Виды ораторского искусства. Реферат по дисциплине «Академическое чтение, письмо»


О родах и видах

В научной риторике принято выделять две области: риторика общая и частная. Общая рассматривает то, каким образом создается замысел (речи, выступления, текста) в целом и как он воплощается в высказывании или на письме.

Частная же риторика (или, как часто говорят, «многочисленные частные риторики») изучает особенности построения речи в разных видах словесного искусства, в разных профессиях, в разных областях деятельности. В учебнике Николая Федоровича Кошанского, созданном в первой трети XIX века, представлена такая точка зрения: «Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель». Несмотря на то, что с момента издания этого учебника прошло почти двести лет, определение актуально и поныне.

«Обороты речи — это своего рода одежда, в которую облачены мысли» (Фридрих Энгельс)

Одним словом, «как построить выступление перед большой аудиторией?» это вопрос из области общей риторики. «Как построить свою речь адвокату Сидорову, который завтра должен защищать клиента?» — это уже риторика частная.

Конечно же, обе эти области — общая и частная риторика — неразрывно связаны друг с другом. Идеальный вариант—когда человек сначала изучает правила и принципы общей риторики, а потом овладевает хитростями частными, необходимыми конкретно для его профессии, специальности. Если же применение изученного на практике пока не планируется (например, учащийся хочет познакомиться с риторикой «для себя»), то на первое время вполне достаточно изучения общей риторики.

Что же касается разнообразных родов и видов частной риторики, то в современном мире можно насчитать множество систематизаций, каждая из которых вполне стройная и оправданная. Довольно популярна систематизация, основанная на делении видов риторики на ораторику (от лат. «говорить») и гомилетику, (от греч. «собеседник»).

Еще одно, скорее всего, незнакомое вам пока слово — гомилетика (от греческого слова «собеседник», «слушатель»). Так называется богословская наука о правилах ведения проповеди. Это более узкое понятие, нежели риторика.

В первой главе вы, возможно, обратили внимание на врезку на полях, в которой рассматривалось значение слова «гомилетика» — так обозначалось церковное красноречие. Но иногда словом «гомилетика» также объединяют те виды частной риторики, которые рассчитаны на целый курс выступлений (лекций, проповедей, митингов).

Например, преподаватель вуза только на первом занятии вводит студентов в курс дела относительно того, что и как они изучают, а в дальнейшем уже только расширяет и углубляет тему. Он не будет на каждой последующей лекции заново растолковывать цели, задачи, перспективы изучаемой дисциплины.

Схожие черты есть и у церковных проповедей. Так, священнослужитель не будет каждый раз объяснять собравшимся, что такое Библия или как выглядят Десять заповедей. Кроме того, в большинстве случаев священник служит в одном и том же приходе, более или менее знает основной состав своей паствы, а это значит, что он не должен каждый раз обучать пришедших основам веры. Если, конечно, речь не идет о специальных занятиях для неофитов.

Иногда к гомилетике относят и пропагандистскую деятельность, и работу СМИ.

То есть гомилетика подразумевает, что оратор и аудитория встретятся еще не раз и не два, и каждая последующая встреча отчасти основывается на предыдущей и предваряет следующую. Гомилетика служит в основном развитию духовной сферы, обращается к памяти, абстрактному мышлению.

Ораторика объединяет те виды частной риторики, которые подразумевают однократное выступление перед аудиторией на заданную тему: речь адвоката на судебном заседании, выступление депутата в парламенте… Поэтому речь должна быть завершенной, не вызывать ощущения недосказанности. Такое выступление можно выхватить из контекста деятельности оратора, оно не требует возвращения к тому, что было уже сказано в прошлые разы. Конечно, здесь тоже бывают исключения: например, если адвокат защищает подсудимого на протяжении нескольких месяцев. Но в целом ораторика — это искусство однократного выступления, она более практична, «приземлена», более обращена к логике и доводам разума.

Иногда просто делят роды красноречия по сферам коммуникации, не подразделяя их на гомилетику и ораторику:

  • социально-бытовая речь. Это, например, приветствие делегации, поздравление юбиляра, поминальная речь;
  • духовное красноречие, или церковно-богословское. Оно очень традиционно, во многом основано на текстах и постулатах Священного Писания или речах духовных лидеров. Классический пример—проповедь;
  • судебное красноречие, судебная риторика — к основным его видам относят адвокатскую и прокурорскую речь;
  • названием «социально-политическое красноречие» обычно объединяют речи дипломатов, военных деятелей, выступления на митингах и забастовках, дипломатические ноты и проч.;
  • и, наконец, академическое красноречие, которое способствует передаче знания от преподавателя к ученику, помогает формированию у последнего определенной картины мира. Самым ярким примером здесь будет лекция. Но и студент тоже может проявить собственные навыки академического красноречия, представив на суд публики реферат, курсовую работу, доклад.

