Какое количество слов и какие должен говорить ребенок в два года?

Поздравляем! Вашему малышу уже целых 2 года! Возможно, вы уже что-то слышали о так называемом кризисе 2 лет и приступах плача. Тем не менее в жизни ребенка в 2 года происходит множество других интересных событий, которые с лихвой компенсируют эти временные трудности. Можно, например, привлекать малыша к участию в семейных традициях, чтобы потом от этого времени и у вас, и у него навсегда остались приятные воспоминания. А если в вашей семье еще нет традиций, самое время их придумать!

Способы развития речи

Развивать речь ребёнка в двухлетнем возрасте совершенно необходимо. При этом взрослый должен требовать от себя речевой культуры, так как именно его выражения и интонации будет копировать малыш. Что можно делать?

Способ №1

Создавать речевые ситуации, в которых малыш должен использовать активную речь.

Способ №2

Обязательно выслушивать ребенка до конца, давая ему возможность сформулировать и выразить свою мыль, даже если она понятна взрослому.

Способ №3

Вводить общеупотребительную лексику, заменяя звукоподражания («ко-ко» – курица, «топы-топы» – ботиночки, «мяу-мяу» – кошечка).

Способ №4

Артикулировать слова, добиваясь четкого звучания. Заниматься артикуляционной гимнастикой, тренируя речевой аппарат и формируя правильную воздушную струю. Это совсем не сложно. Простейшие, но очень эффективные упражнения: облизать намазанные медом губы, подразнить свое отражение в зеркале, имитировать цоканье лошадиных копыт, сдувать ниточку с ладошки, выдувать мыльные пузыри, подгонять бумажный кораблик, надувая его «паруса».

Способ №5

Использовать слова всех основных частей речи.

Способ №6

Постоянно работать над расширением словарного запаса ребенка, переводя его из пассивного в активный. Учить сравнивать и обобщать, называть признаки и характеристики: цвет, форму, размер, положение в пространстве.

Способ №7

Читать ребенку вслух, а затем обсуждать прочитанное. Красочные иллюстрации – обязательно условие успешной работы.

Коррекция

Коррекционно-логопедические мероприятия проводятся на фоне лечения тех патологий, которые послужили первопричиной задержки формирования или обеднения словарного запаса. Основные составляющие медицинской реабилитации:

  • Фармакотерапия.
    Зависит от этиологии причинного заболевания. При неврологических патологиях используются ноотропы, ангиопротекторы, антиоксиданты, витамины, антикоагулянты. Психические расстройства требуют назначения антидепрессантов, ингибиторов холинэстеразы, NMDA-антагонистов, антипсихотиков. Для контроля за эпилепсией необходим прием антиконвульсантов.
  • Психокоррекция.
    Наряду с медикаментозной поддержкой, в реабилитации пациентов используется нейропсихологическая коррекция, когнитивно-поведенческая терапия, терапия средой. При РАС хорошо зарекомендовали себя ABA-терапии, сенсорная интеграция, игровая терапия. Детям с ЗРР, коммуникативными трудностями, ограниченным словарным запасом полезны иппотерапия, дельфинотерапия, песочная терапия.
  • Физиотерапия.
    Стимулирующим действием на речевые центры головного мозга обладают магнитотерапия, электрорефлексотерапия. В постинсультном периоде назначается механотерапия, массаж, лечебная гимнастика.

Обогащение словарного запаса

Задача расширения лексики решается в ходе занятий по развитию речи, коррекции ОНР, дизартрии, афазии. При задержках речи активно используются стимулирующие методики: предметно-сенсорная терапия, пальчиковые игры, игры на звукоподражание. В повседневной жизни необходимо оречевлять (проговаривать) все действия ребенка. Полезны занятия практической деятельностью (лепка, рисование, аппликация), театрализованные и сюжетно-ролевые игры, совместное чтение книг.

В рамках коррекционно-логопедических занятий у пациентов с ограниченным словарным запасом используется:

  • артикуляционная гимнастика;
  • развитие мелкой моторики;
  • логопедический массаж;
  • нейрогимнастика;
  • мнемотехника;
  • лексические упражнения.

Для поддержания когнитивных функций мозга в пожилом возрасте полезна регулярная физическая и умственная активность: ежедневная зарядка, разгадывание кроссвордов, занятия ручным трудом (вышивание, бисероплетение, кружевоплетение), заучивание стихов, овладение новыми знаниями и практическими навыками.

Важность речевой практики

Развитие речи детей должно опираться на постоянную речевую практику. Малыш должен уметь ответить на вопрос о том, что происходит или что нарисовано на картинке. Можно проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же от малыша. Важно включать в речь прилагательные, чтобы точнее и ярче выразить мысль.

Если ребенок неохотно слушает книжки, не беда. Ему можно петь песенки, рассказывать сказки, делая участником импровизированных сценок. Прекрасные возможности для развития творческого мышления и речи дают пальчиковые игрушки или игрушки на руку, с помощью которых можно разыгрывать домашние театральные представления.

