Особенности формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста


Что такое воображение

Если говорить в общем, то воображение – это способность человека перекомбинировать образы. Сущность воображения проявляется в том, что оно помогает «схватить» целое раньше его частей. Человек может создать целостный образ, опираясь лишь на небольшой намек.

Отличительной чертой воображения является своего рода отчуждение от реальности, формирование новых образов. Человек не просто воспроизводит уже имеющиеся у него представления, что является обычным свойством памяти. Психологи имеют разную точку зрения по поводу того, почему у человека имеется возможность строить новый воображаемый мир.

Д. Дьюи писал о том, что детское воображение более богато, чем у взрослых людей. А согласно С.Л. Рубинштейну, детское воображение можно оценивать только, если сравнивать его с тем, каков темп развития других процессов психики.

Интерес к этой теме связан с тем, что перед исследователями стоит задача определить, как наиболее полно раскрыть индивидуальность детей и их творческий потенциал. Современная жизнь постоянно усложняется. Она принимает все более разнообразные формы. И от людей сегодня требуются не шаблонные и привычные действия, как это было столетия назад.

Потребность детей в творчестве

Сегодня как никогда важен творческий подход к решению многих задач. Членам общества необходимо уметь самостоятельно ставить перед собой и решать новые задачи. Уже при работе с дошкольниками необходимо развивать активную творческую личность, способную формироваться и развиваться самостоятельно.

В детском возрасте человек развивается усиленно. Его сознание постоянно претерпевает изменение. Он постоянно обучается чему-то новому. Его жизнь состоит из противоречий и парадоксов, без которых невозможно представить себе процесс формирования личности.

Особенно ярко это проявляется в творческой деятельности, что позволяет полностью раскрыть ребенку собственный внутренний мир. Творчество рассматривают как содержательную форму психологической активности. Это универсальная способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разных типов деятельности.

В дошкольном возрасте проще всего заложить основы для формирования творчества. Именно в этот период у ребенка происходят прогрессивные перемены. Развиваются его психические процессы, активно формируются качества личности, ребенок становится более самостоятельным, формируются его способности и наклонности.

Выводы

Современный мир требует от человека умения находить нестандартные решения задач. Уже в начальной школе ребенок сталкивается с заданиями, для успешного выполнения которых необходим креативный подход. Именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития воображения. Для этого существует множество игр и упражнений, в которых малышам нужно самостоятельно придумать что-то новое и необычное. И не забывайте показывать ребенку пример, ведь дети копируют поведение взрослых: играйте и фантазируйте вместе с малышом.

Творческая деятельность в детском возрасте

Согласно Л.С. Выготскому, в старшем дошкольном возрасте появляется новая форма активности – творческая деятельность. Ребенок проявляет инициативу и активен в том, чтобы применять уже изученные приемы работы в отношении нового содержания. Он учится находить оригинальные способы как решать поставленные задачи, учится использовать разные типы преобразований и т.п.

Долгое время классическое обучение строится в основном на применении метода, опирающегося на репродуктивную деятельность. Педагоги рассматривали исследовательский поиск в качестве вспомогательного подхода, применяемого в педагогическом процессе.

Подобный информационно-рецептурный подход приводит к тому, что дети утрачивают только что зародившуюся способность к проявлению поисковой активности. Это связано с тем, что их обучение в основном основывается на подражательстве и послушании. В результате ребенок теряет самостоятельность, не способен мыслить и творить сам.

Способности детей самостоятельно находить нужную информацию педагогика рассматривает сегодня как одну из важных черт поведения ребенка.

Формирование творчества в детском возрасте

Дошкольная педагогика содержит множество теоретических разработок, посвященных формированию воображения в детском творчестве. Но вот для реализации этого на практике представлено мало методических научно обоснованных разработок. Исследовали формирование воображения и его особенности в дошкольный период ученые Л.С. Выготский, В.Н. Дружинина, Н. Захарюта и другие.

Описывая детское воображение, как скудное или богатое, нужно иметь в виду, что на этот вопрос существуют разные точки зрения. Одни утверждают, что воображение детей дошкольного возраста намного более богато, чем у взрослого человека. Ведь дети значительную часть своей жизни посвящают фантазиям.

Другие же считают, что раз главным источником для воображения становится практический реальный опыт жизни человека, то у детей оно принимает более примитивные и бедные формы.

