Кто такой дефектолог
Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.
Дефектология включает в себя несколько отраслей:
- Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
- Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
- Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
- Логопедия — работа с речевыми нарушениями.
Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.
Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.
Список используемой литературы
1. Аксёнова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. Специальная педагогика: Уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.: Под ред. Н.М. Назаровой. – 2 –е изд.,- М.: Издательский , 2001.-400с.
2. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Борытко, Н. М. Человек как предмет воспитания: современные подходы // Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст. Материалы Межд. науч. конф. (Москва, 30 сентября–2 октября 2002 г.) / Сост. В. Г. Безрогов − М.: Изд-во УРАО, 2002. − С. 40−43.
3. Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. [Тест] / В.П. Гаврилов // Дефектология. – 2004. №4. – с. 16-17.
4. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Удмуртский университет, 2013.
5. Профессиональный стандарт педагога. − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013 г.
6. Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития / Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – 284 с.
7. К.п.н., доцент МПГУ, Давидович, Л.Р. Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста [Текст] / Л.Р. Давидович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/davidovich.htm
Примеры похожих учебных работ
Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, …
… детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 12 до 14 лет и 10 приемных семей. Структура работы. Работа … ребенка в детском доме в большинстве случаев приводит к нарушениям в его развитии … человеком новым видом деятельности, социальной ролью, …
Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся …
… и детей, оставшихся без попечения родителей, как в практике работы специалистов учреждения, так и в практике работы специалистов … об утверждении критериев и показателей оценки деятельности Учреждения по работе с выпускниками на заседании Совета по …
Педагогические условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского …
… деятельности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Теоретико-методологической основой исследования являются: культурно-историческая концепция развития ребенка и положение о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка …
Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, …
… дети, оставшиеся без попечения родителей — это социально незащищённая группа, члены которой имеют настолько значительные сложности с социализацией и/или с психическим здоровьем, … психической продукции (деятельности) и ее результатам; … темой работы, а …
Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей
… родителем. Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка любого возраста … свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности лучше не … дети склонны отставать в развитии. Как сгладить негативные последствия: дети …
Какую работу он проводит с детьми
Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.
На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.
На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.
Занятия проводятся в нескольких направлениях:
- На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Они развивают внимательность и ответственность за свои действия.
- Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках.
Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.
Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.
Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.
Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
Примеры методов работы
Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.
Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.
Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».
Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.
Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.
Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.
Статья:
Каждый специалист, занимающийся с детьми с ограниченными возможностями, выделяет в своей работе четыре основных направления:
• Диагностическое
• Коррекционно-развивающее
• Консультативно-просветительское
• Методическое
Диагностическое направление работы учителя-дефектолога.
Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения. Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже существующих проблем (определение уровня актуального и ближайшего развития).
Психолого-педагогическое обследование включает в себя:
• изучение уровня умственного развития ребенка;
• изучение уровня речевого развития ребенка;
• изучение уровня моторного развития ребенка;
• изучение уровня развития восприятия (цвет, форма, размер, пространство);
• изучение уровня сформированности ведущего вида деятельности.
Диагностическая деятельность учителя-дефектолога может решать разные задачи.В связи с этим выделяются:
Первичная диагностика детей с ЗПР и умственной отсталостью.
Ее целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября (1-15 сентября).По его результатам происходит: распределение детей по подгруппам, зачисление дошкольников на индивидуальные или подгрупповые занятия. Дефектологом оформляется карта психолого-педагогического обследования на каждого ребенка и заполняется дефектологическое представление в индивидуальной карте МОУ «ЦПМСС «Радуга».
Этапная диагностика.
Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений педагога заполняются в листе коррекционных занятий, в разделе – результативность обучения.
Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики детей. В особой мере это относится к дефектологии, где степень недоразвития познавательных процессов кладется в основу соответствующего диагноза, определяет социальный статус ребенка и форму обучения. В свою очередь, правильный и своевременно поставленный диагноз является необходимым условием успешного применения коррекционного обучения и воспитания ребенка.
Характеризуя отклонения интеллектуального развития от нормы, необходимо более подробно остановиться на описании, как состояния задержки психического развития (ЗПР, так и умственной отсталости (УО) в разной степени их проявления.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги,но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики, и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается.
В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением ЦНС находятся в детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.
Для того чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, встает задача максимально точной дифференциальной диагностики, прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы и поведения.
Исследования ученых (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.
Для олигофрении характерны две особенности:
1. тотальность нервно-психического недоразвития;
2. его иерархичность.
Тотальность означает, что при олигофрении недоразвитыми оказываются все нервно-психические функции, наблюдается несформированность сенсорной и моторной сферы, эмоций, недоразвитие ВПФ, особенно таких, как мышление, речь.