Необходимо развивать пространственное мышление, вводя в речь ребенка предлоги, наречия, местоимения. Учить сравнивать предметы, используя сравнительные конструкции, а также членить предмет на части и описывать его («Книжка состоит из обложки и страничек. Обложка одна, а страничек много. Обложка толстая, а странички тоненькие!»)

Целенаправленная работа над развитием речи двухлетнего малыша поможет ему проще общаться, разовьет все виды мышления, придаст уверенности и станет залогом успешности.

Новые нормы развития речи ребенка от 1 до 7 лет

Виктория Краснова врач-невролог, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), остеопат, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины, специалист по нарушениям речи

Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — некоторые нарушения речи можно заметить уже в первые месяцы жизни. Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет врач-невролог, специалист по нарушениям речи у детей.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!

Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.

К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.

Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).

Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:

  • в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
  • ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
  • с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.

Причины ограниченного словарного запаса

Задержка речевого развития

ЗРР проявляется запаздыванием становления речевой функции у детей до 3-4 лет. Речь начинает развиваться с опозданием, имеется крайне ограниченный словарь, трудности грамматического конструирования фразы, грубые нарушения фонематического строя. Минимальный лексический запас ограничивает возможности общения ребенка, тормозит развитие познавательных процессов.

Причины ЗРР могут носить органический или функциональный (темповый) характер. Факторами, провоцирующими ЗРР, выступают:

  • осложнения беременности у матери: резус-конфликт, ИЦН, болезни беременной;
  • тяжелые роды: травмы ЦНС и ШОП, обвитие пуповиной, асфиксия в родах;
  • патология неонатального периода: недоношенность, тяжелая желтуха новорожденных, перинатальная энцефалопатия;
  • болезни раннего возраста: нейроинфекции, гипотрофия, ЧМТ;
  • проблемы воспитания: гиперопека, педагогическая запущенность.

ОНР

Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется поздним появлением речевой активности, бедностью словарного запаса, незнанием и неточностью понимания значения многих слов, неспособностью семантически и грамматически правильно оформить высказывание. В словаре у ребенка с ОНР 1 уровня присутствуют только отдельные звукокомплексы и лепетные слова. При ОНР 2 уровня ребенок пользуется крайне ограниченной лексикой – называет некоторые предметы и действия, составляет фразу из 2-3 слов.

ОНР 3 уровня характеризуется увеличением лексического запаса, позволяющим строить развернутую фразу, но словарь однообразен, а понимание значения слов неточное. При ОНР 4 уровня лексический запас практически соответствует норме, в активном словаре отсутствуют только редко употребляемые слова, имеются затруднения в подборе антонимов и синонимов.

При всех степенях ОНР также имеются грубые нарушения звукопроизношения и фонематического развития, аграмматизмы. ОНР диагностируется при следующих видах речевых расстройств:

  • моторная алалия;
  • сенсомоторная алалия;
  • дизартрия;
  • ринолалия.

Тугоухость у детей

Снижение слуха приводит к системному недоразвитию речевой функции. Это означает, что у ребенка имеется значительный словарный дефицит, искажение слогового состава слов, нарушено произношения многих звуков и их слуховой дифференцировки.

При врожденной или рано возникшей тугоухости (до 3-5 лет) самостоятельная речь и ее понимание могут отсутствовать или находится в зачаточном состоянии. Приобретенная тугоухость не только препятствует дальнейшему речевому и психическому развитию, но и может вызвать распад сформированных речевых функций: обеднение словаря, звуковые замены, дефекты озвончения, появление диспросодии, аграмматизмов.

Ограниченный словарный запас

Расстройства аутистического спектра

Дети с РАС, как правило, начинают говорить гораздо позднее сверстников (иногда только в 3-4 года), не реагируют на своем имя и на обращенную речь, не задают вопросов. При этом они используют ограниченный запас слов, стереотипные высказывания.

Аутичные дети не употребляют местоимение «я», говоря о себе в третьем лице, редко обращаются к окружающим по имени, к родителям – «мама», «папа». Они испытывают сложности с построением предложений, поэтому часто используют чужие фразы (эхолалия). Даже при относительно нормальном лексическом запасе речь аутиста не служит средством коммуникации. Коммуникативные трудности характерны для пациентов с:

  • детским аутизмом;
  • атипичным аутизмом;
  • синдром Аспергера и др.

Интеллектуальные нарушения у детей

Дети с интеллектуальными нарушениями имеют очень ограниченный, примитивный словарный запас, который практически не увеличивается и качественно не изменяется со временем. Они плохо воспринимают вербальную информацию, с трудом выражают свои мысли и потребности. Любая инструкция требует неоднократного повторения, при этом фразы должны быть короткими, состоять из знакомых, часто употребляемых слов.

