Идем к логопеду. Первая консультация
Какие вопросы логопед может задать родителям? Что обследует логопед?
Примерная структура обследования ребенка от 2 до 11 лет и логопедическое заключение.
Ниже Вы можете СКАЧАТЬ:
- Образец написания логопедического заключения.
- Образец направления к невропатологу.
Анкетные данные
- Ф.И.О. ребёнка.
- Дата рождения, возраст.
- Домашний адрес.
- Домашний телефон.
- Образовательное учреждение (детский сад/школа).
- Программа обучения, по какой программе ребёнок обучается.
- Дублировал программу или нет, какого класса (для школьника).
- Сведения о родителях: мать (ФИО, обязательно возраст на момент родов), отец (ФИО, возраст, наследственность).
- Национальный язык.
- Двуязычие
Общий анамнез
- Неблагоприятные факторы развития.
- Как протекали беременность и роды.
- Наследственность (есть ли какие наследственные заболевания).
- Перенесённые заболевания: до года/после года.
- Ушибы, травмы головы.
- Судороги, есть ли судороги при высокой температуре.
Раннее развитие
- Голову держит с…. (норма с 1,5 мес).
- Сидит с….. (в норме с 6 мес.).
- Ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.).
- Стоит с …..( в норме с 10-11 мес.).
- Ходит с …..(в норме с 11-12мес.).
- Узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.).
- Первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.).
- Количество зубов к году ….( в норме 8 зубов).
Речевой анамнез
- Гуление в…(в норме с 2-х мес.).
- Лепет в ….(в норме с 4-6 мес.).
- Первые слова…( в норме около года).
- Первые фразы в….(В норме от 1.5 до 2-х лет).
- Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине.
- Использование жестов (замена речи, дополнение речи).
- Отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка.
- Занимались ли с логопедом.
- На протяжении какого времени.
- Результаты занятий с логопедом.
Обследование артикуляционного аппарата
- Губы.
- Зубы.
- Прикус.
- Челюсти.
- Небо.
- Язык.
- Уздечка.
- Увулюс.
Обследование подвижности
- Губы.
- Язык.
Обследование мелкой моторики
- На переключаемост.
- На удержание.
Проверка состояния слуха
При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи. Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.
Обследование произношения звуков
- Гласные звуки.
- Согласные звуки.
- Свистящие, шипящие, аффрикаты.
- Сонорные.
- Звонкие и глухие.
- Фрикативные.
Обследование слоговой структуры слова
- Слова многосложные.
- Со стечением согласных.
- Содержать сходные звуки.
Обследование фонематического восприятия
- Цепочка слогов.
- Цепочка слов.
- Дифференциация оппозиционных фонем.
Обследование словарного запаса
- Предметный словарь.
- Глагольный словарь.
- Подбор синонимов.
- Подбор антонимов.
- Подбор родственных однокоренных слов.
Обследование грамматического строя речи
- Состояние предложений или небольших рассказов.
- Использование предлогов.
- Употребление существительных в разных падежах.
- Употребление падежей в зависимости от числительных.
- Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот.
- Образование формы родительного падежа множественного числа .
- Употребление числа при согласовании с существительным.
- Образование уменьшительной формы существительного.
- Использование суффиксов.
- Образование прилагательных от существительных.
- Употребление приставок в глаголах.
Исследование звукового состава слова (с 5-ти лет)
- Выделение гласного в начале слова и под ударением.
- Выделение гласных в односложных словах.
- Выделение гласного в конце слова.
- Выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова.
- Самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук.
- Определение места звука в слове.
- Определение в слове слогов.
- Определение количества и последовательности звуков, букв.
- Определение гласных букв и согласных.
- Обозначение согласных букв звуком: звонкий или глухой, мягкий или твердый.
Обследование письма (с 7-ми лет)
- Списать слова и предложения с рукописного текста
- Списать слова и предложения с печатного текста
- Записать под диктовку строчные и прописные буквы
- Диктант слогов.
- Диктант слов разной структуры.
- Предложения после однократного прослушивания.
- Слуховой диктант.
Обследование чтения (с 7-ми лет)
- Подобрать гласные, согласные буквы.
- Чтение слогов.
- Чтение слов.
- Чтение фраз.
- Чтение специально подобранных текстов.
Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению. Полноценную диагностику Вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом. Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи Вам и Вашему ребенку.
Ольга Сахаровская
Если ребенок не разговаривает, до скольких лет это является нормой?
