Невролог
СЕМЕНОВА
Ольга Владимировна
Стаж 5 лет
врач-невролог, заведующий кабинетом диагностики и лечения когнитивных расстройств
Записаться на прием
Заболевание, при котором у человека наблюдается снижение словесно-логического мышления и проявляются другие расстройства восприятия речи, получило название сенсорная афазия. В отличие от других форм, сенсорная считается легкой, пациент способен воспринимать отдельные слова и короткие фразы на не во всех случаях. Человек с расстройством такого плана слышит, но не так как надо, слова звучат, будто на другом языке. На этом фоне усиливается тревога, не исключена дезориентация в пространстве.
Как возникает сенсорная афазия
Причины потери способности к связанной речи лежат в повреждении коры височной доли головного мозга. Это может быть следствием:
- черепно-мозговых травм;
- эпилепсии;
- аневризмы сосудов головного мозга;
- опухолей;
- инфекций — энцефалитов, менингитов и других заболеваний, поражающих мозг и его оболочки;
- абсцессов, возникающих как осложнения отита либо по другим причинам;
- тяжелых заболеваний, сопровождающихся нейродегенерацией или демиелинизацией нервных волокон;
- инсульта.
Последние две причины у детей встречаются крайне редко, но, к сожалению, полностью исключить их нельзя.
Преимущества обращения в Юсуповскую больницу
Лечение афазии разных форм в Москве проводят опытные специалисты неврологического отделения Юсуповской больницы. Доверяя нам свое здоровье, можно быть уверенным в получении квалифицированной медицинской помощи. Каждому пациенту гарантирован индивидуальный подход. В своей работе врачи используют проверенные современные методики, что обеспечивает положительный результат терапии.
Несмотря на высокое качество оказываемых услуг, цены доступные (подробнее с прайс-листом можно ознакомиться на сайте). Помимо неврологии доступны услуги и по другим направлениям, среди которых онкология, хирургия, терапия. Для удобства оплату за лечение можно осуществлять наличными и по безналичному расчету. Чтобы записаться на прием к специалисту, достаточно позвонить по указанным номерам или заполнить заявку в онлайн-режиме, оставив свои контактные данные.
Проявления заболевания
Группа симптомов, проявляющаяся в большей степени, зависит от того, при поражении какой области мозга возникла сенсорная афазия. Это в любом случае зона Вернике, где расположен речевой анализатор, но от того, задето левое или правое полушарие, зависят конкретные характеристики сенсорной афазии: больше нарушено восприятие или воспроизведение речи.
Для больного с сенсорной афазией слова — это просто набор звуков. В некоторых случаях распознавание частично сохраняется: пациент может определить показанный ему предмет как живой или неживой, большой или маленький. Но назвать сам предмет он не в силах. При этом совершать простые действия по команде — встать, поднять руку, повернуться — пациент, как правило, может. Без лечения болезнь прогрессирует и приводит к полному непониманию сказанного. Собственные слова тоже не воспринимаются, как речь. Из-за отсутствия контроля со стороны слуха слова становятся бессвязными, произносятся неправильно порой неузнаваемо. Страдает и интонация. Произношение может восстановиться, но построение фраз само по себе не появится. Пациенты пытаются разговаривать, и сердятся, когда окружающие их не понимают: больной сенсорной афазией уверен, что он говорит понятно.
Нарушается и письмо, в той же мере, что и речь. А вот способность к чтению теряется лишь незначительно — в основном из-за перепутанных ударений, которые искажают смысл слов.