Как видим, нет единого мнения относительно того, какие роды и виды нужно выделять в искусстве риторики. Пожалуй, самым простым и логичным будет деление на общую и частную риторику и изучение их специфики.

Независимо от того, о какой риторике — общей или частной — идет речь, принято выделять семь основных компонентов речи:

  1. Вступление.
  2. Определение темы.
  3. Изложение сути.
  4. Доказательство своей точки зрения.
  5. Контраргументы в сторону противника (если он есть).
  6. Отступление.
  7. Заключение.

Введение

Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают, чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, — одним словом, красиво», — утверждал великий оратор древности Цицерон.

Русский оратор М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» добавлял: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Не умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней Греции возникло ораторское (

лат)
искусство
. Его синонимами являются греческое слово «
риторика
» и русское слово «
красноречие
«.

Риторика

— это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня — обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие,

как отмечали античные философы, — это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки.
Риторика
— это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика

— это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.

Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.

От педагогики до… Тостов

Приведем несколько примеров того, как в различных видах красноречия (термины «красноречие» и «риторика» в данном случае для нас равнозначны) проявляются задачи, которые ставит перед собой оратор, а также какими характерными особенностями обладают эти виды.

Все они — какие-то раньше, какие-то позже — выросли из общего корня риторики античной, из правил, заложенных Аристотелем, Цицероном и их «коллегами». Выше приводились примеры разных родов красноречия; напомним, что систематизаций существует много.


Ричард Уилсон. Цицерон, его друг Тит Помпоний Аттик и брат Квинт возле виллы в Арпинуме. 1770-е. Выступления Цицерона оказывали огромное влияние на римскую политику

Не всегда делают различие между риторикой академической и педагогической, иногда их называют дополнительными разделами по отношению друг к другу, но определенная разница между ними все же есть.

К области педагогической риторики относят теорию и практику речевой коммуникации педагога в школе, лицее, гимназии.

Педагогическую деятельность называют «областью повышенной речевой ответственности», и это вполне справедливо — подчас только от учителя зависит, насколько школьники заинтересуются материалом, насколько глубоко усвоят его и — в конечном итоге — насколько эффективно смогут применить свои знания. Таким образом, к главным задачам педагогической риторики можно отнести развитие мотивированности обучающихся, пробуждение их творческих способностей.

Высказываются такие требования к речи школьного учителя:

  • она должна пробуждать любознательность;
  • она должна быть логичной и в то же время эмоциональной;
  • она должна быть доступна и соответствовать возрасту слушателей;
  • она должна быть актуальна, должна соответствовать запросам и интересам учащихся;
  • она не должна содержать спорных утверждений. (Это требование спорно само по себе—часто утверждают, что учитель должен преподносить школьникам только проверенную, достоверную с точки зрения науки информацию. Но ведь для пробуждения любознательности у слушателей вполне возможно предложить им поразмышлять над теми или иными неоднозначными тезисами!)

«Каков человек, такова и его речь» (Сократ)

Большой вклад в развитие педагогической риторики внесли Иоганн Песталоцци, Мария Монтессори, Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Шалва Амонашвили. Правда, деятельность каждого из них была значительно шире, нежели просто «педагогическая риторика», но, если вам когда-либо придется готовить выступление перед малолетней публикой, в трудах основоположников мировой педагогики вы найдете немало интересного.


Василий Осипович Ключевский — его прекрасные лекции имели огромный успех и в «живом» изложении самого профессора, и будучи напечатанными

Академическое красноречие характеризуется:

  • жестким «логическим каркасом»;
  • глубиной аргументов;
  • информативностью;
  • использованием специфической терминологии, характерной для избранной научной области.

К основным категориям академического красноречия принято относить доклад, лекцию в учебной аудитории, обзор, научно-популярную лекцию. В ходе общения с аудиторией оратор может сообщать о результатах научного поиска (эксперимента), обобщать научный опыт предыдущих поколений и представлять новые теории, предлагать новые решения существующих в науке проблем или критиковать устаревшие подходы.