Какие виды воображения бывают?

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

  • активное (деятельное)
  • пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

  • воссоздающее
  • творческое.

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.


Особенности детского воображения

Довольно сложным считается вопрос о том, насколько богато воображение ребенка. Есть предположение, что детское воображение более богато, чем у взрослых людей. И на самом деле, дети часто любят пофантазировать: они любят сочинять истории, придумывают фантастические сюжеты, легко могут приписать камню или дереву человеческие отношения и переживания. Они часто разговаривают с вещами.

Но эти элементы, которые входят в детские фантазии, заимствуются ими из реального опыта. Например, из сказок, которые они услышали от родителей. Или из увиденных фильмов или услышанных слов.

В-общем, основой для фантазии всегда становится то, что ребенок встретил в своей реальной жизни. Новые комбинации старых образов, перенос событий и свойств с одних персонажей на другие – все это позволяет создавать оригинальные фантастические картины, которые не похожи на реальный мир.

Но любые фантастические комбинации строятся на основе реального детского опыта, на том, что они уже узнали. А так как знаний у детей пока мало, и у них бедный жизненный опыт, то и материалов для воображения значительно меньше.

Ребенок способен вообразить гораздо меньше, чем взрослые люди. Его воображение ограничивается скудными представлениями о жизни, и основываются на его примитивном жизненном опыте. Значит, детское воображение не может быть богаче, чем у взрослого. Оно намного беднее.

Но вот если говорить о роли, которую воображение играет в жизни человека, то она значительно больше для детей, чем для взрослых. Воображение намного чаще проявляется у детей, позволяет им как-бы отлетать от действительности. Особенностью детского воображения является и то, что они верят в то, что придумывают.

Как зарождается творческое воображение

Реальный и воображаемый миры не имеют у них такую же четкую границу, как у взрослых людей. Эмоциональные переживания в воображаемых ситуациях так же сильны, как если бы они были реальны. И эти переживания значительно сильнее, чем у взрослого человека.

У детей от трех до пяти лет вполне может быть свойство оплакивать потерю колобка или козлика. Они могут начать угрожать злому волшебнику в спектакле, стараться его даже побить, придумать способ спасти зайчика от волка. Воображаемое пространство вызывает у детей мощный поток эмоций. Дети на самом деле переживают о том, что может стать угрозой для воображаемого персонажа.

Известно то, что взрослые люди часто в воспитательных соображениях вводят в сознание детей выдуманных персонажей: злых героев, которые могут забрать непослушного ребенка. Придумывают и добрых фей, которые могут дарить хорошие подарки и творить чудеса. Все эти персонажи для ребенка являются реальными героями. Они на самом деле испытывают страх перед Бабой Ягой и ждут добрую фею.

Главные функции детского воображения

Воображение детей с самого раннего возраста обладает двумя главными функциями: аффективная и познавательная. Главная задача познавательного воображения – это мысленное воссоздание реальности, достраивание представлений о мире, приобретение новых впечатлений. Воображение позволяет детям творчески осмыслить схемы действий людей, выстроить целостные образы каких-либо событий или явлений.

Аффективная же функция воображения связана с тем, чтобы утверждать и защищать собственное «Я». Эта защита может осуществляться разными путями. Во-первых, когда ребенок множество раз воспроизводит травмирующее его событие. Это позволяет ему как бы отстраниться от него и увидеть его со стороны.

Во-вторых, дошкольники продуцируют воображаемые ситуации, в которых стараются утвердить себя. Это помогает им чувствовать себя смелыми и сильными, умелыми и ловкими, даже в какой-то мере всемогущими. Многие детские фантазии о совершаемых победах и успехах, например фантазии о том, как можно спасти Кая или Иванушку, основаны на этой функции.

Когда дети подражают действиям взрослых, они начинают уже с раннего возраста использовать бумагу и карандаши, чтобы создавать каракули. Постепенно дети уходят от бездумного чирканья и начинают осознавать функцию карандаша. Так движения ребенка приобретают черту осознанности и точности. Начинается период изобразительной деятельности.

Рисунки появляются в жизни ребенка, когда тот начинает связывать собственные каракули с предметами и осознанно начинает создавать воображаемые предметы с помощью карандаша на бумаге.