Иерархичность недоразвития означает, что различные функции при олигофрении страдают неравномерно. Наиболее грубо страдают ВПФ, в меньшей степени — базальные. Интеллект нарушается в большей мере, чем речь, а речь страдает больше, чем восприятие, память, моторная сфера.
По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на три группы: дебильность, имбецильность и идиотию.
Дебильность – наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении, с которой чаще всего приходится сталкиваться при отборе детей во вспомогательные школы. В диагностическом отношении эта форма иногда представляет определенные трудности, так как интеллектуальный дефект здесь выражен негрубо. Имеются элементы способности к обобщению. В дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном – определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеются фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует приобретению и усвоению знаний предусмотренных программой вспомогательной школы. При отсутствии осложняющих факторов обнаруживаются достаточные старательность и работоспособность. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выработку самоконтроля.
И, тем не менее дебильности присущи все компоненты олигофренического недоразвития интеллекта.
Мышление имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, имеющие УО легкой степени, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. Это наглядно проявляется в задании с сюжетными картинками, серией последовательных изображений, в операциях на классификацию. При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного состава числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания. Фразы примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно. С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности в игровой, познавательной и трудовой деятельности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний. Отмечается недостаточность тонких дифференцированных движений, выразительности мимики. Довольно часты разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки цереброэндокринные расстройства. При правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно-психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен. При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своем жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации. Имбецильность – более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Специфика и выраженность олигофренического слабоумия выступают при имбецильности с большей отчетливостью. Это, прежде всего проявляется в полой неспособности к отвлечению от конкретной ситуации, образованию даже элементарных понятий. Суждения крайне бедны и большей частью без переработки заимствованы от окружающих. Логические процессы находятся на очень низком уровне. Дети не в состоянии уловить основную идею прочитанного им рассказа, его содержание воспроизводят только по наводящим вопросам. Недостаточность зрительного и слухового анализа и синтеза отчетливо проявляется в затруднениях при запоминании букв, сходных по написанию или звучанию, при слиянии звуков в слоги и слогов в слова. Чтение часто носит механический характер, понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Отвлеченный счет, понятие о числе недоступны. Запас слов мал, иногда ограничен названиями отдельных предметов. Речь маловыразительная. Фразы короткие, аграмматичные. Нередко отмечается косноязычие. Моторика малодифференцирована. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом, физическим трудом. Для деятельности характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, оперирование штампами, основанными на подражании. Доступны лишь те виды труда, которые состоят из стереотипного повторения одних и тех же заученных приемов. Интеллектуальная переработка собственного опыта отсутствует. Изменение рабочего или бытового шаблона вызывает состояние растерянности. Поэтому приспособление к жизни и элементарным видам труда возможно лишь при наличии постоянной помощи, контроля и руководства. В то же время этим детям нередко присуща определенная наблюдательность в бытовых ситуациях. Есть способность к накоплению некоторого запаса сведений. Часто доступны понимание и произнесение элементарных фраз, установление различия между предметами на основе выделения их простейших признаков. Возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета. Есть элементарные навыки самообслуживания. Относительно сохранны простые непосредственные эмоции, а также и проявления сочувствия, стремление помочь, реакция на похвалу и порицание.Имеются зачатки самооценки: переживание своей физической слабости, моторной неловкости. При отсутствии осложненности олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью, часто способны овладеть элементарными видами физического труда. При тяжелой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно. Выраженность интеллектуального дефекта при имбецильности различна. При менее тяжелом слабоумии (наличии достаточно развитой речи, способности к приобретению элементарных практических навыков) дифференциация с дебильностью нередко представляет определенные трудности. В этих случаях детей целесообразно направлять в диагностические классы вспомогательных школ, где степень выраженности интеллектуального дефекта дается на основе определения степени обучаемости. В неврологическом статусе детей, имеющих среднюю степень УО, часто встречается разнообразная симптоматика, указывающая на патологию черепно-мозговых нервов, другие подкорковые расстройства, нередки патологические рефлексы, судорожные припадки. Характерны дисплазии черепа, явления микро- и гидроцефалии и т. д. В физическом облике чаще, чем при дебильности, наблюдаются различные дисплазии телосложения, церебрально- эндокринные расстройства. Идиотия представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении. Отмечается грубое недоразвитие функций восприятия. Реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Сознание собственной личности смутно. Мышление по существу отсутствует (алогия).