Семантическая афазия. Обследование и реабилитация больных
Цереброваскулярная катастрофа, поражающая доминантное полушарие, нередко приводит к долгосрочным нарушениям когнитивных и сенсомоторных функций. При этом практически важным является ответ на вопрос: произойдет ли восстановление нарушенных функций? Однако в большинстве случаев при отсутствии восстановления в течение первых недель или месяцев после инсульта дается отрицательный прогноз в отношении последующего восстановления [10, 15]. Тем не менее, в последние годы накапливается все больше наблюдений, указывающих на продолжение процесса восстановления спустя годы после инсульта. С учетом этих данных растет потребность в разработке новых методов восстановления речи и определения долгосрочного прогноза для пациентов, перенесших инсульт [4, 14]. Механизмы, участвующие в восстановлении речи в остром периоде инсульта и в отдаленном периоде, различны. В первые дни после катастрофы эффект восстановления обусловлен результатами реперфузионной терапии и восстановления функции нейронов в зоне ишемической полутени [5, 7]. В восстановительный процесс на более поздних этапах включаются процессы компенсации, основанные на включении дополнительных областей мозга, и реорганизации (смещение активности из первичных речевых зон). Этот восстановительный потенциал головного мозга известен как «нейропластичность» [1, 8, 9]. Считается, что нейропластичность является основой обучения как в здоровом, так и в пострадавшем мозге. При этом в патологических условиях эффективность процессов нейропластичности зависит от степени повреждения тех нейронных структур, которые могут быть вовлечены в процесс восстановления. Недавно проведенный метаанализ исследований, использовавших методику функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ), показал, что при восстановлении речевых нарушений у пациентов происходит вовлечение в процесс сохранившихся первичных речевых зон и новых корковых зон левого полушария, а также участков правого полушария, гомологичных речевым зонам левого. Было обнаружено, что у пациентов с афазией активируются различные области коры головного мозга и, следовательно, включаются разные компенсаторные механизмы. Выявлены региональные различия в вовлечении и подавлении активности отдельных зон, а также степень латерализации активности мозга, что определяет различия механизмов восстановления в зависимости от локализации очага поражения [6, 12, 13, 16]. Приведенные данные подчеркивают актуальность разработки новых подходов к улучшению диагностики и восстановлению речевых функций у больных с постинсультной афазией.
Среди пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения и нарушениями речи, проходивших лечение в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, у части в ходе логопедического обследования было выявлено доминирование импрессивных речевых нарушений над экспрессивными. Такие формы афазии обусловлены локализацией очага поражения головного мозга в задних отделах левого полушария. При этом семантическая афазия встречается довольно часто, отличается тяжестью речевых расстройств и, к сожалению, невысокими результатами логопедической коррекции [1, 3, 6]. Причинами невысоких результатов восстановления при задних формах афазий являются отсутствие систематизированных методик восстановления, учитывающих структуру когнитивного дефекта, основанных на результатах современных исследований, и отсутствие взаимодействия специалистов (логопедов и неврологов), занимающихся реабилитацией таких больных.
Если акустико-гностическая (сенсорная) афазия, возникающая при поражении среднезадних отделов височной области левого полушария, и акустико-мнестическая афазия, связанная со страданием задней трети верхней височной извилины и первичным снижением объема слухоречевой памяти, достаточно известны неврологам, то семантическая афазия, возникающая при поражении теменно-височно-затылочной области, хуже диагностируется и выпадает из поля зрения невролога.
Семантическая афазия является составной частью синдрома TPO (темпоро-парьето-окципитального синдрома), возникающего при поражении стыка перечисленных долей левого полушария головного мозга. Здесь расположены третичные поля второго функционального блока (блока приема, переработки и хранения экстерорецептивной информации по А.Р. Лурия), которые выполняют одновременный (симультанный) анализ и синтез полимодальной информации. Поражение зоны ТРО проявляется в нарушениях ориентировки во внешнем пространстве (особенно праволевой ориентации), дефектах пространственной ориентации движений и наглядно-пространственных действий (конструктивная апраксия). Нарушение структурных предпосылок мышления обусловливает своеобразие картины речевых нарушений.
Клинические проявления семантической афазии складываются из импрессивного аграмматизма (трудность понимания логико-грамматических оборотов) и нарушения семантики (понимания глубинного смысла слова). Дополняют речевые нарушения другие проявления синдрома TPO: симультанная агнозия (неспособность понять сюжет рисунка или составить связный сюжет из отдельных рисунков), конструктивная апраксия (неспособность составить целое из частей), пространственная апраксия (нарушение ориентации в пространстве), акалькулия, которая может выражаться как в затруднении чтения сложных чисел и математических знаков, так и в невозможности совершения счетных операций.
Градации тяжести семантической афазии определяются условно и связаны с выраженностью импрессивного аграмматизма. Считается, что данный синдром может протекать лишь в средней и легких степенях тяжести [2, 3]. Однако мы наблюдали пациентов, у которых данный синдром протекал в грубой степени выраженности, что выражалось в нарушении зрительного предметного гнозиса, грубом нарушении зрительно-пространственного восприятия, акалькулии, апрактагнозии, недоступности понимания простейших предложно-падежных конструкций.
