Презентация на тему «Дисграфия»презентация к уроку по логопедии по теме


Дисграфия

  • Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:

__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Игра “Отгадайте, кого я называю?”

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Игра “Перевёртыши”.

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Игра “Цепочка”.

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Игра «Имя сказочного персонажа»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с набором слов.

Имя сказочного персонажа

Презентация на тему «Дисграфия»презентация к уроку по логопедии по теме

Слайд 1

ДИСГРАФИЯ Учитель-логопед Горская Алла Григорьевна

Слайд 2

Дисграфия имеет тенденцию к росту:

Слайд 3

Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо . Дисграфия – (« графо»-пишу, « дис »- расстройство)

Слайд 4

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: Слуховой дифференциации звуков; Правильного произношения звуков; Языкового анализа и синтеза; Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение);

Слайд 5

Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Невербальный интеллект Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.

Слайд 6

Какие же причины приводят к нарушению письма? Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери. Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с: — соматическими заболеваниями; — наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. — несформированность высших психических функций.

Слайд 7

Предпосылки дисграфии : 1. Если ребенок левша. 2. В семье говорят на двух или более языках. 3 . Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 4 . Если несформированны зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. 5. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 6 . Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: (мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих, хвуков [ Р ] , [ Л ] , [ Й ] ) 7. Несформированность : грамматических систем словообразования и словоизменения; простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.

Слайд 8

Виды дисграфии :

Слайд 9

1. Акустическая форма дисграфии . Причиной возникновения этого вида является трудности слуховой дифференциации звуков речи . Проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи эти звуки произносятся правильно.

Слайд 10

Смешиваются следующие фонемы обозначающие звонкие — глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Звуки ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: » писмо «, » лубит «, » больит » и т.д.

Слайд 11

Образец письма при акустической дисграфии .

Слайд 12

2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии . Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание. (пишет так, как произносит)

Слайд 13

замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а — ко з а Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы — рукави т ы П-Б б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик )

Слайд 14

О бразец письма при артикуляторно -акустической дисграфии .

Слайд 15

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Слайд 16

Ошибки анализа и синтеза 1. Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) « цвтыстятстле » вместо «цветы стоят на столе» 2. Несформированность деления слов на слоги: — пропуск слогов («моток» вместо «молоток»); — добавление лишних слогов (« молототок ») — перестановка слогов (« мотолок »); 3. Несформированность деления слов на звуки: — пропуски гласных букв (« трктор » — «трактор») — вставка лишних букв (« стлол » – «стол»); — перестановка букв (« турба » – «труба»)

Слайд 17

Образец письма при дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

Слайд 18

4. Оптическая дисграфия . Связан с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему одинаковыми. Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью у него зрительно-пространственных представлений. П роявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Слайд 19

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме при оптической дисграфии : Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш; ц-щ; п-т; л-м. Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв в-д; б-д; ш-т. Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е, з, с, к…

Слайд 20

Образец письма при оптической дисграфии .

Слайд 21

5. Аграмматическая дисграфия . Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении . — Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). — Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Слайд 22

Ошибки : Аграмматическая дисграфия . Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями; Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями; Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения; Грубые нарушения последовательности слов; Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение); Замена форм ед.числа существительными мн.числа ; Замена окончаний; Замены приставок, суффиксов ( словообразование).

Слайд 23

Образец письма при аграматической дисграфии .

Слайд 24

В основе несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная дисграфия

Слайд 25

Образец письма при смешанной дисграфии .

Слайд 26

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Слайд 27

КОНЕЦ

Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики. — презентация


Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики
Дисграфия это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Акустическая дисграфия Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).

Пример: 1. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) звонкие-глухие (ТЫМ – ДЫМ) 2. Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

Артикуляторно-акустическая дисграфия Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.

Пример: Если ребёнок говорит САРФ вместо ШАРФ или ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то чаще всего именно так он и пишет эти слова.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки: пропуски согласных; пропуски гласных; перестановки букв; добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов; раздельное написание слов; слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня.

Пример: 1.Белка сидит НАВЕТКЕ. 2.Миша вышел на У ЛИЦУ. 3.плюшевого — плюшегово, ковром — корвом, на лугах – на галух 4.санки — снки, кричат – кичат 5.весна — весена, школа – шекола, ноябрь — ноябарь, дружно — дружено, Александр – Александар

Аграмматическая дисграфия Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. Характерные ошибки: изменение падежных окончаний; неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.

Пример: козлята – козлёнки много деревов над столом – на столом около него –около ним дети бежит

Оптическая дисграфия Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Характерные ошибки: замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М); Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т) — недописывание элементов буквы — «зеркальное» изображение букв

Пример: не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у» добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д. неправильное расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв

Смешанная форма дисграфии несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма

Пути коррекции: правильное произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи развитие зрительного и слухового внимания развитие фонематического слуха развитие звукового анализа и синтеза слов развитие грамматического строя речи

На что нужно обратить особое внимание : 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 3. Если в семье говорят на двух или более языках 4. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (если у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению.) 5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 6. На письме наблюдается — смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. — ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). — смешение гласных о-у, ё-ю, согласных р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). — пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта — парта, моко — молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые Родители! Если вы заметили специфические ошибки в тетрадях вашего ребенка, необходимо проконсультироваться с логопедом!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]