Олигофрения различной степени выраженности (от пограничной интеллектуальной недостаточности до идиотии) может иметь врожденную или генетическую природу. Генетически обусловленная умственная отсталость встречается при синдромах:

  • Дауна;
  • Ангельмана;
  • Мартина-Белл;
  • кошачьего крика;
  • Прадера-Вилли;
  • Корнелии де Ланге и многих других.

Сокращение словарного запаса, а затем и полный регресс речевых и коммуникативных навыков после периода благополучного развития ребенка характерен для таких патологий, как синдром Ретта, синдром Геллера, синдром Ландау-Клеффнера.

Афазии

Ограниченная лексика может являться следствием афатического синдрома. Такое проявление наблюдается при амнестической (номинативной) афазии, когда больные забывают название предметов, явлений, действий. Вместо нужного слова пациенты используют синонимы, описания, иносказания. Подсказка начала слова обычно эффективна для вспоминания слова целиком.

Сужение словарного запаса демонстрируют больные с динамической афазией. Для нее характерен телеграфный стиль, речевые штампы (отсутствие предикативного словаря, использование только предметной лексики), односложные ответы. Речевая активность снижена, спонтанная речь практически отсутствует, возникают эхолалии.

Эпилепсия

Обеднение словарного запаса и пониженная речевая активность – олигофазия – часто встречается у больных эпилепсией. В начальных стадиях заболевания олигофазия носит преходящий характер и наблюдается только после эпилептического приступа. Затем, по мере прогрессирования эпилепсии она сохраняется и в межприпадочные периоды. Человек забывает слова, не может подыскать название для предмета. Но в отличие от амнестической афазии, подсказка первого и последующего слогов не помогает вспомнить целое слово. Резко уменьшенный, ограниченный словарный запас характерен для эпилептической деменции.

Энцефалопатии

Органические поражения мозга могут вызываться инфекциями ЦНС, травмами головы, интоксикациями, алкоголизмом, церебральной ишемией, гиповитаминозами. Если при острой энцефалопатии речь нарушается по типу дизартрии или афазии, то при хроническом течении отмечается постепенное интеллектуально-мнестическое снижение, развивается психоорганический синдром. Словарный запас сокращается, фразы упрощаются и становятся шаблонными, круг тем для разговора делается ограниченным.

Психические расстройства

Уменьшение словаря происходит у больных с нарушениями психики. Так, стереотипное повторение одних и тех же слов и фраз (вербигерация) наблюдается при кататоническом синдроме, биполярном расстройстве, старческом слабоумии.

При различных видах деменции происходит обеднение всех сторон психической деятельности человека, стойкое интеллектуальное снижение. В начальном периоде больной забывает слова, заменяет их другими, часто не подходящими по смыслу (вербальная парафазия). Далее снижается беглость речи, словарный запас становится бедным, утрачивает навыки чтения и письма (алексия, аграфия). При тяжелой степени деменции нарушается понимание речи, развивается речевая инактивность. Снижение словарного запаса характерно для:

  • болезни Альцгеймера;
  • ВИЧ-деменции;
  • лобно-височной деменции;
  • сосудистой деменции;
  • болезни Пика;
  • сенильной деменции и пр.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!

В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).

Что-то не так?

  • ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
  • отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
  • в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Эмоционально-социальное развитие

Между первым и третьим годами жизни происходит активное развитие поведения, привычек. Формируются основные черты характера и первые контуры личности. В это время дети проявляют сильную привязанность к родителям, а к незнакомым людям относятся с недоверием и страхом. Развивается чувство собственности, кажется, что все, что они любят должно принадлежать только им.

Ребенок начинает играть со сверстниками, у них возникают общие цели. Однако в этом возрасте они достаточно эгоистичны, поэтому общение не всегда протекает гладко.

Девочки

У девочек возникает первая концепция индивидуальности. Они говорят от себя, используют свое имя. Им нравится смотреться в зеркало, наряжаться. Девочки больше мальчиков испытывают потребность во внимании и одобрении взрослых, чаще проявляют самостоятельность, выполняют несложные поручения. Выражают свои чувства к близким, обнимают, целуют.

Мальчики

Мальчики обычно эмоционально сдержаны. Понимают просьбы, но выполняют только после уговоров или объяснений. Смотрят мультики, детские передачи. Осознают, что девочки играют в куклы, а мальчики в машинки.

Проявляют большую самостоятельность, настойчивость. Если что-то не сразу получается, капризничают, быстро отказываются от дела. Сильно привязаны к маме, начинают плакать, когда она уходит. Предпочитают наблюдать за игрой сверстников, нежели участвовать в ней.

Правильное развитие эмоционального фона, социального поведения формируется на основе домашней атмосферы. Малыши чувствуют эмоции взрослых, улавливая изменение поведения, тона разговора.

Развитие речи и подготовка к школе

К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.

К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5–5,5 годам.

В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал» и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.

7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.

Что-то не так?

  • снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
  • возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
  • снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
  • после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.

Физическое развитие

После года ребенок растет не так быстро. Родители часто думают, что он отстает в развитии, потому что привыкли наблюдать заметный рост от месяца к месяцу. Но у каждого свой индивидуальный ритм, большое значение имеет не вес и рост в определенный момент, и изменение показателей в течение времени.

За второй год жизни вес увеличивается примерно на 2-3 кг, а рост на 5-8 см. В этом возрасте он еще кругленький, пухлый малыш. Проверять эти показатели следует 2-3 раза в год.

Новые навыки

В детском возрасте уровень развития двигательных навыков является показателем общего состояния здоровья, по активности движений судят о развитии других сторон личности, в частности психики.

Ребенок к 2 годам должен уметь:

  • подниматься и спускаться с лестницы, ставя две ноги на одну ступеньку;
  • бегает, сохраняя равновесия, падает редко;
  • умеет пятиться назад;
  • бьет ногой по мячу или бросает его рукой, но пока не может выбрать направление для броска;
  • спрыгивает со ступеньки в 30 см, сжав ноги;
  • поднимается и спускается на детской горке;
  • прыгает на одном месте.

Координация движений

Нормальное развитие двигательной активности осуществляется при помощи работы мышечной системы. Степень этого развития во многом зависит от родителей. Однако они забывают, что хорошие физические данные у детей обусловлены двигательной активностью, они должны быть ловкими, подвижными, выносливыми.

В этом возрасте для улучшения координации движения используются игровые упражнения с мячом, обручем, скакалкой. Правила должны быть простыми и понятными. Продолжительность занятия не более 10 минут.

Игры можно проводить во время прогулки, хорошо развивает равновесие ходьба по бордюрам, прыжки на батуте и даже качание на качелях.

Дома подойдут занятия с мячом, пусть ребенок попробует попасть им в цель, или дайте ему замок с ключом, чтобы он попытался его открыть.

Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе

Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).

Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Каждый родитель, у которого появился чудесный малыш, в определенный момент задумается над вопросом правильного развития ребенка. На сегодняшний день существует большое количество информации по развитию детей и в электронной форме и в литературе, множество каналов транслируют передачи для молодых родителей. Одним из важнейших элементов жизни ребенка, является речь и ее развитие. Когда ваш ребенок начинает произносить первые звуки, следует постоянно поддерживать с ним разговор. Речь ребенка 2 лет вам, как родителям, хоть и понятна, однако все равно слышатся неправильное произношение, проглатывание букв, и именно в этом случае взрослым необходимо помогать малышу, правильно произносить слова и фразы. Ни в коем случае нельзя постоянно «сюсюкаться» с вашим крохой, особенно если вы желаете ему донести новое слово, либо озвучить название предмета.

Ребенок в 2 года уже в некоторой мере понимает интонацию голоса, ему можно показывать игрушку и озвучивать голосом зверюшек, так ребенок не только будет запоминать грубые и писклявые голоса животных, но и пытаться повторять их самостоятельно. В этом возрасте ребенок понимает смысл всех слов своих родителей, однако в среднем выговаривает около 200 либо 300 слов, малыш пытается связывать по 2-3 слова вместе, например: «мама пришла!», «машина поехала», «яблоко упало». Речь ребенка 2 лет имеет такие особенности: кроха говорит как бы от третьего лица, либо называет себя по имени. Двухлетние детишки довольно хорошо понимают суть короткого рассказа о каких-либо действиях, событиях, которые с ним происходили, отвечает на некоторые вопросы. Ребенок способен выполнять несколько поручений и просьб взрослых, умеет жалеть, благодарить. Имеет способность дополнять короткие и знакомые стихотворения либо песенки. Неплохо справляется с описанием лица человека, картинки либо другого предмета. У малыша хорошо получается давать оценку самому себе и своим действиям. Малыш отлично знает, что нужно сказать при встрече и прощаясь с детками и взрослыми.

Как развивать речь ребенка 2 лет.

В двухлетнем возрасте большая часть детишек умеет излагать свои мысли, они называют названия предметов, состояния окружающего мира, свои собственные ощущения. Однако именно в этот период родители должны решить одну из главных задач изъяснять грамматические правильные фразы, пополнять запас слов. Чтобы развить речь ребенка 2 лет применяют полезные упражнения.

  1. Во-первых, необходимо научить малыша воспринимать себя в первом лице, чтобы он понимал что он — это «Я», а так же запомнил такие местоимения как «ты» и «мы».
  2. Во-вторых, ребенок должен уметь правильно склонять глаголы. Для этого можно поиграть с ним в игру, взять например слово «бегать» и чтобы малыш попробовал сам склонить глаголы по лицам: «я бегаю», «ты бегаешь», «мы бегаем».
  3. У многих деток есть проблемы с произношением таких букв как «м», «б», «р».

