Урок обучения грамоте. Звук [ц], буквы Ц, ц
Тема: звук [Ц], буквы Ц ц.
Цели:
1 )познакомить со звуком [ц], буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой
2)развивать фонематический слух, внимание, память
3)воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям.
1. Организационный момент.
2. Повторение. Речевая разминка
а) чтение звукового ряда гласных (шепотом, вслух, громко и т.д.) а, о, у, и, ы, э
б) чтение слогов по таблице
в) повторение изученных четверостиший
г) чистоговорка (учитель читает, дети повторяют)
Це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце, Цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла яйцо Цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к яйцу Ца-ца-ца, ца-ца-ца Брысь, котенок, от яйца! Цу-цу-цу,цу-цу-цу Не пускать его к яйцу! Цо-цо-цо, цо-цо-цо Сами мы съедим яйцо Цы-цы-цы,цы-цы-цы Отогнали? Молодцы! Це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце,
-Какой звук произносился и слышался чаще других? ([Ц])
-Сегодня мы познакомимся с этим новым звуком и буквами.
3. Сообщение темы, цели урока.
4. Беседа о кузнецах (Горецкий “Русская азбука”).
5. Слого-звуковой анализ слова КУЗНЕЦ.
— характеристика звука [Ц] ( всегда глухой, всегда твердый)
6. Упражнение слышимости звука.
Букв немало мы узнали, Добрались до буквы ц. Есть слова, где ц- в начале, Где в середине, где в конце. Цепь, цветок и цифра-тут Ц в начале все прочтут, А в словах отец, боец Ц мы пишем под конец. Цапля ходит по болоту Ждут в гнезде ее птенцы Цирк откроется в субботу Уж приехали борцы В цех явились на работу Молодые кузнецы В каждой строчке буква ц, Словно камушек в кольце. И на каждой есть странице, На границе и в столице, И в цыплятах на крыльце Тоже есть две буквы Ц. (Л.Дьяконов)
-назовите слова со звуком [ц].
7. Рассказ о цифрах (Г.Юдин “Букваренок”).
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько у кота лап? Чтобы все это подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали. Они завязывали на веревочке узелки и делали зарубки на палке или камне, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо “пять” говорили “рука”, вместо “пятнадцать” — “две руки и одна нога”, а когда говорили “весь человек”- это означало двадцать. Потом в Древней Индии изобретали значки для изображения цифр кружочек или ноль, у арабов называлось “сифрой”, так появилось слово “цифра”. Чуть-чуть измененными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор. Математики называют “королевой всех наук”. Выучишь ее, станешь “королем”.
8. Знакомство с буквами Цц.
9. Чтение слогов. Слов (с.175 “Русская азбука”).
-Вспомните слова, в которых встречается слог ца ( цо, цы, цу ). 10.Беседа по иллюстрации “ЦИРК”
10. Беседа по иллюстрации «Цирк».
-рассказ о цирке.
Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытом небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Предприятие оказалось удачным ,что вскоре он привлек других исполнителей и построил закрытый манеж. Основой первых представлений были конные номера.
Передвижные цирки-шапито появилось около 1830 году и постепенно превратились в грандиозные зрелища.
11. Нахождение буквы Ц в пословицах.
12. Логические упражнения.
1)Продолжи ряд слов (на доске) ВОЛК-ВОЛЧИЦА МЕДВЕДЬ- ЛИС- ЗАЯЦ-
2)Если людей или предметов больше одного, мы говорим: пальцы, танцы, колодцы, концы, отцы, индейцы, огурцы, пуговицы, луковицы, певцы, леденцы, немцы, — А как мы их назовем, если человек или предмет .только один?
13. Разучивание стихотворения.
Цапля объясняет. Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву ц: -Подойди, цыпленок Цып! Повторяй-ка: цып, цып, цып! Если выучишь урок, Подарю тебе цветок. (Г. Сатир)
14. Итог урока.
-С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых есть звук [ц].
Тема урока: «Звук [ц] и его обозначение буквами Ц, ц»
Цели:
- Образовательные:
- научить выделять звук [ц] в словах и правильно его произносить; познакомить с буквами Ц, ц;
- научить читать с ними слоги, слова, предложения, способствовать развитию фонематического слуха;
- обогащать словарный запас учащихся; вести подготовительную работу по развитию орфографической зоркости.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивающие: развивать мышление, память, воображение, интерес к предмету.
