрения современных ТСО, а также вступивший в силу новый Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г. требуют нового осмысления термина «профессиональной компетенции» учителя-логопеда.
В ходе реформирования системы образования в России актуализируется проблема обновления, пересмотра содержания и технологий подготовки специалистов для различных сфер деятельности. В настоящее время профессионально-педагогическое формирование будущего учителя, в том числе и учителя – логопеда, рассматривается через понятие «профессиональная» или «профессионально-педагогическая компетентность».
В связи с этим возникает вопрос: «Набором каких профессиональных и личностных качеств, гарантирующих социальную мобильность и профессиональную успешность, необходимо обладать учителю — логопеду?» Для того чтобы на него ответить, следует разобраться, что же такое «профессиональная компетенция» в целом и что необходимо делать, чтобы повысить ее уровень у специалистов.
Слово «компетенция» происходит от латинского «competere», что значит «добиваться, соответствовать, подходить».
В словарях и научной литературе «компетенция» объясняется по-разному:
- знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний
- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён
- совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетенция – это реальное владение методами, средствами деятельности, возможность справиться с поставленными задачами, это такая форма сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды.
По определению Зимней И.А., компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем выявляются в компетентностях человека – личностной характеристике, проявляющейся только в профессиональной деятельности.
Существует множество определений профессиональной компетенции, по нашему мнению, все их можно объединить в данной формулировке, итак, «профессиональная компетенция» это — характеристика, которая отображает деловые и личностные качества специалиста, отображает уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональной деятельности, а также моральную позицию специалиста.
Из определения становится понятно, что основным звеном здесь является личность специалиста. По мнению профессора Колумбийского университета М. Грина, педагогу недостаточно иметь лишь теоретическую подготовку. Учитель — логопед вовлечен в процесс обучения детей как личность, «… все, что происходит в коллективе детей, несет на себе отпечаток его присутствия, его настроения и внешнего поведения, ожиданий и объяснений, его реакций по отношению к детям». Поэтому так важно определить те личностные и профессиональные качества, которые необходимы для успешного взаимодействия с детьми – логопатами.
Исследователь Р. Бернс выделяет личностные качества учителя – логопеда:
- стремление к максимальной гибкости;
- умение придать личную окраску воспитательно – образовательному процессу;
- владение стилем неформального общения с детьми, теплые, эмоциональные отношения с воспитанниками, проявление симпатии к ним, умение принимать во внимание их нужды. Детскому саду противопоказаны равнодушные, язвительные люди. Они подрывают познавательную активность, сковывают творческие силы детей и их потенциальные возможности, отрицательно влияют на самоуважение воспитанников.
Мы можем также выделить и психологические критерии профессионализма:
- объективные критерии. Учитель – логопед должен соответствовать профессиональным требованиям (высокая производительность труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания);
- субъективные критерии. Насколько соотносится профессия требованиям человека, его склонностям (позитивное отношение к себе как к профессионалу, наличие профессиональных качеств);
- результативные критерии определяют насколько учитель – логопед достиг в своем труде желаемых обществом результатов (позитивные результаты коррекционной работы);
- процессуальный критерии оценивает, насколько эффективно педагог внедряет инновационные педагогические и информационные технологии в организацию профилактики, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей;
- нормативный — определяет усвоение норм, правил, эталонов профессии, которые выражаются в овладении методическими средствами, формами воспитания и обучения, нормами общения; • индивидуально – вариативный критерии оценивает степень внесения своей индивидуальности в процесс образования;
- прогностический критерии определяет перспективы роста учителя – логопеда;
- критерии профессиональной обучаемости, который заключается в принятии передового педагогического опыта других педагогов, интеграции его в собственную сложившуюся систему работы с детьми – логопатами;
- критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе определяется по умению заинтересовать своим опытом, убедить в значимости результатов своего труда, нахождении внутренних резервов в самой профессии;
- критерии профессиональной приверженности заключается в соблюдении чести и достоинства в профессии;
- качественные и количественные критерии – участие в профессиональных испытаниях.
Таким образом, ядром профессионального становления является динамический процесс формирования профессиональной компетентности как интегративное свойство профессионала: совокупность познаний, эмоционально – ценностных, личностных качеств, позволяет быть эффективным в труде, добиваться продуктивных результатов и саморазвиваться средствами профессии.