Развитию речи в 2 года помогает и совместная деятельность (игры) ребенка с родителями, можно построить ребенку из конструктора машину или дом, при этом каждое свое действие желательно описывать, время кормления тоже можно не тратить даром, а задавать ребенку вопросы, что он кушает, название продуктов, вкусовые качества и другое, в процессе одевания так же есть возможность научить ребенка называть вещи правильно, своими именами. Можно сказать, что речь можно развивать при каждом удобном случае!

Каждый родитель знает, что развитие речи у мальчишек и девчонок несколько отличается. Девочки намного раньше развиваются, у них быстрее пополняется словарный запас. Мальчики же довольно часть излагают свои мысли на своем языке.

Что делать если ребенок в 2 года не разговаривает?

Прежде всего, необходимо не впадать в панику и не накручивать себе дурные мысли. Если ваш ребенок физически хорошо развивается, не страдает неврологическими заболеваниями, тогда у вас нет причин для волнения. В случае же если ваш малыш перенес тяжелое заболевание, отстает в развитии, не желает повторять за вами слова и буквы, не выполняет ваши просьбы и просто игнорирует их, следует обратиться к специалисту.

Каждый родитель должен уделять больше времени своему маленькому человечку, выходя с ребенком на прогулку нужно рассказывать ему о том, что происходит вокруг, что дует ветер, светит ярко солнышко, моросит дождик и т.д. Чтение стихов, книжек только поможет развить память ребенка, однако при приобретении литературы следует обращать внимание на: иллюстрации, они должны быть яркими, красочными и большими, страницы книги должны быть плотными, чтобы малышу было удобно их перелистывать, в целом содержание книги должно соответствовать возрасту ребенка, быть ему интересным. Не нужно заменять свое общение с детьми на просмотр мультфильмов и других программ с телевизора либо компьютера. В случае же если ваш ребенок проводит более 5 часов в день у экрана телевизора, как результат этого — обеспеченная задержка речи.

Советуем все достижения вашего маленького чуда записывать и фиксировать, ведь это по настоящему чудесные превращения и открытия, появлению которых вы способствовали и приложили массу усилий. Помимо этого, будучи взрослым, ваш сын или дочка наверняка захотят вспомнить свои детские годы!

Учитывая все наши советы, вы с маленького возраста воспитаете грамотного, умного, смышленого ребенка. Эти знания и навыки, которые вы заложите в этот период жизни, помогут ребенку в его дальнейшем жизненном пути, при поступлении в детский сад, либо в школу. Поэтому не ленитесь и больше уделяйте внимания своим прекрасным малышам!

Одним из основных вопросов, который волнует родителей, является определение соответствия уровня развития речи их малыша норме. Наиболее ответственные мамы и папы обращаются к квалифицированным специалистам, однако однозначного ответа на волнующий вопрос так и не находят. Это связано с тем, что особенно в раннем возрасте, когда происходит наиболее интенсивное развитие речи, могут быть неоднозначные результаты. Чтобы можно было контролировать овладение ребенком произносительными умениями, а также понимание обращенной к нему речи окружающих, следует знать приемы изучения этих процессов.

Понимание ребенком второго года жизни названий предметов

В качестве диагностического материала обычно выступают 3-4 игрушки, которые хорошо знакомы ребенку. Это могут быть машинка, мяч, собачка и др. предметы. Начните диагностику с выставлением перед ребенком игрушек. После чего спросите у него, например, «Где мячик?» и т.д. Ребенок должен отыскать по названию все предметы. После этого следует поменять игрушки местами и снова попросить малыша найти их. Задание является успешно выполненным, если ребенок находит не менее трех игрушек. Таким же образом можно предлагать малышу найти предметы одежды, посуды, фрукты и т.д. Главное условие, чтобы ребенку он были знакомы.

Понимание ребенком второго года жизни названий действий

Для диагностики вам понадобятся кукла (или другие сюжетные игрушки, например, курочка, собачка, котик и др.), игрушечные ложка, тарелка и кроватка. Предложите ребенку выполнить следующие игровые действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Малыш, который понимает обращенную речь, совершает функционально правильные действия с предложенными игрушками.

Еще одним способом выяснения понимания ребенком названий действий, является выполнение посильных поручений в повседневном режиме дня. Например, можно предлагать ребенку следующие поручения: «Покажи…», «Возьми…», «Найди….».

Понимание ребенком второго года жизни названий признаков предметов

В качестве стимульного материала могут выступать разные в одном признаке, но одинаковые по всем остальным признакам предметы, например, красный и синий мяч, большой и маленький кубик и др. Выставьте перед малышом парные игрушки и предложите ему дать вам конкретный предмет: «Дай синий мяч».

Понимание ребенком второго года жизни несложного рассказа по сюжетной картинке

Для диагностики следует подготовить простые по сюжету картинки, например, девочка умывается, мальчик спит и др. Эти сюжетные картинки (не более 2-3) следует расположить перед малышом и спросить у него, например, «Где девочка умывается?». Нормально развивающийся ребенок показывает на нужную картинку, может сопровождать свой выбор имитационными действиями и речевыми проявлениями.