Буква «ц» — мягкая или твердая? Правила русского языка
В наши дни многие проявляют интерес к своему прошлому, в том числе — к истории рода. Интерес к этой теме возник не случайно: изменилось представление о себе, как о личности. Если раньше человек был частью системы, то сегодня он, прежде всего, индивидуальность. А потому вопрос, откуда я и мои предки, весьма актуален.
Приоткрыть слегка завесу тайны можно, как ни странно, изучая правила русского языка и букву «Ц». Почему, например, пишется «ЕльцИн», но «СолженицЫн», если, согласно правилу, после «Ц» следует «И», за исключением нескольких слов. Все просто: на написание фамилий этот закон не распространяется, поскольку они вписывались в паспорт в соответствии с произношением, бытовавшим на территории проживания человека. В Украине считалось правильным писать «ЦЫ», а в России — «ЦИ». Из чего становится понятно, откуда, чьи предки.
Нарушения произношения
Из-за сложности строения звука «Ц» у детей часто возникают трудности с воспроизведением. Их принято разделять на такие виды:
-
Произнесение фонемы происходит с неправильным положением языка. Орган высунут между передними и верхними резцами. Звучание получается шепелявое.
Межзубный. - Призубной.
Кончик языка делает упор в центральные резцы. Орган упирается одинаково в верхние и нижние зубы. Такое положение образовывает смычку. Через нее проходит воздушная струя на выдохе. Получает твердый или мягкий «Т» (царевна – Таревна или Тяревна). - Губно-зубной. Органы артикуляционного аппарата принимают положение характерное для фонемы «С». Нижняя губа приподнята. Образовывается небольшая щель между резцами. Через нее выходит воздушная струя. Получается замена «Ц» на «С» или «Ф» (царь – Сарь или Фарь).
- Шипящий. Язык оттягивается назад. Речевой орган лежит внизу полости рта. При произношении напрягается. Его спинка тянется к небу. Воздушная струя выходит через промежуток между спинкой и небом. Образовывается звучание похожее на мягкий «Ш» (цепь – Шепь).
- Свистящий. Звук «Ц» заменяется на «С». Органы речи становятся в соответственное положение. Язык своим кончиком делает упор в нижние резцы. На спинке органа получается выемка. По ней проходит воздушная струя, образовывая звучание фонемы «С».
- Боковой. Кончик речевого органа касается альвеол (область за верхними резцами). При этом сам язык может располагаться под наклоном в любую сторону. Воздушная струя выходит в соответствии с положением органа. Также при боковом произношении возможен выход воздуха одинаково с двух сторон, как при звуке «Л».
- Носовой.
Дефект происходит из-за неправильного дыхания. Воздух при выдохе проходит через носовые ходы. Язык напрягается. Кончик оттягивается назад. Орган расположен внизу ротовой полости. Звучит «Х» с гнусавым оттенком (цапля-ХНапля).
Важно! Самостоятельно определить
какойдефект присутствует у малыша трудно. Поэтому рекомендуется обращаться за помощью к специалисту. Чтобы выбрать правильную коррекционную методику.В логопедииразработана целаякартотека заданийкаждая из которых учитывает возрастные показатели и способности ребенка.
Звук и шум
Количество согласных букв в русском языке — 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая — только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, — к глухим.
Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость — мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.
- Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: «Степка, хочешь щец? Фи!», в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
- А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это — звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.
В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить — шить; гол — кол; день — тень, однако их значения не совпадают.
Звуки и буквы. Согласные звуки
Добрый день, друзья мои.
Сегодня мы продолжим разговор о звуках и буквах
.
Прошлый урок был посвящён гласным звукам. Что вы знаете о них?
Вспомните:
* В русском языке 10 гласных букв
, но 6
гласных звуков
.
* Гласные звуки
состоят только из голоса.
* Когда мы произносим гласные звуки
, воздух свободно, без преград, проходит через рот.
* Гласные звуки
можно легко тянуть, петь.
* Гласные звуки
образуют слоги.
* Гласные звуки
бывают ударными и безударными.
А теперь посмотрите на алфавит. Те буквы, которые в нём обозначены синим цветом, называются согласными
. И сейчас мы будем разбираться, чем они отличаются от гласных.
Сколько же согласных букв в русском алфавите?