Приводим клинический случай больного с семантической афазией грубой степени выраженности и методы реабилитации, использованные в неврологическом отделении ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского».
Пациент П. перенес ишемический инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии, в результате чего у него возникли правосторонний гемипарез со снижением силы до 3 баллов в мышцах руки и 4 – ноги и речевые нарушения. При МРТ головного мозга выявлено массивное поражение зоны стыка затылочной, теменной и височной долей левого полушария (рис. 1).
Синдром проявлялся в следующих аспектах: нарушение зрительного восприятия; нарушение зрительно-пространственного восприятия (рис. 2); затруднения при выполнении счетных операций (рис. 3); затруднения при ориентировке во времени (рис. 4) и недоступность понимания предложно-падежных конструкций.
Выявлялось нарушение праволевой ориентации при задании обозначить соответствующую часть тела на картинке (рис. 5).
Для подтверждения связи выраженного нарушения зрительно-пространственного восприятия и распада значения слова больному был показан текст, написанный в вертикальном направлении, с целью его перевода в горизонтальное направление. Данное задание вызвало у больного большое затруднение (рис. 6).
При этом у него отсутствовали изменения слухового речевого гнозиса, не наблюдалось сужения объема слухоречевой памяти (было доступно запоминание до 6 слов и последующее их отсроченное воспроизведение), отмечались моторные трудности.
Реабилитационная работа с больным велась с учетом грубости степени выраженности синдрома. Поэтому на данном этапе применялся обходной путь восстановления, заключающийся в привлечении сохранных возможностей субдоминантного полушария и в подготовке к стимуляции угнетенного доминантного полушария.
Методика восстановления была разделена на три этапа. На первом этапе корригировали зрительный гнозис. Трудности называния предметов преодолевались с помощью следующих методических приемов: дифференциации предметных картинок (рис. 7), восприятия стилизованных изображений и соотнесения недорисованных предметов с образцом.
На втором этапе проводилась работа по восстановлению понимания математических знаков и простейших математических операций с помощью приемов дифференциации цифр и решения математических задач путем их сравнения (рис. 8). На третьем этапе центральной задачей реабилитации ставилось восстановление пространственного восприятия. Больному были предложены следующие методические приемы: разбор схемы тела на картинке с переносом на себя, показ предметных картинок, работа с предметами, находящимися в комнате. С целью подготовки к восстановлению семантики речи при средней выраженности синдрома на данном этапе реабилитации больному был предложен текст, написанный в вертикальном направлении, для его перевода в горизонтальное направление.
В результате за двухнедельный курс восстановительной работы удалось преодолеть тяжелую степень тяжести и достичь у пациента клинической картины средней степени тяжести. Она выражалась в типичных речевых ошибках: легкие зрительно-пространственные затруднения, а также при совершении сложных счетных операций, трудности при понимании логико-грамматических оборотов и сложности при понимании переносного смысла слова.
Таким образом, несмотря на относительно короткий период занятий, у 2/3 пациентов получены хорошие результаты. Ключевым моментом для достижения таких результатов восстановления служил комплексный подход при реабилитации больных с последствиями инсульта.
Как сенсорная афазия протекает в детском возрасте
Сенсорная афазия у детей возникает быстро, но после устранения фактора, повредившего мозг, речь так же быстро восстанавливается, ведь мозгу ребенка легко нарабатывать новые связи взамен утраченных. Хуже, если речь не восстановилась за несколько недель после события, которое привело к ее утрате. В этом случае прогноз делается хуже.
При диагностике у малышей легко спутать афазию (утрату речевых навыков) с алалией (их несформированностью). Различить состояния поможет анамнез: были ли травмирующие факторы на каком этапе находилось развитие ребенка до них.
Диагностика и способы лечения афазии в Москве
Решить проблему удастся с помощью квалифицированных специалистов. Болезнь требует устранения главной причины и дальнейшей коррекции. Скорость ее коррекции во многом зависит от степени поражения мозга, поэтому важно не затягивать с визитом к специалисту. Диагностикой и терапией расстройств речевой деятельности занимаются специалисты отделения неврологии.
На первичном приеме врач собирает анамнез, проводит сбор жалоб (в случае с афазией, при невозможности самостоятельно описать состояние к диагностике привлекают ближайших родственников), проводит общий осмотр на предмет наличия внешних отклонений (в частности, опущение уголка губ, снижение тонуса конечностей).