В связи с вышесказанным можно выделить направления, которые помогут учителю – логопеду поставить цели и сформулировать задачи в годовом плане саморазвития для повышения профессиональной компетенции и мастерства.
- Углубление научных знаний. Это направление порождается недостатками вузовской подготовки, отстраненностью теоретической подготовки от практического их применения. Другая сторона этого вопроса: научная мысль непрерывно развивается, и логопед независимо от своего стажа должен осваивать новое содержание коррекционного процесса, не дожидаясь корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность специалиста.
- Повышение психолого-педагогического уровня. По психологии и педагогике, учителя — логопеды имеют разную подготовку. Появляются новые технологии, модернизируются используемые. Поэтому специалисты должны систематически обновлять свои знания в этих областях. Грамотный логопед, активно использующий в своей работе навыки психологии, сможет организовать психологически комфортную среду для коррекционной работы с детьми, что повысит не только результативность логопедической работы, но и будет способствовать эффективной социализации детей в ДОУ.
- Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если вуз начнет выпускать всех студентов с «красным дипломом». С каждым годом предлагаются новые или усовершенствуются старые разработки. Начиная использовать эти коррекционные программы и методики в своей постоянной работе, любой специалист столкнется с трудностями их применения и реализации, поэтому логопеды нуждается в постоянной помощи методистов.
- Формирование профессионально значимых умений и навыков. Задача извечная и актуальная. В ДОУ можно встретить и немолодого логопеда, не умеющего планировать занятия, не способного доступно объяснить материал, уделяющего внимание лишь некоторым областям системы логопедической работы. Часто они концентрируют свое внимание лишь на коррекции звукопроизношения, совершенно упуская из виду профилактику дисграфии и дислексии, работу над фонематическим восприятием и др..
- Освоение культуры педагогического общения. Деловому этикету должен следовать представитель любой профессии. Его навыки формируются в реальной профессиональной деятельности. Вопреки этому, в ДОУ сегодня множество педагогов, грубо обращающихся с детьми, оскорбляющих их.
- Развитие способностей работать в коллективе. В ДОУ это умение приобретает особое значение. Эффективность коррекционного процесса напрямую зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности педагогических консилиумов. Лишь полное взаимодействие всех участников коррекционного процесса сможет обеспечить наилучший результат.
- Освоение корпоративных норм поведения. Педагог – образец для подражания. Уже само его поведение является средством воспитания. На стиль его поведения реагируют и родители воспитанников – они воспринимают, тиражируют или отвергают его. Деятельность педагога – объект интереса множества людей и организаций (родители, управление образованием, общественные организации, правоохранительные органы). Авторитетность педагога зависит от соблюдения некоторых корпоративных правил – например, от закрытости информации о его личной жизни.
- Овладение грамотным стилем речи. Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда ДОУ является коррекция дефектов речи и профилактика нарушений письма и чтения при обучении в школе, для обеспечения этой основной задачи, особую значимость приобретает наличие у учителя-логопеда высокого уровня коммуникативной культуры рассматриваемой как единство ценностных структур в виде культуры речи, культуры вербального общения, эмоциональной культуры, культуры мышления, культуры взаимодействия и взаимопонимания и выступающей как условие и результат личностного и профессионального роста.
- Повышать юридическую грамотность. В условиях реформирования системы образования и увеличения юридически грамотного населения, повышать свои знания в вопросах юриспруденции. Регулярно отслеживать появление новых нормативных документов, тщательно их изучать и анализировать, знать новые законы и постановления, затрагивающие сферу образования. Руководствоваться в практической деятельности правами, которыми наделен специалист дошкольной организации, а также исполнять обязанности, предписанные новым законодательством РФ. К сожалению, в настоящее время этому вопросу уделяется недостаточное внимание, что, все чаще, приводит к конфликтным ситуациям между логопедом и различными инстанциями, в том числе с родителями воспитанников (оформление документов для прохождения ТПМПК, информирование родителей о необходимости обращения за помощью к другим специалистам, в том числе медицинской и др.).
- Обмен опытом с коллегами. Ни теоретические знания, ни собственная практика иногда не могут дать такого полезного опыта, как обмен информацией с коллегами. У каждого специалиста имеются свои лучшие наработки и «хитрости», обмен которыми способен повысить результативность коррекционной работы. Отличной формой реализации этого направления служат методические объединения.