Овладение ребенком второго года жизни активной речью

Чтобы узнать, как идет развитие активной речи малыша, следует чаще с ним общаться и играть. Кроме этого данный процесс можно изучать при выполнении ребенком заданий на понимание речи.

Малыш в 1 год 3 месяца в процессе взаимодействия со взрослым как в повседневной жизни, так и в процессе игры обычно использует различные лепетные или облегченные слова, например, «бах», «дай», «мама» и др.

Ребенок в 1 год 6 месяцев активно использует звукоподражания типа «би-би», «ам-ам», «тук-тук», «му-му» и др.

Малыш в 1 год 9 месяцев начинает продуцировать простые двухсложные фразы типа «Мама ам-ам», «Ав-ав ням-ням». Также в речи ребенка начинают стремительно появляться полные слова с определенным звуковым искажением, например, «абака», «сябака», «кусять» и др.

Следует помнить, что уровень речевого развития малыша зависит от заботливого отношения к нему родителей, которое состоит не только в том, чтобы ребенок был сыт и чист, но и в полной мере мог удовлетворить свою потребность в общении и познании окружающей действительности.

После полутора лет речевая активность у детей развивается полным ходом. В 18 месяцев лексический запас насчитывает около 50 единиц активного словаря, хотя некоторые звуки разобрать все еще трудно. Как разнообразить речь малыша в возрасте от 1,5 до 2 лет. В детском в Бутово уделяют огромное вниманию речевому развитию детей.

Как разнообразить речь малыша?

Уже к двум годам у малышей появляется много понятных фраз, с досказанными окончаниями.

Словосочетания становятся длиннее, приходит понимание сути беседы. Ребенок выдает первые короткие предложения, заставляя, взрослого вставлять пропущенные согласные.

Появляются первые мурчащие песенки. Соединение слов с действиями, самое любимое занятие раннего возраста (тянется на руки, если устал, «ш-ш-ш» – прикладывает указательный палец к губам, «не-не» мотает головой в знак протеста).

Развивающие игры и упражнения

Игра-средство воспитания и обучения, которое помогает выражать свои желания, эмоции, чувства. Важно не то, сколько времени уделяется ребенку, а качество проведенных совместно часов.

Перед малышом открывается удивительный мир, который предстоит обследовать. Возросшая двигательная активность помогает добраться туда, куда он хочет. Задача родителей-направить энергию в правильное русло, организовать досуг так, чтобы ребенок не просто играл, а развивался в разных направлениях.

Упражнения на физическое развитие

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой-он сам нуждается в движении и охотно выполняет упражнения. Тренировки должны проходить в виде игры, лучше в первой половине дня.

Регулярные занятия способствуют укреплению мышечной системы, правильному формированию опорно-двигательного аппарата, повышают иммунитет.

По тропинке

На пол положить две доски шириной 20-25 см или листы бумаги. Ребенок должен пройти по ним с прямой спиной, свободно балансируя руками. Если у него уже все получается, он не теряет равновесие, можно усложнить задачу: во время прохождения, сказать «вот тут лужа, ее надо перешагнуть» и т.д.

Покажи как

Детей просят показать различных животных. Старайтесь выбирать животных с отличительными повадками. Ребенок изображает их с помощью жестов, мимики, движений.

Во время игры развивается фантазия, мыслительная деятельность, координация движений, тренируются мышцы.

Игры с мячом

С помощью занятий с мячом детки учатся удерживать и ловить круглые предметы, развивают ловкость, способствуют ориентированию в пространстве.

Можно сделать импровизированные ворота из кубиков, в которые нужно закатить мяч. Затем перейти к обучению ловить снаряд на лету, сначала для этой цели лучше использовать воздушные шары.

Развитие мелкой моторики

Занятия на мелкую моторику – это не просто обучение ребенка владеть своими пальчиками, но и стимуляция речевого развития. В коре головного мозга есть зоны, отвечающие за артикуляцию и движения пальцев, при стимуляции одной зоны, автоматически разрабатывается другая.

Упражнения

  1. «Рыбалка». В небольшой таз или миску налейте воды, положите туда несколько предметов: шарики, крупные бусины. Попросите ребенка выловить предметы с помощью сачка или сита, используя при этом каждую руку по очередности.
  2. «Шарик». Дайте малышу листок бумаги, предложите сформовать из него плотный шар.
  3. «Палочки». На стол выложите счетные палочки, ребенок должен по одной сложить назад в коробку, используя указательный и большой пальцы.
  4. «Кто быстрее». Двигайте прямыми указательным и средним пальцами по краю стола, наперегонки.
  5. «Ладошки». Ладонь на столе, на счет раз-пальцы врозь, два-пальцы вместе.
  6. «Бочонок». Согнуть поочередно пальцы каждой руки в кулак, сверху оставляя отверстие.