Что касается детского молчания и нежелания говорить, то, конечно, в этом вопросе всё очень индивидуально. Но если речь не появляется и в три года, стоит обратиться к логопеду. Что можно сделать в домашних условиях? Очень рекомендую читать стихи и петь детские песенки, не договаривая концовки. Естественно, перед этим вы не раз поёте песню или читаете стишок целиком, чтобы ребёнок их усвоил, запомнил, а затем — начинаете недоговаривать. Таким образом вы растормаживаете его на ритмике, и, когда вы не договариваете последний слог, у малыша есть большая потребность закончить стишок. Наш мозг устроен таким образом, что всегда стремится завершить мелодию или стихотворение, если те заканчиваются на неустойчивой ноте. Очень полезны для развития речи мелодии, заканчивающиеся на открытых слогах. Например, детская песенка: «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко…», где родитель будет петь в слове «далеко» только два первых слога, а ребёнок — заканчивать.
Что должно насторожить родителей в развитии речи ребёнка?
Если это — не первый ребёнок, то, скорее всего, родитель сам увидит какие-то трудности. Если же малыш первый, то нередко мамы и папы могут не заметить, что что-то идёт не так. В этом случае можно посмотреть на других детей или прислушаться к мнению посторонних людей, но не слишком тревожных и не заинтересованных. Нужно обратить внимание на поведение ребёнка — отличается ли оно от поведения других детей в этом возрасте? Насколько оно целенаправленно? Есть ли у ребёнка проблемы с концентрацией внимания? Как он устанавливает контакт со взрослыми, смотрит ли в глаза? Нужно проверять признаки аутизации. Обязательно обратите внимание на понимание речи. Распространённая ошибка родителей — часто они считают, что ребёнок понимает речь, а на самом деле он догадывается о её содержании по контексту. Например, родитель просит: «Принеси мне стаканчик» — и сам показывает пальцем на стакан, не замечая этого. Дело в том, что когда ребёнок не понимает слов, родитель бессознательно начинает дублировать их жестами. Для того, чтобы проверить, способен ли 2–2,5-летний малыш понять речь, можно провести такой эксперимент. Положите мяч (или любой другой предмет) в место, где он обычно не лежит, например в ванную. И попросите малыша сходить туда и принести вам его. Если ребёнок выполнит такую чисто словесную инструкцию — значит, с пониманием речи всё в порядке.
Зачем формировать правильное произношение?
Потому что не исправленное вовремя звукопроизношение способно вызвать нарушение письма и чтения. А в подростковом возрасте проблем ы с речью могут восприниматься как настоящее несчастье и сформировать болезненные комплексы. Дефекты произношения «зашумляют» слова человека и нередко вызывают произвольное отторжение у собеседника. Правильная речь звучит убедительнее, чем нарушенная. Можно ли исправить произношение во взрослом возрасте? Да, но сделать это уже труднее.
Burda Media
Мой ребенок начал заикаться
Жалобы на то, что ребенок начал заикаться почти одновременно с началом говорения или в возрасте 2—3 лет довольно часто приходится слышать специалистам. Срыв речи чаще всего связан с нагрузкой, возрастающей в этот период на центральную нервную систему ребенка. Именно поэтому эти периоды называют критическими периодами развития речи. Причинами, провоцирующими возникновение заикания могут служить кратковременные или продолжительные психологические травмы, испуг, соматическая ослабленность ребенка, подражание речи заикающегося. Заикание называют первичным, если с момента первых проявлений прошло не более двух месяцев.
При сохранении запинок свыше двух месяцев, возникают вторичные явления — нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, нарушения речевой и общей моторики (моторное напряжение, скованность движений, дискоординация). В случае возникновения заикания рекомендуется незамедлительно обратиться к специалистам, поскольку наибольший успех достигается при проведении лечения в первые месяцы после возникновения речевого нарушения. В первую очередь вам следует обратиться к неврологу, психологу или логопеду. Общие рекомендации сводятся к ограничению раздражителей из внешней среды, устранению психотравмирующих переживаний.
Врачом — невропатологом назначается медикаментозное лечение с применением противосудорожных, успокаивающих и снотворных препаратов. В этот период сон должен быть более продолжительным. Перед сном рекомендуются теплые травяные ванны. Близким необходимо создать спокойную домашнюю обстановку, исключить возбуждающие раздражители (просмотр телепередач, игру на компьютере). Не следует обращать внимание ребенка на запинки, а тем более ругать или исправлять его. Придумывайте способы, которыми вы сможете общаться друг с другом без помощи речи — жесты, рисование картинок. Старайтесь занять ребенка спокойными играми, конструированием, лепкой. Предложите ребенку говорить шепотом, следите за тем, чтобы темп вашей речи был спокойным, а сама речь — плавной. Следуйте рекомендациям специалистов, которые проводят систематическое консультирование ребенка.