Считается, что этот вид красноречия окончательно сложился в России в XVIII веке, когда Екатерина Романовна Дашкова (первая женщина, ставшая президентом Академии наук!) попросила у Екатерины II открыть общедоступные курсы на родном языке по основным отраслям наук для всех желающих. Хотя, конечно, искусство научной, академической речи существовало на Руси и ранее. К числу выдающихся «научных ораторов», блестящих лекторов можно отнести Тимофея Грановского, Василия Ключевского, Сергея Соловьева, Дмитрия Менделеева, Климента Тимирязева, Николая Вавилова, Владимира Вернадского и многих, многих других знаменитых ученых XIX — XX веков.


Д. И. Менделеев, для того чтобы сделать свои лекции еще лучше, специально изучал искусство риторики. Фото 1890-х

Судебное красноречие (наряду с политическим) относится к древнейшим разновидностям искусства слова. Интересно, что на родине риторики — в античной Греции — обвиняемый в большинстве случаев защищал себя сам, иногда, правда, обращаясь к помощи профессиональных составителей юридических текстов. Выступление обычно строилось по следующей схеме: суть дела — «художественное» представление события — аргументы защиты — яркое заключение, рассчитанное на эмоции суда и зрителей и подчас превращавшееся в главный элемент речи.

Высказывание А. В. Суворова как образец «военного красноречия»: «Одна минута решает исход баталии; один час — успех кампании; один день—судьбу империи»

С течением времени как в европейской, так и в российской практике появляются адвокаты, институт присяжных и другие привычные нам элементы судебного процесса. Вошли в историю такие непревзойденные мастера судебной риторики, как Федор Плевако, Анатолий Кони, Владимир Спасович.


Ф. Н. Плевако — выдающийся адвокат и «судебный оратор». Фото 1908 г.

Характерные особенности судебной риторики:

  • обоснованность высказываний (впрочем, это важно в любой области);
  • беспристрастность и в то же время глубокий психологизм;
  • логические построения, полемичность;
  • аналитический подход, во многих случаях — формализм;
  • кроме того, судебное красноречие служит цели воспитания уважения к закону, оно очень «гражданственно».

Легенда гласит, что лекции биолога, врача, физиолога и анатома Петра Францевича Лесгафта были столь интересны и всеобъемлющи, что некоторые слушатели записывались на занятия по второму и третьему разу подряд.

Развитие политического красноречия было тесно связано с развитием демократических институтов в античной Греции. В наше время это понятие стало весьма широким — сюда можно отнести и информационные новостные блоки, и предвыборную агитацию, и разоблачительные выступления политических противников, и революционные призывы, и многое другое. Характерные черты:

  • широкое привлечение средств массовой информации (после появления оных);
  • нацеленность на большие массы людей;
  • активное привлечение средств черной риторики (о ней речь пойдет ниже);
  • как следствие, широкий разброс оценок и уровней восприятия информации. Военное красноречие часто считают подвидом политического. И в самом деле, политика без войн, увы, не всегда возможна, и в риторических приемах, которыми пользуется полководец, есть много общего с приемами политика. К характерным чертам можно отнести:
  • доходчивость, краткость;
  • ясность и в то же время афористичность и образность (вспомните суворовское «Пуля—дура, штык—молодец!»);
  • доверительность. Бойцы должны проникнуться идеями, которые хочет до них донести полководец перед боем; удачным примером будут слова Петра I, согласно легенде, сказанные им перед Полтавской битвой перед строем солдат: «А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе».

Есть свои особенности и у делового общения. Применительно к риторике здесь мы обычно рассматриваем выступление на совещании, переговоры, презентацию. Характерными приметами деловой риторики будут:

  • интенсивность, большая «информационная наполненность»;
  • значительная экспрессивность и в то же время наличие рамок делового этикета;
  • доступность, в ряде случаев—формализм.

Социально-бытовое красноречие (его примеры приводились выше) отличается эмоциональностью, использованием черт фольклора (например, тост), значительной импровизационностью, свободой выражения. Правда, если речь идет об «этикетном общении», например о приеме в Букингемском дворце, то роль шаблонов и строгих правил неизмеримо возрастает. Впрочем, многие относят «дворцовые приемы» уже к области политической.

Текст книги «Риторика. Шпаргалка»

Виды красноречия. Типология

В России XVII–XVIII вв. авторы риторик выделяли пять основных типов красноречия.
1. Социально-политическое красноречие – доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическая дипломатия, военно-патриотическая, митинговая, ораторская речь, политическое обозрение.

