Публицистический стиль речи — признаки, функции и жанры

Публицистический стиль речи – это уникальный способ воздействия на огромные массы людей. Именно такой вид текста прослеживается в различных газетных статьях, журналах, и прочих источниках, которые выражают основные общественные проблемы.

Подстили публицистического стиля:

  • газетно-публицистический;
  • тележурналистский;
  • радиожурналистский;
  • прямой контакт с аудиторией.

Признаки публицистического стиля

Понять, что перед вами рассматриваемый стиль речи, можно по следующим чертам:

  1. Обоснованность и действительность утверждений, которые используются в речи. То есть автор текста не намерен каким-либо способом исказить действительность, а наоборот, стремится показать реальные стороны общественной жизни.
  2. Предложения в тексте должны быть логически связаны. Люди, которым адресуется текст в публицистическом стиле, должны чётко понимать проблему текста, его смысл и основную идею, чтобы сделать для себя правильные выводы.
  3. Употребление большого количества вопросов и восклицаний для украшения речи во время выступления. Такие статьи наиболее мотивируют общество, привлекают его.
  4. Текст наполнен эмоциями, оценочными предложениями автора по поводу проблемы речи. Речь способна воздействовать на огромный класс народа, поэтому и текст должен быть для людей. Этим и отличается публицистический стиль речи от таких стилей, как научный, деловой или художественный. Здесь используются разговорно-языковые средства, которые понятны для всех.
  5. Наличие общественно-политического набора слов (граждане, демократия).
  6. Здесь используются различные сленги, короткие, но экспрессивные предложения.
  7. Частое использование имён собственных.

Виды и жанры публицистики

Само слово «рецензия» пришло к нам из латыни. В переводе оно означает — «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Жанр, получивший это название, — критический анализ, оценка отражения в произведениях литературы, искусства и науки реальной действительности.

То есть журналист, вглядываясь вслед за рецензируемым автором в изображаемые им явления, пытается разобраться, насколько глубоко осмыслена действительность, высказывает суждения о степени понимания писателем или ученым сути отображенного предмета, о его позиции. Одним словом, если художественное произведение или научный труд осмысливают саму действительность, обнаруживая в ней типические черты или закономерности, то журналист в рецензии анализирует верность интерпретации отраженных фактов.

Рецензент вбирает в себя часть опыта общества и опирается на него при анализе, сочетая объективные и субъективные факторы восприятия. Объективность может достигаться и блочной подачей двух или нескольких разнонаправленных рецензий на одно и то же художественное произведение или на один и тот же научный труд. Польза от такой формы подачи рецензий заключается и в том, что они дают возможность читателю искать собственный подход к анализируемому произведению, сопоставляя разные оценки и суждения.

Публицистичность, актуальная злободневность рецензии диктует журналисту сочетание методов теоретического и эстетического исследования с активным вторжением в исследуемую проблему, заинтересованным продолжением рецензируемого автора. Этому жанру чужда описательность, иллюстративность, — напротив, это своеобразное журналистское исследование фактов, явлений, ситуаций реальной действительности через призму верности их отражения в произведениях литературы, искусства и науки.

Для оценки того или иного произведения в практике рецензирования выработаны определенные критерии, которые условно можно разделить на три группы. Это критерии, характеризующие, во-первых, содержание материала, во-вторых, методику изложения, и в-третьих, мастерство речи. Если рецензенту удается постичь внутренние закономерности произведения и увидеть в нем индивидуальные авторские черты, он достигает подлинного мастерства. Диалектический сплав критериев обусловлен единством содержания и формы, почувствовать и показать которое и призван рецензент.

Исследователи подразделяют рецензии на два основных вида.

Первый — оценивающий такие общественно-политические, публицистические и научные произведения, где современная действительность отражается преимущественно средствами теоретического знания. Здесь журналисту важно уметь говорить с рецензируемым автором на одном «языке» — языке теоретического исследования, а значит, иметь четкое представление о предмете разговора, профессионально разбираясь в его сути.

Рецензент оценивает теоретическую и практическую значимость новых идей, социальных моделей, технических новинок, а следовательно — оригинальность, весомость авторских концепций, их жизненность, правильность суждений, выводов, рекомендаций. Выразительно-изобразительная палитра таких рецензий включает в себя теоретические выкладки, логические доводы, комментарии, статистические данные, цитаты, описания эпизодов, публицистические отступления и иллюстрации, обобщения и выводы.