Дополнительно требуется осмотр у врача-невролога в команде с логопедом-дефектологом, чтобы можно было оценить характер нарушения, подобрать подходящие мероприятия по корректировке. Для начала терапии требуется тестирование, включающее оценку следующих симптомов:
- Спонтанная речь. Речь оценивают по количеству произносимых слов, наличию спонтанных ошибок, частотности пауз для подбора подходящих слов.
- Понимание. Пациента просят указать на объекты, которые называет специалист, ответить на элементарные вопросы («да» или «нет»).
- Перечисление объектов. Пациента просят сказать, как называется конкретный объект, на который указывает специалист.
- Чтение и письмо. Пациенту дают задачу написать любую фразу и произнести ее вслух. Это позволяет оценить степень понимания и произношения.
- Семантическое занятие. Врач требует назвать всех животных, которые пациент вспомнит за одну минуту.
Какой бывает сенсорная афазия
Специалисты выделяют такие виды сенсорной афазии:
- семантическая: пациент не понимает, как соотносятся слова и предметы, в первую очередь страдает восприятие их пространственного расположения;
- акалькулия — возникают затруднения с устным счетом;
- сенсорно-моторная — пациент плохо понимает / не понимает обращенную речь¸и при этом не в состоянии правильно артикулировать;
- тотальная — грубые нарушения и устной, и письменной речи — и понимания, и воспроизведения.
Читайте также
Нейрогенный мочевой пузырь
У здорового человека процесс мочеиспускания осуществляется в виде произвольно-рефлекторного акта, и мы можем контролировать его. Однако при этом заболевании все происходит не так. Пациенты чрезвычайно…
Подробнее
Внезапная потеря памяти/транзиторная глобальная ишемия
Транзиторная, то есть преходящая потеря памяти возникает у пожилых пациентов, лиц страдающих мигренью. При этом пропадает память на прошлые и настоящие события. Но человек находится в сознании, доступен…
Подробнее
Обмороки
Термин «обморок» (синкопальное состояние, синкопе) происходит от греческого слова syncope, что значит «прервать», «выключить». Обморок – спонтанная потеря сознания с быстрым началом, связанная со снижением…
Подробнее
Тазовая боль
Тазовая боль — боль в области мышц, которые образуют тазовое дно и органов, расположенных в малом тазу, обусловленная микротравматизацией, хронической деформацией крестцово-копчиковой области из-за анатомических…
Подробнее
Внутричерепная гипертензия на МРТ
Внутричерепная гипертензия — повышение внутричерепного давления. Обычное внутричерепное давление 15 мм рт ст. Когда давление повышается вдвое, возникает инсульт. При давлении 50 мм рт ст., пациент может…
Подробнее
Как распознать болезнь?
Синдром сенсорной афазии имеет важную особенность: эта болезнь не возникает на ровном месте, обязательно должна быть причина. Сам пациент может не знать о ней, не придавать значения или, в силу речевого расстройства, не иметь возможности о ней рассказать. Поэтому на помощь приходят современные методы исследования: компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная (МРТ) томография, электроэнцефалография, при необходимости — контрастная ангиография, которая поможет выявить патологии сосудов.
По сути, сенсорная афазия — симптом более глубоких расстройств. Но зачастую после устранения причин речь не восстанавливается сразу. Такое случается, когда кора речевых центров разрушена необратимо, и необходимо время, чтобы функции этой области взяли на себя другие участки головного мозга. Когда врачи убедятся, что опасности для жизни и здоровья пациента нет, наступает время реабилитации: эти занятия призваны ускорить процесс образования новых нейронных связей.
Диагностика
Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:
- компьютерная томография мозга
- магнитно-резонансная томография мозга
- люмбальная пункция
- дуплексное сканирование сосудов мозга
- УЗДГ сосудов головы и шеи
- магнитно-резонансная ангиография
Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:
- диагностика письма
- диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
- проверка слухоречевой памяти
- проверка двигательной памяти
- диагностика состояния зрительной памяти
Также проводят диагностику:
- интеллекта
- конструктивно-пространственной деятельности
- зрительного гнозиса
- праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)
Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:
- умственная отсталость
- тугоухость
- дизартрия
- детская алалия
Возвращаем речь
Коррекция сенсорной афазии в первую очередь включает в себя медикаментозную поддержку — продолжение лечения той болезни, которая привела к расстройству речи. Основной лечащий врач у таких пациентов — невролог. Его задача — не только контролировать продолжение лечения, но и следить, не развиваются ли другие неврологические нарушения, которые могут как быть следствием перенесенного заболевания или травмы, так и возникать по другим причинам. Какие именно лекарства применяются, доктор решает в каждом случае индивидуально. Если вам хочется добавить что-то к лечению (чаще всего хочется добавить витаминов), обязательно обсудите это с лечащим врачом! Точное выполнение назначений невролога — основа успеха при реабилитации речи.