Одна, вторая, третья, четвёртая. Считайте сами… Итак, согласных букв – двадцать одна
. А вот
согласных звуков
гора-а-здо больше –
тридцать шесть
. Хотя некоторые учёные утверждают, что их даже не тридцать шесть, а тридцать семь. Но мы пока будем считать, что их тридцать шесть. О том, почему согласных звуков больше, чем букв, мы поговорим чуть позже. А сейчас давайте разберёмся,
из чего состоят согласные звуки
. Гласные, как мы уже знаем, состоят из голоса. А-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и, э-э-э, ы-ы-ы. А вот согласные? Давайте попробуем произнести некоторые из них: Б, В, Г, Д, П, Р, Т, С, Ш. Вы слышите? Одни звуки произносятся с помощью голоса и шума, а другие только с помощью шума. При этом воздух с трудом прорывается через преграду. Такой преградой могут быть губы, зубы, язык и даже слегка сжимающееся горло.
Значит, согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума
.
Если согласные звуки произносятся при помощи голоса и шума, то они звучат звонко: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Их так и называют – звонкие согласные
.
Если согласные звуки произносятся только при помощи шума, то они звучат глухо: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Их так и называют – глухие согласные
.
Есть пары согласных звуков, при произнесении которых рот делает одинаковые движения. Сжали губы, а потом резко оторвали одну от другой и выдохнули воздух. И вот мы произнесли звук [п]. А если при этом добавили голос, то получился звук [б].
[б] и [п] – парные согласные
. Они обозначены буквами Бэ и Пэ. И ещё парными являются согласные Вэ, эФ, Гэ, Ка, Дэ, Тэ, Же, Ша, Зэ, Эс.
А вот звонкие согласные, обозначенные буквами эЛь, эМ, эН, Эр, И краткое и глухие согласные Ха, Цэ, Че, Ща не имеют пар. То есть они непарные по звонкости-глухости
.
Когда мы произносим согласные звуки
, воздух встречает во рту преграду – губы, зубы, язык. Некоторые согласные можно потянуть. РРРРРР, СССССС, ЖЖЖЖЖЖ. Но всё равно воздух при этом не выходит изо рта свободно, без препятствий.
А могут ли согласные звуки
самостоятельно образовывать слоги? Мы уже знаем, что
слоги образуют гласные звуки
. Но согласные могут им помогать. В каждом слоге обязательно должен быть один гласный звук, а вот согласных может и совсем не быть, как, например, в словах уха, оса. Или в слоге может быть один или несколько согласных, как в словах окрестность, счастливый.
Значит, согласные звуки только вместе с гласным могут образовать слог
.
Ну а теперь разберёмся, почему согласных звуков гораздо больше, чем букв.
Возьмём пару слов: лук и люк. Как звучит первый звук в слове лук? Конечно, твёрдо – [л]. А вот в слове люк первый звук мягкий – [л’]. Значит, одна буква эЛь может обозначать два звука – твёрдый звук [л] или мягкий звук [л’]. И твёрдыми, и мягкими могут быть звуки, обозначенные буквами Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Зэ, Ка, эЛь, эМ, эН, пЭ, эР, Эс, Тэ, эФ, Ха.
Если после согласного стоят буквы е, ё, ю, я или ь
, то согласный звучит мягко.
Как в словах люк, мял, рис, клён, мель.
А если после согласного стоят буквы а, о, у, э, ы или ещё один твёрдый согласный
, то согласный звучит твёрдо
. Например, лук, мал, крыса, поклон, мэр, стол.
Мы можем сказать, что согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости
.
Но не все согласные могут быть и твёрдыми, и мягкими. Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда звучат твёрдо
, какой бы гласный за ними не стоял.
Я надеюсь, вы не забыли? В русском языке ЖИ-ШИ пишутся с буквой И, ЖЕ-ШЕ, ЦЕ пишутся с буквой Е. После буквы Ц в разных словах пишется И или Ы. Но при этом всё равно звуки [ж], [ш], [ц] остаются твёрдыми.
Послушайте, как звучат слова с этими сочетаниями: жил, шил, жесть, шесть, центр, цирк, цыплёнок.
А вот согласные [й], [ч] и [щ] всегда мягкие
. Я уверен, что вы все знаете правило: ЧА-ЩА пишем с гласной А, ЧУ-ЩУ пишем с гласной У, ЧК-ЧН пишем без мягкого знака. Но во всех этих сочетаниях звуки [ч] и [щ] звучат мягко.
чаща, чулок, щука, кочка, ночной.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что согласные ж, ш, ц, й, ч, щ не имеют пары по твёрдости мягкости.