Второй — оценивающий произведения искусства. Тут возникает необходимость объяснения образного творчества, которое постигает действительность в единстве логического и эмоционального, рассудочного и чувственного, абстрактного и конкретного. Журналист, помимо специальных теоретических и эстетических знаний, должен обладать способностью сопереживания, проникновения в мир чувств рецензируемого автора или целого творческого коллектива.

Скажем, обращаясь к кинофильмам или театральным спектаклям, рецензент анализирует работу творческого ансамбля. Он не должен останавливаться лишь на его лидере, на идейно-эстетической значимости этого вида искусства в творчестве одного лишь автора или режиссера. Важно помнить, что если текст идет от драматурга, то подтекст — от актеров, которым помогают коллеги по цеху: гримеры, костюмеры, осветители, художники и многие другие. И здесь журналисту следует раскрыть характер постановки для всего коллектива — ее прогрессивность, застойность или регрессивность. А кроме того, показать это произведение как звено единого процесса.

Обращаясь к произведениям, он отбирает из них либо этапные для художественного процесса современности, либо те, которые негативно влияют на духовный потенциал общества, и пытается понять причины, побудившие автора к созданию такого произведения. Ведь задача, стоящая перед этим видом рецензии, — научить общество оперативно ориентироваться в духовном богатстве и активно воздействовать на его развитие.

Тогда как первый вид рецензии направлен, прежде всего, на формирование научно-идейного потенциала общества.

Но и в том, и в другом случаях рецензент при отборе предмета для анализа руководствуется актуальностью поднимаемой в произведении проблемы. И кроме того он, безусловно, учитывает интересы и запросы своей аудитории. Ведь одной из задач рецензии называется способность воспитать в человеке волю к творческой, культурно-преобразующей жизнедеятельности. Поэтому каждый рецензент озабочен тем, чтобы из-под его пера вышло интересное, яркое публицистическое произведение.

Следует помнить, что в случае, когда журналист на основе глубокого анализа отдельного произведения выдвигает какие-либо общественно значимые проблемы, его произведение может перерасти рамки рецензии и стать литературно-критической статьей или искусствоведческим исследованием.

Конечно же, рецензия не пересказывает основную сюжетную линию разбираемого произведения искусства или содержание научного труда, не акцентирует внимание на их отдельных моментах, информационно-иллюстративная часть рецензии сжата до минимума, — подразумевается, что читатель уже знаком с рецензируемым произведением. Журналист в первую очередь стремится помочь аудитории понять, какие новые открытия в постижении жизни были сделаны здесь, какие новые мотивы появились в творчестве исследуемого автора. Для рецензента чрезвычайно важно активизировать у читателей мышление, заставить их думать.

Обращаясь к анализируемому произведению, он показывает внутренние закономерности и особенности конкретного вида творчества, формы воплощения авторского замысла, условия достижения единства формы и содержания и, конечно же, реальность, пропущенную через творческую лабораторию художника или ученого. Рецензент осмысливает общую авторскую концепцию, дает ей надлежащую оценку и даже пытается подняться до высоких обобщений и выводов. К сожалению, в современных условиях попытка не всегда удается, — рецензенту не достает профессиональных знаний, научно-теоретической базы исследования.

А ведь другой задачей рецензии является формирование верных представлений о мире у творцов духовных ценностей и корректировка выстроенных художником или ученым гипотез. Журналист ведет с ними сложный профессиональный диалог, вступая в дискуссию. И тут необходимо владеть специальной терминологией, органично включенной в текст публицистического выступления.

Рецензии свойственна оценочность языковых средств. Оценочная лексика связана с острой потребностью формирования новых знаний и убеждений, определенного отношения к ним. Поэтому в арсенале рецензента есть и разговорные конструкции, и книжные высокие слова, и и архаизмы, и многообразные средства эмоционального синтаксиса.

Задача непосредственного воздействия на читателя ярким, эмоциональным, образным словом обусловливает характерный речевой строй этого жанра. Ведущая роль отдается автору, личностные черты, индивидуальность, богатство чувств и мыслей которого приобретают особую значимость.

В средствах массовой коммуникации чаще всего встречаются микрорецензии, занимающие до ста строк. Малый объем не позволяет журналисту полностью раскрыть личностные впечатления, поэтому микрорецензии — лаконичны, точны, емки. Большая, развернутая рецензия свойственна прежде всего специализированным изданиям. Такую макрорецензию обычно готовят маститые критики, специализирующие на определенных подвидах рецензий.