На каком языке говорить с ребенком: в нашей семье говорят на нескольких языках?
В семье, где родители ребенка разной национальности, этот вопрос становится очень актуальным. Когда речевое развитие ребенка проходит без особенностей, одновременное усвоение нескольких языков не представляет для ребенка сложностей, тем более, что один из языков все равно занимает для ребенка главенствующее положение. Таким языком обычно становится родной язык матери, поскольку именно она проводит с ребенком большую часть времени. То же самое можно сказать и о сознательном стремлении родителей развивать лингвистические способности ребенка, когда родители, свободно владеющие несколькими языками, договариваются о том, что они будут разговаривать с ребенком на разных языках.
Однако, если речевое развитие ребенка нарушается, или отстает от темпов нормального развития, подобный подход в воспитании ребенка не желателен, поскольку он начинает тормозить речевое развитие ребенка. Если развитие речи ребенка проходит с отставанием или особенностями, необходимо выбрать один язык, который ребенок будет осваивать. Отступление от этой рекомендации советуют делать некоторые специалисты при заикании у ребенка. Известны случаи, когда речевые симптомы заикания проявляются на одном языке, но не проявляются, когда ребенок говорит на другом.
Какие основные ошибки допускают родители, желая помочь своему ребенку быстрее заговорить?
Есть два распространённых мнения. Первое из них — то, что с детьми нельзя сюсюкать, говорить детским языком. Я считаю, что такой язык использовать полезно, особенно в игре, для того, чтобы ребёнок научился повторять и произносить различные слоги. Мы, логопеды, сами применяем детский язык в своей работе, особенно с неговорящими детьми. Второй совет, который дают родителям, чьи дети имеют проблемы с речью: «А вы больше с ними разговаривайте». Есть дети с базовым нарушением анализа речи на слух, которые просто «выключаются», когда вы начинаете много говорить с ними. Такому ребёнку, наоборот, рекомендован ограничительный режим, при котором взрослый разговаривает с ним максимально отчётливо. И если он о чём-то просит ребёнка, то нужно говорить не скороговоркой: «Открой-ка, пожалуйста, эту дверку», или «А ну-ка, давай, принеси мне ведёрко». А отчетливо: «открой дверь» и «принеси ведро». Не для всех, но для некоторых детей многоречивость взрослых действительно становится проблемой.
Статья по теме
7 заповедей для родителей: что делать, если ваш ребенок молчит
Сейчас многие дети начинают говорить довольно поздно. С чем это связано?
Если в 1970-1980-е годы речевые нарушения были у каждого четвертого ребенка, то сейчас почти у каждого дошкольника. Среди причин называют плохую экологию и неважную медицину, но основная все же — увлечение гаджетами. Ученые даже ввели новый термин-«смартфонное воспитание»: родители знакомят детей с техникой раньше, чем те начинают говорить. Исследования подтверждают: у малышей, которые до з лет играют с гаджетами, медленнее развиваются речевые навыки. Родители должны постоянно проговаривать все, что происходит в жизни детей. Надо читать, петь, рассказывать сказки, стихи, и не только детские. Если ребенок никак не заговорит, надо идти к логопеду.
Анартрия
Под анартрией понимают отсутствие речи, связанное с органическим повреждением центральной и периферической нервной систем, приводящее к параличу речедвигательных мышц. Чаще всего анартрические нарушения встречаются при тяжелых формах детского церебрального паралича. Невозможность «говорения» при анартрии объясняется поражением отделов мозга, управляющих движениями мышц речевого аппарата — языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки.
Поражение мозговых структур, управляющих двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать работу других структур. Это приводит к тому, что анартрия может сочетаться с другими речевыми нарушениями, например, с алалией, что осложняет специальную коррекционную помощь и прогноз речевого развития ребенка. У вас могут возникать переживания от осознания того, что ваш ребенок не может говорить так, как другие дети. Специалисты помогут вам найти способы, которые научат ребенка общаться с вами с помощью жестов, пиктограмм (рисунков – схем) или других доступных ему средств общения.
Родители должны принимать участие в коррекции или лучше не мешать специалисту?
Помощь мам и пап необходима: именно родители в домашних условиях помогают ребенку отрабатывать задания логопеда, доводить навык до автоматизма. Конечно, заниматься надо в хорошем расположении духа, настроившись на позитив. Важно делать это регулярно, тщательно отрабатывая материал. И все получится!
Burda Media