Ну, вот мы с вами и вспомнили о согласных звуках
всё то, с чем вы знакомились ещё в первом и втором классах.
А сейчас я расскажу вам о том, как можно дать характеристику согласным звукам в слове
.
Вот, например, слово «зайка».
Как вы видите, в нём пять букв. Но из них согласных только три.
Первый звук [з]. Он согласный. Произнесу его ещё раз [з]. Он твёрдый. Произносится [з] при помощи шума и голоса, то есть звучит звонко. Значит, он звонкий. Может иметь пару и по звонкости-глухости, и по твёрдости-мягкости. Так и говорю: «Парный».
Согласный звук [й’]. Мягкий, звонкий, непарный.
Согласный звук [к]. Твёрдый, глухой, парный.
А теперь возьмём слово «ряд».
Первый звук [р’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный по звонкости-глухости.
А вот в конце слова «ряд» пишется буква Д., но произносится звук [т]. Ведь мы говорим не [ряД], а [ряТ]. Поэтому здесь звук [т]. Он согласный, твёрдый, глухой, парный.
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотел рассказать.
А сейчас осталось подвести итоги этого урока. Так чем всё-таки согласные отличаются от гласных?
* В русском языке 21 согласная буква, но 36 согласных звуков
.
* Согласные звуки
состоят из голоса и шума или только из шума.
Звуки, состоящие из голоса и шума, называются звонкими
, а те звуки, которые состоят только из шума, называются
глухими
.
* Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык).
* Некоторые согласные звуки можно тянуть, но преграда во рту остаётся.
* Согласные звуки вместе с гласным могут образовать слог
.
А ещё не забывайте.
Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и или буквой ь
(мягкий знак).
Исключение составляют слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци – це, в которых согласные звучат твёрдо.
Твёрдость согласного звука на письме обозначается гласными буквами а, о, у, э, ы, или ещё одним твёрдым согласным
.
Исключение составляют слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, чк-чн, в которых согласный звучит мягко.
Ну и не забудьте, как правильно давать характеристику согласным звукам
.
А теперь пришло время прощаться. До свидания, мои дорогие друзья!
Пары и «непары»
Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква «ц» твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это — й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.
Это согласные, называемые в русском языке сонорами: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. В их произношении принимает участие верхнее небо.
Среди них буквы «ц» нет.
Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими — «ч» и «щ», а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.
Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой решен: шипящая буква «ц» в русском языке может быть только твердой.
Буква «Ц» и ее произношение
Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: [т] и [с], что в сумме звучит как [тс]. В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.
Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными [а],[о],[у], стоящими позади нее, и с гласными [э], [и]. В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.
В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке [т]. Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не [пи , тс , тсикато], а [пи , т.сикато].
Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными — маленькие по размеру, с твердыми — большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.
Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради.
В славянских языках
В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков [тс , ] (Кацюба).
Сочетание двух мягких звуков [т , с , ] все чаще трансформируется в один звук [т , ]. Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как [т , ].
Постановка звука Ц
В логопедии выделяют такие способы:
- Подражание (распространенный метод, выполняется в качестве домашнего задания). Усаживаем кроху перед зеркалом и садимся рядом. Показываем артикуляцию фонемы «Т». При этом объясняем, что кончик язычка нужно держать за нижними зубками. Образовываем звучание «Ц».
- Механический способ. Берем шпатель или чайную ложку. Говорим ребенку произнести звук «С». Аккуратно пододвигаем кончик языка вниз ротовой полости. Получается, фонема «Ц».
- Смешанный. Демонстрируем артикуляцию «С» или «Т» перед зеркалом. При «С» делаем тоже что и в предыдущем пункте. При «Т» кончик языка подвигаем за нижние зубы шпателем или ложкой.
Не пропустите: Звук Ш
После успешного результата необходимо автоматизировать произношение.
Твердые согласные
Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы «ж», «ш» и «ц» могут быть только твердыми.
Влияние соседствующих с ними гласных букв не имеет значения: птица [птитса], царь [тсар , ], цель [тсэл , ]. В словах на букву «ц» звук [тс] остается твердым и при сочетании с гласными, являющимися «смягчителями» для согласных, имеющих «мягкую» пару: я, е, е, ю, и.
В отношение буквы «и», составляющей слог с буквой «ц», находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо «и» звук [ы], пишется такой слог как «ци»: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.
Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки делятся на два типа: твёрдые и мягкие. При их произношении происходит смягчение артикуляции, меняется положение языка. Во время произношении основная часть языка продвигается вперёд по направлению к зубам, а средняя часть языка сводится к твёрдому нёбу.
К мягким согласным звукам относятся: [п’], [б’], [ф’], [в’], [т’], [д’], [ш’], [ж’], [к’], [г’], [х’], [ч], [м’], [н’], [р’], [л’], [j].
Многие из них образуют пары с твёрдыми согласными. Например, мягкий [н’] согласуется с твёрдым [н] — [н’]ёс — [н]ос, [м’]ел — [м]ал, пы[л] — пы[л’]ь.
Мягкость согласных звуков на письме выражается гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И, а также с помощью мягкого знака Ь, но указывают знаком мягкости (апострофом) только в транскрипции.
Чтобы отличить мягкие согласные звуки от твёрдых есть ряд правил:
- после согласного звука стоит гласная и, е, ё, ю, я — согласный звук имеет мягкое значение. Тётя, сени, тени, так как после согласных идут гласные ё, я, е, и — согласные будут мягкими;
- позиция согласного звука приходится на конец слова, и буква Ь стоит после него — согласный мягкий (лень, мигрень, степь);
- звуки j, ч, щ всегда будут мягкими, независимо в какой позиции стоят, и не учитывая на то, какая гласная присутствует в данном слове.
Почувствуйте разницу в звучании [п] в словах [П’ет’я] и [пол’е]. Вы заметите, что в первом слове — середина языка поднимается к нёбу. А во втором слове язык даже немного опускается вниз и звук более низкий.
Лучшая статья на сайте: Мягкий знак – разделительный или смягчающий?
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
- Когда следом за согласной идут буквы а, о, у, ы, э , то мы точно можем сказать: эта согласная- твердая. Проверим: дом, сад, гусь, сыр, рэп. Здесь первые звуки в словах [д], [с], [г], [с], [р] — твердые.
Если две согласные подряд, то первая даст твердость. Проверим: смена — [см’ена]. Твёрдый знак ъ — показатель твердости согласного: [съезд], [подъезд].
- Когда следом за согласной идут буквы е, ё, и, ю, я , то мы точно можем сказать: эта согласная- мягкая. Проверим: лев, лён, сила, мюсли, мяч. Здесь первые звуки в слове [л’], [л’], [с’], [м’], [м’] — мягкие.
Так же мягкий знак, стоящий за согласной, помогает ребенку определить мягкость. Проверим: [пал’ьто], [крыл’ьцо], [учител’ьница]. Заметим, что мягкую [л’] в середине слова, всегда на письме обозначаем мягким знаком ь: [мул’ьтик], [стул’ьчик]. Для других букв нужно сверяться со словарём.
Таблица признаков твердых и мягких звуков
Твердые | Мягкие |
перед а, о, у, ы, э | перед е, ё, и, ю, я |
ъ | ь |
перед другой согласной буквой |
Всегда мягкие звуки в русском языке
Буквы ч, щ, й всегда мягкие, даже если следом идут гласные а, о, у, ы, э: [ч’ащ’а].
Всегда твердые звуки в русском языке
Буквы ж, ш, ц всегда твердые, даже если следом идут гласные е, ё, и, ю, я: [желоб].
Сочетания гласных с «Ц»
К вопросу о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой, относятся правила ее правописания с гласными буквами а-я, о-е, у-ю, э-е.
В словах русского происхождения отсутствуют сочетания буквы «ц» с гласными я, е, ю, э. Так что, если мы встречаем слог, включающий «ц» и эти гласные, то можно с уверенностью утверждать, что перед нами заимствованное слово: цезарь, Цюрих, цэфедрин, цяньлин (кит.).
Правописание сложных слов также возможно с включением слогов «ця», «це», «цю», «цэ», однако в таком случае присутствует, как правило, слогораздел: спец ∨ электрод.
Особые случаи
Для полного изучения вопроса: является ли буква «ц» мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной «ы».
Слог «цы» пишется в особых случаях, к которым относятся:
- слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
- притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс «ын», стоящий после корня, оканчивающегося на «ц»: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
- имена прилагательные, имеющие окончание «ый», следующее за основой, завершающейся буквой «ц»: круглолицый, бледнолицый;
- имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву «ц», находится окончание «ы»: месяцы, перцы, святцы;
- фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
- имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
- производные формы глагола несовершенного вида «сцать»: сцышь, сцыт.
За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой «ц» пишется гласная буква «и».