Важный компонент лечения сенсорной афазии — работа с логопедом. Бывает, особенно у детей, что речь восстанавливается самостоятельно, но предсказать, случится это или нет, не может никто. Поэтому восстановительное обучение при сенсорной афазии — обязательная часть терапии. Логопед научит родителей, какие упражнения стоит делать дома, за чем наблюдать, чтобы реабилитация шла быстрее и успешнее. Главная задача родных — организовать пациенту комфортную обстановку, научиться коммуницировать с ним. В этом помогут упражнения, которые логопед просит выполнять дома. Не форсируйте события, мозгу нужно время, чтобы восстановить нейронные связи. Крайне важно дозировать нагрузку, переутомление не пойдет на пользу малышу.
Специалисты нашего центра обладают богатым опытом восстановления утраченной речи у детей. Они знакомы с методиками, которые признаны эффективными мировым логопедическим сообществом, и выбирают из их множества те, которые лучше всего сработают у конкретного малыша. Мы добиваемся результата всегда, когда это в принципе возможно — а у детей восстановить утраченную речь можно в большинстве случаев.
Методы лечения
Форма и причина афазии определяет лечебную тактику. Первоначально пытаются воздействовать на причину заболевания, например, онкология, воспаления, изменение мозгового кровообращения. Нужно понять, что при афазии восстановление речи занимает большой период, требует грамотного подхода. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых нарушений пациента.
Диалогическая работа
Основной нашей работы в коррекции афазии является диалогическая речь.
Схема работы в данном направлении:
- больной повторяет готовую фразу-ответ;
- логопед подсказывает первые один-два слога, а больной должен завершить слово или фразу;
- пациент должен выбрать одно или несколько слов из сказанных логопедом;
- больной должен ответить на вопрос логопеда без подсказок.
Помните, афазия излечима. Если у взрослых процесс восстановления проходит затруднительно и занимает много времени, то у детей афазия лечится достаточно быстро и эффективно. Использование эффективных приемов, песни, упражнений по договариванию значительно ускоряет процесс развития у пациента связной речи.
Наши логопеды-дефектологи, проводят логопедические занятия в Алматы по коррекции афазии, как у взрослых, так и у детей. Если нужна будет помощь, консультация – обращайтесь!
Моторная корковая афазия (Брока), вербальная, экспрессивная афазия
Моторная корковая афазия проявляется нарушением устной речи, письма и чтения. Моторная корковая афазия возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. При легких формах речь замедленная, аграмматичная, нарушено построение фраз, уменьшен набор слов. Синонимами моторной корковой афазии являются афазия Брока, вербальная афазия, экспрессивная афазия. При выраженных расстройствах больные используют всего лишь несколько слов или слогов /речевой эмбол/, которыми выражают различные оттенки своих эмоций.
Растормаживание речи на начальных этапах развития афазии
Наиболее эффективным приемом устранения афазии и предотвращения усугубления проблемы является выведение на автоматический уровень речевых рядов путем выполнения таких упражнений, как пение, повторение фраз, договаривание предложения, скороговорки и др.
При растормаживании логопед полностью произносит предложение до последнего слова, выговаривая только один слог. Задача больного договорить последнее слово. Вначале логопед исследует пациента, определяет, что дается больному легче, глаголы, существительные, прилагательные.
Например: козочка блеет, а собачка … (лает); на дворе трава, на траве … (дрова); Лето, солнце, … (жара); возьми спички, разожги … (огонь).
Также при растормаживании удается добиться весьма хороших результатов, используя поговорки. Например: без труда не вытащишь и рыбку из … (пруда).
Если у пациента подобные упражнения вызывают трудности, а чаще так и бывает, помогает песня. Логопед запевает и когда больной начинает узнавать песню, на его лице расплывается улыбка.