В обращенной речи воспринимаются не ее смысл, а интонации и сопровождающие речь мимика и жесты. Особенности собственной речи зависят от глубины идиотии. Речь бывает ограничена отдельными не членораздельными звуками или представляет собой набор единых слов (существительных или глаголов, чаще в неопределенной форме, употребляемых без грамматических согласований, с грубым нарушением произношения, частым непониманием смысла. Эмоции крайне элементарны и большей частью связанны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источником удовольствия и примитивных проявлений радости являются соматическое благополучие, ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов). Чувство неудовольствия вызывается ощущением холода, голода, боли, соматическим дискомфортом.Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению. Аффект страха, проявление негативизма часто связанны с боязнью нового, неизвестного.Однако при более легких степенях идиотии у больных можно обнаружить зачатки социальных чувств: элементы привязанности к людям, которые их кормят и за ними ухаживают, проявление радости при похвале, смутного беспокойства при порицании. Общий фон настроения характеризуется либо благодушием с элементами эйфории, либо вялостью и апатией, реже злобностью и угрюмостью. Недоразвитие моторики проявляется в крайней бедности мимики, однообразии и замедленности движений, нарушениях их координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы. Нет навыков самообслуживания. Поведение ограниченно либо действиями, связанными с реализацией инстинктивных потребностей, либо элементарными аффективными и двигательными реакциями на внешний раздражитель. Предоставленные себе, одни больные сидят или лежат, не реагируя на окружающее, другие беспокойны, бесцельно суетливы. Двигательные стереотипии имеют характер ритмического раскачивания туловища, однообразных движений головы, конечностей.
В неврологическом статусе нередко деформации черепа, парезы, параличи, судорожные припадки.Часты губные дефекты физического развития: выраженные дисплазии телосложения, пороки развития кожи, внутренних органов, эндокринно-обменные расстройства. В отличие от олигофрении, где психическое, в первую очередь интеллектуальное, развитие имеет выраженный и главное – необратимый характер, при задержке психического развития речь, прежде всего идет о замедлении темпа психического онтогенеза. Понятие «задержки психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью ЦНС.У большинства этих детей наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами: негрубыми внутриутробными поражениями ЦНС, легкими родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребенка, воздействием ряда других вредностей.
Власова и Певзнер выделяют два основных механизма формирования ЗПР:
1. недоразвитие эмоциональной сферы (неосложненный и осложненный психический и психофизический инфантилизм);
2. влияние нейродинамических, в первую очередь стойких астенических и церебрастенических, состояний.
В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К. С. Лебединской (1980, разработанная на основе этиопатогенетического подхода.В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР:
1. ЗПР конституционального происхождения.
2. ЗПР соматогенного генеза.
3. ЗПР психогенного генеза.
4. ЗПР церебрально-органического генеза.
Задержка психического развития конституционального происхождения — гармонический психофизический инфантилизм. При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе школьную адаптацию.
Задержка психического развития соматогенного генеза. Возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально – личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь уровня возрастного развития.
Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно – психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности.В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.
Проблемы дефектологии
В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.
Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.
Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.
Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.
Страхи родителей
Иногда родители не обращаются к учителю-дефектологу. Они боятся диагноза о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений. Но дефектолог не ставит диагноз, а только описывает состояние ребёнка, производит оценку тех или иных навыков. Диагноз ставит врач.
Случается, что нарушения поведения и неуспеваемость вовсе не являются проявлением отклонений физического или интеллектуального развития. Для преодоления трудностей в учёбе и поведении родителям и педагогам достаточно выполнить рекомендации учителя-дефектолога по вопросам воспитания и создания благоприятной среды в семье и детском коллективе.
Например, однажды учитель обратился с запросом: «Ребёнок плохо пишет. Может у него дисграфия?» Дисграфия – очень серьёзный дефект. В данном случае диагностика показала норму в развитии, отсутствие нарушений письма. У ребёнка просто была плохо развита мелкая моторика. Регулярные простые упражнения на развитие мелкой моторики вскоре позволили ученику соответствовать школьным требованиям навыка письма.
Родителям нужно смело обращаться к дефектологу. От консультации вреда быть не может. Консультация – это всего лишь беседа. А несвоевременное обследование, диагностирование и лечение ребёнка не позволит получать коррекционно-развивающую помощь. Это нарушает право обучающегося на получение качественного образования и благополучную жизнь.
Один обучающийся третьего класса не умел читать. У него диагностировали умственную отсталость. Только когда мама предоставила заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в школе смогли проводить коррекционно-развивающие занятия. Ребёнок научился читать. Без своевременного обследования и помощи учителя-дефектолога такой ребёнок не будет развиваться, а время сгладить нарушения в развитии будет безвозвратно упущено.