Творчество

Рисование, лепка, работа с разными видами круп-все это отлично подойдет для развития мелкой моторики. Творческие занятия формируют фантазию, укрепляют пальчики, развивают умелость рук.

Раскрашивание крупных картинок-интересное и увлекательное занятие, необходимо следить, чтобы ребенок раскрашивал не заезжая за линии.

Во время лепки из пластилина или теста, придумывайте интересные фигуры, чтобы можно было использовать различные способы: скатывание, раскатывание, сплющивание.

Различные виды круп можно использовать в качестве аппликаций. Нарисуйте на листе простой рисунок-дом, дерево. Налейте клей на изображение, пусть малыш засыплет каждый фрагмент рисунка отдельной крупой: крышу у дома-гречкой, фасад-пшеном и т.д.

Развиваем слух

Речь непосредственно связана со слухом. Слуховое восприятие необходимо развивать в двух направлениях: обычные и речевые звуки. Во время обучения необходимо соблюдать последовательность, сначала изучите звуки природы, животных: шелест листьев, шум моря, мяуканье кошки. Затем транспортные шумы: скрип тормозов, полет самолета и только потом звуки музыкальных инструментов.

Пение и танцы

Многие дети любят слушать, как поют родители и подражать им. Знакомую считалочку или потешку они быстро узнают и запоминают. Практикуйте совместное пение.

Чаще включайте малышу различную музыку, танцуйте вместе. Покажите, как надо двигаться под быструю мелодию, как под медленную.

Музыкальные загадки

Возьмите стеклянную банку, несколько предметов: ложку, карандаш, пластиковую трубочку. Стучите ими по банке по очереди, ребенок должен запомнить звук. Затем пусть он отвернется и угадает по звуку, каким предметом вы стучите.

Встаньте за спиной у малыша, с какой-нибудь определенной стороны. Позвоните в колокольчик. Пусть он угадает, из какого направления доносится звук.

Музыка

Даже младенцы интересуются музыкой. Больше всего им нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы. Предпочтение отдается простому, запоминающемуся ритму. Для двухлетнего ребенка идеальным инструментом будет ксилофон, детский рояль с несколькими клавишами.

Развиваем речь

Около двух лет у детей формируется правильная речь, они начинают высказывать мысли. Родители должны способствовать развитию речевых навыков:

  • Дайте возможность говорить. Не прерывайте малыша, когда он что-то рассказывает, ему и так очень сложно формулировать мысли, выжидайте паузы, не торопите его.
  • Говорите правильно, тогда и ребенок изначально будет использовать слова, не искажая их.
  • Расширяйте словарный запас играючи. Можно описать игрушку. Пусть малыш даст предмету характеристики, помогайте ему, подсказывайте новые слова.
  • Читайте разные книги. Чтение вслух прекрасно развивает речевые навыки, старайтесь использовать различную литературу: стишки, сказки, рассказы.
  • Не требуйте невозможного. В 2 года ребенок не может четко говорить все слова, отдельные звуки устанавливаются поздно, например звук «р» имеет право появиться к 6 годам. А некоторым удается им овладеть к концу первого класса.
  • Общайтесь каждую минуту, во время прогулки обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте наводящие вопросы.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения на развитие артикуляционных мышц сначала показывают родители несколько раз перед зеркалом, затем просят повторить с ними одновременно. Занятия проводятся ежедневно по 10-15 минут.

  1. Приоткройте рот, высуньте язык, слегка покусайте его зубами.
  2. Попросите ребенка широко улыбнуться, затем поцеловать вас, вытягивая губки.
  3. Изобразите языком маятник на часах: касайтесь одного уголка губ, затем другого.
  4. Надуйте щеки, резко сдуйте.
  5. Изобразите, как кошка лакает молоко. Втягивая язык, закругляйте его, как будто захватываете молоко.

Методы речевого развития

Совместное рассмотрение и обсуждение книжек с яркими иллюстрациями.

Хороший старт для создания ассоциаций словесных выражений и предметов. Книги усложняются по мере возрастания интереса к ним. Для начала подойдут издания с твердыми страницами и большими картинками, для более старшего возраста – тонкие листы и мелкие изображения. Главная задача – задать вопрос: «Где спрятался синий трактор?», «Что это?», «Давай найдем бабочку?» и т.д.

Словарный запас и его употребление в речи.

К примеру, если малютка задает вопрос «Что это?», показывает на птицу, возможен такой ответ: «Это голубь – он летает в небе». Родитель не только ответил на вопрос, но и дополнил термин развернутой ассоциацией.

Речевые игры и песни с движениями.

Учится, играя, задействовав собственные части тела, напевая при этом мелодию, – вот что нужно для пополнения активного словаря ребенку. Подойдут рифмованные игры «Сколько пальчиков?», «Сорока-Ворона», пальчиковые игры «Постучи в окошко», «Хочу построить дом», песни с движениями «Мишка косолапый», «Мы ногами топ-топ», «Курочка и цыплята» и т.д

Объяснение своим поступкам.