2. Академическое (научное) и лекционное красноречие – лекция, научный доклад или обзор, научное сообщение или информация.

3. Судебное красноречие – прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитная) речь, самозащитительная речь обвиняемого.

4. Социально-бытовое красноречие – юбилейная, застольная или поминальная речь, «светская болтовня» как нечто легкое, естественное и приятное, без дискуссий, споров и полемик.

5. Богословско-церковное(духовное)красноречие – проповедь, речь на соборе.

Некоторые специалисты выделяют еще дискутивно-полемическое (или диалогическое) красноречие – это спор, дискуссия, диспут, полемика, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, вечер вопросов и ответов.

Современное ораторское искусство многообразно, его можно подразделить на различные роды (разделы) и виды (жанры) в зависимости от конкретной сферы применения: еще Аристотель в своей «Риторике» подразделял речи на совещательные, судебные и эпидейктичсскис (торжественные).

Современные виды ораторской речи.

1. Социально-политическое красноречие – доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическая дипломатия, военно-патриотическая, митинговая, агата горская речь, политическое обозрение.

2. Академическое (научное) и лекционное красноречие – лекция, научный доклад или обзор, научное сообщение или информация.

3. Судебное красноречие – прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитная) речь, общественно-обвинительная или общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого.

4. Социально-бытовое красноречие – юбилейная, застольная или поминальная речь, «светская болтовня» как нечто легкое, естественное и приятное, без дискуссий, споров и полемик.

5. Богословско-церковное (духовное)красноречие – проповедь, речь на соборе.

6. Дипломатическое общение – дипломатический речевой этикете его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридических строгих документов, синхронный перевод.

7. Военное красноречие – боевой призыв, боевой приказ, устав, военные мемуары, радиосвязь.

8. Педагогическое общение – рассказ и объяснение учителя, эгоцентрическая речь ребенка, устные рассказы детей, их письменные сочинения, детское литературное творчество, урок как сложный акт педагогического общения.

9. Диалоги с самим собой (внутренняя речь, мысленная) – мысленная подготовка к устному и особенно письменному высказыванию, чтение про себя, воспоминания и размышления, внутреннее планирование и репетирование.

Аргументация и логика

В аргументации различаются «тезис»

– утверждение (или система утверждений), которое аргументирующая сторона считает нужным внушить аудитории, и довод, или аргумент, – одно или несколько связанных между собою утверждений, предназначенных для поддержки тезиса.
Аргумент
представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Подобная система утверждений обращена в первую очередь к разуму человека, который обладает свойством, рассудить, принять или опровергнуть утверждение.

Теория аргументации

исследует многообразие способов убеждения аудитории при помощи речевого воздействия:

1) с помощью речи и словесно выраженных доводов;

2) жестом, мимикой, наглядными образами, молчанием в определенных случаях;

3) насилием, гипнозом, внушением, подсознательной стимуляцией, лекарственными средствами, наркотиками и т. п.

Для аргументации характерны следующие черты:

1) аргументация всегда выражена в языке и имеет форму произнесенных или записанных утверждений; теория аргумента исследует взаимосвязи утверждений, а не те мысли, идеи и мотивы, которые стоят за ними;

2) аргументация является целенаправленной деятельностью и имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-либо убеждений;

3) аргументация – это социальная деятельность, она направлена на человека или труппу людей, предполагает диалог и активную реакцию противоположной стороны на приводимые доводы;

4) аргументация предполагает разумность субъекта, который ее воспринимает, его способность рационально взвешивать аргументы, принимать или оспаривать их.

Законы логики:

1) закон тождества.

Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Все люди смертны. Сократ человек, следовательно, Сократ смертен. В данном законе также необходимы знание такой науки, как логика, так как, чтобы полностью оформить высказывание, обязательно нужно проследить всю логическую цепочку высказывания;

2) закон противоречия.

Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Байкал – самое глубокое озеро. Байкал – самое мелкое озеро;

3) закон исключенного третьего.

Из двух противоречащих суждений (об одном и том же предмете) одно должно быть истинным, другое ложным; а третьего не дано. Это уравнение простое. Это уравнение сложное. Только одно из этих двух утверждений будет истинным, третье же исключено;

4) закон достаточного основания.

Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана практикой.