- Изучение, овладение информацией, а также внедрение в практику коррекционного образования интеграции и как одной из форм ее реализации – инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитель – логопед должен быть осведомлен и готов к включением новых категорий лиц с ограниченными возможностями в коррекционно-образовательную среду (дети с тяжелой двигательной патологией, синдромом Дауна, синдромом детского аутизма, глубокими интеллектуальными нарушениями, комплексными нарушениями).
- Применение новых технических средств и компьютерных технологий в работе. Как сказал философ, все течет, все изменяется. Меняется окружающий нас мир. Согласитесь, использовать в своей работе такие средства, как кино и диапроектор по меньшей мере не целесообразно. Поэтому для педагога очень важно идти в ногу со временем и использовать в своей работе новые ТСО и ИКТ, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям и увеличить их эффективность. Однако, недостаточное оснащение большинства ДОУ материально – технической базой не позволяет в полной мере реализовать это направление.
В заключении хотелось бы отметить, что профессия учителя – логопеда требует постоянной работы над формированием и повышением профессиональной компетенции и совершенствовании личных качеств.
Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентноспособного специалиста образовательного пространства дошкольного детства.
Общие рекомендации
Цель любой анкеты
– это побуждение интереса работодателя и получение желанной должности. Поэтому, заполняя резюме на должность логопеда, важно обращать внимание на подтверждение профессиональной компетенции.
Так как деятельность дефектолога сопряжена с постоянным общением с людьми, то фото на CV надо подбирать в подходящем стиле. Рекомендуется выбрать деловое или профессиональное портретное фото соискателя на нейтральном фоне.
Многие считают, что указание на желаемый уровень зарплаты не является обязательным. Но при составлении данной формы озвучивание уровня заработной платы всё же не помешает. Это поможет, по крайней мере, не получать неуместные предложения.
Указывая желанный заработок, следует учитывать рыночные реалии.
Напишите сумму на 20% больше своего нынешнего ежемесячного дохода. Благодаря такой хитрости ущерб собственным интересам будет минимальным, особенно если придется торговаться.
Ещё один немаловажный аспект – это уточнение специализации
.
Не все логопеды имеют одинаковые навыки. Одни из них специализируются на исправлении речевых дефектов у детей, другие – на работе с пациентами с синдромом Дауна, а третьи – вовсе работают только со взрослыми.
Как заполнить в резюме контакты?
Заполняя эту часть анкеты, следует вводить актуальные данные. После размещения резюме надо постоянно следить за сообщениями и поступающими звонками.
Указание контактов в популярных мессенджерах и социальных сетях поможет охватить большую аудиторию работодателей.
Пример заполнения контактных данных:
- Телефон:
+7 - Email:
- Skype:
/LogopedMyResume
- VK
/logopedmyresume
Недостатки профессии логопеда
Но не стоит думать, что логопеды «катаются, как сыр в масле», и не имеют никаких проблем. Имеются в их работе и недостатки. Основным недостатком профессии логопед можно назвать огромные затраты эмоциональных и физических сил. Достаточно часто логопеду приходится выступать и в роли психотерапевта, готового не только выслушивать, но и сопереживать.
Еще одним явным недостатком этой профессии многие логопеды называют необходимость ведения огромного количества различной документации (особенно, если специалист трудится в госучреждении). При этом «бумажная» работа, как правило, не включена в основное рабочее время, из-за чего специалистам приходится тратить свое свободное время на «писанину».
Ну и самое главное, логопед никогда не может быть полностью уверен в успехе своей работы, поскольку очень многое зависит не только от уровня его профессионализма, но и от желания и работоспособности самого «пациента».
Навыки, имеющие особый вес
Этот раздел резюме позволяет работодателю ознакомиться с ключевыми навыками логопеда.
Будьте точны:
этот блок играет решающую ролей при выборе конкретного кандидата. В отличие от других блоков здесь соискателю предоставлена возможность для самопрезентации.
Тут нет готовых шаблонов заполнения.
Логопед может сам выбрать конкретные навыки, которые, по его мнению, наиболее примечательны, и которые наиболее выгодно будут выглядят в общей массе других резюме.