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:

  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
  • «Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
  • «Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
  • «Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
  • «Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
  • «Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
  • «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Видео о том, как с помощью необычной книги можно заниматься с ребёнком, развивая фантазию и воображение

https://www.youtube.com/watch?v=Z_tWKUD9ASk

Изобразительная деятельность и детское воображение

Чтобы начать изобразительную деятельность, можно словесно формулировать намерение. Желание изобразить знакомые ему графические образы проявляется в кругоподобных кривых, с помощью которых дети изображают дядю или тетю и т.п.

Со временем эти картинки перестают удовлетворять детей, и они начинают находить новые графические образы. Так появляются головоногие существа на бумаге.

Большой скачек в формировании ребенка отражается и в изменении процесса рисования, который происходит в дошкольный период. При помощи взрослых дети начинают рисовать деревья, дома, машины, цветы. Дошкольник учится преодолевать шаблоны и сам рисует то, что ему интересно.

Все, что только можно вообразить и нафантазировать, дети пытаются нарисовать. Многие из них интересуются фантастическим миром. Они с удовольствием рисуют принцесс и волшебников, колдунов и фей. Дошкольники также рисуют то, что с ними происходит в реальной жизни. Рисование принимает форму игры. С помощью изобразительной деятельности дети осваивают свое социальное окружение, а также мир, в котором они живут.

Изобразительное творчество позволяет создавать фантастические образы, используя элементарные приемы. Ребенок меняет цвет, искажает формы, создает необычные расположения предметов. Эти образы еще пока бедны и не выразительны.

Ценные советы родителям

Ценные советы помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:

  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научиться творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.
  3. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  4. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Да уж, иногда надо что-то построить, соорудить для игры. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  5. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
  6. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.

Возрастные особенности творческого воображения

Творческое воображение детей обладает некоторыми возрастными особенностями. Заметно то, что дети в одной и той же группе могут по-разному проявлять себя во время творческой активности. Созданные ими образы также индивидуальны. Когда дети создают песни и сказки, танцы и рисунки – во всем этом прослеживаются индивидуальные черты.

Н.И. Стрелянова изучала индивидуальные особенности творческого воображения дошкольников в изобразительном искусстве. Она выделила четыре группы дошкольников, которые различаются по своим индивидуальным проявлениям в рисовании: медленные и быстрые преобразователи, медленные и быстрые воссоздатели.

Рассмотрим каждый этот тип подробнее.

Медленный преобразователь

Воображения ребенка направляется на преобразование во время работы по аппликации и рисованию. Ребенок создает медленно образы, предварительно он их долго обдумывает. Обычно эти дети гораздо дольше работают над созданием собственных аппликаций и рисунков. Изобразительные линии тонкие и робкие. Но со временем они становятся более яркими и уверенными. Причем ярко выражаются главные образы, и менее насыщенным становится фон. Дети увлечены работой, легко и быстро обучаются.

Быстрый преобразователь

Воображение приобретает заметную направленность на преобразование объектов. Ребенок быстро формирует образы. Дошкольники гораздо быстрее выполняют свои аппликации и рисунки. Линию на рисунки они изображают резко, сильно нажимая на карандаш. Штриховка приобретает смазывающие свойства. Яркость и резкость раскрашивания усиливается по мере приближения к завершению работы. Дети работают увлеченно. Особенно продуктивны их действия в первые минуты занятия. Они легко и быстро обучаются.

Медленный воссоздатель

У детей воображение направлено на воссоздание и повторение. Очень медленно формируются образы. Дети в основном работают по созданию образов дольше, чем другие их ровесники. Изобразительные линии робкие и тонкие, особенно в первых работах для каждого задания. Все элементы изображения одинаковые по силе нажима. Штрих очень аккуратный. Главное содержание более ярко раскрашено, чем фон. Дети осваивают изобразительную деятельность медленными темпами.

Быстрый воссоздатель

У дошкольников воображение направлено на повторение и воссоздание. Их образы довольно быстро формируются. Работу выполняют достаточно быстро наравне с большинством ровесников. Линия изображения резкая, нажимают на карандаш сильно. Штриховка приобретает смазывающие свойства. По мере приближения к завершению работы яркость и резкость увеличивается. При этом процесс обучения протекает медленно.