Пафос в ораторике

Пафос

(с греч. – «страдание, чувство, страсть») – это воодушевление, восторженность, подъем. Искусство ораторской речи всегда было интересно, в ораторе признавали наличие особой силы, которая позволяет подчинить себе человека лишь при помощи слов.

Только с помощью совершенного знания законов риторики оратор имел возможность влияния и полного подчинения сознания людей, его слушающих. Талантливые ораторы становились государственными лидерами, великими учеными, героями и властителями дум. Великий человек вершит великие дела.

Для того чтобы стать великим государственным деятелем, надо непременно уметь действовать словом, т. е. воодушевлять сторонников, ниспровергать противников и убеждать толпу в истинности своих идей.

Ораторское искусство

– это умение произносить публичные речи убедительно и действенно.

Ораторика

– область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в ситуации, когда ему требуется что-то рассказать, объяснить какое-либо явление, одним словом, построить развернутую речь на публике. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти необходимые слова и выразить их в подходящей форме. Некоторые люди произносят великолепнейшие речи, используя знания риторики, а некоторые используют приемы данной науки на подсознательном уровне. Существует знаменитая формула Квинтилиана: «Чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком». Истинный оратор не заботится о временном успехе речи, он размышляет том, как его слово отзовется впоследствии.

У каждого человека есть индивидуальный речевой талант, необходимо понимать, в чем он заключен, стараться раскрыть и развить скрытые возможности.

Один человек может писать гениальные стихи, другой может с легкостью работать в сфере производства или быть талантливым управленцем, главное – уметь понять, заметить свой талант.

Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в увеличении количества знаний и повышении образованности.

Следующее требование касается своеобразия личности оратора. Всякий человек ценится как личность, обладающая своеобразным взглядом на любой предмет и понятие, истинный оратор занимает твердую позицию и может отстаивать ее.

Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведет себя разумно и тонко: умеет и выслушать оппонента, и отстоять собственную точку зрения.

Политическое красноречие

Если говорить о политических речах,

то они бывают:

1) информационные, осведомительные – это пропаганда, политпросвещение, наука;

2) убеждающие и призывные, побуждающие к действию, – это агитация (например, предвыборная);

3) дискуссионные, полемические, даже разоблачительные (обсуждение спорных вопросов).

В политике широко используются средства массовой информации – радио, телепередачи, нов моменты обострения политической борьбы возрастает роль живого слова, импровизации

– это выступление на митингах, демонстрациях, наконец, в революционных актах. Эти выступления предполагают совершенное владение искусством слова, только с помощью этого возможен успех того или иного предприятия, основанного на агитации.

Диапазон тематики политических речей широк: борьба за власть, международные и межнациональные вопросы, экономические, нравственно-воспитательные, правовые и научно-образовательные, религиозно-конфессиональные проблемы и сложнейшие вопросы жизни, быта, обеспечения людей.

В начале 1990-х гг. в России явственно прозвучала тема «языка власти». Речи государственных деятелей, крупных руководителей в экономике, образовании и культуре, в так называемых силовых структурах всегда привлекают внимание широких кругов граждан, ибо в этих речах, передаваемых через СМИ, содержится

жизненно важная информация (модель «власть – народ»), К сожалению, не всегда государственные деятели имели возможность следовать всем правилам и законам риторики, хотя это и не влияло на их успех.

Риторическая характеристика этой разновидности политических выступлений такова: о них судят по степени полноты, «прозрачности» в отборе фактов, связей между ними и перспективами. Они воспринимаются слушателями, читателями неоднозначно, их понимание и оценка всегда дают существенный разброс.

Еще одна разновидность политического красноречия – риторика революций. Они выдвинули немало подлинно одаренных ораторов: Че Гевара, Дж. Гарибальди.

Причины этого: глубокая убежденность лидеров движения в правоте своего дела, необходимость привлечения людских масс, их убеждения, высокий эмоциональный подъем, воодушевление, готовность к жертве, провозглашение борьбы за свободу и счастье людей, всего народа. Революционная ораторика накалена страстями до предела, она приводит в возбуждение огромные массы людей.

В политическом красноречии обычно отмечается соблюдение языковой нормы, а нередко – и использование средств изобразительности, афоризмов. Факты нарушения культуры речи подвергаются осмеянию, критике. Используются также средства наглядной агитации: лозунги, плакаты, транспаранты, портреты, различная символика, а также музыка, кинофильмы. Речи политических ораторов нередко издаются и переиздаются в виде брошюр, книг и даже многотомных собраний.