Пример перечисления навыков логопеда:
Речевое дыхание | Логопедический массаж |
Сегментарный массаж | Фонематический слух |
Сенсорная интеграция | Работа с пациентами с синдромом Дауна |
Уверенный пользователь пк | Коммуникативность |
Стрессоустойчивость | Грамотная речь |
Что писать о себе?
Этот блок анкеты дефектолога должен содержать минимум информации. Но, прочитав раздел «О себе», работодатель должен понять, нужен ли ему именно такой специалист.
Пишите данные по существу:
ваши личные предпочтения, хобби, занятия в свободное время, которые никак
не связаны с профессиональной деятельностью, не заинтересуют рекрутёра
.
Лучше упомянуть про умение работать с логопедическими устройствами. Не помешает указать ученую степень, квалификационные категории, если таковые имеются.
Пример о себе в резюме:
- Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Кандидат психологических наук. Награжден нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» в ноябре 2011 года.
Преимущества профессии логопеда
Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии логопед является ощущение собственно «полезности» и возможности помогать людям. Однако помимо «духовных» преимуществ эта профессия имеет и несколько «материальных». К последним можно отнести:
- возможность ведения частной практики и формирования собственной ценовой политики, а значит получения высокого дохода и свободного графика работы;
- большую «географию» трудоустройства – логопеды востребованы во многих организациях: это и школы, и детские сады, и поликлиники, и центры реабилитации и т.д.;
- востребованность – услуги логопедов будут нужны всегда, поэтому эти специалисты никогда не останутся без работы;
- продолжать работу логопедом можно ровно столько, сколько специалист готов и может работать (то есть, такого понятия, как пенсионный возраст у логопедов не существует).
Где можно получить профессию логопеда?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки на логопеда. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
.
Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии. Однако важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность к процессу непрекращающегося обучения – постоянные повышения квалификации, мониторинг и изучение новейших методов и методик коррекции дефектов речи, самообразование по смежным направлениям (психология, медицина, педагогика, социология и т.д.).
Выбор учебного заведения во многом зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы выбрали профессию логопеда только потому, что вы гарантированно сможете трудоустроиться, то не имеет значения, какой именно ВУЗ вы выберете. Если же вы поставили перед собой задачу добиться больших успехов на профессиональном поприще, а выбор профессии сделан по велению души и сердца, то лучше всего отдать предпочтение ведущим ВУЗам, которые дают не только диплом, но и качественные знания.
К лучшим ВУЗам России, которые отлично зарекомендовали себя среди работодателей, сегодня относятся:
- Московский педагогический государственный университет;
- Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова;
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
- Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга;
- Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
Москва
[31.05.01] Лечебное дело
Тип | Форма | Стоимость |
Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ |
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань
[31.05.01] Лечебное дело
Тип | Форма | Стоимость |
Бакалавриат | 315 000,00 ₽ | |
Бакалавриат | 169 800,00 ₽ |
Российский университет дружбы народов
Москва
[31.05.01] Лечебное дело
Тип | Форма | Стоимость |
Бакалавриат | Очная | 310 000,00 ₽ |
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Минздрава РФ
Москва
[31.05.01] Лечебное дело
Тип | Форма | Стоимость |
Бакалавриат | Очная | 290 000,00 ₽ |
Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет им. Павлова
Санкт-Петербург
[31.05.01] Лечебное дело
Тип | Форма | Стоимость |
Бакалавриат | Очная | 245 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 245 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 245 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 245 000,00 ₽ |
Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова
Санкт-Петербург
[31.05.01] Лечебное дело
Тип | Форма | Стоимость |
Бакалавриат | Очная | 240 000,00 ₽ |
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Якутск
[31.05.01] Лечебное дело
Тип | Форма | Стоимость |
Бакалавриат | Очная | 233 000,00 ₽ |
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Санкт-Петербург
[31.05.01] Лечебное дело
Тип | Форма | Стоимость |
Бакалавриат | Очная | 200 000,00 ₽ |
Дальневосточный федеральный университет
Владивосток
[31.05.01] Лечебное дело
Тип | Форма | Стоимость |
Бакалавриат | Очная | 195 000,00 ₽ |
Казанский государственный медицинский университет Минздрава РФ
Казань