Таким образом, у детей дошкольного возраста наблюдаются разные проявления творческого воображения. Поэтому и условия их развития в дальнейшем будут своеобразны для любого вида деятельности. Формируя воображение с ранних этапов развития, мы не просто положительно воздействуем на процессы познания и творчества, но и оказываем благоприятное воздействие на формирование личности детей.

У детей старшего дошкольного возраста творческое воображение имеет свои особенности. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В данном возрасте совершенствуются все психические процессы, в том числе и воображение.

Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Составитель:

Подлипаева Наталия Сергеевна,

воспитатель первой категории

МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка —

детский сад № 1»

В статье раскрываются понятие творческого воображения и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста, предложены условия и способы формирования у детей воображения творческого характера

Воображение и творчество являются одними из наиболее мощных движущих сил современного общества. В процессе творчества происходит эмоциональная разрядка, раскрывается потенциал личности, рождаются яркие идеи, создается нечто принципиально новое [1].

Становление и формирование творческого воображения происходит в детском возрасте, поэтому перед образовательными учреждениями стоит важная задача развития творческого воображения учащихся старшего дошкольного возраста и создания благоприятной почвы для детского самовыражения.

Главной особенностью формирования творческого воображения у детей является его привязанность к жизненному опыту и окружающей действительности. Ребенок должен учиться отражать предметы и явления, которые встречал в жизни или самостоятельно выдумал, посредством творчества. При этом полученные знания и эмоции могут находить выражение в самых разных видах искусства: рисунках, танцах, сочинении стихов, сказок и т.д. [3].

Детское воображение имеет принципиальные отличия от взрослого. Благодаря отсутствию многих шаблонов мышления, свойственных взрослым, детское творческое воображение нередко кажется свободным и очень богатым, однако на самом деле это не так. Восприятие и переработка образов, характерные для творчества, базируются на основе полученных знаний и жизненного опыта. С этой точки зрения детское воображение никак не может превосходить взрослое. А широта воображения проявляется лишь за счет отсутствия критического мышления, свойственного взрослым. Иными словами, дети свободно генерируют новые идеи, не боясь совершить ошибку [8].

По видам активности воображение принято различать на:

  • Активное, при котором образы создаются сознательно и по самостоятельному желанию ребенка;
  • Созерцательное, к которому относятся мечты, фантазии, сновидения;
  • Пассивное, формирующее образы произвольно и спонтанно.

Все перечисленные виды творческого воображения играют важную роль в жизни ребенка: они помогают познавать окружающий мир, восполнять пробелы в знаниях и собирать воедино разрозненные, обрывочные или недостаточные сведения о чем-либо.

Именно в старшем дошкольном возрасте детское воображение переходит в активную стадию и перерастает в осознанное творчество.

Условия правильного формирования творческого воображения у детей.

Задатки творческого воображения присутствуют практически у всех детей дошкольного возраста, однако оно не способно развиваться самостоятельно: для успешного и правильного формирования творческой личности ребенка необходима благоприятная почва [5].

Так, на начальных этапах становление творческого воображения у детей проходит под влиянием взрослых: родители и педагоги помогают ребенку в накоплении опыта и подталкивают его к произвольному созданию образов. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять воображение самостоятельно, максимально индивидуализируя процесс своего творчества, опираясь только на собственные знания и ощущения.

Одним из наиболее важных шагов на пути к правильному формированию воображения и раскрытию творческого потенциала ребенка, как ни странно, является его раннее физическое развитие. Так, накопить опыт, приобрести множество новых знаний об окружающем мире помогут занятия гимнастикой, плаваньем и другими видами активностей.

Кроме того, важную роль играет обстановка, в которой находится ребенок. Желательно, чтобы игры, круг общения и другие сферы его жизни немного опережали его собственное развитие, стимулируя тем самым к ускоренным темпам ознакомления с окружающей средой, быстрому приобретению новых знаний и навыков [2].

Еще одним необходимым условием формирования воображения у ребенка является свобода его творчества. Необходимо предоставлять ребенку самостоятельно выбирать вид творческой деятельности, чередовать занятия и контролировать их продолжительность. Одним словом, создавать благоприятную почву для творчества, не допуская, чтобы ребенок переутомился и процесс преобразования воображения в активное творчество стал вызывать негативные эмоции.