Речь дипломата

В сущности, дипломатия

– это тоже политика, но внешняя. Это деятельность государственных служащих, дипломатов, послов, аппаратов посольств, консульств, а также торговых, культурных, туристических; деятельность, строящаяся полностью на знании политической ситуации и ораторского искусства. Дипломатические функции выполняют и члены правительств, руководители крупных ведомств, партий, фирм, образовательных учреждений – все те, кому приходится иметь сношение с иностранными государствами.

Естественно, что в дипломатии соблюдаются многочисленные требования, которые в меньшей степени относятся к областям речи.

Во-первых, речи дипломата отличаются высоким чувством достоинства, ведь он представляет свою страну, имеющую и традиции, и авторитет, а часто и экономическую и военную мощь.

Дипломат умеет оказать высокое почтение и своим собеседникам, также представляющим свою страну с ее традициями и амбициями.

Без соблюдения вышесказанного речи дипломатов вряд ли дадут желаемый результат, взаимные интересы не будут соблюдены, договоренности не достигнуты.

Успешному контакту содействует также соблюдение установленного, обычно традиционного, этикета и церимониала.

Во-вторых, речь дипломата должна отражать его высокую образованность, не только общую, но и отличное владение несколькими языками,

глубокое познание в истории, культуре, географии, экономике, литературе – мировой и особенно той страны, с которой ведутся переговоры. В некоторых значениях слова и словосочетания общелитературного языка употребляются в языке дипломатии как термины: протокол (совокупность общепризнанных правил международного общения), иммунитет (неприкосновенность личности, помещения дипломатов), прием (собрание приглашенных лиц удругих официальных лиц).

В-третьих, дипломат должен обладать быстрыми реакциями, понимать намек, ценить чужое остроумие и сам быть гибким, остроумным.

Владея культурой речи не только на уровне норм литературного языка, он добьется успеха остроумием, изяществом, выразительностью своих речей.

Даже малый промах, неточность, противоречие в доводах дипломата – это закат его карьеры.

Нужна дипломату и тонкая проницательность в роли не только говорящего, но и слушающего: следует уловить реакции своего собеседника, разгадать намеки и скрытую мысль, как бы второй план обсуждаемого.

Наконец, дипломату нужна твердость свей позиции в защите интересов своей страны.

Кстати, все эти требования могут оказаться полезными не только профессиональному дипломату, но и путешественнику, коммерсанту, туристу, артисту и другим представителям культуры, работникам транспорта (воздушного, морского, железнодорожного).

Известно, что многие русские писатели были профессиональными дипломатами: А. С. Грибоедов, А. М. Горчаков, Ф. И. Тютчев.

Академическое красноречие

Академическое красноречие

– это одно из древнейших полей языкового поиска – высокое мастерство общения с учениками. Об этом размышляли
Сократ, Платон, Аристотель,
а в России –
В. С. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. А. Бердяев, В. В. Виноградов, К. А. Тимирязев, А. Ф. Лосев, С. Лихачев
и многие другие. Как педагоги эти признанные мыслители и ученые формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дискуссий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на публичных выступлениях. Основные принципы, которыми они руководствовались: научная глубина излагаемого материала, точность, логика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень допустимости, интереса, мотивации, достигать ответного развивающего эффекта.

Его отличительные черты:

1) научная терминология;

2) аргументированность;

3) логическая культура;

4) сообщение сведений научного характера, новых для аудитории;

5) доступность.

Университетский профессор дает образцы культуры мышления, он ведет за собой студентов. Ведь именно профессор показывает своим ученикам всю глубину и красоту выбранной ими науки. Суть университетского образования не только в новизне излагаемого, но и в реализации методов исследования. Профессор будит мысль студентов, стимулирует их способности, одаренность, зажигает стремления.

Разновидностью академического мастерства является педагогическое общение – в школе, в семье.

Главное в таком общении – создание атмосферы близости, доверия, благоприятного эмоционального климата, артистизм учителя, воспитателя, устраняющий психологические барьеры. Однако учитель все же планирует свои действия по этапам: моделирование предстоящего общения; его организация и исполнение намеченного – с возможными вариантами, «управление» ходом общения; контрольно-оценочный этап – для себя, разумеется. Учителю, воспитателю необходимо безупречно владеть собой и языком, механизмами речи, оперативно ориентироваться в меняющихся условиях, не упускать основную цель, видеть перед собой не объект воздействия, а живую, более того, животрепещущую личность. Безусловно, необходимо понимание психологии другого человека, умение находить подход к каждому ученику и, общаясь, зажигать интерес в сознании каждого, к кому направлены его умения и талант.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине ХIХ в. Сохранились воспоминания современников о таких прекрасных ученых-лекторах, какими были В. О. Ключевский, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев

и др.