«Давай-ка мыть личико!», «Просовывай руку в куртку!», «Пойдем на улицу!», «Нужно собрать игрушки!».

Разговор в форме вопроса.

Детям нравится слушать и повторять интонацию вопросительной формы предложений. Вопрос подразумевает ответ, и маленький человек пытается ответить либо интуитивно сделать правильный ход, который одобрит взрослый.

Разговор с малышом должен быть прост и незамысловат.

Маленький ученик может запутаться и потерять смысл просьб или вопросов. Говорить следует медленно и просто, не забывая про паузы, позволяя малышу подумать над сказанным.

Нет надобности, постоянно поправлять речь крохи.

До 2 лет дети могут лепетать, не говоря ни слова, экспериментировать со звуками. Это объясняется тем, что они попросту накапливают лексику, и в один прекрасный момент начнут ее воспроизводить. Настойчивые родители, желая ускорить процесс, чаще повторяют те или иные фразы, чтобы ребенок смог их имитировать.

Речевое развитие в возрасте от 1,5 до 2 лет – важный фактор развития личности. Старайтесь как можно больше разнообразить речь малыша. Умение выражать свои мысли активизирует мозговую активность.

Маленький юнец командует

На самом деле он проверяет новые слова такие как «Иди сюда», «Принеси зайку», при этом испытывает реакцию взрослых. Малыш начинает понимать слова, которые могут двигать людей. Ему это нравится, теперь он меньше стал плакать и хныкать, родители стали больше его понимать. Ребенок теперь волен попросить передать ему что-то за столом или направиться в сторону холодильника, если не наелся.

Чем больше малыш испытает удовольствия от общения, тем быстрее и правильнее он научится говорить.

В детском в Северном Бутово малышей учат коммуникабельности путем совместного общения с родителями и сверстниками. Записаться на занятия можно прямо на нашем сайте. Приводить ребенка в группу можно с годовалого возраста.

Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». На все эти вопросы я отвечу в этой статье.

Грамматика

В случае если ваш сын или дочь уже пришли к тому, что способны составлять и говорить предложениями, то в основном они простые повествовательные или восклицательные. Обычно слова согласованы в предложениях по числу и роду. Однако могут встречаться ошибки в падежных окончаниях.

Выдавать сложные предложения для малыша двух лет еще тяжелая задача. Но мама с папой в коммуникации с ребенком должны их использовать. Ведь малыш все еще повторяет за вами. Например, «Сначала мы покушаем, а потом пойдем гулять».

Что касается вопросительных предложений, то малыши пытаются передать вопрос интонацией, а не вопросительными словами. Для них это легче. Хотя они уже понимают их. Чтобы тренировать вопросы, можно предлагать малышу следующие упражнения: «Спроси у папы, где кошка? Спроси у дедушки, когда будем играть?» и т.д.

Что должен говорить ребёнок в 1,5 года?

Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» — Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу).

Здоровье ребенка: правила игр у воды

Если малыш любит играть в воде или у воды, за ним нужно приглядывать особенно внимательно. Вот некоторые правила безопасности:

  • Если дети играют в воде, рядом обязательно должен быть кто-то из взрослых.

    Неважно, учится ли малыш плавать, просто плещется в бассейне или даже в ванночке, за ним обязательно должен присматривать кто-то из взрослых, если вас нет рядом.

  • Не спускайте глаз с ребенка.

    Даже если поблизости есть спасатели, смотрите только на малыша, не отвлекайтесь на книгу или телефон.

  • Заходите в воду вместе с малышом.

    Не отправляйте ребенка плескаться или учиться плавать одного. Зайдите с ним в воду и держитесь рядом, на расстоянии вытянутой руки.

  • Если вы не можете присмотреть за ребенком, поручите это кому-нибудь надежному.

    Но ни при каких обстоятельствах не поручайте присмотр за малышом другому ребенку, пусть даже старшему.

  • Наденьте на ребенка спасательный жилет.

    Если вы с малышом плаваете на лодке по озеру, морю или реке или если вы просто находитесь рядом с открытым водоемом, обязательно наденьте на ребенка спасательный жилет по размеру.

  • Если у вас есть бассейн, установите вокруг него ограждение. Дверь, ведущая к бассейну, должна быть закрытой.

    Если малыш находится без присмотра, нужно исключить любую вероятность того, что он окажется рядом с бассейном.

  • Спускайте воду из бассейна-лягушатника после каждого использования.

    Многие малыши обожают плескаться в лягушатнике. Однако необходимо спускать из него воду после купания.

Развитие речи детей 1,5 — 2 года (в норме)

Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:

1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов

Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

  1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
  2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
  3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
  4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
  5. Из какого количества слов малыш строит предложение?
  6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]