Именно удовольствие от процесса создания образов в воображении и последующее воплощение их посредством творчества является залогом полноценного самовыражения. При этом важно следить, чтобы характер творческого процесса требовал от ребенка максимальной концентрации и напряжения [7].

Важным условием для развития творческой личности, реализации творческого потенциала является и комфортная психологическая атмосфера, в которой растет и развивается ребенок. Задача взрослых – обеспечить ребенку чувство защищенности, спокойствия и поддержки в процессе творческих поисков. Дошкольник должен иметь достаточно свободного времени для самореализации и самовыражения. Не следует критиковать проявления детского воображения и результаты его творчества, терпеливо относясь к его выдумкам и с участием принимая его творческие неудачи.

Способы развития творческого воображения.

Существует несколько эффективных способов формирования и последующего полноценного развития воображения ребенка [3].

  • Обогащение жизненного опыта. Чем больше ребенок знает, чем шире диапазон знакомых ему эмоций, тем разнообразнее и ярче могут быть его фантазии.
  • Чтение. Погружение в мир книг, путешествия по неизведанным местам, знакомство с яркими героями – все это является мощным стимулом для развития воображения.
  • Сочинение. Самостоятельное придумывание историй, возможность наполнения их произвольными деталями также способствуют развитию творческого воображения малыша.
  • Рисование. Воссоздание придуманных образов посредством изобразительного искусства способствует не только активации творческого воображения, но и развитию абстрактно-логического мышления.

Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в процессе подготовки ребенка к последующему школьному обучению, поскольку при его отсутствии образовательная деятельность не может проходить в полной мере. Так, воображение помогает представить предметы и явления, которые не встречались ученику в реальной жизни: исторические события, географические объекты, взаимодействие химических элементов и т.д. [8].

Кроме того, развитие творческой личности ребенка является существенным вкладом в его сбалансированное психо-эмоциональное состояние. Даже если человек не наделен выдающимися талантами в том или ином виде искусства, выражение себя через творчество позволяет выплеснуть негативные эмоции, выразить свои чувства, страхи и переживания.

Благодаря воображению и последующим попыткам передать воображаемые образы посредством искусства ребенок развивает память, внимание, учится анализировать, создавать нечто новое. Во время изобразительной деятельности малыш развивает интуитивное и пространственное мышление, чувство цвета и формы, а сочинение стихов или сказок способствует развитию речевых навыков [4].

Такие качества воображения, как широта, самостоятельность, яркость формируются лишь при условии систематических творческих практик. За регулярностью этого процесса должны следить взрослые, направляя и подталкивая ребенка к творчеству, если тот ленится. Однако не следует навязывать малышу готовые темы для воображения: он должен самостоятельно разрабатывать образы, оперируя лишь собственными знаниями об окружающем мире.

Физические активности, развивающие игры, специальные упражнения – возможности для развития и правильного формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста множество. Однако, чтобы избежать стихийного развития творческого потенциала ребенка и добиться его высокого уровня, как родителям, так и педагогам следует уделять внимание систематическим занятиям в этой области [6].

Развитие творческого воображения у старших дошкольников способствует расширению кругозора, совершенствует познавательные процессы, формирует способность мыслить нешаблонно. От того, насколько развиты эти составляющие, во многом зависит не только творческий потенциал, но и весь процесс взаимодействия с окружающим миром ребенка в будущем. Так, способность нестандартно мыслить во взрослом возрасте помогает быстро находить пути решения проблем и творчески подходить к преодолению жизненных трудностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: «Просвещение», 2011. — 124 с.
  2. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий.- Смоленск: ООО Издательский дом, 2004. — С.214.
  3. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях формирования воображения у детей [Текст] /О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. — С.32.
  4. Закаулова, Н. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности и художественном творчестве [Текст]/Н.А. Закаулова// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2015. – № 33. – ART 132601. – URL: https://www.kids.covenok.ru/132601.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
  5. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.
  6. Кравцова, Е. Формирование воображения [Текст]/Е. Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. — С.17.
  7. Шинкарёва, Н. А. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. — 2021. — №9. — С. 1210-1213. — URL https://moluch.ru/archive/113/29439/ (дата обращения: 26.05.2019).
  8. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст]/Н.А. Шинкарева// Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055. — URL https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 26.05.2019).

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005892

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]