Этот вид красноречия смыкается, с одной стороны, с политическим, ибо политика и дипломатия предшествуют войне, с другой – с речью юридической, деловой, даже канцелярской.

Последняя используется в формулировках приказов, уставов и другой документации. Все это оказывает значительное влияние на речь военнослужащих.

Военная тематика и стиль героического эпоса имеют богатую историю: это «Илиада» Гомера, «Сказание о Сигурде», «Песнь о Роланде», «Сказание о полку Игореве».

В Афинах прославился военный оратор Перикл – стратег (главнокомандующий). Своеобразная риторика сложилась в Спарте: спартанцы ценили лаконизм и издевались над пространными речами афинян.

Например, мать провожала сына на войну словами: «Вернись со щитом или на щите». Изречение Ликурга: «Надежнее, когда город окружен не кирпичами, а воинами (защитниками)». Афористична речь Александра Македонского – ученика Аристотеля.

Прославленным оратором (и писателем) был император Гай Юлий Цезарь, в России – Петр Великий, Александр Суворов.

Изречения Суворова были меткими, афористичными, легко запоминались солдатами. Шутка, знание солдатского языка творили чудеса, А. В. Суворов был любимцем русской армии.

Специфика профессии военного

– это строгая дисциплина, высокая организованность, четкость во всем, как правило, крепкое здоровье, требовательность к себе и подчиненным, быстрота реакций.

Все эти качества военного находят свое отражение и в военных повествованиях, призывах и командах, которые рождаются в экстремальных условиях, в процессе обучения солдат, при составлении военной документации.

Военное красноречие – своеобразный жанр, требующий по своей сути ясности, лаконичности, силы и четкости в построении высказываний.

Яркая и сильная личность, стратег, оратор – вот идеал полководца во все времена.

Истинными ораторами были такие гениальные полководцы, как Генрих IV, Густав-Адольф, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Фридрих Великий, Наполеон Бонапарт, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, адмирал Нельсон, оставшиеся в истории благодаря своим талантам.

Духовно-нравственное слово

Русский язык формировался под содержательным, нравственным, стилистическим влияниями главной книги – Библии и особенно Евангелия, псалмов, молитв, литургических текстов.

В большинстве хрестоматий имели место разделы до 50 страниц, напечатанные по церковнославянском языке.

В XX в. мало осталось людей, знающих церковнославянский язык, кроме духовенства. Их речь даже в светских ситуациях и поныне отличается своеобразием манеры, произношением, отчасти лексикой и фразеологией.

В речи же светских языкопользователей славянизмы сочетались с народно-поэтическими элементами, стилем пословиц, старинных песен, былин, отчасти – литературы VIII – начала XIX вв.

Особенности духовно-нравственной речи:

1) речь неторопливая, без повышенных тонов, размеренная, ритмичная, лишенная эмоциональных взрывов, рассудительная, реже – поучительная;

2) отлично отработанная лексика с неподчеркнутой, умеренной артикуляцией звуков речи, едва заметной склонностью к северно-русскому оканью;

3) сравнительно частое цитирование хорошо известных в народе библеизмов, крылатых

слов из Евангелия и других христианских книг, причем эти цитаты, как правило, органически вплетаются в авторский текст говорящего;

4) синтаксис речи четкий, размеры предложений не слишком велики, обычно округлены, интонационно завершены.

Очень высоки требования культуры речи, соблюдения нормы, она ориентирована на светские критерии, но в отдельных случаях используются специфические формы.

В духовных, богословских учебных заведениях уделяется внимание постановке голоса, пению, интонациям, тембру, заучиванию на память огромного количества текстов и их выразительному чтению, а также готовности памяти в определенный момент «подать» нужные крылатые слова.

Ценности языка сохраняются в старинных переводах Евангелия.

Особое место в духовной жизни верующих принадлежит исповеди, т. е. таинству, к которому вряд ли применимо слово «красноречие». Исповедь

– это самораскрытие, раскаяние, покаяние, самоочищение через правдивое признание в плохих поступках, мыслях, намерениях.