Функции

Данный стиль речи выполняет следующие функции:

  1. Уведомительная

    — данная функция направлена на передачу информации огромной аудитории и притом за довольно быстрый период времени.

  2. Влияющая

    — такая функция решает проблему заинтересованности людей в решении описываемой проблемы, то есть публицистический стиль речи направлен на привлечение аудитории.

  3. Призывная

    — люди должны быть не только заинтересованы в проблеме, но должны загореться желанием её решить, предпринять какие-либо действия.

Основная задача художественно-публицистического жанра журналистики

Основная задача художественно-публицистического жанра заключается в создании образного, эмоционального представления о событии или факте. Под событиями и фактами подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают в нем определенные изменения.

На этапе отбора необходимых фактов, воздействующих на читателя, определяется позиция журналиста. В этот момент возникает так называемая «триада»: автор->факт->читатель. При этом материал для будущего текста отбирается исходя из творческого воображения автора.

Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Сфера применения

Если цель данного стиля речи — донести до аудитории проблему общественности, то и используется он там, где читателей / слушателей / подписчиков будет больше всего:

  • газеты, журналы;
  • радиожурналистика, тележурналистика;
  • выступления политических партий, митинги, призывы к забастовкам и т. д.

Аналитический отчет

Отчет — хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии. Центральным элементом в данном случае выступает описание или анализ деятельности людей.

Примеры: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании, отчет-коммюнике о международных переговорах.

В отчет могут быть включены не только мнения и суждения людей по какому-то вопросу, но и их дискуссии, споры, реплики, а также комментарии самого автора.

Отчет относится как к информационным жанрам журналистики, так и к аналитическим. Все зависит от того, какая задача стоит перед журналистом. Если необходимо провести авторский анализ какого-то мероприятия, допустим, с комментариями и личным мнением, тогда имеем дело с аналитическим отчетом.

Но, если журналисту необходимо проинформировать общественность о мероприятии, кратко сообщить о произошедшем, в строгой последовательности описать развитие действия, тогда перед автором стоит задача — написать информационный отчет.

Лексические особенности

Можно отметить некоторые лексические особенности стиля:

  • преобладание разговорной и общественно-политической лексики;
  • употребление частиц и междометий;
  • слова окрашены эмоционально, экспрессивно;
  • употребление чрезмерного преувеличения – гиперболы.

История возникновения

История публицистики восходит к временам Древнего мира. Прообразом является ораторское искусство Древней Греции и Рима. Выступления включали в себя приемы риторики, актерского мастерства и психологии. Целью был детальный анализ проблемы и убеждение слушателей.

Те же черты выражались в жанре проповеди, которая была предтечей публицистики в Средних веках. Также публицистикой можно назвать труды на религиозные темы, которые несли воспитательно-нравоучительную функцию. Однако настоящий публицистический жанр появился в эпоху Возрождения. Это был памфлет – обличительное произведение на социальную тематику. Именно с этого времени публицистика основывалась на случаях из социальной жизни.

  • Русская публицистика зародилась еще в Киевской Руси («Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли»). Древнерусская литература была более публицистической, чем художественной, так как служила эмоциональным откликом автора на общественные события.
  • Развитие публицистики продолжалось в XVIII веке. Это время было наполнено различными событиями: реформы Петра I, Екатерины II, войны, крестьянские бунты. Авторы писали на тему крестьянского вопроса (М. М. Щербатов – против освобождения, А. Н. Радищев, А.П. Сумароков, Ф. Прокопович – за него), а также создавали антиклерикальные (Ф. Прокопович) и либеральные (Н. И. Новиков) произведения. Подробнее…
  • XIX век – золотой век публицистики в России. Главные проблемы того периода – притеснение крестьян и злоупотребления власти всех уровней. Ведущие имена начала столетия — М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин. Помогала развитию публицистики традиция «толстых журналов», где публиковались литературные, критические и публицистические произведения. В 60-х годах в общественном диспуте участвовали западники (В. Г. Белинский), славянофилы (А. С. Хомяков), революционные демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев). Подробнее…
  • Искусство публицистики оттачивалось и в XX веке. Публицистов начала века беспокоила судьба страны, ее будущее развитие, тема Первой мировой войны. Русскую литературу и общественную жизнь разделила революция. Множество ученых, философов, писателей и публицистов эмигрировали, их занимала оставленная родина, в ее настоящем положении многим виделась трагедия. Советскую же публицистику регулировала цензура. Развитию жанра поспособствовала Великая Отечественная война, на которую отправилось множество авторов в качестве военных корреспондентов. Публицисты рассказывали об успехах Советского союза, героизме солдат, единении фронта и тыла. Талант журналистов внес большой вклад в общую победу. Знаковые личности и произведения – А.Толстой («Родина»), Н.Тихонов («Сила России»), Л.Леонов («Размышления у Киева»), А.Довженко («Украина в огне»), И.Эренбург («Душа России»), Вс. Вишневский («Уроки истории»). В 50-80-х годах публицистика находилась под гнетом партийного давления, однако талантливые авторы могли найти способы выразить свои мысли. Авторы использовали бытовые случаи, чтобы вскрыть общественные противоречия (А. Аграновский, В. Песков, Я. Голованов, И. Руденко).