Это школа правдивости, искренности, нравственного очищения и личности, и всего общества.

Черная риторика — игра без правил

Одним из самых популярных пособий по риторике в современном мире стала книга специалиста по консалтингу Карстена Бредермайера «Черная риторика: власть и магия слова», уже многократно переизданная.

«Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным» (Василий Ключевский)

Что такое черная риторика? Сам автор сравнивает речь, построенную по этим правилам, с «вербальными минами, сдобренными мышьяком». Более скромное определение черной риторики таково: это манипуляция всеми доступными приемами (диалектикой — искусством ведения диалога, эристикой — методикой ведения спора) для того, чтобы беседа постоянно сворачивала в удобное нам русло, чтобы мы могли «выбить из седла» оппонента, привести спор к нужному нам результату.

Можно все! Демагогические приемы, манипуляция, передергивание — ну и, конечно, эмоции, откровенный блеф и подколки. Конечно, при помощи подобных приемов удобнее маскировать свою несостоятельность как оратора, но, по мнению адептов черной риторики, она вовсе не означает возможность обойтись только запрещенными приемами. Напротив, чем более вы подкованы в обсуждаемом вопросе, чем более подготовлено ваше выступление, тем действеннее будут описанные Бредермайером хитрости.

Автор считает, что сами по себе риторические приемы, как бы сомнительно они ни выглядели, не могут нести положительного или отрицательного посыла—все зависит только от того, какую цель вы перед собой ставите как оратор. Играй на эмоциях, выводи оппонента из равновесия, поступай в споре так, как он не ожидает!—вот лишь часть арсенала тех, кто задался целью использовать в общении методы черной риторики. Отчасти (как вы уже, вероятно, заметили) у этого направления есть что-то общее с софистами античной Греции.

Какие основные правила можно выделить?

  • Свои мысли нужно выражать ясно, кратко, метко и образно.
  • Необходимо четко выделить в своей речи главное и второстепенное, основные положения вашего выступления.
  • Обязательно выделить главную мысль, которая аккумулирует в себе практически всю суть речи.
  • Постоянно повторять основную мысль, она должна «отложиться у слушателей на подкорке».
  • Преподносите слушателям контрасты: «Сейчас или никогда!», «Третьего не дано!»

Это усиливает эмоциональность и отвлекает от попыток критично мыслить: в случае с черной риторикой лучше не давать слушателю такой возможности.

  • Стирайте границу между ложью и правдой, переворачивайте информацию так, как вам удобно. Даже если этот прием будет разоблачен, внимание вы привлечете. Пример из области желтой прессы: газета выходит с аршинным заголовком «Известнейший актер N, любимец публики, трагически погиб, застреленный любовником жены!». А в статье рассказывается о том, что просто N в очередном спектакле играет роль обманутого мужа…
  • Высказывания должны быть адресными. Обращайтесь к публике доверительно, старайтесь задеть ее за живое, пробудить личные воспоминания и эмоции. Обязательно «ткните в мягкое место» и своего оппонента: это заставит его нервничать и собьет с мысли.

Примеры черной риторики Обвинение: «Ну о том, что в этой фирме работают нечистые на руку люди, мы все хорошо знаем».

Оскорбление «от третьего лица»: «Если бы я был вашим начальником, вы бы ответили за свою глупость!»

Изысканная вежливость в сочетании с уничижением: «Иван Иванович, я очень прошу вас простить меня, но на планерке вы несли такую околесицу».

Предложение выбора, при котором любой вариант представит оппонента нелицеприятно: «Вы проспали на работу, потому что опять перебрали в клубе или вам просто наплевать на наше общее дело?» (Можно вспомнить известное «Вы перестали пить по утрам коньяк? Да или нет?»)

Подчеркивание своего высокого положения с одновременным обесцениванием: «Ну что ж, выберем полчаса для того, чтобы посмотреть, чему нас научит вчерашняя школьница…»

Вот такая она, черная риторика. Использовать ли такие приемы — ваше личное дело. Это вопрос скорее морали, чем профессионализма (хотя никто не спорит, что черная риторика иногда весьма действенна). Мастеров, сделавших себе имя в области подобного красноречия, побаиваются, но уважают ли? Кроме того, довольно трудно нащупать ту грань, где заканчиваются подколки (пусть и обидные) и начинаются оскорбления и клевета, за которые вполне можно ответить по всей строгости закона.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]