Морфологические особенности

Из морфологических особенностей выделяются:

  • частое использование синекдохи — множественное число заменяется единственным или наоборот (отцы, деды, русский, француз

    );

  • частое употребление глаголов повелительного наклонения (взгляните, подумайте

    );

  • использование всех форм прилагательных (обычная, сравнительная и превосходная).

Художественно-публицистический жанр: эпитафия

Эпитафия используется в качестве напоминания о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте.

Пример эпитафии:

После тяжёлой продолжительной болезни ушла из жизни Турсунай Оразбаева, светлый и душевный человек, умевший бескомпромиссно отстаивать гуманистические идеалы интернациональной дружбы народов и людей, талантливый поэт-мелодист, автор многих популярных на родине и в России патриотических и лирических песен, президент общества «Казахский язык», прекрасный работник аппарата исполкома Международного сообщества писательских союзов и видный общественный деятель казахской диаспоры в Москве.

Много активных и плодотворных лет отдала она участию во всех значимых общественных и культурно-массовых мероприятиях не только на исторической родине, но и в городе Москве и за её пределами. Она умела дружить, была образцом чести и достоинства в жизни и в творчестве.

Память об этом прекрасном человеке навсегда останется в сердцах её коллег, друзей и единомыш­ленников.

Lgz.ru

Используемые материалы:

  • Художественно-публицистические жанры печатных СМИ: история и современность. Авторы: Хомяков В. И., Андреева Е. А.
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Книга, Александр Алексеевич Тертычный.
  • Фото freepik.com

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Синтаксические особенности

Применяются следующие:

  1. Употребление различных изобразительно-выразительных средств языка, экспрессивных предложений и тропов для украшения речи (например: эпитеты, риторические вопросы, обращения, парцелляция, восклицание, градация и т. п.).
  2. Привлекающий заголовок текста.
  3. Экспрессивность коротких предложений.
  4. Прямая речь.
  5. Обособленные конструкции.

Аналитическая корреспонденция

Аналитическая корреспонденция — это сообщение, в котором содержится информация о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт).

Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты «живого» репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития.

Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).

В качестве примера аналитической корреспонденции можно привести описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?

Языковые средства публицистического стиля

Среди них:

  • эпитеты

    , выраженные оценочными и эмоциональными чувствами;

  • сравнение

    с помощью слов
    «как», «словно»
    ;

  • метафора

    – перенос признаков и свойств с одного объекта на другой;

  • метонимия

    – замена одного понятия другим. Например:
    «Россия ликует»
    (то есть население страны, русские);

  • гипербола

    ;

  • ирония

    ;

  • перифраза

    – избежание повтора. Например:
    «братья наши меньшие»
    (животные).

Художественно-публицистический жанр журналистики: эпиграф

Эпиграф — цитата, комментарий или изречение перед началом произведения или его частью, который отражает основную идею текста.

В журналистике роль эпиграфа заключается в том, чтобы задать определенный тон, вызвать нужный эмоциональный настрой и сформировать установку на восприятие читателем опубликованного материала (например, эпиграф к отдельной газетной полосе).

Эпиграф к книге К. Е. Левитина «Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого ученого»:

Лекции, которые на самом деле учат, никогда не могут быть популярными; популярные же лекции не могут обеспечить подлинного обучения.

Но, вообще говоря, лекции могут дать много пищи для ума.

Майкл Фарадей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]